Научная статья на тему 'Меры по защите прав и свобод граждан от общественно опасных деяний, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями'

Меры по защите прав и свобод граждан от общественно опасных деяний, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / ЗАЩИТА / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS / PROTECTION / ENFORCEMENT MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазин Сергей Тихонович

Статья посвящена вопросам, связанным с эффективностью мер по работе с лицами, страдающими психическими заболеваниями и склонными к совершению преступлений. Автор указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства, связанного с принудительным лечением лиц, относящихся к категории психологического риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сазин Сергей Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures to defense rights and freedoms of nationals against antisocial actions committed by persons suffering from mental diseases

The article is devoted to questions related to improving the measures on work with persons suffering from mental illnesses and prone to commit crimes. The author points to the need for improvement of the current legislation concerning compulsory treatment of persons belonging to the category of psychological risk.

Текст научной работы на тему «Меры по защите прав и свобод граждан от общественно опасных деяний, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями»

Сазин Сергей Тихонович

кандидат юридических наук,

руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области (e-mail: sledkomorel@yandex.ru)

Меры по защите прав и свобод граждан от общественно опасных деяний, совершаемых лицами, страдающими психическими заболеваниями

Статья посвящена вопросам, связанным с эффективностью мер по работе с лицами, страдающими психическими заболеваниями и склонными к совершению преступлений. Автор указывает на необходимость совершенствования действующего законодательства, связанного с принудительным лечением лиц, относящихся к категории психологического риска.

Ключевые слова: права и свободы граждан, защита, принудительные меры.

S.T. Sazin, Master of Law, Head of Orlovsky Department of Investigating Committee of the Russian Federation; e-mail: sledkomorel@yandex.ru

Measures to defense rights and freedoms of nationals against antisocial actions committed by persons suffering from mental diseases

The article is devoted to questions related to improving the measures on work with persons suffering from mental illnesses and prone to commit crimes. The author points to the need for improvement of the current legislation concerning compulsory treatment of persons belonging to the category of psychological risk. Key words: rights and freedoms of citizens, protection, enforcement measures.

Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [1]; указанная конституционная норма находится в неразрывной правовой связи со ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство признается основным гарантом прав и свобод человека и гражданина, защита которых осуществляется всеми государственными органами.

С начала 2000 г. и по настоящее время количество преступлений, совершенных лицами, страдающими психическими заболеваниями, увеличилось в два раза, в большинстве случаев данной категорией лиц совершаются преступления против личности. Например, в 2011-2012 гг. только в Орловской области каждое шестое убийство совершено гражданами в состоянии невменяемости [2].

Проведенный анализ статистики совершенных преступлений за указанный период показывает, что особенно широкий общественный резонанс имеют общественно опасные деяния,

подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ст. 105, ч. 4 ст. 111 УК РФ [3], совершенные лицами, страдающими психическими заболеваниями. Представляется, что это связано с тем, что жертвами психически больных обычно становятся незащищенные слои населения, такие как малолетние дети, инвалиды и пожилые граждане. Одним из ярких примеров необъяснимого поведения является преступление, совершенное весной 2013 г. в Московской области, когда женщина в состоянии психоза выбросила с 15-го этажа многоквартирного жилого дома двоих детей - семи и четырех лет [10]. В Орловской области судом назначены принудительные меры медицинского характера нескольким женщинам, совершившим или покушавшимся на убийства собственных детей: жительнице г. Орла, поместившей своего новорожденного ребенка в холодильник, а затем пытавшейся похитить двух малолетних детей с попыткой убийства матери одного из них; жительнице г. Мценска, пытавшейся покончить жизнь самоубийством и убить свою дочь; жительнице Ливенского района, вынесшей своего двухмесячного ребенка на снег, в результате чего он умер.

