Научная статья на тему 'Меры по обеспечению конкурентоспособности производителей продовольствия на внешних товарных рынках (опыт Алтайского края)'

Меры по обеспечению конкурентоспособности производителей продовольствия на внешних товарных рынках (опыт Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК / ПОДДЕРЖКА ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ МЕСТНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ / INVESTMENT PROJECTS / STATE PROGRAMS OF LOGISTICAL SUPPORT OF AGRICULTURAL INDUSTRY / SUPPORT IN PROMOTION OF LOCAL FOOD PRODUCTS TO FOREIGN MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянов Александр Николаевич

Представлен опыт Алтайского края по обеспечению конкурентоспособности производителей продовольствия за счет реализации инвестиционных проектов по производству и углубленной переработке сельскохозяйственной продукции, региональной программы логистического обеспечения АПК, мер государственной поддержки продвижения продукции местных производителей продовольствия на внешние относительно региона рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукьянов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO ENSURE COMPETITIVENESS OF FOODSTUFFS PRODUCERS IN THE FOREIGN COMMODITY MARKETS (BY THE EXPERIENCE OF THE ALTAI REGION)

The experience of the Altai Region in ensuring competitiveness of foodstuffs producers through implementation of investment projects on production and advanced processing of agricultural commodities, the regional program of logistical support of agricultural industry, and the measures of state support in promotion of local food products to external markets is presented.

Текст научной работы на тему «Меры по обеспечению конкурентоспособности производителей продовольствия на внешних товарных рынках (опыт Алтайского края)»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 339.137.2:339.166.88:334.75(571.15) А.Н. Лукьянов

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ВНЕШНИХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ (ОПЫТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Ключевые слова: инвестиционные проекты, государственные программы логистического обеспечения АПК, поддержка продвижения продукции местных производителей продовольствия на внешние рынки.

Введение

Вступление России в ВТО и создание единого экономического пространства в границах Таможенного союза ужесточили конкуренцию для отечественных производителей продовольствия. Существующие меры государственной поддержки непосредственно сельского хозяйства, обеспеченные залогами, насытили данный рынок потребителей. Сегодня особенно для отдаленных от основных рынков сбыта аграрных территорий, являющихся основными поставщиками продовольствия для отечественных потребителей, нужны не только финансовые, но и организационные меры поддержки на уровне региона, обеспечивающие конкурентоспособность местных поставщиков продовольствия. Цель работы — показать на опыте Алтайского края всесторонние меры поддержки на уровне региона, обеспечивающие конкурентоспособность местных поставщиков продовольствия. Задачи: показать меры продвижения инвестиционных проектов, направленных на создание углубленной переработки произведенного в регионе сельскохозяйственного сырья, создания современной логистической системы для перемещения продовольствия по краю и за его пределы и продвижения её на национальном и международных рынках.

Результаты исследования

Основами агропромышленного комплекса являются сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. В среднем за 2006-2010 гг. сельхозтоваропроизводители Алтайского края ежегодно производили около 20% продукции в общем объеме производства по СФО (табл. 1).

Внутри региона на долю аграрного сектора приходится 17% валового регионального продукта (по России — около 4%), что при невысоком уровне его доходности обуславливает необходимость постоянного поиска резервов роста эффективности производства, тем более во внешних неблагоприятных условиях.

Наши исследования позволяют утверждать, что наиболее значительное влияние на уровень развития АПК края оказывают два важнейших фактора: с одной стороны, обострение конкуренции на товарных рынках, связанное со вступлением страны в ВТО и открытием границ в рамках Таможенного союза [1], с другой, — влияние государства на уровень конкурентоспособности своих товаропроизводителей.

Следует отметить, что долгие переговоры по условиям вступления в ВТО принесли определенные результаты. В частности, согласованы уровни тарифной защиты отдельных видов продукции и ряд условий, касающихся товаропроизводителей отрасли и непосредственно и опосредованно (рис. 1).

Ориентируясь на эти условия, предприниматели смогут обеспечить себе конкурентоспособность в первую очередь на внутреннем рынке.

