Научная статья на тему 'Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России'

Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / КЛАСТЕРЫ / ПРОЕКТЫ ГЧП / ИНТЕГРАЦИЯ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / A MONETARY POLICY / A BUDGETARY TAX POLICY OPERATING THE LEGISLATION / THE PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF BRANCHES / MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECTS / COMMERCIALIZATION OF HIGH TECHNOLOGIES / CLUSTERS / THE PPP PROJECTS / INTEGRATION INTO THE WORLD ECONOMY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Т.Х.

Стратегия социально-экономического развития регионов должна быть основой для формирования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Формирование стратегических планов должны обеспечить выход на новый уровень инновационного экономического и социального развития России. Для решения поставленных масштабных задач необходима адаптация действующего законодательства в части бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Важным направлением развития социально-экономического развития территорий является кластеризация и формирование проектов государственно-частного партнерства (далее ГЧП). В рамках интеграции стран в мировое хозяйство конкурентоспособными могут быть только организации как системы в форме кластеров и проектов ГЧП. В рамках формирования организаций как систем необходимо предусмотреть формирование стандартов устойчивого развития (далее СЭУ) для социальной защиты населения и повышения человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Усманова Т.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS WITHIN FISCAL AND MONETARY POLICY IN RUSSIA

Strategy of social and economic development of regions has to be a basis for formation budgetary and tax and a monetary policy. Formation of strategic plans have to provide an exit to the new level of innovative economic and social development of Russia. Adaptation of the current legislation is necessary for the solution of the set major problems regarding budgetary and tax and a monetary policy in the Russian Federation. The important direction of development of social and economic development of territories is the clustering and formation of projects of the public-private partnership (PPP). Within integration of the countries into the world economy the organizations as systems in the form of clusters and the PPP projects can only be the competitive. Within formation of the organizations as systems it is necessary to provide formation of standards of a sustainable development (SEU) for social protection of the population and increase of the human capital.

Текст научной работы на тему «Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России»

с

ИННОВАЦИИ

УДК 338 DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.1.123.130

JEL: Р4, G3, Н5, Н7, М1, М2, М

МЕНЕДЖМЕНТ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РАМКАХ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Тальия Хайдаровна Усманова 1

1 ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49

1 Доктор экономических наук, профессор кафедры «Общий менеджмент» E-mail: Utx.60@mail.ru

Поступила в редакцию: 25.02.2016 Одобрена: 15.03.2016

Аннотация. Стратегия социально-экономического развития регионов должна быть основой для формирования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Формирование стратегических планов должны обеспечить выход на новый уровень инновационного экономического и социального развития России. Для решения поставленных масштабных задач необходима адаптация действующего законодательства в части бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Важным направлением развития социально-экономического развития территорий является кластеризация и формирование проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). В рамках интеграции стран в мировое хозяйство конкурентоспособными могут быть только организации как системы в форме кластеров и проектов ГЧП. В рамках формирования организаций как систем необходимо предусмотреть формирование стандартов устойчивого развития (далее - СЭУ) для социальной защиты населения и повышения человеческого капитала.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инновационное развитие, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, действующее, законодательство, приоритетные направления развития отраслей, управление инновационными проектами, коммерциализация наукоемких технологий, кластеры, проекты ГЧП, интеграция в мировое хозяйство, экономический рост. Для ссылки: Усманова Т. Х. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 123-130. ОС!: 10.18184/2079-4665.2016.7.1.123.130

В условиях переходной экономики в Российской Федерации произошли кардинальные изменения как в разработке Стратегий социально-экономического развития регионов, в планировании приоритетных региональных инновационных программ и проектов, так и в формировании источников их финансирования.

Экономический потенциал России является привлекательным для самых различных финансовых структур мира. Как принято считать, что региональные инновационные инвестиционные проекты предусмотрены для социально-экономического развития территорий и повышения стандартов экономической устойчивости населения. Для обеспечения эффективного социально-экономического развития формируются различные прогнозы и разрабатываются сценарии и модели развития экономических процессов.

Однако в Российской Федерации проекты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и документов долгосрочного стратегического

планирования часто видоизменялись. Причиной столь значительных корректировок и изменений являются перекосы в основных тенденциях развития экономики. В рамках существующих перекосов изменения определенных параметров появилась необходимость подготовки более конкретных сценариев бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В последние годы претерпели изменения основные параметры прогнозов на макроуровне. Многократные изменения отражают ухудшение качественной характеристики и индикативных показателей социального развития. Ухудшение качественных характеристик социального развития соответственно отражает не эффективное развитие человеческого потенциала в России. Сложившиеся негативные тенденции изменения стратегических планов и программ несут производные риски соответствующих корректировок. Факторы риска, которые формируют предпосылки дальнейших негативных изменений и худших условий для моделирования экономики в настоящее время значительные.

