Научная статья на тему 'Местная периодика в Московском мегаполисе'

Местная периодика в Московском мегаполисе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПЕРИОДИКА / БЕСПЛАТНЫЕ ГАЗЕТЫ / ЦЕНЗУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Золотых А. Д.

С середины 1990-х гг. в Москве сформирована уникальная типологическая группа местной периодической печати. Это бесплатные издания, выходящие в условиях негласной цензуры со стороны учредителей – местных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Местная периодика в Московском мегаполисе»

УДК 070

МЕСТНАЯ ПЕРИОДИКА В МОСКОВСКОМ МЕГАПОЛИСЕ

Мocковский государственный университет им. М. В. Ломоносова

А. Д. Золотых

С середины 1990-х гг. в Москве сформирована уникальная типологическая группа местной периодической печати. Это бесплатные издания, выходящие в условиях негласной цензуры со стороны учредителей - местных властей.

Ключевые слова: местная периодика, бесплатные газеты, цензура.

е-mail:

azl_46@mail.ru

Местная периодика Москвы во многом обязана процессу политического, социального и экономического переустройства страны, начало которому было положено в 1990-е годы минувшего столетия. Как известно, до этого в советский период в столице в условиях жесткого партийного и идеологического контроля выпускались многотиражные, городские и, естественно, центральные издания. Развитие рыночных отношений, новое административно-территориальное деление с прицелом на создание местного самоуправления способствовали формированию, хотя и медленному, местных сообществ в рамках столицы. Это, а также законодательно закрепленная свобода слова, давало надежду на реализацию привлекательных, а главное - независимых от власти медийных проектов, рассчитанных на местные сообщества.

Поначалу у первых очень немногочисленных местных изданий, возникших в Москве в 1996 - 1997 гг., действительно не было жесткой привязки к властным структурам. Такие газеты как «Персей», выходивший в Чертаново, «Наш район Южнопортовый» и ряд других могли проводить самостоятельную редакционную политику: в чем-то не соглашаться с представителями районной власти, спорить, вести дискуссию по проблемным и довольно острым вопросам местной жизни [1, с. 38].

Однако чем больший интерес проявляла городская администрация к созданию единого и контролируемого информационного пространства на городском и районном уровне, тем меньше оставалось свободы для маневра и возможностей для реализации независимых медийных проектов в рамках местных сообществ. С 1998 г. стал проводиться городской конкурс «Информируем из первых рук», победители которого за успешное сотрудничество с районной, окружной и городской властью награждались грамотой. Помимо возросшей активности властных структур на информационном поле, возникли еще и серьезные финансовые проблемы. К 2005 г. были упразднены льготы, действующие в отношении всех средств массовой информации страны. А затем была прекращена федеральная финансовая поддержка муниципальных печатных изданий.

Между тем в районах столицы управы и органы местного самоуправления в лице муниципалитетов, которые были созданы в 2003 г., в массовом порядке становились

304853530248313231013132230000005301

учредителями местных газет. К 2010 г. в Москве в 125 районах выходило уже около 180 таких изданий. И учредителями подавляющего большинства из них были управы и муниципалитеты. Формат каждого из местных газетных изданий - А-3, объем - от 4 полос до 12, периодичность - раз в месяц. Совокупный единоразовый тираж этой периодики составлял более 4 млн. экз.

Помимо того, издавалось 10 окружных печатных органов префектур, которые, на наш взгляд, заслуживают отдельного рассмотрения. Каждая окружная газета выходит тиражом около 450 тысяч экз., в то время как районные - от 10 тысяч экз. до 60 тысяч.

За 14 минувших лет московская местная периодика во многом превратилась в уникальный медийный продукт. Это бесплатная пресса, выпуск которой городской казне обходится в немалую сумму: около 200 млн. рублей в год. Уникальность таких газет заключается ещё и в том, что они попадают в почтовый ящик практически каждой московской семьи.