Вторым обязательным условием развития является наличие рынков сбыта производимой продукции. Основным потребителем сельскохозяйственной продукции края является местная пищевая и перерабатывающая промышленность, в которой в последние годы в Алтайском крае сложилось 4 кластера — зернопродуктовый, молочный, мясной и биофармацевтический, в перспективе могут сформироваться сахарный и масличный. В молочной переработке наиболее заметны тенденции укрупнения производства на базе мощных современных заводов. Если в 1999 г. в крае имелось 136 молочных заводов средней мощностью 20-50 т переработки сырого молока в сутки, то в 2010 г. их осталось 67, при этом возмож-

ность по переработке сырья увеличилась по отдельным предприятиям от 120 до 550 т в сутки. Полная загруженность предприятий, рациональное использование сырья и энергозатрат в конечном результате обеспечивают снижение себестоимости продукции, что позволяет успешно конкурировать на рынке и сохранять стабильный спрос на молочную продукцию.

В мясной промышленности осталось 2 крупных промышленных мясокомбината, одновременно создано 7 средних мясокомбинатов, 101 хладобойня, (27 из них занимаются переработкой мясного сырья), 215 мясоперерабатывающих предприятий. Кроме этого действуют 217 убойных пунктов внутрихозяйственного значения. Они позволяют выработать 220,0 тыс. т мяса на кости, 50,4 тыс. т колбасных изделий, 31,9 тыс. т мясных полуфабрикатов и 5,0 туб. мясных консервов. Однако некоторая часть скота вывозится за пределы края в живом, непе-реработанном, виде (около 2,6-2,9%).

В связи с этим в крае на принципах государственно-частного партнерства создаются современные предприятия, объединяющие в едином технологическом процессе крупные животноводческие комплексы и убойные пункты, например, ООО «Альтаир-Агро» Ребрихинского района, состоящее из откормочного комплекса на 24000 тыс. свиней, мясохладобойни мощностью 80 гол. в смену, перерабатывающего цеха — 8 т в сутки; ООО «Алтаймясопром», ЗАО «Алтайский бройлер», ООО «Западное», ООО «Фунтики» Топчихинского района и др.

С 2006 г. на развитие отрасли направлено около 23,0 млрд руб., в 2011 г. — 5 млрд руб, в т.ч. около 4 млрд руб. — из федерального бюджета. Объем инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций края увеличился с 2 млрд руб. в 2005 г. до 12 млрд руб. в 2011 г. За последние три года на финансирование долгосрочных проектов с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест крупными и средними предприятиями края направлено около 30 млрд руб. Их реализация стала возможной благодаря комплексному подходу администрации региона к развитию инфраструктурных площадок. Обеспечивается ускоренное оформление документации на право пользования земельными участками, организуется строительство подъездных путей, создание инженерных сетей, осуществляется газификация. В крае начал работать институт инвестиционных уполномоченных, цель которых — устранение административных барьеров и привлечение ресурсов в реализацию общегосударственных и региональных проектов [2].

Серьезные объемы бюджетных ассигнований направляются в сельское хозяйство в рамках ведомственных целевых программ. В частности, краевая программа «Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае («100+100») [3], в рамках которой в 2011 г. построено, реконструировано и модернизировано 144 объекта животноводства на 69,7 тыс. постановочных ското-мест, создано 555 новых высокотехнологичных рабочих мест.

Таблица 1

Производство сельскохозяйственной продукции в Алтайском крае, Сибирском федеральном округе и России в 2010 г.

