Научная статья на тему 'Мероприятия инновационной деятельности в сфере производства'

Мероприятия инновационной деятельности в сфере производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченко Д.Л., Таюрский А.И.

В группу мероприятий инновационной деятельности, обеспечивающих реализацию задач производства, входят: оптимизация и снижение издержек производства; повышение уровня качества продукции; ускорение вывода новых видов продукции на рынок и внедрение более совершенных технологий, а также формирование лояльности со стороны поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мероприятия инновационной деятельности в сфере производства»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

1. Проектирование, подготовка и планирование, которое включает постановку целей и задач, определение рабочей группы и разработка технического задания.

2. Проводится функциональный анализ, который позволяет описать отдельные рабочие операции со всеми требуемыми ступенями в порядке их выполнения и выделение всех элементов, которые влияют на качество производства.

3. Анализируются виды потенциальных отказов, последствия, меры по обнаружению, причины отказов и меры по предотвращению причин отказов.

4. Далее является уже сам процесс производства, который подвергается контролю, с помощью SPC. Данные хода процесса заносятся на контрольные карты, и, после их анализа, если все хорошо, то продукт отправляется на эксплуатацию, а если нет, то мы возвращаемся к месту анализа отказов.

Совместное использование FMEA-анализа и SPC на производстве позволяет полноценно контролировать и анализировать процесс, а следовательно, работать стабильно и повышать производительность.

Библиографические ссылки

1. Харламова Т. Н., Герасимов Б. И., Злобина Н. В. Управление затратами на качество продукции: отечественный и зарубежный опыт. Изд-во ТГТУ, 2006.

2. Уилер Д., Чамберс Д. Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта ; пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2009.

© Маркелов И. В., Иванов А. А., Бондаренко Н. В., 2011

УДК 300-399.33

Д. Л. Марченко Научный руководитель - А. И. Таюрский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕРОПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

В группу мероприятий инновационной деятельности, обеспечивающих реализацию задач производства, входят: оптимизация и снижение издержек производства; повышение уровня качества продукции; ускорение вывода новых видов продукции на рынок и внедрение более совершенных технологий, а также формирование лояльности со стороны поставщиков.

Процесс изготовления продукции начинается в тот момент, когда формализуется потребность заказчика, и согласовываются варианты обеспечения этой потребности. При этом идет согласование требований потребителя (стоимость, срок доставки, требования к качеству продукции), ресурсов предприятия (расходные материалы, вид оборудования) и выявляется собственно последовательность операций, направленных на преобразование ресурсов в продукцию, соответствующих заявленным требованиям. Эта последовательность действий и представляет собой процесс, оформляемый в виде технологической карты с разной степенью детализации. Поток создания ценности -совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенный продукт прошел через такие важные этапы менеджмента, свойственных бизнесу, как [3]:

- решение проблем (от разработки чертежей до выдачи заказа),

- управление информационными потоками (от получения заказа до составления детального графика производства и выдачи заказа),

- физическое преобразование (от сырья до продукции, передача продукции заказчику).

Использование метода построения «карт потока создания ценности» в деятельности промышленных предприятий, по мнению автора, является адекватным и обусловлено следующими положениями:

во-первых, карты потоков создания ценности строятся для конкретных изделий, что является харак-

терным и для всего промышленного производства, где каждый заказ индивидуален, и поэтому возможно построение карты потока создания ценности для каждого заказа;

во-вторых, процесс построения карт потоков создания ценности, требует определения основных производственных процессов, а для передачи каждого заказа в производство всегда необходимо описать его технологию.

в-третьих, процесс создания ценности предполагает наличие человека, ответственного за процесс, что также типично для любого производства, поскольку заказ промышленного предприятия ведет менеджер, являющийся фактически «руководителем проекта», завершением которого является выдача заказа.

