Научная статья на тему 'Меры по сокращению негативных последствий нелегальной миграции'

Меры по сокращению негативных последствий нелегальной миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1469
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ АМНИСТИЯ / МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / MIGRATORY AMNESTY / MIGRATION / ILLEGAL MIGRATION / MANPOWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мануилова Валерия Владимировна, Чепурко Галина Викторовна

Статья посвящена проблеме нелегальной миграции в России и возможным последствиям развития этого явления. Миграция рассматривается как эффективный инструмент оздоровления экономики и предлагает меры по минимизации потерь государства от нелегальной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES FOR REDUCTION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OF ILLEGAL MIGRATION

Article is devoted to a problem of illegal migration in Russia and to possible consequences of development of this phenomenon. Migration is considered as the effective instrument of improvement of economy and offers measures for minimization of losses of the state from illegal migration.

Текст научной работы на тему «Меры по сокращению негативных последствий нелегальной миграции»

X

X

с~-

X

с;

о

*=.

о

о

о

о

126

MEASURES FOR REDUCTION OF NEGATIVE CONSEQUENCES OF ILLEGAL MIGRATION Manuilova Valeriya Vladimirovna, Student

Chepurko Galina Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor North-Caucasian Federal University, Stavropol

Article is devoted to a problem of illegal migration in Russia and to possible consequences of development of this phenomenon. Migration is considered as the effective instrument of improvement of economy and offers measures for minimization of losses of the state from illegal migration.

Keywords: migratory amnesty; migration; illegal migration; manpower.

УДК314.7:331.55 МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ

ПОСЛЕДСТВИЙ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

© Мануйлова В.В., 2013 © Чепурко Г.В., 2013

МАНУЙЛОВА Валерия Владимировна,

студентка

ЧЕПУРКО Галина Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

Статья посвящена проблеме нелегальной миграции в России и возможным последствиям развития этого явления. Миграция рассматривается как эффективный инструмент оздоровления экономики и предлагает меры по минимизации потерь государства от нелегальной миграции.

Ключевые слова: миграционная амнистия; миграция; нелегальная миграция; трудовые ресурсы.

Незаконная миграция существовала во все исторические периоды. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, он приобрел новые свойства, вследствие которых оказался в центре внимания не только отдельных государств, но и всего международного сообщества. Проблема незаконной миграции весьма остра и в Российской Федерации.

Рост незаконной миграции создает угрозу национальной безопасности и стабильности государства. Сохраняется глобальный дисбаланс между количеством легально пребывающих на территории Российской Федерации и осуществляющих легальную трудовую деятельность и числом нелегальных иностранных граждан и лиц без гражданства, а также между числом ежегодно въезжающих и количеством покидающих страну. Негативное влияние, способствующее увеличению численности незаконных мигрантов, оказывают криминальные структуры, специализирующиеся на ускоренном оформлении документов и предоставлении нелегального трудоустройства, в том числе в теневой бизнес.

Для решения неотложных проблем, с которыми сталкивается Российская Федерация, необходима разработка комплексной системы мер противодействия незаконной миграции и ее опасным последствиям. Нужны конкретные решения, направленные на предотвращение и сокращение незаконной миграции, активизацию миграционного контроля, с тем чтобы возможности глобализации и международная миграция соответствовали потребностям нашей страны.

Существует круг достаточно серьезных взаимосвязанных проблем, определяющих взаимную детерминацию незаконной миграции иностранных граждан и этнической организованной преступности. Чтобы разорвать такой круг, требуются действенные меры по разрушению рынка теневой рабочей силы, основную часть которой составляют нелегальные мигранты. Для активизации миграционного контроля, предотвращения и сокращения незаконной миграции необходим комплексный подход, совместные действия органов законодательной и исполнительной власти. Полагаем, что в ходе осуществления мер и стратегий противодействия незаконной миграции основное внимание следует уделять коренным преобразованиям в сфере миграционного законодательства с применением инновационных решений.

Первый шаг в решении проблемы - создание единой информационно-аналитической базы данных. При постановке на учет сведения

об иностранном гражданине внесятся в электронную единую информационно-аналитическую базу данных с присвоением идентификационного номера. Все его дальнейшие контакты (с миграционной службой, работодателями,учреждениями здравоохранения,правоохранительными органами, налоговой службой) будут автоматически вноситься на электронный носитель базы данных. В электронном виде будут видны все правоотношения приехавшего: въехал, зарегистрировал идентификационный номер, результаты прохождения медицинского обследования, трудоустройство (в какой организации, по какой профессии, период работы), совершал ли правонарушения, дата выезда. Вся информация отображается в режиме "онлайн". Каждый проверяющий сотрудник получит возможность увидеть всю историю пребывания иностранного гражданина.

