Научная статья на тему 'Ментальные профили восприятия аниме как показатель диффузии культуры'

Ментальные профили восприятия аниме как показатель диффузии культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
705
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИФФУЗИЯ / АНИМАЦИЯ / МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / АНИМЕ / ПЕРСОНАЖ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ / CULTURAL DIFFUSION / ANIMATION / ANIME / CHARACTER / MENTALITY / MENTAL PROFILES / MENTAL SETUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наймушина Анна Николаевна

Разработан инструмент, позволяющий построить ментальные профили для измерения влияния диффузии культуры на ментальность принимающего народа. С помощью построения ментальных профилей исследовалось влияние аниме на российскую аудиторию с 1970-х по настоящее время. Произведено сравнение групп респондентов, выделенных по возрасту и частоте просмотра аниме. Различия между группами соотнесены с волнами диффузии аниме в России (распространение через кинопрокат в 1968-1986 гг.; распространение через телевидение с конца 80-х по начало двухтысячных; распространение через Интернет и с помощью других современных инструментов в настоящее время). Исследование показало, что инструмент позволяет измерять различия ментальности между группами респондентов и отмеченные различия соотносятся с волнами диффузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental profiles of anime perception as indicator of culture diffusion

Instrument elaborated for Mental Profiles measuring cultural diffusion influence upon mentality accepting ethnic group. Mental Profiles fulfilling, influence of Anime upon Russian auditorium was analyzed from 1970 to resent times. Respondent groups on the base of age and frequency of watching anime are compared. Differences between the groups are correlated to the waves of diffusion of anime in Russia (diffusion by cinema theatrical distribution in 1968-1986; by TV distribution from the end of 80-th to beginning of the millennium; by Internet distribution and other means in resent times).Research results is that the instrument can measure differences between mentality of respondent gropes and that differences are correspondent to diffusion waves.

Текст научной работы на тему «Ментальные профили восприятия аниме как показатель диффузии культуры»

approach]. Perm, 2006; Utrobin I. S. Slozhnost, razvitie, nauchno tehnicheskiy progress [Complicity, development, scientifically technical progress]. Irkutsk, 1991; Beresneva N. I. Yazyik i realnost [Language and reality]. Perm, 2004; Musayelyan L. A. Nauchnaya teoriya istoricheskogo protsessa: stanovlenie i suschnost [Scientific theory of historical process: formation and essence]. Perm, 2005.

2. Orlov V. V. Osnovyi filosofii: v 2 ch. Ch. 1. Obschaya filosofiya: ucheb. posobie [Basis of philosophy: in 2 parts, p. 1. General philosophy: tutorial] 4th issue. altered and added / Perm university, Perm, 2006, is. 2, p. 109.

3. Koblov A. N. Spec. work.

4. Vasilyeva T. S. Spec. work. P. 104.

5. In the same place. P. 109.

6. Latypov N. N., Beylin V. A., Vereshkov G. M. Vakuum, elementarnyie chastitsyi i Vselennaya: V poiskah fizicheskih i filosofskih kontseptsiy XXI veka [Vakuum, elementary particles and Universe: In search of physical and philosophical concepts of the XXI century]. Moscow: Publ. of the Moscow State University, 2001. P. 89.

7. Zeldovich Ya. B. Rozhdenie Vselennoy iz «nichego» [Birth of the Universe from "anything"]// Vselennaya, astronomiya, filosofiya - The Universe, astronomy, philosophy. Moscow: Publ. of the Moscow State University, 1988, p. 39.

8. Grib A. A. Osnovnyie predstavleniya sovremennoy kosmologii [Main representations of modern cosmology]. Moscow: FIZMATLIT. 2008.

9. Panov V. F., Rybalchenko V. A. Problem of development of a physical form of a matter and modern physics// Actual problems of the Russian philosophy: interhigher education institution [Proc. Sci works (on materials of All-Russia scient. Conf. Perm, September 29-30, 2011): in 2 vol.] Perm state national research university. Perm, 2011. Vol. 1, pp. 28-34 (in Russ.).

10. Latypov N. N., Beylin V. A., Vereshkov G. M. Spec. work. P. 123.

УДК 008:004

А. Н. Наймушина

Ментальные профили восприятия аниме как показатель диффузии культуры

Разработан инструмент, позволяющий построить ментальные профили для измерения влияния диффузии культуры на ментальность принимающего народа. С помощью построения ментальных профилей исследовалось влияние аниме на российскую аудиторию с 1970-х по настоящее время. Произведено сравнение групп респондентов, выделенных по возрасту и частоте просмотра аниме. Различия между группами соотнесены с волнами диффузии аниме в России (распространение через кинопрокат в 1968-1986 гг.; распространение через телевидение с конца 80-х по начало двухтысячных; распространение через Интернет и с помощью других современных инструментов в настоящее время). Исследование показало, что инструмент позволяет измерять различия ментальности между группами респондентов и отмеченные различия соотносятся с волнами диффузии.

