Научная статья на тему 'Меры по совершенствованию законодательства в сфере противодействия терроризму'

Меры по совершенствованию законодательства в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3311
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕРРОРИЗМ / УГРОЗА ТЕРРОРИЗМА / CRIMINAL LAW / CRIMINAL PROCEDURE / TERRORISM / THE THREAT OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Андрей Юрьевич, Башкатов Игорь Владимирович

В работе рассматриваются вопросы оптимизации юридических мер по борьбе с терроризмом, дается анализ способов и форм борьбы с терроризмом, предлагаются меры по совершенствованию законодательного регулирования противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO IMPROVE THE LEGISLATION IN COUNTERING TERRORISM

The article considered the questions the optimization of juridical measures against terrorism, analyzes the methods and forms of counterterrorism measures are proposed to improve the legal regulation of counterterrorism.

Текст научной работы на тему «Меры по совершенствованию законодательства в сфере противодействия терроризму»

А. Ю. Румянцев,* И. В. Башкатов**

МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Ключевые слова: уголовное право, уголовный процесс, терроризм, угроза терроризма.

Аннотация: в работе рассматриваются вопросы оптимизации юридических мер по борьбе с терроризмом, дается анализ способов и форм борьбы с терроризмом, предлагаются меры по совершенствованию законодательного регулирования противодействия терроризму.

Key words: criminal law, criminal procedure, terrorism, the threat of terrorism. Summary: The article considered the questions the optimization of juridical measures against terrorism, analyzes the methods and forms of counter-terrorism measures are proposed to improve the legal regulation of counter-terrorism.

Для того чтобы разработать эффективную научную теорию раскрытия, расследования и предотвращения преступлений террористического характера, необходимо сначала охарактеризовать сущность такого рода преступлений и меры противодействия им, нашедшие отражение в теории, Российском и международном законодательстве, поскольку всесторонний и глубокий анализ данного социально-политического явления - одно из важнейших условий успешной деятельности по противодействию терроризму.

Преступление террористического характера - это не случайный изолированный акт, единовременный и одномоментный. Его следует рассматривать как специфическое социально-правовое явление, сложное по структуре, взаимосвязям, имеющее свои причины, динамику, определенные тенденции и закономерности. Такое преступление представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных субъективных обстоятельств (физических и психических процессов - решений и действий самого виновного, объективных процессов отражения в материальной среде обстоятельств применения орудий преступления. Это акт общественно опасного волевого поведения человека, который совершается с заранее выработанной целью в конкретных условиях места и времени.

* Кандидат юридических наук, доцент Московской академии экономики и права.

** Аспирант Московской академии экономики и права.

Такое поведение закономерно отражается в материальной среде и сознании людей (мысленных образах свидетелей, пострадавших, подозреваемых/обвиняемых).

Деятельность террористов проводится в первую очередь для достижения политических целей; направлена на ослабление противника для изменения соотношения сил в свою пользу; имеет объектом воздействия все области личной, общественной жизни и государственной деятельности; осуществляется с помощью специфических методов и средств; реализуется нередко лицами, прошедшими специальную подготовку.

Терроризм как социально-политическое и криминальное явление имеет более глубокую историю, чем его правовое отражение. Он является наиболее опасной формой социально-политического экстремизма. Рассмотрение терроризма как явления, угрожающего государству, обществу и личности, в отечественной литературе началось лишь с 1990 года.

Эффективность борьбы с терроризмом в значительной мере зависит от качества нормативного регулирования этого процесса. С одной стороны недопустим произвол государственных органов власти, с другой - установленные для них правовые рамки, предписанные формы и методы деятельности не должны сковывать разумной инициативы. Их соотношение должно обеспечивать возможность адекватного реагирования на вызовы террористов.

Основные вопросы противодействия террористической деятельности в настоящее время регламентируются следующими нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти России и международными конвенциями:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральными законами Российской Федерации;

Законами Российской Федерации;

Международными конвенциями;

Указами Президента Российской Федерации;

Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Основополагающим документом Российской Федерации в сфере противодействия терроризму является Конституция Российской Федерации.

Высшей ценностью она признает человека, его права и свободы

(ст. 2), запрещая в то же время создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13).