Итак, налицо тотальный информационный охват населения Москвы местной периодикой. Но насколько она востребована москвичами? Насколько отвечает их чаяниям и запросам? Наконец, насколько она отражает социальные, политические и хозяйственные проблемы местных сообществ? Для того чтобы это понять, познакомимся с предметно-тематическими характеристиками некоторых изданий.

Рассмотрим газету «Преображенка» за январь 2011 г.. Учредителями этого восьмиполосного полноцветного издания являются управа района Преображенское и муниципалитет. Первую полосу газеты занимает дежурное интервью с главой управы Сергеем Баташовым, проиллюстрированное его портретным снимком на четверть газетной площади, а также официальное сообщение о благотворительной акции.

На второй полосе под полосной рубрикой «Правопорядок» опубликованы материалы «Трудовые будни в праздничные дни» и «Отчет в режиме диалога». Первый представляет собой отчет заместителя начальника ОВД по району Преображенское о работе милиции в праздничные дни. Во втором идет речь об огтчетной встрече участковых уполномоченных милиции с жителями района, в которой приняли участие глава района Сергей Баташов и руководитель внутригородского муниципального образования Григорий Петушков. Они же представлены на фото, подверстанном к материалу. В подвале страницы - объявление о конкурсе на замещение государственных должностей государственной гражданской службы и ряд других сообщений административных органов района.

На третьей полосе под рубрикой «Актуально» напечатаны ответы Баташова и Петушкова на вопросы жителей (сопровождаемые портретными снимками руководителей), дан дополнительный список кандидатов в присяжные заседатели и тех, кто из него исключен, поздравление управы и муниципалитета некоторым жителям района по случаю их юбилея. Заметка «С Рождеством!» о рождественском обеде для ветеранов войны и труда, организованном исполнительной властью района и местным самоуправлением, «украшена» очередным изображением главы управы.

«Персона» - так именуется рубрика четвертой полосы. Однако лишь интервью с певицей Тамарой Гвердцители соответствует названию рубрики. Хотя выбор персоны довольно странен. Неужели на территории района нет интересных людей, о которых можно рассказать, энтузиастов-общественников, работающих на благо людей? Вторую половину полосы занимает официоз - новые тарифы на ЖКХ, расценки на установку приборов учета воды, сообщение управления социальной защиты населения района Преображенское.

Материалы пятой полосы размещены под рубрикой «Муниципалитет». Это проиллюстрированные сообщения о досуговой и спортивно-массовой работе органов местного самоуправления с населением по месту жительства. В одном из них упоминается руководитель внутригородского муниципального образования Григорий Петушков.

Рубрики «Депутатские будни» и «Официально» на шестой и седьмой полосе говорят сами за себя. Под первой публикуется отчет о заседании муниципального Соб-

рания внутригородского муниципального образования Преображенское с непременным упоминанием руководителя муниципального образования и главы управы и, естественно, их фотоснимком. Под рубрикой «Официально» размещены нормативные акты, принятые муниципальным Собранием.

На восьмой полосе под рубрикой «Образ жизни» публикуется интервью с руководителем муниципального образования Григорием Петушковым, посвященным Году спорта и здорового образа жизни, а также заметка о том, как провели зимние каникулы юные регбисты из команды «Трэшерс».

Как видим, особым тематическим разнообразием этот номер газеты не отличается. В нем присутствует более чем солидная доля официоза. Практически от первой и до последней полосы на страницах «Преображенки» в той или иной форме представлены руководители районной исполнительной власти и органов местного самоуправления. На восьми полосах размещено шесть их фотографий.

Под стать тематике и жанровый комплекс. В газете увидели свет 35 материалов. 22 из них являются официальными сообщениями, 4 - отчеты с изрядной долей официоза и 3 - интервью. При этом у двух из них совершенно очевидно имиджевое нзна-чение, как и у обильного количества фотографий руководителей исполнительной и муниципальной власти района. Таким образом, лишь восемь материалов, занимающих 20 процентов газетного пространства, можно отнести к собственно журналистским. Да и то это будет, наверное, не совсем корректно, поскольку все они в той или иной мере касаются реализации полномочий органов власти. Остальные 80 проц. материалов - это официоз.

