Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий в России'

Меры государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЛЕМЕННАЯ И СЕЛЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФАКТОРИНГ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева З.Б.

Приведены основные направления реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.; аргументирована необходимость финансирования племенной и селекционной работ путем проведения сравнительных характеристик отечественной и европейской пород крупного рогатого скота, структуры себестоимости литра молока в России и странах ЕС; выявлены причины увеличения дебиторской и кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан за 2008 г. и определен один из приемлемых вариантов их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева З.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий в России»

РАЗВИТИЕ АПК

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

3. Б. АЛИЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента E-mail: aliza69@mail.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Приведены основные направления реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.; аргументирована необходимость финансирования племенной и селекционной работ путем проведения сравнительных характеристик отечественной и европейской пород крупного рогатого скота, структуры себестоимости литра молока в России и странах ЕС; выявлены причины увеличения дебиторской и кредиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан за 2008 г., и определен один из приемлемых вариантов их устранения.

Ключевые слова: государственная поддержка, племенная и селекционная работа, дебиторская и кредиторская задолженность, факторинг, перерабатывающие предприятия.

В мерах государственной поддержки аграрного сектора экономики, повышения конкурентоспособности агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности России важная роль отводится реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. В целом на осуществление данной программы за 5 лет предусматривается выделить около 1 трлн 100 млрд руб., в том числе 531 млрд руб. — из федерального бюджета, что в 3 раза

больше по сравнению с предыдущим пятилетием. Намечено обеспечить ежегодный рост объема сельскохозяйственного производства на 4%, а в животноводстве — на 5%, производительность труда планируется увеличить почти на 35 %.

Одним из основных направлений реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012гг. является предоставление субсидируемых кредитов. В 2008 г. в Республике Дагестан были выделены кредиты 1 746 сельскохозяйственным товаропроизводителям на сумму 1 231,5 млн руб., что позволило создать 5 600 новых рабочих мест.

По данным годовых отчетов Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан за 2008 г., для выполнения мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», на 2008 г. республике были выделены средства из федерального бюджета в сумме 189,3 млн руб.

В проекте государственного бюджета на 2010 г. предусмотрено оказание государственной поддержки российскому АПК, в том числе финансирование племенной и селекционной работы. Так, на содержание племенных коров и быков-производителей планируется выделить 3,5 млрд руб., на субсидии сельскохозяйственным организациям на приобретение элитных семян у российских производителей — 0,5 млрд руб.

Племенная работа в перспективе делает производство животноводческой продукции более рентабельным. К сожалению, в России до сих пор не сформирован единый орган, который бы занимался селекцией, поэтому оказываемая государством помощь очень весома и необходима. Одной из главных причин нерешенности данного вопроса является то, что на сегодняшний день сельскохозяйственные производители находятся в очень тяжелом положении. С одной стороны, имеет место постоянный рост цен на горючее и смазочные материалы, энергоносители, корма, а с другой — мясокомбинаты, молокозаводы и другие перерабатывающие предприятия стремятся снизить закупочные цены и зачастую вынуждают сельскохозяйственных производителей продавать мясо, молоко и другую продукцию фактически по себестоимости.

Помощь в закупке элитного семенного материала нужна и тем, кто выращивает зерно. Отечественные специалисты создали много сортов пшеницы, приспособленных к российским непростым почвенно-климатическим условиям, но хозяйствам покупать их просто не на что. А между тем, увеличив урожайность с гектара хотя бы до уровня Белоруссии с учетом российских климатических условий, можно было бы собрать не 90 млн тзерна, как в 2009 г., а в два раза больше. А пока приходится констатировать малопривлекательную статистику по средней урожайности пшеницы, ц/га [3]:

• Бельгия — 83;

• Германия — 74;

• Франция — 69;

• Китай — 42;

• Белоруссия — 40;

• США - 29;

• Россия — 20.