Наиболее высокие риски и крайности в состоянии российской экономики, продолжения бюджетных ограничений в среднесрочной перспективе, обусловлены геополитической напряженностью в связи с военно-политической ситуацией в мире.

Действенным фактором различного рода рисков является продолжающиеся санкции со стороны развитых стран. Средства массовой информации пестрят различной информацией возобновляющихся различного рода санкций по отношении отдельных субъектов и целых отраслей российской экономики, финансовой системы. На основании разностороннего анализа можно предположить о том, что санкции способны в значительной степени негативно повлиять на изменение динамики ВВП в России.

Для конструктивного решения создавшихся проблем необходимо разработать адаптированный Сценарий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Сценарий). Сценарий должен отвечать требованиям бюджетного планирования. А также предполагает внести изменения, которые должны минимизировать негативные последствия в развитии регионов. Негативные последствия, которые могут возникнуть из-за дополнительных бюджетных ограничений не должны создавать волны возмущения среди населения и не вносить перекосы в бюджетно-налоговой политике Российской Федерации. За последние месяцы 2015 года наблюдаются продолжающиеся экономические санкции к отдельным субъектам Российской Федерации. В качестве антикризисной меры поддержки социально-экономического развития регионов необходимы конкретные предложения по возобновлению привлечения доступных инвестиций в виде капиталовложений.

Введенные санкции в отношении отдельных транснациональных корпораций Российской Федерации привели к ухудшению их финансовых результатов. Также наблюдается усиление оттока капитала из года в год. Ослабление рубля на фоне оттока капитала приводит все хозяйствующие субъекты в экономический шок. Такой сценарий развития дальнейшего развития экономики приводит к продолжительному ослаблению обменного курса рубля. Центральный Банк России пытается удержать официальную инфляцию, однако все больше и больше наблюдается ухудшение потребительской уверенности в регионах страны. Нежелательный рост общей неуверенности среди граждан формируется из-за дороговизны услуг по здравоохранению, образованию и других государственных услуг. В условиях повышения ключевой процентной ставки в рамках денежно-кредитной политики происходит снижение экономической активности организаций. Недостаточное финансовое напол-

нение в проектах может привести к дальнейшему сокращению инвестиций в основной капитал.

Как показывает опыт, просматривающиеся бюджетные ограничения в долгосрочных прогнозах и возможное продолжение санкций могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости. В рамках снижения бюджетной устойчивости, сокращения бюджетных расходов, происходит ухудшение условий для разработки инновационных технологий. Внедрение инновационных технологий могут способствовать экономическому развитию регионов. В то же время сокращение бюджетных расходов на НИОКР, а также недостаточное привлечение внебюджетных средств на разработку инновационных технологий могут негативно отразиться на модернизации экономики, могут быть заморожены многие приоритетные проекты и программы устойчивого социально-экономического развития регионов.

Значительную часть ВВП составляют нефтяные доходы. Сценарии макроэкономических параметров отражают риск снижения прогнозируемой динамики цены на нефть, который может привести к резким изменениям экономики в России и ослаблению российской национальной валюты - рубля. Нефтяные доходы и прямо, и косвенно влияют на инфляцию и ослабления обменного курса рубля. Форсированные меры Центрального банка по таргетированию инфляции могут потребовать дальнейшего роста процентной ключевой ставки и, следовательно, сокращения банковского кредита в связи с ростом процентной ставки. Увеличение процентной ставки, в свою очередь, негативно повлияет на экономическую активность организаций и предприятий в формировании портфеля проектов.

На основании Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г., российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления банками, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, банковское регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам и иметь показатели, приведенные в табл. 1.

В настоящее время плановые показатели банковской среды, приведенные в табл. 1, отличаются от фактических показателей. В связи со стабильным вывозом капитала за последние годы индикаторы банковской сферы не достигли плановых показателей. Тенденции в банковской системе, развивающиеся в последние годы в части вывоза капитала, также отрицательно влияют на инвестиционный климат в стране. В результате стратегические пла-

Показатели банковской сферы в %

Показатели 2010 г. 2015 г.

Активы/ВВП 75,4 более 90

Капитал/ВВП 11,8 13-14

Кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП 41,3 50-55

Источник: Официальный сайт Центрального банка России

ны и программы развития банковской системы отличаются от реального состояния.