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации наделен правом издавать указы и распоряжения, которые обязательны на всей ее территории. Так, Указом Президента от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» создан Национальный антитеррористический комитет (НАК) во главе с Директором ФСБ России. НАК принимает решения о создании штабов при проведении антитеррористических операций на федеральном и региональном уровнях, а его приказы являются обязательными для всех органов исполнительной власти. Неправительственным организациям вменяется в обязанность предоставлять НАК любую информацию и оказывать всестороннее содействие его работе. Кроме того НАК является координирующим органом по противодействию терроризму.

Наше национальное законодательство, а равно и правовая база в странах антитеррористической коалиции должны совершенствоваться с тем, чтобы соответствовать новому объему угроз.

Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Следует иметь ввиду, что организации международного сотрудничества в данной сфере способствуют и имеющиеся многосторонние и двусторонние соглашения России с рядом иностранных государств об оказании правовой помощи, а также международные межведомственные соглашения правоохранительных органов о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Международное сообщество, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, в своих международно-правовых документах безоговорочно осуждает все акты, методы и практику терроризма, где бы и кем бы они не осуществлялись.

В соответствии с Международной Конвенцией о борьбе с бомбовым терроризмом любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно доставляет, помещает, приводит в действие взрыв-

ное или другое смертоносное устройство в пределах мест общественного пользования, государственного или правительственного объекта, объекта системы общественного транспорта или объекта инфраструктуры.

В декабре 2001 г. Совет Европы принял для реализации единый для всех европейских стран ордер на задержание и обыск лиц, подозреваемых в подготовке или совершении террористических акций. Задерживаемое по этому ордеру лицо подлежит выдаче тому государству, гражданство которого он имеет. Эта международная система призвана способствовать более эффективному осуществлению расследования уголовных дел о терроризме, устраняя препятствия к аресту и выдаче террористов одним государством другому.

Участие России в международных договорах и конвенциях, обязательства возложенные на себя вступлением в Совет Европы обязывают ее привести свое национальное законодательство в соответствие с ее международными обязательствами.

Важнейшую роль в противодействии терроризму призван играть Уголовный кодекс РФ. С. В. Дьяков по этому поводу писал: «Если учесть, что законотворческий процесс отслеживается преступными группировками и преступными обществами, становится понятно, что борьба с преступностью в наше время начинается с борьбы за объективно предопределенный и научно обоснованный новый уголовный Закон»1.

В связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» УК РФ подвергся значительным изменениям.

В части 2 ст. 20 УК РФ слово «терроризм» заменено словами «террористический акт». В часть 3 ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона» внесены изменения в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму». В этой норме установлено равенство в применении права на необходимую оборону со стороны сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и обычных граждан.

Глава 15.1 и три новых статьи Уголовного кодекса РФ (104.1, 104.2

1 См.: Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: уголовно-правовое и криминалистическое исследование. СПб., 2009. С. 178.

и 104.3) появились в связи с восстановлением в уголовного праве института конфискации имущества, упраздненного Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

В новой редакции представлена ст. 205 УК РФ «Террористический акт», ранее имевшая название «Терроризм».

Нельзя не заметить, что такой подход преследовал цель уточнения понятийного аппарата, применяемого при характеристике различных форм проявления терроризма. Однако, на наш взгляд это породило новую серьезную проблему, связанную с понятием «терроризм».

В федеральном законе «О противодействии терроризму» дается новое понятие терроризма, отличное от того, которое содержалось в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» 1998 г. В ст. 3 указанного закона по существу были воспроизведены диспозиции ст. 205, 277, 360 УК РФ и объединены названием «терроризм» (ст. 3). Между тем ни одна из этих статей не содержит точного понятия терроризма. «Терроризм» - это не конкретное преступление, а, как уже отмечалось, сложное социально-политическое и криминальное явление.

Согласно новому закону, вступившем в силу в 2006 году, терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Данное явление включает две составляющие: террористическую идеологию и практические действия.

При этом идеология - это система политических, правовых, философских и других взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.

Насилие - применение различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения господства, завоевания тех или иных привилегий.

Понятие «терроризм» как производное от понятия «террор» представляет собой сложное и комплексное, многогранное и многоуровневое явление. Это средство борьбы за власть, воздействующие на классовые, групповые, конфессиональные, националистические и геополитические отношения.

По поводу признаков терроризма в настоящее время наблюдается

совпадение мнений социологов, правоведов и политологов в следующем:

- терроризм представляет собой противоправное применение силы или угрозы силой;

- терроризм направлен на оказание устрашающего воздействия, запугивание более широкого круга лиц, нежели непосредственные жертвы;

- целью террористических акций является понуждение власти, населения, отдельных лиц к определенным действиям или отказу от их совершения в пользу террористов совершенно справедливо и в новом законе, и в УК РФ отсутствует конкретное преступление с названием «терроризм», как это было в прежней ст. 205 УК РФ.