Заказ в процессе выполнения проходит несколько этапов: технологическая подготовка и планирование, обеспечение материалами, производство и отправка заказа. Каждый из них, начиная с момента формализации потребностей заказчика, формирует определенную ценность продукции - и, соответственно, может являться одним из мероприятий инновационной деятельности промышленного предприятия [1].

Менеджер после подписания заказчиком объемов производства будущей продукции либо сам оформляет заказ на изготовление с указанием всех видов работ, материалов и оборудования, либо передает его на расчет технологу, сопровождая соответствующей документацией заказа с приложенными пожеланиями. Технолог оформляет документы на изготовление

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

заказанной продукции, рассчитывает временные и материальные затраты. Если для выполнения заказа требуется приобрести необходимые материалы или дополнительную оснастку, технолог подает заявку на приобретение материалов в отдел снабжения, уточняет в снабжении сроки поставки материалов и оснастки и ставит заказ в график изготовления промышленной продукции [2].

Система планирования, принятая на промышленном предприятии является звеном управления, заведующим ритм работы всего предприятия. Если предприятие принимает работу каждый следующий заказ после выполнения предыдущего, задача планирования не является особо важной и сложной. Однако анализ деятельности ведущих промышленных предприятий Сибирского федерального округа показал, что в их производстве одновременно может находиться более 60 заказов, каждый из которых имеет свои характеристики, использует определенные ресурсы и требует выполнения определенных операций. Для этого необ-

ходима четкая система планирования, указывающая своевременную доставку расходных материалов, загрузку производственных мощностей, согласование технологических операций для того, чтобы выполнить заказ в заданный срок.

Библиографические ссылки

1. Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке //Инновации. 2003. № 1.

2. Григорьев Ю. П. Инновационное производство // Вестник академии права и управления 2009. № 14. URL: http://makeyev.msk.ru/pub/NeProhodiMimo/InPro.html.

3. Таюрский А. И., Таюрская Е. А. Научно-обоснованные подходы к оценке образовательной составляющей государственной промышленной политики : моногр. Красноярск : Изд. дом «Новый Енисей», 2009.

© Марченко Д. Л., Таюрский А. И., 2011

УДК 336.025

Ю. А. Семенова Научный руководитель - Л. Р. Батукова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИТОГОВАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

При анализе различных параметров и коэффициентов, характеризующих платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость, полученные данные иногда противоречат друг другу и не позволяют сделать однозначного вывода о финансовом положении организации. Подобная ситуация требует обобщающей оценки финансового состояния предприятия, которую можно выразить в форме рейтингового показателя и которая сможет нивелировать несогласующиеся результаты параметрического (коэффициентного) анализа.

Финансовая устойчивость характеризует финансовое положение предприятия с позиции эффективности использования собственного капитала. Если потеряна финансовая устойчивость, то вероятность банкротства высока, предприятие финансово несостоятельно. Учитывая многообразие финансовых процессов, множественность показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов и возникающие в связи с этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости предприятий, возникает необходимость в интегральной оценке.

Сущность методики заключается в классификации предприятий по уровню риска, т. е. любое анализируемое предприятие может быть отнесено к определенному классу в зависимости от «набранного» количества баллов, исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости.

Баллы исчисляются путем умножения значения любого показателя на его вес в интегральном показателе (рейтинге).

Общий вид полученной таким образом рейтинговой оценки:

Я = ]ГАг ■ Ю,

г =1

где R - интегральный показатель (рейтинг); Ai -удельный вес i-го показателя; YAi = 1; Ki - значение i-го показателя; n - число показателей.

Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.

В качестве абсолютных показателей обычно берутся объем продаж (выручка), величина активов (итог баланса), чистая прибыль, уровень затрат. На основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов, публикуемых западными информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week). К их достоинствам следует отнести простоту расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа). Однако для целей микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные на абсолютных показателях, не дают практически ничего, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности.

Гораздо больше аналитической информации дают рейтинги, построенные на относительных или удельных показателях. Именно их рекомендуется использовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.