Научная статья на тему 'Менеджмент Японии в освоении космоса'

Менеджмент Японии в освоении космоса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаметшина А.М., Филь А.Д., Кукарцев А.В.

Представлено исследование влияния японской модели менеджмента и принципов, в освоении космоса, рассмотрены основные особенности японской космической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент Японии в освоении космоса»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

негативного воздействия указанных факторов является: уменьшение административных барьеров за счет снижения уровня бюрократии и повышения эффективности законодательства, улучшения прозрачности системы регулирования предпринимательской деятельности, сотрудничество в инновационной сфере за счет развития проектов в области НИОКР между зарубежными и российскими компаниями, а также укрепление партнерства между университетами и производственными предприятиями и пр.

Следует отметить, что основой инвестиционной привлекательности России является не только вступление в ВТО, но и создание Единого экономического пространства с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан [2]. Наряду с внешнеполитическими и экономическими изменениями - ускорение приватизации и улучшение демографической ситуации, решение административных проблем на уровне государства и регионов, а также с помощью других внутригосударственных изменений, формируется базис для перспек-

тивного развития инвестиционной деятельности на российском рынке.

Таким образом, растущий потребительский рынок, увеличение доходов населения, численность среднего класса и недорогая, но при этом хорошо образованная рабочая сила - все это продолжает привлекать инвесторов в Россию со всего мира. Кроме того, интерес международных инвесторов к России поддерживается богатыми природными ресурсами страны (61 % респондентов считают природные ресурсы - главным конкурентным преимуществом России) [2].

Библиографические ссылки

1. Балдин К. В. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности : учеб. пособие. Москва, 2013. 408 с.

2. Лысин В. Инвестиционные процессы в российской экономике // Вопросы экономики. 2013. № 2. С. 13-17.

© Музыкантова М. В., 2014

УДК 669.713.7

А. М. Мухаметшина, А. Д. Филь Научный руководитель - А. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕНЕДЖМЕНТ ЯПОНИИ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА

Представлено исследование влияния японской модели менеджмента и принципов, в освоении космоса, рассмотрены основные особенности японской космической программы.

За последнее время, Япония стала четвертой страной мира, которая со своего космодрома, своей ракетой-носителем «Ламбда-48» осуществила в феврале 1970 года запуск первого искусственного спутника Земли «Осуми». Эта страна работает в космосе исключительно по национальным программам, которые осуществляются в соответствии с долговременным планом работ под руководством Национального управления по космическим исследованиям и Института исследований в области космоса и аэронавтики Токийского университета. Реализуя этот план, Япония добилась больших успехов в области космонавтики, создав ряд ракет-носителей «Ламбда-48», «Мю», «Н-I», «Н-11» и спутников связи, метеорологии, для исследований природных ресурсов Земли и т. д. Руководство и координацию работ по космосу в Японии осуществляет консультативный орган при премьер-министре - Национальное управление по космическим исследованиям (НАСДА).

Основной особенностью японской космической программы является широта тематики при минимальных затратах. Япония при всех своих достижениях в космосе тратит средств в десять раз меньше, чем НА-СА. Для реализации национальных космических программ в Японии созданы и оснащены современным технологическим и испытательным оборудованием

два космодрома Утиноура и Танегасима и несколько научно-исследовательских центров [1].

Ярким практическим примером представляющее космические разработки Японии является - Японское агентство аэрокосмических исследований или 1ЛХЛ -государственное агентство, отвечающее за космическую и авиационную программу Японии. Агентство было образовано 1 октября 2003 года после слияния трёх ранее независимых организаций.

Отказавшаяся от атомной энергетики Япония продолжает поиски новых способов производства экологически чистой энергии. Одним из таковых обещает стать уникальный проект, который островное государство собирается реализовать к 2030 году. Япония намеревается запустить в космос геостационарный спутник, который будет аккумулировать солнечную энергию, и затем передавать ее на землю в виде микроволн или лазерных лучей. Таким образом, страна восходящего солнца планирует увеличить количество энергии, производимой с помощью ВИЭ [2].

