Научная статья на тему 'Ментально-этнические основания социальной помощи в украинской культуре'

Ментально-этнические основания социальной помощи в украинской культуре Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ЭТНИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / SOCIAL WORK / ETHNIC MENTALITY / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черепанова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются проблемы ментально-этнических оснований социальной помощи в украинской культуре. Сущность этнического менталитета раскрывается как динамическая умственная структура, проявляющаяся в ценностных установках и поведенческих актах. Выявлены специфические особенности украинского менталитета, что лежат основе общинной взаимопомощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental-ethnic grounds of social assistance in ukrainian culture

The article deals with topical issues of mental-ethnic basis of mutual aid in the Ukrainian culture. The essence of the ethnic mentality is revealed as a dynamic, thought-structure, which manifests itself in values and behaviour. The specific features of the Ukrainian mentality underlying the community of mutual aid.

Текст научной работы на тему «Ментально-этнические основания социальной помощи в украинской культуре»

Informed that from the social and cultural space in which there are members of the society depends on functioning and development of society, its communicative features.

Key words: communication, social and cultural space, communication features, social space, and culture.

УДК 364.01:159.922.4(477)

Т. В. Черепанова

МЕНТАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

В УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

У статті розглядаються проблеми ментально-етнічних підстав соціальної допомоги в українській культурі. Сутність етнічного менталітету розкривається як динамічна розумова структура, що виявляється в ціннісних установках і поведінкових актах. Виявлено специфічні особливості українського менталітету, що лежать в основі общинної взаємодопомоги.

Ключові слова: соціальна робота, етнічна ментальність, соціальна допомога.

Социальная работа существовала как вид общественной деятельности всегда, однако как вид профессиональной деятельности и общественная наука начала складываться в начале ХХ века. Украинская социальная работа еще более молода. Но неправомочно утверждение о том, что социальная работа формируется с чистого листа и не умеет под собой исторических корней. Истоки современных теоретических взглядов на социальную работу заложены на рубеже ХІХ-ХХ вв. Е. Максимовым, А. Горовцем и В. Ключевским. В их работах содержится анализ архаичных видов помощи на Руси, особенности общественной и государственной опеки, а также общественной благотворительности. Начатые этими исследователями представление о специфике процесса социальной помощи в историческом и культурологическом аспектах влияют и на современные взгляды. В советский период социальная работа как отдельная область знаний не развивалась и практически растворилась в социальном обеспечении, дефектологии, педагогике.

Современные исследования связаны, главным образом, с уточнением исходных общетеоретических положений, сфер деятельности специалистов социальной работы, специфики отдельных методов и технологий, особенностей социальной политики и истории, что раскрыто в трудах российских ученых М. В. Фирсова, А. А. Козлова, В. П. Мельникова, Е. И. Холостовой, Л. Г. Гусляковой, П. Д. Павленка, Б. Ю. Шапиро, а также украинских И. И. Миговича, М. П. Лукашевича, В. И. Полтавца, А. Г. Горелой, Т.

В. Семыгиной. Эти работы посвящены исследованию форм и видов взаимопомощи в истории украинского народа. Однако они не рассматривают национально-ментальные и социокультурные основания помощи украинцев друг другу и социально ущербным группам. Цель настоящего исследования - анализ ментально-этнических оснований социальной помощи в украинской культуре.

Как вид общественной деятельности социальная работа имела различные формы и номинации в разные исторические эпохи в разных культурах. Так, в Древней Греции социальная помощь была известна как филантропия, в Риме - как народные традиции. Народы Латинской Америки - древние инки процесс помощи и взаимопомощи определяли как "минка", а языческие славянские племена как "слепня".

Начать анализ ментально-этнических оснований взаимопомощи в украинском обществе необходимо, прежде всего, с концептуализации категории ментальность,

определении ее сущностных черт, социокультурных и ценностных детерминант ее формирования. Категория «менталитет» относится к числу наиболее многозначных понятий, получивших в научной литературе десятки дефиниций. Однако, несмотря на обилие публикаций, проблема менталитета еще недостаточно разработана и на теоретическом и на прикладном уровнях. Сущность менталитета, способы его изучения и прогнозирования и, тем более, формирования и преобразования остаются дискуссионными.