По тематическому и жанровому наполнению, а также представленности официальных лиц и официоза рассмотреныый номер газеты мало чем отличаются и номера «Преображенки» за февраль, март и апрель.

У газеты «Районные будни», учредителями которой являются управа и муниципалитет района Выхино-Жулебино, иные полосные рубрики: «Официально», «Актуально», «События. Факты. Комментарии», «Общество», «Муниципальное Собрание», «Информбюро» и «Время. События. Люди». Однако содержание этого издания практически такое же. С первой и до последней полосы номера за ноябрь и декабрь 2010 г. и январь-февраль-март нынешнего года в основном заполнено официозом и пиар-заметками.

Не блещут разнообразием тем и газеты «Ямское поле», «Западное Дегунино», «Головинские вести», «Покровское Стрешнево», «Сокол», «Известия Южного Тушина», «На Западе Москвы. Можайский», «На Западе Москвы. Внуково», «Куркино». На страницах этих изданий в 2010 - 2011 гг. до 90 процентов газетной площади, а то и более, занято различной официальной информацией, а также материалами, направленными на создание благоприятного имиджа представителей районной исполнительной и муниципальной власти.

Встречаются издания, которые от первой и до последней страницы заполнены лишь нормативными актами и документами. Так, в январском (2011 г.) номере газеты «Вестник муниципального образования Филевский парк», состоящем из четырех полос, не нашлось места не только для информации о жизни муниципального образования, но даже для иллюстраций. Сплошь от первой и до последней страницы в нем помещены документы муниципального Собрания.

Точно такими же оказались номера этого издания за февраль и март. В сущности, «Вестник муниципального образования Филевский парк» превратился в бюллетень нормативных актов, который мало интересен жителям Филей. Идентичное содержание у номеров газеты «Аэропорт муниципальный». И подобных изданий в Москве становится все больше.

Конечно, есть в столице местные газеты и с более интересным и разнообразным содержанием, как в тематическом, так и в жанровом отношении. Но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Ведь с тех пор, как управы и органы местного само-

управления стали учредителями местных изданий, заняв, таким образом, практически всю информационную нишу на уровне местных сообществ, они, превратились в приоритетных распорядителей полученного печатного пространства и заполняют его согласно своим первоочередным запросам и потребностям.

В первоочередном порядке печатаются различные нормативные акты и документы, которые по закону вступают в действие лишь после того, как выйдут в свет в печатных средствах массовой информации, а также сообщения, связанные с реализацией органами местного самоуправления своих полномочий. Наряду с этим, получает приоритет «актуальная» информация, спущенная сверху: из различных департаментов и комитетов правительства Москвы, из Московской городской Думы, из Роспож-надзора, из Пенсионного фонда России, из Федеральной налоговой службы и прочих ведомств. Обязательна к размещению и информация о ходе выполнения различных городских программ, принятых столичным правительством [2, с. 53].

Журналисты подавляющего большинства местных газет столицы не очень-то утруждают себя переработкой подобной информации с целью подготовки более интересного журналистского материала. И не потому, что не хватает времени, а потому, что управа или же муниципалитет требуют непременного сохранения бюрократического стиля вплоть до последней запятой.

Приоритет властей на информирование местной общественности привел к тому, что страницы местной прессы до предела забиваются однотипной официальной информацией. Неизбежным итогом такого информирования, в свою очередь, становится чудовищная деформация реальной картины московской жизни на местах. Газеты и социумы районов как бы существуют в параллельных мирах. Мир первых - это парадные отчеты о делах начальников различных ведомств и учреждений, победные реляции и рапорты представителей различных уровней власти, официальные церемонии и нормотворчество. Мир вторых полон реальных каждодневных сложностей и животрепещущих проблем: молодежная безработица и молодежный экстремизм, наркомания и алкоголизм, нелегальная миграция, плохая работа ДЕЗов, наконец, конфликты по поводу парковок, точечного строительства, создания товариществ собственников жилья и многое другое Но даже слабым эхом вся эта социальная проблематика не доносится со страниц районных и муниципальных газет.