На вопрос — «Что даст улучшение поголовья скота?» — дает ответ сравнение характеристик отечественной и европейской пород скота (табл. 1), а также структура себестоимости литра молока в России и странах ЕС (табл. 2).

Как видно из указанных таблиц, даже при менее качественном поголовье скота себестоимость молока в России ниже, чем в странах ЕС. Но нужно учесть и тот факт, что благодаря государственным субсидиям в странах ЕС европейский сельскохозяйственный производитель находится в более выгодном положении. При грамотном проведении племенной работы в России можно снизить себестоимость литра молока за счет снижения на 2—3 руб. стоимости кормов и оплаты труда. В

Таблица 1

Характеристики отечественных и европейских пород крупного рогатого скота [3]

Характеристика Отечественные Европейские

Удой за год, тыс. л 3,5 8

Средняя жирность 3,6 4,2

продукта, %

Содержание белка, % 2,9 3,3

Таблица 2

Структура себестоимости литра молока, руб. [3]

Составляющие себестоимости Россия ЕС

Полная себестоимость 12 14,4

В том числе:

корма 6 4,8

оплата труда 2,4 0,63

другие расходы (электроэнергия, аренда земли, пополнение поголовья) 3,2 6,96

результате этого себестоимость мяса также уменьшится. Сегодня себестоимость 1 кг говядины в среднем обходится в 140 руб., в том числе 25 руб. затрачивается на пополнение поголовья скота, так как в России в основном разводят молочные, а не мясные породы скота [3].

Много проблем и у переработчиков сельскохозяйственной продукции. В условиях жесткой конкуренции и кризиса перепроизводства на перерабатывающем рынке России начиная с 2000 г. производители пищевой продукции вынуждены предоставлять отсрочку платежа торговым сетям и посредникам за проданный товар. При этом недостаток сырьевой базы, в частности, на мясном и молочном рынках, вынуждает переработчиков закупать сырье у отечественных сельхозпроизводителей на условиях авансовых платежей. Все это привело к увеличению дебиторской задолженности перерабатывающих предприятий и как результат — к дефициту оборотных средств, что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса. Несмотря на уменьшение дебиторской задолженности сельскохозяйственных предприятий Дагестана в 2008 г. на 18 163тыс. руб., их оборотные средства также сократились на 13 874тыс. руб. (табл. 3). Это связано с тем, что пищевая и перерабатывающая промыш-

Таблица 3

Дебиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий Дагестана в 2008 г., тыс. руб.

Год Наличие денежных средств Дебиторская задолженность

2007 108 536 456 974

2008 94 662 438 811

Источник: данные годовых отчетов Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан за 2008 г.

ленность Дагестана начала постепенно наращивать объемы производства основных видов продуктов питания. Если рост индекса промышленного производства в Дагестане составлял в 2004 г. 28%, то в 2007г. - 32%, а в 2008г. - 35%. Это позволило в 2008 г. обеспечить выпуск пищевой продукции на сумму 2 530 млн руб., что на 680 млн руб. больше, чем в 2007 г., но реализация продукции торговым сетям производится с отсрочкой платежа.

В связи с уменьшением оборотных средств кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий Дагестана в 2008 г. также увеличилась на 89 533тыс. руб. по сравнению с 2007 г. (табл. 4).

Ситуация с дефицитом сырья по прогнозам экспертов должна разрешиться к 2010—2011 гг. В этом случае сами сельскохозяйственные производители будут вынуждены предоставлять отсрочку платежа за произведенное сырье для перерабатывающих предприятий, как это наблюдалось осенью 2006 — летом 2007 г. на мясном рынке по предложениям свинины. Таким образом, проблема роста дебиторской задолженности для перерабатывающих предприятий за счет отмены авансовой оплаты за сырье должна решиться.

Решить же проблему отсрочек платежей, предоставляемых торговым посредникам, предлагают различные кредитные учреждения посредством оказания относительно новой услуги — факторинга.

Факторинг — комплекс услуг, который кредитная организация, выступающая в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль за состоянием задолженности покупателя по поставкам, напоминание дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.