При этом прогноз Центрального банка предполагает сохранение высоких темпов роста кредитования на протяжении последних лет. Увеличение кредитования и инвестирования должны снизить норму чистых сбережений населения с 2016 года, т.е. добавленная стоимость банков должна увеличиться за счет процентных выплат населения. В то же время риск ускорения инфляции может быть связан с более высоким ростом цен на электроэнергию на оптовом рынке, а также цен на тепло и воду. Повышение тарифов и цен предусмотрены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (Концепция). Концепция предусматривает определенный сценарий развития экономики регионов, устанавливает индикаторы стратегических планов и программ, предусматривает прогноз ежегодного подорожания и изменения тарифов и цен на газ, электроэнергию, грузоперевозки, услуги ЖКХ, изменения цен на нефть и т.д.

В последние годы обострились риски, связанные с управлением активами и обязательствами крупных корпораций, в том числе с теми, которые в настоящее время отражаются на балансовых счетах, а также в некоторых случаях, когда активы и обязательства отражаются на забалансовых счетах. Как показывает опыт, существует дисбаланс в пропорции выручки крупных корпораций в соотношении с их финансовыми результатами.

В последние годы происходит плавное перемещение принадлежащих государству активов и обязательств в частный сектор. Плановые критерии планового перемещения государственных активов в банковские активы приведены в табл. 1.

Таблица 1 ходов, которые связаны с предоставляемыми Правительством Российской Федерации и регионами государственными гарантиями. Риски потери бюджетных кредитов в настоящее время являются серьезной проблемой в банковском сообществе. Агентство по страхованию вкладов (далее - АСВ) не в полной мере может удовлетворить все проблемные вопросы, связанные с отзывом лицензии у банков. В этих условиях неминуема волна банкротств у пользователей банковских услуг, то есть у физических и юридических лиц, обсуживающихся в банковских структурах, у которых были отозваны лицензии. Риск максимального ухода АСВ от компенсации страховых случаев, в рамках отзыва лицензий Центральным банком, приводят к системным проблемам и конфликтам интересов для большинства пользователей банковских услуг. Перечисленные конфликты интересов и риски требуют разработки дополнительных антикризисных мер по минимизации их негативных последствий. Основным вектором перекоса денежно-кредитной политики в Российской Федерации являются продолжающиеся бюджетные ограничения, связанные бюджетно-налоговой политикой последних лет.

При этом, для решения создавшихся системных проблем и конфликта интересов в экономической среде необходима актуализация вопросов индустриализации и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов РФ. Для формирования высокой инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов РФ недостаточно развитие малого и среднего предпринимательства в различных формах. Необходима кластеризация и формирование проектов ГЧП, которые могли бы быть конкурентоспособными в условиях интеграции стран в мировое хозяйство для привлечения прямых инвестиций. Кластеризация и формирование проектов ГЧП могут быть инструментами повышения конкурентоспособности российских регионов и индустриализации экономики. Важное место занимают развитие кластеров для противостояния влиянию экономических санкций против России. В свою очередь, для эффективного развития кластеров и проектов ГЧП необходима адаптированная Стратегия социально-экономического развития регионов, способная учитывать возможные изменения в конкурентоспособности регионов и страны в целом.

С августа 2015 года наблюдается особый кризис, связанный со страхованием вкладов в банковской системе и отзывом лицензий у некоторых банков. В связи с этим растет риск будущих бюджетных рас-

В сложных условиях продолжения кризисных явлений, возникает один вопрос: как можно получить доступные инвестиции для реализации региональных инновационных программ и проектов для

Таблица 2

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации

расходов бюджетов

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Изменения в % к итогу 2017 г. к 2014 г.

Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу Млрд. руб. В % к итогу

Расходы, всего 27057,2 100,0 29577,0 100,0 31282,3 100,0 33003,2 100,0 0

в том числе:

Общегосударственные вопросы 1545,8 5,7 1655,1 5,6 1702,1 5,4 1837,8 5,6 -0,1 ▼

Национальная оборона 2472,4 9,1 3033,3 10,3 3341,9 10,7 3523,4 10,7 1,5 ▲

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2172,8 8,0 2251,6 7,6 2238,7 7,1 2096,9 6,4 -1,7 ▼