В чем предназначение местных СМИ? Очевидно, прежде всего в том, чтобы тиражировать информацию и идеи, представляющих общественный интерес, служить трибуной для общественных дискуссий и конструктивного диалога с представителями властей, вести откровенный и заинтересованный разговор с читателями о том, что в первую очередь их волнует и беспокоит. Такая периодика, наверное, вполне могла бы стать и инструментом консолидации местных сообществ, пробуждения общественной инициативы, приобщения людей к местным делам, наконец, создания реального гражданского общества. С ее помощью можно было бы контролировать деятельность органов исполнительной и муниципальной власти, которая отнюдь не безупречна.

Но как раз-то все это и не соответствует интересам управ и муниципалитетов. Им, как и представителям властей других уровней, местная пресса нужна в качестве верной и безропотной служанки. Посему повсеместно наблюдается вмешательство учредителей (управ и муниципалитетов) в деятельность редакционных коллективов. Темы публикаций обязательно согласовываются. План номера и сверрстанные полосы просматриваются. Материалы, не устраивающие учредителя, снимаются. Порой доходит до нелепого. Некоторые руководители районной исполнительной и муниципальной власти вместо того, чтобы заниматься своими делами, засучив рукава, с увлечением перекраивают содержание газеты. Бывает и такое, что без их визы не дозволяется сдавать газету в печать.

По сути дела, местная пресса столицы стала выходить в условиях серьезных негласных цензурных ограничений. Между тем статья 3 Закона о СМИ гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учрежде-

ний или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается». На практике же в столице на местном уровне повсеместно обнаруживаются нарушения Закона.

Помимо того, на состоянии местной печати Москвы, качестве формируемого ею информационного потока сказывается существующая ныне система конкурсного отбора творческих сотрудников редакций. Согласно Федеральному закону № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», учредители местных газет проводят конкурсные процедуры на оказание информационных услуг. На подготовку соответствующих документов, а также участие в конкурсе, котировке или же аукционе у главных редакторов уходит, как минимум два, а то и три, месяца - в ущерб реализации творческих планов.

Главным итогом такого размещения государственного и муниципального заказа становится унизительная зависимость творческих коллективов от бюджетных денег учредителей. Среди журналистов срабатывает эффект самоограничения: острых тем не касаться, проблемных материалов не публиковать, никаких дискуссий и обсуждений вопросов, волнующих местную общественность, не вести: очередной конкурс, котировка или же аукцион могут стать роковыми для творческого коллектива, проявившего самостоятельность. Эта постоянная угроза нависает над журналистами как дамоклов меч.

Порядок финансирования местных газет посредством проведения конкурса таков, что не способствует стабильности кадрового состава редакционных коллективов, их более основательному знакомству с хозяйственной и социальной жизнью районов, людьми, которые здесь живут. Ведь сегодня, согласно итогам конкурса, право выпускать газету получают одни редакции, а завтра, возможно его получат и другие.

При этом в ходе конкурсных процедур в выигрыше оказываются те, кто опускает цену ниже той, что заявлена в лоте. Но низкая цена издания печатного органа означает и соответствующий уровень качества подготовленных текстов. В итоге, столичные районные и муниципальные газеты начали издавать люди, не имеющие никакого отношения к журналистике. Для них главный критерий - не профессионализм, а возможность доступа к бюджетным деньгам.

В качестве суррогатного варианта редакционных коллективов появилось изрядное количество издательских конторок, претендующих на выпуск местных изданий.. Такие конторки, участвуя в конкурсных процедурах, активно занимаются снижением первоначально заявленной в ходе конкурсной процедуры цены и, таким образом, получают желаемый муниципальный заказ. Затем нанимаются литературные «рабы», которые наскоро делают номера газет из официоза, который поставляется из кабинетов районных управ и муниципалитетов. Некоторыми из таких контор освоение бюджетных денег поставлено на поток: они издает до трех и более местных газет. Это, в сущности, и не газеты, а своего рода печатные клоны. Они не отличаются друг от друга ни по внешнему виду, ни по содержанию. В них нет ни одного живого слова, ни одной заметки, затрагивающей местные проблемы, а размещается только информация, соответствующая полномочиям заказчиков - управ и муниципалитетов.