Введение в действие единой информационной базы данных не только позволит иметь четкое представление о состоянии миграционных процессов в каждом регионе, но и будет служить мерой противодействия незаконной миграции. Так, например, в настоящее время в Красноярском крае не существует единого комплексного учета иностранных граждан ввиду объективных причин: основная масса мигрантов поступает в край не напрямую через международные рейсы, а из других субъектов Российской Федерации, в связи с чем осуществлять комплексный контроль не представляется возможным. Если ввести единую базу данных для всей территории страны, то, даже если лицо приобретет незаконный статус на территории другого субъекта, это непременно обнаружится при получении разрешения на работу.

Предлагаем внедрить электронную магнитную пластиковую миграционную карту. При постановке на учет иностранный гражданин сдаст временную миграционную карту, полученную при пересечении государственной границы, и получит электронную магнитную пластиковую миграционную карту.

В указанной карте может содержаться следующая информация: фото, когда зарегистрировался, откуда приехал, номер мобильного телефона (свой или родственников), с какого года работает в России, где работал и по какой специальности, привлекался ли к административной или уголовной ответственности, по какой статье и другие сведения, необходимые для ФМС.

Внедрение электронной магнитной пластиковой миграционной карты позволит сотрудникам ФМС при проверке специальным прибором автоматически считывать с карты полную информацию о мигранте, его перемещениях по регионам России и сфере его деятельности; выяснить, соблюдает ли место работы и жительства, указанное при постановке на учет, имеется ли какая-либо задолженность.

Выдача каждому иностранному гражданину при постановке на учет электронной магнитной

пластиковой миграционной карты значительно упростит процедуры оформления, а при последующем въезде в Россию вся информация будет автоматически загружаться с единой базы данных, что значительно сэкономит время как сотрудникам ФМС, так и иностранным гражданам. При проверке документов иностранного гражданина ему уже не надо будет иметь при себе "стопку бумаг" (паспорт, миграционную карту, разрешение на работу, корешок с отметкой о постановке на учет по месту пребывания и т.д.).

При снятии с учета с целью выезда из страны иностранный гражданин сдает электронную магнитную пластиковую миграционную карту и получает обратный билет и временную миграционную карту, выданную при пересечении государственной границы.

Сами нелегальные мигранты в большей степени, чем другие категории лиц, потенциально подвержены преступным воздействиям (совершению в отношении них преступлений) и жестокой эксплуатации со стороны преступных элементов; чаще других вынужденно попадают под "опеку" этнических преступных сообществ, становятся объектом социальной и правовой дискриминации.

Только официальная и эффективная государственная защита максимально большого количества мигрантов (в том числе нелегальных) может вывести их из-под контроля организованной преступности, значительно сократит поле формирования коррупционности.

Только комплексный подход к противодействию незаконной миграции и совершенствование миграционного законодательства с применением инновационных решений позволит эффективно и в максимально короткий срок значительно сократить масштабы нелегальной миграции. Если сопоставить убытки от наносимого нелегальной миграцией ущерба экономике, общественной безопасности и другим сферам с затратами на внедрение и применение предлагаемых нововведений, то можно не сомневаться в том, что все затраты окупятся в короткий срок и в ближайшие годы реализация инновационных проектов будет приносить доход в казну государства.

Принцип "латания дыр" порождает безответственность служб, занимающихся контролем за миграционными процессами , и уверенность в безнаказанности самих нелегальных мигрантов. От этого в конечном счете страдает экономика, тормозится развитие и внедрение новых технологий, не пополняются бюджеты. Успешное решение данной проблемы возможно лишь при системном, комплексном подходе с применением инновационных решений.

К отрицательным явлениям в экономике, связанным с присутствием в стране мигрантов можно отнести:

- денежные переводы мигрантов в страны выхода;

1-Л

ч-1

О

гч

Д_

-vO

*

Q)

сЦ

С>

гл

■ он

127

X

X

с~-

X

с;

о

*=.