Instrument elaborated for Mental Profiles measuring cultural diffusion influence upon mentality accepting ethnic group. Mental Profiles fulfilling, influence of Anime upon Russian auditorium was analyzed from 1970 to resent times. Respondent groups on the base of age and frequency of watching anime are compared. Differences between the groups are correlated to the waves of diffusion of anime in Russia (diffusion by cinema theatrical distribution in 1968-1986; by TV distribution from the end of 80-th to beginning of the millennium; by Internet distribution and other means in resent times).Research results is that the instrument can measure differences between mentality of respondent gropes and that differences are correspondent to diffusion waves.

Ключевые слова и фразы: культурная диффузия, анимация, мультипликация, аниме, персонаж, ментальность, менталитет, ментальные профили.

Keywords: cultural diffusion, animation, anime, character, mentality, mental setup, mental profiles.

Эмпирическое исследование ментальных профилей

Диффузию материальных элементов проследить и подтвердить легче (особенно в эпоху информационного общества), чем диффузию элементов нематериальных. Но именно проникновение новых нематериальных аспектов культуры способно создать глубинные изме-

© Наймушина А. Н., 2014

нения в принимающей культуре. Такие нематериальные элементы культуры, как стереотипы и архетипы, очень часто оцениваются как вообще «центральная зона» культуры. Согласно Айзенштадту, именно в этой зоне происходит кристаллизация специфических компонентов, обусловливающих этническую и культурную идентичность общности. В число данных компонентов входят специфические признаки, часто носящие психологический характер, маркирующий этнос (Eisenstadt S. N. Tradition, Change, and Modernity. N. Y.; Sydney; Toronto: John Wiley, 1973. Р. 127-129). Возможность подобных изменений является пугающей для принимающей культуры, так как это будет «неизбежно» вести к ее «угасанию». Существует и другая перспектива этих изменений, ведущая к глобализации базового восприятия окружающих и самоопределения человека в обществе, способная отождествить себя с персонажем другой культуры, привнести в повседневную жизнь некоторые атрибуты из быта другого народа. Подобная диффузия может привести к большему пониманию между этносами, народами и нациями, что в итоге увеличит терпимость между ними.

Специальной задачей исследования было изучение влияния диффузии аниме на мен-тальность россиян. Это влияние было исследовано в аспекте особенностей восприятия «личностных качеств» персонажей аниме российской аудиторией. Основной целью данного исследования является изучение восприятия личностных характеристик персонажей японского аниме в российской аудитории 2012 г. как результат культурной диффузии аниме.

Для проведения исследования был подготовлен инструмент - формализованное интервью, исполненное в виде веб-сайта, с общим доступом. Данный веб-сайт (http://quiz.coevolutia.ru) доступен для всех пользователей и не требует специальной регистрации.

При разработке исследования были поставлены следующие задачи:

1. Дать сравнительный анализ групп выборки различающихся по возрасту, степени знакомства с аниме и заинтересованности в нем.

2. Выяснить, совпадает ли «эталонное» описание персонажа (отражающее восприятие персонажей аниме в японской культуре) с его восприятием опрошенной аудиторией.

Под «эталонным» описанием персонажа понимается описание персонажей из мировой открытой общественной базы данных по аниме (http://anidb.net/). Данное описание персонажей составляется на основании оригинального, данного на официальных сайтах фильмов и сериалов аниме. Кроме «эталонной» группы была сформирована «гибридная» группа, дополненная результатами опроса одного респондента-японца (21 год, преподаватель японского языка для русских студентов - практикант).

Так как инструмент исследования не был ещё апробирован, то, соответственно после его экспериментального тестирования на респондентах требовалась корректировка, что на данном этапе исследования не предполагало перевода инструмента на иностранные языки. В последующем перевод инструмента и его адаптация для иностранной аудитории предполагается для сбора данных и сравнения их между собой.

В эксперименте приняли участие 54 респондента (включая одного японца). В выборке представлены люди разнообразных профессий, возрастов и социального положения. Основу составляют: отаку; люди, занимающиеся изучением японского языка; «случайные» студенты; «случайные прохожие», заходившие на сайт по своей инициативе. Выборка нерандомизированная и должна быть оценена как произвольная. Полностью опрос прошли 42 респондента, 12 респондентов ответили не на все вопросы и не были включены в обработку результатов.