Если следовать букве закона, то нарушений здесь нет. Местные газеты, учрежденные органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны лишь информировать о реализации этими властными структурами своих полномочий. Если же там увидят свет материалы на другие темы, то у проверяющих из Контрольноревизионного управления или же из Контрольно-счетной палаты Москвы обязательно возникнет вопрос: почему допущено нецелевое расходование бюджетных средств?

Коммерческую рекламу в изданиях месчтного самоуправления по закону размещать запрещено. Некоторые редакционные коллективы все же пытаются поправить свои бюджеты за счет публикации коммерческих объявлений. Но, как правило, такое нецелевое использование газетных площадей очень редко им сходит с рук. Визит инспекторов из Контрольно-счетной палаты столицы заканчивается переводом заработанных рекламных денег в городскую казну.

Итак, можно сделать вывод, что нынешняя система московской местной печати, которая формировалась на протяжении минувших 14 лет, в ряде аспектов своей деятельности не отвечает потребностям и запросам местных сообществ. Она находится в полной финансовой зависимости от учредителей, управ и муниципалитетов, и функционирует в условиях негласной, но, тем не менее, жесткой цензуры. Это привело к резкому обеднению содержания газет, их превращению в своего рода бумажные доски официальных объявлений и сообщений, в пиар-листки.

Столице, как и другим городам России, нужна независимая печать. Только такая печать может стать отражением действительных социальных, политических и хозяйственных процессов в недрах местных сообществ. Поэтому необходимо покончить с практикой учредительства газет местными властями, а этим правом наделить редакции местных газет. Конечно же, органам власти необходимо информировать общественность о своей законотворческой и иной деятельности. Но это можно делать в рамках договорных отношений, согласно которым официальные материалы, естественно не безвозмездно, будут размещаться на определенной части газетной площади.

Но и при такой постановке дела местным газетам без государственной поддерж- ки не обойтись. Но поддержка должна быть такой, чтобы не приводить к очередному закабалению творческих коллективов. В этом отношении было бы неплохо присмотреться к опыту скандинавских стран. Там локальным газетам предоставлялись льготы на приобретение бумаги, почтовые и телефонные услуги, аренду помещений и т.д.

Вопрос финансовой независимости местной печати - это еще и вопрос политический. Верховная российская власть не отрицает важности и нужности построения гражданского общества. Но вместе с тем она должна прийти к пониманию того, что здание этого общества должно возводиться на прочном фундаменте местных сообществ. А роль средств массовой информации в создании такого фундамента неоценима.

Список литературы

1. Блинова А. Как не стать соседями по коммуналке, или зачем газетам власти доверие читателя? Ориентиры социального партнерства. Информационно-методический бюллетень -№ 3 - 4 - М., 2009.

2. Алимжанова Н. Круг замкнулся. Ориентиры социального партнерства. Информационно-методический бюллетень - № 3 - 4 - М., 2009. - С. 53.

3. Золотых А. Д. Столичная местная пресса: проблемы и перспективы. СМИ в публичной сфере. Материалы международной научно-практической конференции «Журналистика 2010». - М., 2011.

4. Сеславинский М. Муниципальная пресса на рынке // Журналист. - 2007. - № 12.

5. Вербкин В. А. Информационные потребности социума и местные СМИ: особенности взаимовлияния в современных условиях. Журналистика и медиаобразование в XXI веке. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2006.

6. Полянская Н. В. Взаимодействие местных органов власти и СМИ. Журналистика и медиаобразование. Сборников трудов III Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2008.

A. D. Zolotykh

Moscow State Lomonosov University е-mail:

azl_46@mail.ru

LOCAL PRESS IN MOSCOW MEGALOPOLIS

In Moscow megalopolis the local press was formed during last 14 years. First of all, it’s a free press. Secondly, it’s published in conditions of censorship by the side of the founders - local powers.

Key words: local press, Moscow, free newspapers, censorship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.