Таблица 4

Кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий Дагестана в 2008 г., тыс. руб.

Кредиторская задолженность

В том числе:

Год Всего по заработной по внебюджетным фондам по налогам

плате

2007 763 962 70 518 101 525 130 913

2008 853 495 58 767 115 267 150 239

Источник: данные годовых отчетов Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан за 2008 г.

На практике факторинг означает получение производителем денег от факторинговой компании в обмен на последующие выплаты за поставленный в торговлю товар.

Следует отметить, что различают два основных вида факторинга:

• факторинг с регрессом;

• факторинг без регресса.

Факторинг с регрессом — способ финансирования торговых операций, при котором кредитная организация, не получив долг с покупателя, вправе потребовать его возврата от поставщика товара.

Факторинг без регресса — способ финансирования торговых операций, при котором кредитная организация берет на себя кредитный риск за неоплаченный покупателем-дебитором товар и не вправе требовать денег с поставщика.

К сожалению, услуга факторинга без регресса в России используется не часто, поскольку в этом случае банк принимает на себя риски в значительно большем объеме, что не может не отразиться на стоимости услуги. К тому же к общим требованиям, предъявляемым к клиентам, добавляется обязательное страхование кредитного и ликвидного рисков поставщика. Все это в совокупности делает нецелесообразным, с точки зрения потребителя, получение услуги факторинга без регресса. По этой причине наибольшее распространение в России получил факторинг с регрессом. Популярность факторинга с регрессом у российских перерабатывающих компаний объясняется относительно низкой стоимостью в сравнении с другими видами факторинга, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя.

В настоящее время этот вид услуг активно развивается, в российских и зарубежных кредитных организациях выделяются целые направления по развитию факторинга, создаются факторинговые компании.

Рассмотрев услуги, которые предлагают российские факторинговые организации, можно выделить обобщенный их перечень:

1) финансирование поставок с отсрочкой платежа на уровне 80—100 % от суммы поставки в день предоставления в факторинговую организацию документов, подтверждающих отгрузку товаров;

2) покрытие рисков, связанных с поставкой товаров на условиях отсрочки платежа;

3) оценка надежности покупателей;

4) мероприятия, направленные на своевременную оплатудебиторской задолженности.

Рекламируемые факторинговыми организациями комплексы услуг обещают перерабатывающим предприятиям следующие преимущества использования факторинга:

• сокращение кассового разрыва;

• повышение финансовой устойчивости;

• своевременное увеличение размера получаемого финансирования;

• экономию расходов по оформлению залогового обеспечения;

• возможность предоставления покупателям более длительной отсрочки платежа.

Рост популярности факторинговых услуг, обусловленный растущими потребностями перерабатывающих предприятий в оборотном капитале, привел к тому, что за три года — с 2004 по 2007 — объем российского рынка факторинговых услуг вырос в 6 раз, с 86 до 516 млрд руб. соответственной, по прогнозам экспертов, в 2008 г. должен вырасти до80 %.

При столь оптимистичной ситуации следует отметить, что перерабатывающие предприятия не спешат воспользоваться услугами факторинговых компаний.

Аналогичная ситуация складывается для всех перерабатывающих предприятий российского рынка. Переработчики неохотно пользуются услугами факторинговых операций. Этому способствует ряд объективных и субъективных причин:

1) высокий процент за услуги факторинговых компаний (на 2—3 % выше среднего процента банковского кредита);

2) недостаточная информированность (нет единой базы факторинговых организаций и стандартов предоставляемых услуг, как следствие — возможны мошенничество и невысокий уровень обслуживания на рынке факторинговых услуг);

3) потеря управляемости дебиторской задолженностью (хотя она рекламируется факторинговыми организациями, отследить ее реально организация, не знающая всей специфики той или иной отрасли, не может, особенно имея небольшой опытработы);

4) покрытия рисков, связанных с поставкой товаров на условиях отсрочки платежа, не происходит (вся ответственность за получение средств в конечном итоге ложится на перерабатывающее предприятие, а не на факторинговую организацию);

5) ограничение факторинговыми организациями предприятий в финансировании поставок с отсрочкой платежа.