Наименование показателя Алтайский край СФО Россия

Продукция сельского хозяйства в текущих ценах, млрд руб. 84,8 394,5 2618,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 96,1 94,6 88,7

Производство основных видов продукции, тыс. т

Зерно (в весе после доработки) 4240,8 13354,5 60959,6

в том числе пшеница, всего 2911,9 9311,1 41507,6

Сахарная свекла (фабричная) 402,9 402,9 22255,9

Масличные культуры 356,6 466,2 7456,7

в том числе подсолнечник 253,8 281,0 5344,8

Овощи 228,7 1559,9 12126,1

Картофель 838,8 5479,2 21140,5

Скот и птица на убой (в убойном весе) 198,8 1045,9 7166,8

Молоко 1422,8 5629,4 31847,3

Яйца, млн шт. 1048,0 5837,6 40599,2

Производство основных видов продукции на душу населения, кг

Зерновые 1751 694 426

Картофель 346 285 148

Овощи 94 81 85

Скот и птица на убой (в убойном весе) 82 54 50

Молоко 587 292 223

Яйца 433 303 284

Рис. 1. Соглашения ВТО, касающиеся товаропроизводителей АПК

Для поддержки инновационно-инвестиционных проектов в регионе создана законодательная база, предлагающая:

- субсидирование процентных ставок по кредитам и части стоимости техники и оборудования, развитие лизинга;

- направление средств краевого бюджета на развитие инженерной инфраструктуры инвестиционных объектов, играющих важную роль в социально-экономическом развитии региона;

- передача в залог имущества казны края для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности;

- возмещение затрат на уплату налога на имущество, введенного в эксплуатацию в рамках реализации проекта и др. [4, 5].

Ситуация усложняется лишь тем, что при сложившемся уровне доходов в среднем по отрасли и процентных ставок по банковским кредитам дальнейшее потребление отраслью выделяемых государством средств поддержки становится проблематичным.

В отличие от большинства регионов России местный рынок пищевых продуктов не является определяющим для развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края в настоящее время и не будет им в перспективе. Сегодня за переделы края вывозится около 80% муки и

крупы, 70% сыра и 20% животного масла и может вывозиться более 20% мясопродуктов, 30% масла животного, 85% круп, 60% макаронных изделий и другой разнообразной продукции. Поэтому для товаропроизводителей АПК края важным фактором является не только внутренний, но и внешний относительно региона рынок. Тем более, что внутригосударственный спрос на продукцию отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты на животной основе — мясо и молоко, имеет устойчивый характер (табл. 2).

Рынок животного масла, несмотря на общее сокращение своей емкости, насыщен на одну треть и прежде всего за счет поставок импортной продукции (рис. 2).

Ежегодно увеличивается вывоз из края продуктов переработки зерна в регионы, не обеспеченные собственным производством (табл. 3).

Наибольший интерес уже сегодня для зерноперерабатывающих и масложировых предприятий представляет международный рынок — Средняя Азия и Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли.

Уровень обеспечения потребности ос собственным производством

Первый опыт отгрузки 400 т алтайской муки в Индонезию показал, что её качество удовлетворяет покупателей, а её потребление в Индонезии может возрасти к 2020 г. до 8,0 млн т.

Основными барьерами, сдерживающими конкуренцию алтайских производителей на внешних рынках, являются географическая удаленность от них и значительная стоимость транспортных расходов, высокая в сравнении с другими регионами стоимость энергоресурсов.

Сегодня транспортная составляющая в отпускной цене муки Алтайских производителей на внутреннем рынке занимает от 11% на Урале до 20% в европейской части страны и 26% на Дальнем Востоке. В 2007 г. до установления исключительных тарифов стоимость провоза 1 т муки вагонами ОАО «РЖД» до Владивостока составляла 1920 руб., а с льготными тарифами в 2011 г. — 2110 руб. Если учесть, что сегодня работать приходится с частными грузовыми компаниями, то с учетом стоимости их услуг стоимость доставки грузов подорожает еще на 20% [6].

Таблица 2

новной животноводческой продукции в Российской Федерации, %

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Мясо 63,0 65,5 66,6 70,6 72,2

Молоко 82,3 83,1 83,2 82,9 80,5

700.0

600.0

500.0

400.0

300.0

200.0 100,0

0,0

74,2

267,2

144,0

253,9

108,9

206,8

1995 2000

О производство

2005

О импорт

2010

Рис. 2. Изменение рынка масла животного в Российской Федерации, тыс. т

Таблица 3

Объемы поставок продуктов переработки зерна алтайскими предприятиями

за пределы края в 2005-2010 гг.