При входе на сайт респонденту предлагается пройти опрос по теме исследования, сообщаются цели и задачи исследования. Паспортная часть включает вопросы о возрасте, поле, образовании. Отношение респондента к аниме (частота просмотра, отнесение/не отнесение себя к отаку) и национальная самоидентификация фиксируются в конце опроса.

Основная часть инструмента состоит из серии экранов (25), посвященных персонажам. Каждый экран включает в себя набор изображений персонажа и четыре вопроса, предполагающие выбор ответов из закрытых списков: «Выберите эпитеты, которые, по вашему мнению, характеризуют данный персонаж» (список из 53 эпитетов)»; «Знаком ли этот персонаж»; «Если можете, то выберите имя»; «Если можете, то выберите название анимационного фильма, в котором он участвовал». В основном информационным является первый вопрос. Три остальных являются контрольными для проверки отношения респондента к аниме и выполняют также разгрузочную функцию.

На заключительном экране размещена благодарность респонденту за участие в опросе, а также респонденту предлагается в качестве вознаграждения скачать фотографии из специального банка.

Группировка выборки производилась по возрасту с шагом в 5 лет (в возрасте от 18 до 23 лет; от 24 до 28 лет; от 29 до 33 лет; от 34 и старше) и по частоте просмотра аниме. Группировка по частоте просмотра имеет следующий вид: смотрящие регулярно; смотрящие часто (несколько раз в месяц); смотрящие редко (1-2 фильма/сериала в год); не смотрящие. Предполагалось, что частота просмотра непосредственно влияет на изменения менталитета в результате диффузии. Чем чаще респондент будет смотреть аниме, тем сильнее будет оказываться на него влияние. Деление на группы по возрасту обосновано тем, что чем моложе респондент, тем больше он находился по влиянием аниме, в период становления личности и самоопределения; во-вторых - данные возрастные группы по-разному накладываются на основные периоды диффузии аниме в России. Проверялась гипотеза, что среди этих групп опрашиваемых существуют различия в восприятии характеристик персонажей японского аниме - ментальных профилей восприятия.

При обработке данных сначала для каждой группы вычисляется частота употребления каждого эпитета к каждому персонажу. Под ментальным профилем восприятия как раз и понимается совокупность частот отнесения эпитетов к персонажу, характерная для индивида или группы. Всего в матрице соотнесения персонажей с эпитетами размером 25 на 53 (1325 ячеек) значимыми (не нулевыми) оказывается от 250 до 900 ячеек. Частоты в каждой ячейке варьируют от 0 до 1. Наибольшее количество эпитетов используют русская группа смотрящих аниме регулярно (до 850). Складывается впечатление, что данная группа старается дать для знакомых персонажей максимальное число эпитетов. Для сравнения, например, японец характеризует каждый персонаж буквально точно «стандартными» эпитетами.

На следующем шаге производится сравнение матриц ментальных профилей восприятия для двух групп. За меру расстояния или близости между двумя группами принимается сумма по всем ячейкам матрицы квадратов разности частот в ячейках, отнесенных к средней частоте двух групп. Известно, что данная мера подчиняется статистике ^распределения Стьюдента. Указанная мера оказалась весьма чувствительной к числу индивидов в сравниваемых группах. В том случае, если в группу входит один индивид, и, следовательно, значение частот только 0 или 1, расхождение между группами в одной ячейке дает максимальное значение 2. Совпадение частот означает различие в ячейке 0. Если число индивидов в группах достаточно велико (хотя бы 4-5), то различие частот производит в ячейке достаточно небольшое значение меры.

Результаты исследования

Сравнение между группами по частоте просмотра аниме дают следующие результаты:

Число индивидов в группе Не смотрю Смотрю редко (1-2 фильма в год) Смотрю часто (несколько раз в месяц) Смотрю регулярно (1 раз в неделю)

Не смотрю 4 0

Смотрю редко (1-2 фильма в год) 9 162,7803262 0

Смотрю часто (несколько раз в месяц) 12 193,949941 180,1597648 0

Смотрю регулярно (1 раз в неделю) 17 199,6242918 169,0218156 107,1765826 0

Эталонная группа 2 346,765368 342,3239649 277,3842879 270,3309036

Заметно, что различия между российскими группами меньше, чем с «эталонной» группой. Самое маленькое различие между группами «Смотрю часто (несколько раз в месяц)» и «Смотрю регулярно (1 раз в неделю)» составляет 107,2. Самое большое среди российских групп 199,6 («Не смотрю» и «Смотрю регулярно (1 раз в неделю)»). Кроме того, различия с «эталонной» группой уменьшаются по мере увеличения количества просмотров от 346,8 до 270,3. Это может быть однозначно интерпретировано как изменение менталитета россиян в результате диффузии аниме. Однако и после такого изменения россияне ближе к россиянам, чем к «эталонной» группе. Показатели различий с «эталонной» группой могут уменьшиться,