Понятие «менталитет» введено представителями историко-психологического и культуро-антропологического направления Л.Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком и др. В разных научных школах национальный менталитет определяют как своеобразную память народа о прошлом, умственный и духовный строй народа, его социальный характер и т.д. Максимально рационализированную структуру менталитета находим у Усенко О.Г., который главными компонентами менталитета считает «картину мира», «стиль мышления» и «кодекс поведения»[4].

Менталитет народа или этническая ментальность складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественногеографических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта менталитета. Если социально-психологический аспект менталитета, акцентируясь на сознательных и бессознательных установках массового сознания, высвечивает, главным образом, отношения «личность-общество-государство», то этический срез фокусируется на морали, системе нравственных установок, находящих свое выражение в коллективных привычках, нравах и обрядах, в которых находят отражение представления народа о добре и зле, долге и ответственности, счастье и страдании и т.п.

Традиционные культурные ценности украинского народа легко интегрируются в концепцию социальной работы в целом. Обычаи взаимопомощи и поддержки социально ущербных групп общества можно найти в глубоко дохристианском периоде развития украинской культуры.

Прежде всего, необходимо отметить наличие в украинской ментальности черт, свойственных особенностям национального менталитета русского народа, что обусловлено во многом схожей и переплетающейся историей Украины и России. Также на формирование украинской ментальности наложило отпечаток тесное соседство с западными странами. Украина, находясь в природно-географической и культурноисторической близости с Россией и Западом, испытывает на себе влияние этих культурных типов. Это отразилось на единстве разных географических частей Украины: в Западной и Восточной Украине можно отметить различие в национальной ментальности, обусловленное влиянием на Восточные регионы - России, на Западные -европейских стран.

Тем не менее, эти различия не являются столь значимыми, и сущностные черты в ментальности можно объединить в единый социетальный тип Украины.

Исследователи социетальной ментальности украинцев отмечают влияние на формирование украинского этнического менталитета архетипов и символов тех этносов, которые в тот или иной период обитали на этой территории. Длительное отсутствие в украинской истории собственной государственности послужило слабости четкого представления украинцев о себе как о субъекте истории. Особенно остро этот недостаток проявился именно в настоящее время, в период становления социальной работы как самостоятельного социального института. Украинская социальная политика ориентируется на западный идеал социальной защиты населения, однако, экономические возможности нашей страны не способны удовлетворить все проекты.

Тем не менее, исследователи украинской национальной ментальности определяют характерологические особенности, присущие именно украинскому народу. Выделим

некоторые типические черты в украинской ментальности, являющиеся наиболее значимыми с точки зрения социальной помощи.

На становление украинской ментальности наложила отпечаток географическая и социальная удаленность от центра, и в связи с этим большая, по сравнению с русским народом, вольность и, как следствие, самостоятельность и свобода выбора. Так, с одной стороны, квинтэссенция украинского духа - казак - вольнолюбивый индивидуалист. Эти индивидуальные начала, их индивидуалистические представления имеют свои позитивные и негативные стороны в характере народа. С другой стороны, столетия крепостного права формируют зависимость от общины, своего края, близкого круга. Это рождало в массе украинского крестьянства "почуття громади", чувство взаимопомощи, поддержки и др."

Украинской ментальности, по мнению Е.А. Донченко, свойственен женственный архетип [3], для которого характерны рефлексивное мышление, воображение и впечатление, проявляющееся в особой духовности, романтизме, стремлении к созданию образов и идей. Реализация таких идеальных образов зачастую затруднена в силу организационной слабости. Сострадательность и сопереживание в организации общинного быта являются немаловажными в деле социальной защиты социально ущербных групп общины. Однако, акты помощи носят преимущественно не системный характер, зависят от личностных особенностей помогающих и нуждающихся в этой помощи.