Несмотря на это, следует отметить, что до тех пор, пока перерабатывающие предприятия поставляют продукцию с отсрочкой платежа, будет потребность в свободных оборотных средствах, а значит, услуга факторинга будет актуальной. При этом необходимо принять ряд мер по оптимизации и повышению привлекательности факторинга для перерабатывающих предприятий. К этим мерам относятся:

• создание кредитными организациями единого реестра факторинговых организаций;

• законодательное принятие единого стандарта предоставляемых факторинговых услуг;

• снижение или экономическое обоснование процента, взимаемого за оказываемые факторинговые услуги;

• реальное покрытие факторинговыми организациями части рисков, связанных с поставкой товаров на условиях отсрочки платежа (в случае более высокого экономически обоснованного процента за факторинговые услуги). Предложенный ряд мер позволит факторингу

конкурировать с банковским кредитом и поможет перерабатывающим предприятиям решать все нарастающую проблему роста дебиторской задолженности и дефицита оборотных средств [2].

Для обеспечения эффективного развития сельского хозяйства необходимо усилить правовую базу. Следует возобновить на качественно новой основе действие ныне утративших силу федеральных законов от 14.07.1997 № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» и от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Данные законы содержали правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, промышленности — сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. В законе «О развитии сельского хозяйства» определены основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики, государственной поддержки аграрного сектора экономики.

Как свидетельствует мировой опыт, кроме мер общей поддержки сельского хозяйства существуют мощные системы внешнеторгового регулирования и защиты отечественного сельскохозяйственного производства, а также стимулирования экспорта.

Типично в этом отношении положение в Европейском Союзе. Западная Европа, как известно, находится не в худших природных условиях для ведения сельского хозяйства, чем многие страны СНГ. Однако для защиты отечественных сельскохозяйственных производителей была разработана система компенсационных платежей и внешнеторговых порогов, которые резко ограничили импорт продовольствия в Западную Европу и в то же время стимулировали его экспорт [1].

Еще более сложный и высокий уровень защиты отечественного производителя существует в странах с большим отличием в природных условиях от стран-экспортеров. Интересен в этом отношении опыт Японии. Себестоимость сельскохозяйственной продукции в этой стране вследствие неблагоприятных природных условий велика, и в условиях открытого рынка японское сельское хозяйство было бы подавлено в течение нескольких лет. В Японии же взят курс на нетаможенные меры. Наиболее важный из сельскохозяйственных товаров в этой стране — рис. В Японии существует государственно-корпоративная монополия на оптовую торговлю рисом. Корпоративные объединения по рису, находящиеся под контролем министерства сельского хозяйства, выступают как основной, чаще всего единственный, торговец рисом и стимулируют внутреннюю производительность за счет высоких закупочных цен, создают резервы риса, обеспечивают снабжение им страны и позволяют

отказываться от импорта. Действуют некоторые правила, фактически запрещающие его импорт.

Следует отметить, что переход на инновационный путь развития сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности России возможны только при условии усиления роли государства в развитии этого важнейшего сектора экономики, а первым шагом должно стать обновление правовой базы, интенсивное проведение племенной и селекционной работы, введение государственного заказа на производимую отечественную продукцию по гарантированным рентабельным ценам, а решить в какой-то степени проблему отсрочек платежей за поставленный торговым сетям товар поможет факторинг.

Список литературы

1. Сидоренко В., Федотов Э. Обеспечение продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 5. С. 40-43.

2. Труба А. С. Перспективы развития услуги факторинга для перерабатывающих предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 62-63.

3. Харитонов С., Митрофанова О. Неужели элитные буренки помогут сбить цены на молоко и мясо?// Аргументы и факты. 2009. № 46. С. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.