Научная статья на тему 'МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ'

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
посткриминальное воздействие / государственная защита / меры безопасности / свидетель / потерпевший / иные участники уголовного судопроизводства / post-criminal impact / state protection / security measures / witness / victim / other participants in criminal proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л.И. Малахова

Статья посвящена анализу мер безопасности, применяемых к потерпевшему и свидетелю в рамках уголовного судопроизводства. Рассматриваются основания и порядок применения и отмены мер безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY MEASURES FOR VICTIMS AND WITNESSES: GROUNDS AND PROCEDURE OF APPLICATION

The article is devoted to the analysis of security measures applied to the victim and witness in the framework of criminal proceedings. The article analyzes the grounds and procedure for the application and cancellation of security measures.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 343

Л. И. Малахова МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ: ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ

Статья посвящена анализу мер безопасности, применяемых к потерпевшему и свидетелю в рамках уголовного судопроизводства. Рассматриваются основания и порядок применения и отмены мер безопасности.

К л ю ч е в ы е с л о в а: посткриминальное воздействие, государственная защита, меры безопасности, свидетель, потерпевший, иные участники уголовного судопроизводства.

SECURITY MEASURES FOR VICTIMS AND WITNESSES: GROUNDS AND PROCEDURE OF APPLICATION

The article is devoted to the analysis of security measures applied to the victim and witness in the framework of criminal proceedings. The article analyzes the grounds and procedure for the application and cancellation of security measures.

K e y w o r d s: post-criminal impact, state protection, security measures, witness, victim, other participants in criminal proceedings.

Поступила в редакцию 1 июня 2023 г.

В Российской Федерации разработаны и законодательно закреплены государственные меры, применяемые для защиты свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства от посткриминального воздействия. Государственная защита свидетелей и потерпевших является одной из важнейших гарантий в системе прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Организация государственной защиты участников уголовного судопроизводства основывается на нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в которых закреплены меры государственной защиты и меры безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Защита свидетелей и защита потерпевших предполагают обязанность органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, применять меры безопасности, предусмотренные ч. 3 ст. 11 УПК РФ: указание псевдонима участника следственного действия и неразглашение данных о его личности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); предъявление опознания в условиях, исключающих визуальное на-

© Малахова Л. И., 2023

блюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ); проведение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ); проведение допроса в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Таким образом, в современных условиях в целях обеспечения безопасности органами государственной власти применяются как процессуальные, так и непроцессуальные меры защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Следует отметить, что указанные в УПК РФ меры безопасности не всегда могут обеспечить эффективную защиту потерпевших и иных лиц, содействующих правосудию1. Одновременно с этим практические работники при использовании указанных мер сталкиваются с проблемами, сопряженными с отсутствием единого подхода к обеспечению безопасности защищаемых лиц.

Право участников уголовного судопроизводства на безопасность является относительно новым институтом отечественного законодательства. В последние годы в процессуальной литературе безопасность рассматривается как комплекс мер, применяемых соответствующими государственными органами и должностными лицами в процессе производства по уголовному делу в отношении участников процесса. Соответственно, право на безопасность - это гарантированная законом возможность притязать на применение государством соответствующих мер по физической защите нуждающегося в ней лица в ходе производства по уголовному делу.

В случае необходимости обеспечить защиту потерпевшего, свидетеля, их представителей либо родственников и прочих близких лиц следователь имеет право в протоколе следственного действия, в котором участвуют указанные лица, не приводить сведения об их личности. В этом случае следователь обязан вынести постановление, в котором излагаются основания принятия решения о сохранении в тайне этих сведений, указываются псевдонимы участников следственного действия и приводятся образцы их подписей, которые они будут использовать в протоколах следственных действий. В целях защиты потерпевшего и свидетеля, участвующих в качестве опознающих лиц в предъявлении для опознания подозреваемого либо обвиняемого, это следственное действие проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В данном случае понятые находятся в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ). Закон ничего не говорит о том, где обязан при этом быть защитник подозреваемого (обвиняемого) - там, где находится его подзащитный, или же в помещении, где находится следователь и опознающее лицо2. Такое обстоятельство является существенным упущением законодателя, поскольку существуют противоречия между правом подозреваемого (обвиняемого) на защиту и правом опознающего на гарантирование его безопасности. Защита свидетелей подразумевает еще и то, что при необходимости обеспечения их безопасности, а кроме того безопасности их род-

1 См.: Желтобрюхов С. П. Государственная защита потерпевших, свидетелей // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 53.

2 См.: Брусницын Л. В. Опознание в условиях, исключающих наблюдение опознаваемым опознающего // Уголовное право. 2005. № 2. С. 75-76.

Л. И. Малахова

ственников и близких лиц, суд проводит их допрос в обстоятельствах, исключающих визуальное наблюдение свидетелей иными участниками судебного разбирательства без оглашения подлинных данных об их личности (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). В интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц суд может провести судебное разбирательство в закрытом судебном заседании (п. 4 ч. 1 ст. 241 УПК РФ).

На сегодняшний день следует отметить несовершенство механизма уголовно-процессуального обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Как показывает анализ следственной практики, многие участники уголовного судопроизводства нередко пытаются уклониться от выполнения своего гражданского долга, не желают сотрудничать с правоохранительными органами в целях оказания помощи в раскрытии и расследовании преступлений. Распространенность дачи свидетелями ложных показаний отмечают многие исследователи, которые приходят к выводу, что основной причиной такого поведения является недостаточность мер по государственной защите свидетелей.

Принятие решения о применении той или иной меры безопасности предполагает наличие определенного фактического и юридического основания. Гражданин, обладающий информацией о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, включая случаи угрозы насилием (в том числе в отношении других лиц), может обратиться в правоохранительные органы с заявлением о применении мер безопасности. Меры защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

С целью применения мер безопасности суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, получив заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, обязаны принять решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение). Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи3.

Стоит отметить, что в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно одна либо несколько мер безопасности4. Отмена мер безопасности производится, если устранены основания их применения или их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом

3 О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства : федер. закон Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 01.07.2021). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»

4 См.: Халиков А. Обеспечение безопасности при сокрытии данных о личности // Законность. 2007. № 10. С. 43-45.

условий договора, заключенного органом, осуществляющим меры безопасности, с защищаемым лицом, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты. Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.

Следует подчеркнуть, что закрепление на законодательном уровне мер безопасности в отношении защищаемого лица является действительно прогрессивным шагом на пути к защите лиц, содействующих уголовному правосудию. Предполагается, что для реализации данных мер потребуются не только колоссальные финансовые вложения со стороны государственного бюджета, но и создание действенного механизма, который сможет воплотить в жизнь положения действующего законодательства.

Воронежский государственный университет Малахова Л. И., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса

Voronezh State University Malakhova L. I., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process Department

E-mail: malah78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.