Женские черты в украинской ментальности обогащают её романтичностью, лиризмом, эмпатичностью. С женственным началом украинского этноса связано особое почитание таких ценностей как, «мать - земля» - персонифицированный образ родной земли. Зависимость от неё проявляется в особом почитании женщины как хранительницы традиций и ритуалов. Особая роль женщины в украинской семье укоренилась и в социальной сфере, сформировав матрилокальный тип социума, где женщина преимущественно имеет равные с мужчиной права. В украинской семье мать воспитывает детей, ведет хозяйство, отвечает за порядок, как в своей семье, так и на хуторе. Роль мужчины сводится к защите от врагов и жестком контроле за воспитанием детей [2]. В силу этого традиционными объектами общинной помощи являлись женщины и дети. Причем женщина не воспринимается в качестве самостоятельного социального субъекта, а только как придаток к мужу и детям. Соответственно, социальная помощь номинально распространяется на тех женщин, которые лишены официального источника пропитания и защиты. К этой категории относятся вдовы, жены солдат, инвалидов войн. Социальная помощь ориентирована преимущественно на вспомоществование детям, их выживание и воспитание.

Еще одной особенностью украинской семьи, повлиявшей на формирование этнической ментальности, можно назвать принцип равноценного распределения в семье наследственного имущества. В отличие от западных и российских традиций оставлять все наследство старшему сыну, в Украине его принято было распределять между всеми детьми. Такая форма распределения может быть рассмотрена как механизм равной социальной защиты всех членов семьи, даже в случае недостаточности ресурсов, обеспечивающая минимум благ всем членам семьи. Таким же образом общинная помощь обеспечивалась всем участникам общественной жизни в украинской общине. Отсюда распространненнось обычаев хозяйственно-бытовой помощи в сельской местности Украины.

Украинский этнос тяготеет к демократическим формам правления, что исторически обусловлено традициями казацкой рады и славянского веча. В этой традиции украинская ментальность схожа с российской, где важные вопросы решались на уровне общины коллективным принятием решения методом голосования. Ярким примером украинского демократизма являлась Запорожская Сечь, государственное

устройство которой основывалось на принципах народовластия. В казацкой демократической республике верховная власть соединяла функции законодательной, судебной и административной ветвей власти. Казаки выбирали себе лидера демократическим путем. Современный украинский политолог В.М. Бебик подчеркивает факт того, что поскольку основой казацкого государства была подвижная маргинальная группа и стать казаком мог любой желающий мужского пола, то процедура выбора управленческой элиты могла быть только демократичной [1, с. 10]. Демократия была распространена и на социальную сферу. Общественное управление, дела общины, также решались всем миром путем избирания вольными голосами руководителей, священников и т.д. Эта традиция имела важное значение в решении таких общинных проблем как право усыновления, распределения прибыли, назначения опекунов и других задач. Так право установления опекунства или усыновления над сиротой могло быть получено на всеобщем сходе, путем всенародного обсуждения и открытой конкуренции. Этот механизм позволял избежать произвола со стороны усыновителей и обеспечить сохранность жизни и имущества опекаемого сироты.

Исследователи украинской ментальности особо подчеркивают черты вольнолюбия, которое в социальной жизни славян приобрело характер национальной черты, непоколебимой ценности. Приоритет личной и общественной свободы лежит в основе таких традиций как освобождение или выкуп из вражеского плена своих соотечественников, а также роспуск своих военнопленных. Средства, необходимые для этих целей собирались со всех дворов, размер их определялся в зависимости от материальных возможностей. Позднее, в христианский период, эта традиция была продолжена в Полоняничном приказе, который стал целенаправленно заниматься выкупом пленных и руководить сбором средств на их освобождение.

Делая вывод, важно отметить, что, традиции социальной помощи и взаимоподдержки лежат в национальной ментальности украинцев. Сострадательность и милосердие являются коренными чертами ментально-этнического пространства Украины. Вместе с этим украинскому этносу свойственен определенный индивидуализм и «прижимистость». Это не могло не сказаться на обычаях общинной помощи. Несмотря на довольно разнообразные формы общинной помощи в украинской культуре, жизнь простого украинского крестьянина, а тем более социально ущербных категорий населения, была полна тягот и лишений.