Наименование федерального округа Объем поставок, тыс. т

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Центральный ФО 38 20 22 23 26 71

Северо-Западный ФО 24 11 18 19 37 72

Южный ФО 3 18 55 57 4 24

Приволжский ФО 158 126 127 132 127 274

Северо-Кавказский ФО - - - - - 1,5

Уральский ФО 80 179 179 185 83 90

Итого по западным ФО 302 353 401 415 277 557

Сибирский ФО 414 476 487 505 619 514

Дальневосточный ФО 248 277 313 324 303 290

Всего 963 1106 1201 1244 1198 1361

Администрация края совместно с крупными производителями на протяжении последних 3-4 лет ведут постоянную работу с федеральными органами власти по установлению и сохранению исключительных тарифов на перевозку продукции зерноперера-ботки.

Для осуществления ритмичных поставок в розничную сеть вырабатываемых в Алтайском крае продуктов питания в 2010 г. в регионе начато строительство 2 логистических центров (ТД «Аникс и ООО «Мария-Ра») площадью 16 и 31 тыс. м2, в состав которых входят и овощехранилища. На одном из комплексов сооружаются производственные линии по предпродажной подготовке (мытье, фасовка, упаковка, этикетирование) сельхозпродукции мощностью 22 тыс. т в год. Реализация проектов позволит увеличить продажу алтайских товаров на территории края и за его пределами.

В целях расширения присутствия алтайских товаров на продовольственном рынке края переработчикам, представителям крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств предоставлена возможность самостоятельно торговать своей продукцией на розничных универсальных рынках края, где муниципалитетами установлено не менее 17% от общего количества мест в летнее время и не менее 10% — в зимнее время. Создана специальная региональная комиссия, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных служб (Алтайкрайстат, ФАС), прокуратуры края, муниципалитетов, общественных объединений и бизнеса. В соответствии с её решениями между отраслевыми объединениями сельхозпроизводителей, переработчиков и предприятий розничной торговли для стабилизации цен на продовольствие заключены соглашения, а между федеральными и краевыми ведомствами — соглашения о проведении мониторинга цен на социальнозначимые продовольственные товары первой необходимости.

С учетом достигнутых договоренностей крупные торговые сети края применяют минимальные торговые надбавки на социально значимые продукты питания. На муниципальном уровне проводятся ярмарки выходного дня и социальные акции, где товаропроизводители реализуют основные продукты питания напрямую без посредников по ценам ниже среднерозничных до 25%. За 2011 г. в крае проведено более 1000 социальных ярмарок и акций, в которых приняли участие свыше 120 местных товаропроизводителей.

Для доведения продовольствия до конечного потребителя в крае принята ведомст-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

венная целевая программа «Логистическое обеспечение агропродовольственного рынка Алтайского края» на 2012-2014 гг. [7]. Ею предусматривается:

во-первых, поддержка товаропроизводителей, осуществляющих поставки продовольствия за пределы региона путём субсидирования части затрат на оплату транспортно-экспедиционных услуг по её перевозке:

для мукомольной продукции — до пунктов пограничного перехода и морских портов Российской Федерации в размере до 1000 руб. за 1 т вывозимой продукции;

для молочной продукции — до населенных пунктов Центрального федерального округа и Дальневосточного федерального округа в размере до 1000 руб. за 1 т вывозимых сыров и сливочного масла;

во-вторых, организация сертификации производства для подтверждения соответствия системе менеджмента качества (СМК), стандартам ISO;

в-третьих, организация витаминизации муки в соответствии с требованиями потребителей;

в-четвертых, популяризация и продвижение продукции Алтайского края.

Для реализации этих мер в 2012-2014 гг. из краевого бюджета планируется направить 119,4 млн руб. [7].