122

Все вышеперечисленное доказывает, что на сегодняшний день усиленного внимания требует вопрос законодательного регулирования профилактики преступности среди лиц, страдающих психическими заболеваниями. Для предотвращения преступлений, совершаемых вышеуказанной категорией лиц, необходим должный контроль со стороны участкового психиатра, участкового уполномоченного полиции за поведением психически больных граждан в быту и в целом за состоянием их здоровья путем внесения соответствующих изменений в Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [5].

Правоприменительная практика показывает, что граждане, страдающие психическими отклонениями, нередко перед совершением преступлений обращаются в различные инстанции с письменными жалобами о личной неприязни к конкретным лицам. Из текста таких обращений, из стиля их написания и оформления возможно предусмотреть, что их писал психически больной человек, который может представлять реальную угрозу для жизни и здоровья окружающих его людей, однако практика работы должностных лиц организаций при рассмотрении необычных обращений граждан не предусматривает их последующей проверки на вменяемость. В данном случае для решения сложившейся проблемы, по нашему мнению, необходимо разработать межведомственную Инструкцию по обмену информацией между организациями и учреждениями при рассмотрении обращений, заявлений и писем граждан, в которых явно и однозначно усматриваются признаки отклонений, с целью их дальнейшей проверки соответствующим лечебным учреждением для рассмотрения вопроса о постановке на учет к психиатру и осуществлении соответствующего лечения.

Рассматривая вопрос о принудительном лечении психически больных лиц, необходимо обратиться к недавнему прошлому. Так, ст. 59 УК РСФСР предусматривала принудительное лечение психически больных в психиатрическом стационаре [6, с. 497], назначение психиатрического обследования относилось к исключительной компетенции суда по решению органов следствия в отношении тех лиц, психическое состояние которых они считали не соответствующим норме. Данные меры в СССР носили массовый характер, отличались особой жестокостью и имели своей основной целью борьбу с инакомыслием. В случае признания политического инакомыслящего невменяемым он, согласно решению суда, помещался в психи-

атрическую больницу на бессрочное - до полного «выздоровления» - лечение, обвиняемые не имели права на обжалование, родственники или другие заинтересованные граждане не имели права привлечь других психиатров для участия в процессе, поскольку психиатры, привлекавшиеся для участия в процессе государством, считались в равной мере «независимыми» и заслуживающими доверия перед законом [7, с. 249]. Вышеуказанная норма носила двоякий характер: с одной стороны, она являлась неправомерной, использовалась исключительно в политических целях, в нарушение основных прав и свобод человека и гражданина, а с другой стороны, была средством предотвращения и снижения уровня преступности психически больных лиц.

Действующий Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ч. 1 ст. 4) установил добровольный характер оказания психиатрической помощи при обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом преимущественно гражданам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, а также лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания. Таким образом, принудительное лечение психически неуравновешенных граждан, склонных к совершению преступлений,возникает непосредственно после совершения ими уголовно наказуемого деяния, что и является основным фактором роста преступности среди категории граждан, относящихся к группе психологического риска.

Данные нормы являются проявлением недостаточной эффективности действующего механизма изоляции опасных психически больных людей от окружающего их общества.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), в целях наиболее полной реализации указанного конституционного принципа представляется необходимым внесение изменений в законодательство Российской Федерации, а именно:

дополнить ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» словами: «По истечении трех суток лицо, отказавшееся от лечения, обязано прибыть в психиатрическое учреждение для освидетельствования. В случаях, когда такая

123

обязанность не может быть исполнена, исполнение обязанности обеспечивается законным представителем»;

дополнить ч. 2 ст. 23 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» после слов: «Психиатрическое освидетельствование, а также профилактические осмотры проводятся по просьбе или с согласия обследуемого» словами: «Психиатрическое освидетельствование может также проводиться по письменному заявлению граждан, ставших субъектами посягательств психически больных лиц, на основании решения суда»;

внести изменение в ч. 1 ст. 97 УК РФ, согласно которому судебно-психиатрическая экспертиза, а также принудительные меры медицинского характера для психически больных лиц могут быть назначены по решению суда в течение двадцати четырех часов с момента обращения граждан в полицию с заявлением о попытке совершения в отношении их общественно опасного деяния.