Национальная экономика 3749,3 13,9 3767,6 12,7 3621,2 11,6 3675,6 11,1 -2,7 ▼

Жилищно-коммунальное хозяйство 1014,4 3,7 1022,9 3,5 994,2 3,2 1000,7 3,0 -0,7 ▼

Охрана окружающей среды 77,5 0,3 71,7 0,2 73,8 0,2 70,4 0,2 -0,1 ▼

Образование 3085,9 11,4 3282,4 11,1 3503,9 11,2 3748,2 11,4 0 ▼

Культура, кинематография 430,4 1,6 478,8 1,6 541,2 1,7 606,1 1,8 0,2 ▲

Здравоохранение 2547,6 9,4 2718,6 9,2 3082,9 9,9 3386,5 10,3 0,8 ▲

Социальная политика 9081,5 33,6 10379,6 35,1 10800,6 34,5 11153,1 33,8 0,2 ▲

Физическая культура и спорт 242,8 0,9 268,0 0,9 272,0 0,9 268,6 0,8 0,1 ▲

СМИ 113,2 0,4 94,6 0,3 89,3 0,3 102,2 0,3 -0,1 ▼

Обслуживание государственного долга 523,6 1,9 552,7 1,9 623,2 2,0 692,4 2,1 0,2 ▲

Условно-утвержденные расходы федерального бюджета 0,0 0,0 399,4 1,3 841,4 2,5 2,5 ▲

Источник: официальный сайт Минфина РФ

обеспечения экономического роста? Замедление темпов роста экономики в России беспокоит как ученых, так и все передовое сообщество страны. Расходы бюджетов бюджетной системы приведены в табл. 2. Однако, для того, чтобы привлекать инвестиции необходимо финансировать экономически прорывные проекты, то есть масштабно коммерциализировать наукоемкие технологии в разных отраслях. Однако бюджет РФ не предусматривает достаточные средства для развития инновационных технологий. Для того, чтобы выявить основные приоритетные региональные инновационные инвестиционные проекты, необходимо обратить внимание на развитие отраслей.

Стратегии, как правило, декларируют развитие приоритетных инновационных проектов. Однако многие Стратегии не отвечают требованиям в части достаточности формирования источников финанси-

рования запланированных проектов. Поэтому качественные характеристики разработанных Стратегий развития территорий оставляет желать лучшего. Многие регионы ссылаются на недостаточность финансирования для качественной разработки Стратегий, чтобы запланировать эффективные инновационные инвестиционные приоритетные проекты. Однако, как показывает практика в тех регионах, где хорошо поставлено электронное правительство и налажено индикативное управление, работа по стратегическому планированию начинает давать определенные положительные результаты.

Как известно, для разработки приоритетных направлений развития инновационных проектов необходимо финансирование НИОКР, коммерциализация наукоемких технологий и включение их в Стратегии социально-экономического развития территорий. Любая цивилизованная страна для

обеспечения экономического роста должна коммерциализировать наукоемкие технологии и разрабатывать новые инновационные проекты на их основе, а также планировать бюджетные расходы не менее 5% (признак существенности) по отноше-

быть целесообразно реализованы, однако финансирование на сегодняшний день на их реализацию запланировано недостаточно.

Таблица 3

Информация о структуре федерального бюджета (млрд. руб.)

Наименование Закон 348-ФЗ Бюджетные назначения* Исполнение Отклонение

Доходы 12906,4 12906,4 13019,9 113,5

Нефтегазовые доходы 6471,9 6471,9 6534,0 62,1

Ненефтегазовые доходы 6434,5 6434,5 6585,9 51,4

Р а сходы 13387,3 13464,3 13342,9 -121,4

Дефицит (-) / профицит (+) -480,9 -557,9 -323,0 234,9

Ненефтегазовый дефицит -6952,9 -7029,8 -6857,0

* - по расходам - сводная бюджетная роспись федерального бюджета с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись). Источник: официальный сайт Минфина РФ

нию к ВВП. Как известно, инновационные проекты содействуют экономическому росту и эффективному социально-экономическому развитию регионов России. Основное внимание при коммерциализации наукоемких технологий должно быть направлено на экономию ресурсов, повышению человеческого капитала и увеличению добавленной стоимости в ВВП. В условиях планирования нового технологического уклада необходимо пересматривать процессы переработки в сырьевых и га-зо-нефтяных отраслях, развивать инновационные проекты на основе новейших технологий.

В настоящее время в России принято считать, что бюджет страны состоит, из большинства нефтяных доходов. В табл. 3 приведена информация о нефтегазовых и ненефтегазовых доходах бюджета Российской Федерации.

Новый технологический уклад, который необходим России, требует масштабного внедрения инвестиционных проектов на основе инновационных технологий. В условиях сжатия цен на нефтепродукты необходимо направить силы на развитие новых приоритетных направлений бизнеса.