К преступлениям террористического характера следует, на наш взгляд, относить преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 207, 208, 211, 277-279 и 360 названного в ст. 205.1 УК РФ, а также посягательства на представителей власти (ст. 318 УК РФ).

Однако сегодня весь «терроризм» оказался связанным с одним конкретным преступлением «Террористический акт», предусмотренным ст. 205 УК РФ в редакции Федерального Закона от 27 июля 2006 г. № 153-Ф. Террористический акт - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». По существу, это определение террористического акта перенесено из диспозиции прежней ст. 205 УК РФ с добавлением новой цели и словосочетаний «экологической катастрофы», «органами местного самоуправления или международными организациями»2.

Обращает на себя внимание отсутствие в новой диспозиции ст. 205 УК РФ цели прекращения государственной или иной политической деятельности по мотивам мести за такую деятельность при посягательстве на

2 Диспозиция ст. 205 УК РФ в редакции закона от 05.01. 2006 г. следующая: «Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершаются в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

жизнь государственного или общественного деятеля, содержащейся в ст. 277 УК РФ.

Цели террористического акта ограничены лишь оказанием воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. При этом остается открытым вопрос об оказании воздействия на конкретного представителя власти, государственного или общественного деятеля (принимающего решения о выполнении требований террористов либо отказе в этом) с целью устрашения населения, срыва проводимого им политического курса, стремлением посеять панику и растерянность среди его возможных преемников и последователей.

Изложенные соображения позволяют прийти к выводу о том, что уголовная ответственность должна наступать не только за террористический акт, но и за другие преступления террористической направленности, предусмотренные различными, названными выше, статьями Уголовного кодекса РФ.

С позиций теории уголовного права, криминалистики, оперативной и следственной практики, эту группу преступлений было бы точнее именовать «преступления террористического характера», «акты терроризма», «террористические посягательства», «преступления террористической направленности», «террористические проявления», которые реализуются в виде конкретной «террористической акции».

При этом под террористической акцией следует понимать непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля; захвата заложников; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем подготовки условий для аварий и катастроф экологического или техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности3.

3 Экологическая катастрофа (от греч. ка^йорИе - переворот) - труднообратимое за длительное время крайне неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды; либо региональная природная аномалия: длительная засуха, массовый мор скота, птицы и т.д.; либо авария технического устройства, приводящая к остро неблагоприятным изменениям в среде и

Главное из чего следует исходить при характеристике этого явления - это этимология термина «террор», «терроризм» - страх, ужас. Родовым признаком терроризма является устрашение, насилие или угроза его применения, вызывающие страх, панику среди людей.

Характерной особенностью террора является его политическая направленность. За каждой акцией террора стоит попытка решения определенных политических задач, а насилие над личностью выступает лишь как средство сохранения либо изменения проводимой в данной стране политики. Этот метод политической борьбы заключается в его устрашающей направленности. Путем устранения с политической арены неугодных представителей власти, государственных или общественных деятелей террорист стремится сорвать проводившийся этим деятелем политический курс, посеять панику и растерянность среди его возможных преемников и последователей.

Именно на это рассчитывали террористы, совершая покушения на Л. Брежнева (дело Ильина), М. Горбачева (дело Шмонова), а также на О. Лобова, А. Романова, Д. Завгаева, В. Шанцева, Г. Махачева, А. Кадырова и других.

Обязательными для квалификации признаков акта терроризма, нашедшего отражение в статье 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» являются наличие либо цели - прекратить государственную или иную политическую деятельность, либо мотива - мести за такую деятельность. Как отметил С. В. Дьяков, акт терроризма выступает «ответной мерой» за ту государственную и политическую деятельность, которую проводит потерпевший, либо местью за ее осуществление4.

Статья 205.1 УК РФ теперь именуется «Содействие террористической деятельности». В ней говорится о склонении, вербовке или ином вовлечении лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 206, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, вооружении или подготовке лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансировании терроризма.

При этом в соответствии с примечанием к ст. 205.1 УК РФ под фи-

массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу. Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах.

4 Дьяков С. В. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства ... С. 42.

нансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ.

Статья 205.2 УК РФ предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации.