Укоренные веками ментально-этнические традиции взаимопомощи и поддержки развивались и в дальнейшем, подкрепленные христианскими ценностями человеколюбия и милосердия. Однако, менталитет любого народа претерпевает существенные изменения в зависимости от социального, экономического, политического и других факторов общественной жизни. В современных условиях в украинском менталитете складываются новые, не присущие нашему народу ценности, такие как приоритет личного над общественным, стяжательства, равнодушия и др. Разрываются традиционные родовые и общинные связи между людьми, снижается значимость родственной и соседской взаимопомощи. Забота о социально ущербных группах, стариках, инвалидах, перекладывается на официальные государственные службы, что снимает моральную ответственность за их содержание с детей и родных. Задача социальной работы на сегодняшний день в Украине заключается, таким образом, не только в непосредственной социальной защите социально ущербных слоев общества, но и в возрождении традиционных национальных ценностей и ментальноэтнических оснований социальной помощи.

Список використаної літератури

1. Бебик В.М. Політичний маркетинг і менеджмент / В.М. Бебик. - Киів: МАУП, 1996. - 144 с.

2. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского

исследования [электронный ресурс] I Р.А. Додонов. - Режим доступа: httpIIdonntu.edu.ua

3. Донченко Е.А. Социетальная психіка [электронный ресурс] I Е.А. Донченко. -Режим доступа: httpIIpoliticon.latp.org.uaILibraryIdonchsps

4. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» I О.Г. Усенко II Русская история: проблемы менталитета: тезисы докладов научной конференции, Москва 4-6 октября 1994 г. - М.: Институт российской истории РАН, 1994. -

С. З-7.

T. V. Cherepanova

MENTAL-ETHNIC GROUNDS OF SOCIAL ASSISTANCE IN UKRAINIAN CULTURE

The article deals with topical issues of mental-ethnic basis of mutual aid in the Ukrainian culture. The essence of the ethnic mentality is revealed as a dynamic, thought-structure, which manifests itself in values and behaviour. The specific features of the Ukrainian mentality underlying the community of mutual aid.

Key words: social work, ethnic mentality, social assistance.

УДК 316.77

В. М. Щербина

КІБЕРКОМУНІКАТИВНИЙ КОНТИНУУМ ЯК АНТРОПОЛОГІЧНИЙ

ЧИННИК

У статті розглянуто аспекти антропологічних змін як результату становлення кіберкомунікативного континууму. Автор розглядає зміни у галузі практик тілесності у процесі розвитку нового інформаційного та соціального середовища, акцентуючи увагу на виникненні «цифрового тіла» людини.

Ключові слова: антропологія, ідентичність, тілесність, кіберкомунікативний континуум

Сучасна культура як сукупність норм та цінностей, на основі яких здійснюється людська життєдіяльність, виступає водночас результатом та передумовою суспільного буття, відтак її форми та зміст можуть бути зрозумілими виключно на основі розуміння характеру та змісту суспільного життя нашої доби та антропологічних змін сучасності.

Антропологія (anthropology), або, рідше - загальна антропологія (general Anthropology) - переважно в англомовних країнах - це сукупність наукових дисциплін, що вивчають людство на всіх історичних етапах його розвитку. Антрополог фокусує свою увагу, з одного боку, на біологічній і культурній диференціації різних груп людей, з іншого боку - на тих інтегративних рисах, які дозволяють представити людство як єдине ціле.

Техносфера, що її породило та розвиває людство, вступає в новітній етап - від індустріалізованого світу, побудованого на використанні переважно фізичних та хімічних природних процесів, вона переходить до стану кіберкомінікативного континууму, основою якого є використання біотехнологій та маніпулювання речовиною. Від маніпулювання речовиною на макротілесному рівні людство поглиблюється до маніпулювання на рівні окремих молекул та атомів. Ці зміни супроводжуються зростанням масштабів спільної організованої діяльності людей та, відповідно, характеру такої організації, що призводить до трансформацій соціального світу - його глобалізації, постання специфічного соціального сегменту -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.