Заключение

В исследовании обобщены и систематизированы соглашения по ВТО, касающиеся производителей продовольствия, свидетельствующие о наличии возможности подготовки и успешного вхождения в этот процесс большинства товаропроизводителей, объединенных в рамках получения тех или иных преференций от государства. В Алтайском крае финансируются и продвигаются восемь крупных и около 200 малых частногосударственных проектов по углубленной переработке сельскохозяйственной продукции на местах, основанные на применении высокотехнологичного оборудования, для которых создается инженерная инфраструктура, закладывается в залог имущество казны края для обеспечения обязательств перед третьими лицами, возмещаются затраты на уплату налога на имущество, введенное в эксплуатацию в рамках этих проектов. Для продвижения продукции за пределы края в исследовании обоснованы объемы возможных поставок по отдельным видам продукции и направления её реализации на национальный и международные рынки, выявлены факторы, сдерживающие выход на них и меры по установлению тарифов на железнодорожные перевозки продукции зернопереработки, региональной

программы логистического обеспечения аг-ропродовольственного рынка.

Библиографический список

1.' Гриценко Г.М. Адаптация АПК региона

к процессам глобализации (опыт Алтайского края) // Развитие регионального АПК в XXI веке: тенденции и перспективы: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 15 апреля 2011 г.) / ГНУ СибНИИЭСХ Рос-сельхозакадемии. — Барнаул: ООО

«Спектр», 2011. — С. 189-192.

2. Постановление Администрации Алтайского края от 15.06.2011 N 322 «Об утверждении плана мероприятий по реализации краевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае» на 20112016 годы» // Алтайская правда. — 05.07.2011. — № 195-197.

3. Постановление Администрации Алтайского края от 25.03.2011 N 149 «Об утверждении краевой программы «Строительство, реконструкция и модернизация 100 мо-

лочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")» на 2011-2013 годы» // Алтайская правда. — № 92. — 07.04.2011.

4. Закон Алтайского края от 14.09.2006 №95-ЗС (ред. от 03.09.2010) «Об инновационной деятельности в Алтайском крае» (принят Постановлением АКСНД от 07.09.2006 N 453) // Алтайская правда. — № 294-295. — 20.09.2006

5. Закон Алтайского края от 07.09.2009 №62-ЗС «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» (принят Постановлением АКЗС от 31.08.2009 N 474) // Алтайская правда. — № 282. — 15.09.2009

6. http://altairegion22.ru/.

7. Постановление Администрации Алтайского края от 06.03.2012 № 109 «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Логистическое обеспечение агро-продовольственного рынка Алтайского края» на 2012-2014 годы.

+ + +

УДК 338.436.33(470.325) Е.Е. Жилякова,

В.Л. Аничин, Е.Н. Зуева РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: агропромышленный

комплекс, государственное регулирование, экономическая ситуация, современное состояние, перспективы развития.

Введение

Сельское хозяйство занимает исключительное место в жизни любого общества, ибо именно здесь производится подавляющая масса продуктов питания, наличие которых является первым условием жизни человека.

Современное сельскохозяйственное производство невозможно представить обособленным, изолированным, развивающимся и функционирующим вне национальной экономики. В реальной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, благодаря которой смежные отрасли экономики, с одной стороны, поставляют сельскому хозяйству средства производства, создают все необходимые технические условия производства, с другой — перерабатывают сельскохозяйственное сы-

рье и доводят продукты питания, готовые к употреблению, до потребителя.

На основе такого взаимодействия сформировалась особая сфера экономики, которая получила название агропромышленный комплекс (АПК). Проблемы развития российского агропромышленного комплекса, требующие комплексного, системного решения, сложны и многогранны.

Вместе с тем освещаемые в экономической литературе проблемы развития АПК в подавляющем большинстве затрагивают отдельные стороны функционирования агропромышленного производства. Несмотря на то, что АПК является приоритетным объектом государственного регулирования, недостаточно внимания уделяется теории функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом тенденций его развития в изменившихся условиях хозяйствования.

Целью служат анализ современного состояния агропромышленного комплекса Белгородской области, выявление экономических проблем и путей их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.