Статья 208 УК РФ предусматривает наказание за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. В новой редакции этой статьи уголовная ответственность грозит не только за руководство таким формированием, как это предусматривалось редакцией УК РФ с изменением от 05.01.2006 года, но и за его финансирование.

Претерпела с 2006 года изменение и ст. 277 УК РФ «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», из которой исключено второе обобщающее наименование такого деяния «террористический акт».

Угроза совершения террористической акции - это психическое воздействие на человека, общество в форме высказывания намерения создать реальную опасность гибели людей, произвести взрыв, поджог, причинить значительный имущественный ущерб или иные общественно опасные последствия в целях устрашения. Угроза может быть открытой или анонимной и может быть обращена как к населению, отдельным гражданам, государственной власти или местного самоуправления. Форма такой угрозы может быть любой: письменной, устной, с помощью листовок, надписей на стенах, средств связи, средств массовой информации, и т.д. В угрозе, как правило, содержится два элемента: характер общественно опасных действий, совершением которых угрожают, а также мотивы и цели их совершения (требование совершить те или иные действия).

Некоторые новеллы появились в очередной раз и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

В ст. 247 УПК РФ содержится указание на то, что судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 указанной статьи, вплоть до отложения рассмотрения уголовного дела в случае не-

явки подсудимого. Часть 4 этой статьи гласит: «Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой и средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие».

Введенная Федеральным законом от 27.07.2006 г. часть 5 ст. 247 УПК РФ предусматривает случаи, когда судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, к которым относятся и преступления террористического характера, может проводиться в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к уголовной ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу. О проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого суд выносит определение или постановление.

Сегодня имеются все основания говорить о том, что оправдала себя поправка в законе о заочном осуждении лиц, участвующих в террористической деятельности, вина которых в достаточной мере доказана в судебном порядке. Когда вынесен обвинительный приговор, вступивший в законную силу, гораздо легче требовать их экстрадиции и приведения в исполнение приговора суда. Учитывая особую опасность терроризма, включение такой нормы закона в УПК РФ представляется вполне обоснованным.

В УПК РФ внесены также нормы, регламентирующие порядок конфискации имущества. В соответствии с п. 8 ст. 73 УПК РФ в настоящее время по уголовному делу подлежат доказыванию «обстоятельства, подтверждающие, что деньги, ценности и иное имущество, подлежащие конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получены в результате совершения преступления или являются доходами от него либо использовались или предназначались для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)».

Наряду с этим, 2 декабря 2008 г. вступили с силу новые поправки в УПК РФ, касающиеся ст. 237.

Утратившими силу теперь считаются: - часть 2 ст. 237 УПК, разрешающая вернуть дело к прокурору для устранения допущенных нарушений всего на 5 суток;

- часть 4, запрещающая по возвращенному делу производить какие-либо следственные или иные процессуальные действия, кроме предусмотренных этой статьей (а их всего пять: если обвинительное заключение составлено с нарушением; если копия обвинения не вручена обвиняемому; ему не разъяснены права при ознакомлении с делом; если нужно объединить несколько дел или составить обвинение по делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера);

- часть 5, признающая недопустимыми доказательства, полученные по истечении процессуальных сроков.

Дополнена статья 237 в части 3. Эти дополнения позволят судье решать вопрос о мере пресечения для подсудимого, дело которого возвращено прокурору.

Статья 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» определяет и содержание понятия «террористическая деятельность», которая была предусмотрена в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом» 1998 года и включает в себя:

- организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

- подстрекательство к террористическому акту;

- организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

- вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

- информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

- пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Противодействие терроризму.

Федеральный закон «О противодействии терроризму» в числе основных принципов борьбы признал приоритет мер по предупреждению терроризма (ст. 2).

Понятие противодействие терроризму собирательное и как функция органов государственной власти включает в себя следующие действия:

а) предотвращение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявление, пресечение и расследование террористической акции (борьба с терроризмом); в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Предотвращение терроризма - это государственная система предупреждения преступлений, представленная совокупностью органов законодательной, исполнительной и судебной власти, других органов, организаций и учреждений, осуществляющих на основе действующего законодательства комплекс мер общего, индивидуального и специального предупреждения актов терроризма. Эта деятельность направлена на оказание предупредительного воздействия на лиц, поведение которых свидетельствует о возможности совершения ими террористической акции.