Ввиду сложной криминалистической обстановки в Российской Федерации необходимо при отказе от лечения психически больного лица либо его законных представителей назначать комиссию врачей-психиатров для дачи заключения о возможности его освобождения от назначенного лечения. Представляется целесообразным также введение повсеместного учета психически больных, представляющих общественную опасность, ведение соответствующих картотек по направлениям их психического расстройства, например их склонности к сексуальным преступлениям, поджогам, преступлениям против личности. За указанным контингентом больных необходимо осуществлять активное наблюдение с периодическим осмотром не реже одного раза в месяц. Надзор за больными, состоящими на специальном учете, необходимо осуществлять совместно с органами полиции, которые должны информировать участкового психиатра об изменении состояния больного. Сотрудникам органов внутренних дел следует ежемесячно проводить профилактические действия, направленные на общение с лицами,

страдающими психическими заболеваниями, а также лицами, окружающими их, с целью выявления признаков улучшения или ухудшения состояния лица. Для проведения такого вида работ считаем допустимым закрепить предлагаемую норму в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [8], согласно которой в каждом отделе полиции ввести должность штатного сотрудника, обладающего знаниями по психологии и психиатрии, ответственного за работу со специальным контингентом граждан, относящихся к психологической группе риска.

Снижению уровня преступности может способствовать также усиление надзора со стороны органов прокуратуры за действиями органов внутренних дел и специализированных медицинских учреждений, а также иными органами, работающими с данной категорией граждан.

Часть 1 ст. 128 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Однако отдельной статьи, предусматривающей ответственность комиссии врачей, составляющей заключение о возможности освобождения лица из специализированного учреждения, УК РФ не предусмотрено. Так, в случае врачебной ошибки при составлении комиссией врачей-психиатров заключения о возможности освобождения лица данные действия квалифицируются как «халатность» в соответствии со ст. 293 УК РФ. Иными словами, необходима отдельная норма УК РФ, предусматривающая ответственность комиссии врачей либо лечащего врача, принявшего решение о возможности проживания психически больного человека в обществе, повлекшее причинение смерти либо вреда здоровью человеку, а также причинение значительного ущерба гражданину.

Подводя итоги вышеизложенного, предположим, что предложенные выше изменения и дополнения в действующее законодательство Российской Федерации позволят полностью активизировать меры, предпринимаемые для снижения уровня преступности в России.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. 21 янв.

2. URL: http://orel.sledcom.ru/

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

1. Constitution of the Russian Federation: accepted by voting of Dec. 12, 1993 (included changes of 30.12.2008 № 6-FCL, 30.12.2008 № 7-FCL) // Rus. newsp. 2009. Jan. 21.

2. URL: http://orel.sledcom.ru/

3. Criminal code of the Russian Federation of June 13, 1996 № 63-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 25. Art. 2954.

4. URL: http://www.interfax.ru/

124

4. URL: http://Www.interfax.ru/

5. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон РФ от 2 июля 1992 № 3185-1// Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

6. Уголовный кодекс РСФСР: утв. Верховным Советом РСФСР 27 окт. 1960 // Свод законов РСФСР. Т. 8.

7. Черепанов М. Жертвы принудительного лечения // Казанские ведомости. 2004.

8. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 № 3-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5. About psychological treatment and guarantees of citizen rights in its provision: law of the Russian Federation of July 2, 1992 № 3185-1 // Bull. of the Congress deputies public and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992. № 33. Art. 1913.

6. Criminal code of USSR: accepted by the Supreme Council of the RSFSR of Oct. 27, 1960 // Statute-book of RSFSR. Vol. 8.

7. Cherepanov M. Victims of forced treatment // Kazan statements. 2004.

8. About police: led. lawofFebr. 7. 2011 № 3-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.