К слову, солнечные электростанции космического базирования являются давней мечтой США и Японии. Единственный фактор, сдерживающий производство солнечных космических объектов будущего - неимоверно высокая стоимость. На Земле генерация электроэнергии с помощью солнечного света сегодня ог-

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

раничивается светлым временем суток, и сильно зависит от погодных и сезонных условий. В космосе подобные ограничения перестают существовать.

В попытке расширить возможности снабжения своей страны большим количеством чистой энергии, Японское агентство аэрокосмических исследований (Jaxa) занялось разработкой способа сбора солнечной энергии с геостационарных спутников, находящихся на высотке 36000 км над поверхностью Земли. В настоящее время специалисты Jaxa проводят эксперименты для того, чтобы определить наиболее эффективный способ передачи энергии из космоса на землю. Успехам, достигнутым в космосе, японцы обязаны не только своим технологиям, но и их принципу управления на предприятии.

Кайдзен - принцип, который чаще всего встречается в японском менеджменте, дословно обозначает непрерывное совершенствование. Возникла система кайдзен и впервые стала применяться в послевоенные годы рядом японских компаний, для восстановления производства и улучшения внутренних процессов, происходящих на предприятии. Постепенно философия кайдзен была истолкована и получила распространение в большинстве развивающихся стран. А после того как в 1986 году в свет вышла книга Масаа-ки Имаи «Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success» - «Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний», термин «кайдзен» получил известность во всем мире и стал обозначением одной из главных концепций теории менеджмента.

Так и в государственном агентстве (JAXA), принципу кайдзен есть свое место. Целями внедрения

кайдзен на предприятии или использования этой системы в жизни отдельного человека являются: устойчивое и стабильное развитие; внедрение инноваций; получение максимальной прибыли; повышение производительности и устранение потерь времени, сил, ресурсов и средств и т. д. На предприятии работают следующие принципы кайдзен:

1. Непрерывные изменения - принцип, характеризующий саму суть кайдзен, то есть, непрерывные малые изменения во всех сферах организации.

2. Открытое признание проблем - все проблемы открыто выносятся на обсуждение.

3. Информирование каждого сотрудника - весь персонал должен быть полностью информирован о своей компании.

Таким образом, Япония добилась успехов в космосе не только благодаря своим передовым технологиям, но и благодаря своему прекрасному методу управления на производстве, их стремлению и усердности, которые заложены в каждом и складывались многие тысячелетия, их традиции во многом влияют на управление.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт JAXA : сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.jaxa.jp/ (дата обращения: 01.04.2014).

2. Имаи М., Кайдзен Г. Путь к снижению затрат и повышению качества. M. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

© Мухаметшина А. М., Филь А. Д., 2014

УДК 669.713.7

А. Г. Попова Научный руководитель - Н. Т. Аврамчикова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТИПОВ 1Т-ТЕХНОЛОГИЙ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ ХОЛДИНГЕ

1Т-технологии классифицированы по ряду признаков, обоснована роль и значимость их систематизации по степени охвата задач управления и описана возможность практического применения в промышленном холдинге.

В настоящее время на рынке программного обеспечения представлено огромное количество систем, построенных на основании той или иной информационной технологии. Для того, чтобы иметь представление возможностях применения программного продукта в конкретной прикладной сфере необходимо иметь представление о классах, на которые могут быть разделены информационные технологии и основных сферах их применения.

Прежде всего, определимся с самим термином «Информационная технология». Под информационной технологией (1Т-технологией) будем понимать процесс, использующий определенную совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи дан-

ных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [1].

Существуют различные варианты классификации 1Т-технологий. Наиболее части используются следующие принципы: по способу реализации информационной системы, по степени охвата задач управления, по классу реализуемых технологических операций, по типу пользовательского интерфейса, по способу построения вычислительной сети, по обслуживаемым предметным областям.

Наибольшее значение имеет классификация по степени охвата задач управления, основные элементы которой приведены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.