33

если увеличится число индивидов в этой группе. Однако эта группа, скорее всего, останется более далекой, по сравнению с расстояниями между российскими группами. Сравнение между группами по возрасту дают следующие результаты:

Число индивидов в группе 18-23 лет 24-28 лет 29-33 лет 34 и более лет

18-23 лет 14 0

24-28 лет 18 94,17893427 0

29-33 лет 7 141,2220224 136,4912924 0

34 и более лет 3 288,1344686 280,3538352 305,9246927 0

Эталонная группа 2 298,674018 269,9339371 320,481828 439,8857143

Как и в предыдущей группировке, различия между российскими группами меньше, чем с «эталонной» группой. Самое маленькое различие между группами «18-23 лет» и «2428 лет» составляет 94,2. Самое большее среди российских групп 305,9 («29-33 лет» и «34 и более лет»). Различия с «эталонной» группой уменьшаются по мере снижения возраста индивидов - от 439,9 до 269,9. Это уменьшение носит «волновой» характер: различие с группой «18-23 лет» составляет 298,7, а в группе «24-28 лет» оно уменьшается до 269,9. Это может быть обусловлено тем, что для возрастной группы «24-28 лет» диффузия имела максимальное влияние, так как с данной возрастной группой правильно совпала волна показа аниме на телеканалах. Их детский возраст совпал с показом детского аниме-сериала «Пчёлка Мая», «Босоногий Ген» и «Могила светлячков» на телеканале «ОРТ». В подростковый период, вероятнее всего, они смотрели «Сейлор-Мун» на телеканалах «ТНТ» и «ТВЦ» и «Бродяга Кендзи» («Самурай Х») на «СТС». Период после их 16-летия совпадает с распространением сети Интернет в России. Для группы «18-23 лет» процесс диффузии выглядел немного иначе, так как в период их детства по телевидению шли «Сейлор-Мун» и «Бродяга Кендзи», рассчитанные на подростков. Когда они стали выходить за пределы детской возрастной группы, по ТВ начался массовый показ «Покемонов», которые, вероятнее, уже на тот момент не вызывали у них интереса к просмотру. Группе «24-28 лет» в некотором смысле повезло, что на неё сработали два фильтра: пока они были детьми (начало 1990-х гг.), ещё действовал отбор качественного продукта, осуществлённый в СССР, и они не встречались с аниме среднего и низшего качества. Когда им было около 18 лет, они попали в зону действия другого фильтра -клубный отбор наиболее качественного аниме, также осуществлявшийся более зрелым поколением, защитил их от продуктов среднего и низшего качества.

В 2005 г. поиск в Интернете выдавал порядка 200 работ, но достаточно качественных. В настоящее время результат поиска - тысячи фильмов и сериалов, при этом число качественных значительно не увеличилось.

Выводы

Результат исследования состоит всего лишь в повышении степени подтверждения гипотезы об уменьшении расстояний между российскими группами и «эталонной» с уменьшением возраста и увеличением регулярности (частоты) просмотра аниме. Результаты, полученные в ходе данного исследования, дают основу полагать, что гипотеза действенна и не может быть однозначно опровергнута и отброшена за несостоятельностью. Гипотеза переведена из разряда версий в разряд рабочей гипотезы. Пилотажное исследование показывает, что данный инструмент исследования может быть использован для доказательства гипотезы. Естественно, что инструмент требует корректировки.

Следует отметить, что российские респонденты старались максимально охарактеризовать предложенные им изображения персонажей. Японский респондент при прохождении тестирования выбирал в среднем шесть эпитетов для одного персонажа, российский респондент - 26. Характеристика российских респондентов отражала эмоциональное отношение к персонажам. Например, для знакомого практически всей аудитории персонажа «Тотторо» российские респонденты выбирали максимальное количество положительных характеристик, а для отрицательного персонажа Рокуро Бундоу ^окиго Bundou) было выбрано много негативных характеристик. Такая разность в характеристиках персонажей показывает разность в системах воспитания, образования, менталитета. Возможно предположить, что российские респонденты являются более эмоциональными в своих оценках.

Не имея возможности однозначно описать, в чем состоит менталитет, исследование вероятности ассоциаций всё-таки даёт возможность доказательно отразить изменения менталитета. Метод ментальных профилей, основанный на сравнении групповых тезаурусов, позволяет достоверно связать различия частот выбора эпитетов с изменениями в менталитете групп, а эти изменения в менталитете соотнести с процессами диффузии, происходящими в культуре. Менталитет различных групп в российской аудитории по-разному изменяется в ходе процесса диффузии аниме. Различия в менталитете проявляются, в частности, в таком аспекте, как вероятность психологической ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.