о

о

о

о

128

- уклонение от уплаты налогов в случае с нелегальными мигрантами;

- развитие неконтролируемых секторов экономики;

- рынки труда и услуг;

Из данной градации видно, что основные проблемы, которые несет миграция, связаны с ее нелегальной составляющей. Кактолько мигрант получает легальный статус в стране своего пребывания, он начинает нести обязанности в соответствии с ее законодательством, а значит, приобретает право на реализацию и соблюдение своих прав и свобод в той же мере, что и граждане Российской Федерации.

Проанализировав возможные методы борьбы с нелегальной миграцией, можно свести их к следующей формулировке - для эффективной борьбы с нелегальной миграцией нужно максимально снизить издержки легализации статуса трудовых мигрантов, при этом увеличив издержки их нелегального статуса.

Опыт западных стран в сочетании с российскими реалиями показывает, что эффективными могут стать следующие меры воздействия на нелегальную миграцию.

1. Миграционная амнистия - это процесс легализации статуса нелегальных мигрантов. В течение определенного периода в стране начина-ютдействовать облегченные условия получения статуса легального трудового мигранта. При подаче заявления нелегал несет минимальные потери и приобретает законные основания для трудовой деятельности. По окончании этого срока происходит ужесточение мер за незаконное пребывание в стране и нелегальную трудовую деятельность.

Положительный опыт миграционного амнистирования имеют такие страны, как США, Италия и Испания, которая впервые успешно реализовали эту меру.

В связи с этим амнистия в условиях российских реалий должна носить разовый характер, чтобы не стать явлением постоянным и повсеместным. Она должна объявляться заблаговременно и ее должна предварять PR-кампания, информирующая о возможностях и последующих санкциях.

2. Повышение информированности потенциальных и фактических мигрантов об актуальном миграционном законодательстве и возможных последствиях нелегального статуса. Зачастую потенциальные мигранты не знают о возможных последствиях незаконного пребывания в стране, а те, кто уже нарушили законодательство и осознают это, также зачастую преувеличивают возможные последствия и просто боятся раскрыть свой статус органам власти. Это создает своеобразный замкнутый круг. Повышение информированности населения о мерах законодательного регулирования вопросов миграции, разъяснительные работы в мигрантской среде помогли бы снизить издержки от преследования нелегальных мигрантов.

3. Уравнивание режимов налогообложения иностранных граждан и граждан Российской Федерации. На сегодняшний день стандартная налоговая ставка налога на доходы физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, составляет 13%, тогда как для нерезидентов, пребывающие в стране менее 180 дней, - 30% [1]. Стоит оговориться, что дополнительные 17%, которые они выплачивают, возвратятся в случае пребывания в стране более 180 дней. Однако на практике это работает плохо, поскольку большинство трудовых мигрантов получают регистрацию на 3 месяца, и приезжают повторно.

4. Расширение квот на использование труда иностранных граждан. Квоты на иностранных работников формируются заблаговременно на календарный год, с учетом заявлений работодателей.

Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в 2012 году была выделена квота на 2013 год на Москву в размере 199 954 разрешений на работу.

Планируемая доля иностранных граждан в численности занятых в экономике города должна составлять при этом не более 3,1%. Учитывая, что по экспертным оценкам доля мигрантов в населении Москвы составляет от 10 до 20% населения, а отдельные эксперты указывают, что эта цифра приближается к3 млн чел., поиск нелегальных источников дохода и занятости становится очевидным решением в такой ситуации.

5. Усиление контроля над работодателями, повышение ответственности за незаконное использование рабочей силы и введение льгот за добросовестное соблюдение законодательства при использовании иностранной рабочей силы.

Вышеуказанные меры свидетельствуют о существенных пробелах в правовом, политической и институциональном институтах управления миграционными процессами и сводятся к совершенствованию законодетльно-админист-ративной базы. В завершение статьи авторуеще раз хотелось бы отметить, что грамотное использование иностранной рабочей силы может стать объективным благом для страны с отрицательным воспроизводством и растущими нуждами, важно только найти ресурсы на управление этим подчас стихийным процессом.

Примечания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мировая экономика:учебное пособиедля вузов/ под ред. проф.

И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2011.- 575 с.

2. ПаппэЯ., Галухина Я. Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России. - Вопросы экономики. — 2012. —

№ 10.- С. 72.

3. Ткач А., Ушакова 0. Миграцию пора выводить "из тени" // Парламент. газ. -2011.-16 марта.

4. Цапенко И. Международная миграция специалистов и студентов.

- Вопросы экономики. - 2013. - № 7. - С. 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.