Общее предотвращение терроризма - деятельность по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению террористической акции; правовому воспитанию населения; осуществлению криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов; разработке и реализации программ предотвращения терроризма; профилактике в деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Индивидуальное предотвращение терроризма - деятельность по выявлению лиц, поведение которых свидетельствует о возможности их участия в террористической акции, оказанию на них корректирующего воздействия в целях недопущения ее совершения.

Специальное предотвращение террористический акций предусматривает применение специальных, в том числе криминалистических методов и средств, препятствующих несанкционированному доступу лиц на охраняемые объекты, подделке документов, нарушению государственной границы, хищению оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и т.п.

Причины терроризма - это социально-психологические явления, которые непосредственно порождают, воспроизводят данный вид преступности и конкретные преступления как закономерное следствие.

Так, политической и идеологической причиной терроризма может выступать стремление субъектов к достижению определенных целей в политической борьбе или в борьбе за какую-то идею (националистическую, религиозную). Корыстными причинами являются стремление приобрести

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материальные блага в обход существующего порядка. Основными же причинами терроризма следует считать: социально-политические, национальные (сепаратистские) и религиозные (фундаменталистские).

Условия, способствующие совершению террористических акций -это обстоятельства, способствующие достижению преступного результата посредством реализации такой акции. Под такими условиями понимаются обстоятельства, которые содействуют, благоприятствуют совершению преступления (но не вызывают, не обусловливают, не порождают его).

Борьба5 с терроризмом в Федеральном законе «О противодействии терроризму» характеризуется такими действиями, как выявление, пресечение и раскрытие и расследование террористической акции.

Выявление, согласно ст. 73 УПК РФ, это деятельность органов дознания, предварительного следствия и судов по обнаружению обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу. Кроме того, в части 2 ст. 73 УПК РФ содержится требование, обращенное к указанным органам о необходимости выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. предусмотрел контртеррористическую операцию. Такая операция включает комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий. Подобные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обезвреживание террористов, обеспечение безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также на минимизацию последствий террористической акции осуществляются с применением боевой техники, оружия и специальных средств. В данном законе подробно изложен и правовой режим КТО и ограничения прав граждан в зоне ее проведения.

К специальным операциям можно отнести мероприятия по освобождению заложников, путем штурма автобусов, самолетов (по плану «Набат»), квартиры, где укрываются террористы; осмотр местности на предмет наличия взрывоопасных предметов, самодельных взрывных устройств, фугасов и т.п.

Оперативно-боевыми операциями являются: захват или уничтоже-

5 «Борьба» - противостояние двух или нескольких субъектов для достижения лишь одной из сторон общей для обеих сторон целей. Это также - стремление уничтожить, искоренить что-нибудь; сражаться, стремясь победить; нападая, стараться осилить в единоборстве. Данная функция свойственна не всем субъектам, противодействующим терроризму, а только правоохранительным органам и спецслужбам.

ние боевиков при оказании ими вооруженного сопротивления; задержание бойцов незаконного вооруженного формирования и др.

Войсковая операция проводится армейскими силами - совокупностью вооруженных сил государства, крупным оперативно-войсковым объединением МО или МВД России, состоящим из нескольких соединений одного или личных родов войск с привлечением общевойсковых и военно-воздушных сил, в том числе использование боевых самолетов для уничтожения воздушных судов, захваченных террористами.

Многие правовые вопросы, связанные с расследованием преступлений террористической направленности, совершаемых с применением огнестрельного оружия, нашли отражение в Федеральном законе «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.

В нем регламентируются запреты на оборот гражданского и служебного оружия (ст. 6), право на приобретение оружия (ст. 11), режим его ввоза на территорию России, вывоза из нее (ст. 17) и хранения (ст. 22), правила учета, перевозки, применения и изъятия оружия (ст. 24, 25, 27).

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими расследование преступлений террористической направленности и оперативно-розыскную деятельность в этой сфере, а также обязанным принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека, собственности, обеспечению безопасности общества и государства, осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

В заключение отметим, что существующая законодательная база в значительной мере способствует противодействию терроризму. Однако нельзя не признать и того факта, что принятые за последнее время нормативные правовые нормы не во всем отвечают современным вызовам и угрозам и необходимость их совершенствования в целях обеспечения эффективных мер противодействия терроризму как криминальному явлению остается актуальной и требует дальнейших усилий ученых и законодателей, направленных на оптимизацию правовой базы в области борьбы с преступлениями террористической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.