В настоящее время Российская Федерация является донором Евросоюза и Центральной Азии 1 В связи с этим, многие российские проекты могли

Как видно из табл. 4, 35-36% ВВП распределены в рамках бюджетных расходов РФ. Приоритетные региональные инновационные инвестиционные проекты могут претендовать на финансирование из оставшихся 65-64% ВВП.

Многие приоритетные региональные проекты могут быть профинансированы в рамках ГЧП. Как показывает опыт, инструменты и механизмы ГЧП в настоящее время являются самыми результативными для развития российских инновационных инвестиционных проектов. Перспективы и реальные возможности для финансирования приоритетных региональных проектов существуют. В табл. 4 приведены основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, бюджетная система Российской Федерации может обеспечить инновационное развитие страны.

В условии глобализации существуют множество барьеров в развитии бизнеса в России. За годы переходной экономики появились множество трудов, рекомендаций по ведению бизнеса в России в сравнении с мировым трендом развития. Многие инициаторы проектов стали более требовательными в согласовании условий и процедур формирования проектов. Так же и разработчикам программ и проектов нужна конкретика результатов в стадии планирования проекта для планирования источников их финансирования. Однако, в рамках действующего законодательства российский бизнес получил множество ограничений и свобод, которые не всегда отвечают требованиям эффективного планирования проектов.

Однако проблемы и различные риски в развитии управленческой модели жизнеспособной сложной экономической системы имеют различные оттенки. Глобальные изменения, происходящие в экономике России не понятны многим категориям населения, которые не обладают глубокими знаниями экономических процессов. Развитие бизнеса в России возможно и необходимо, а именно: достаточная сырьевая база, высокий интеллектуальный и человеческий капитал, природные ресурсы, географическое расположение и т.д.

1 Официальный сайт Всемирного банка

Таблица 4

Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Показатели 2013 год % ВВП 2014 год % ВВП 2015 год % ВВП 2016 год % ВВП 2017 год % ВВП

Доходы, всего 24399,3 36,6 26367,4 36,9 27917,6 36,7 29770,7 36,2 31688,2 35,3

в том числе:

Федеральный бюджет 13019,9 19,5 14238,8 19,9 14923,9 19,6 15493,2 18,8 16272,7 18,1

Консолидированные бюджеты субъектов РФ 8161,2 12,2 8442,2 11,8 8927,8 11,7 9441,9 11,5 10135,6 11,3

Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего 8093,2 12,1 8114,5 11,4 9210,1 12,1 10085,0 12,3 10620,7 11,8

Бюджет Пенсионного фонда РФ 6388,4 9,6 6294,6 8,8 7163,8 9,4 7761,2 9,4 8154,8 9,1

Бюджет Фонда социального страхования 603,5 0,9 579,8 0,8 592,6 0,8 615,8 0,7 666,8 0,7

Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования 1101,4 1,6 1240,1 1,7 1453,7 1,9 1707,9 2,1 1799,1 2,0

Расходы, всего 25264,4 37,8 27057,2 37,8 29577,0 38,9 31282,3 38,0 33003,2 36,7

Таблица 5

Основные макроэкономические параметры на 2014-2017 гг.

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон 349-Ф3 Прогноз МЭР от 20.05.2014 Закон 349- ФЗ Прогноз МЭР от 20.05.2014 Закон 349- ФЗ Прогноз МЭР от 20.05.2014 Прогноз МЭР от 20.05.

ВВП, млрд. руб. 73 715 71 493 79 660 76 077 86 837 82 303 89 834

Рост ВВП, % 103,0 100,5 103,1 103 103,3 102,5 103,3

Инвестиции, млрд. руб. 14 933 13 494 16 577 14 522 18 475 15 541 17 046

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 331,3 307,1 345,2 313,0 361,7 320,2 334,1

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 504,3 519,6 505,0 502,8 515,8 508,6 518,1

Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 12 735 13 085 13 510 13 060 15 135 14 455 16 375

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 105,0 106,0 104,5 105,0 104,5 104,5 104,3

Фонд заработной платы, млрд. руб. 18 017 17 707 19 464 18 913 21 122 20 378 22 120

Цены на нефть «Юралс», долларов США за баррель 101 104 100 100 100 100 100

Цены на газ (средне-контрактные включая страны СНГ), долларов/тыс. куб. м 337 351 317 318 300 296 292

Например, Газпром продолжает оценивать и отслеживать влияние введенных санкций, но в настоящее время она не считает, что они окажут существенное влияние на финансовое положение или результаты деятельности Газпрома. Бюджетно-налоговые прогнозы на среднесрочную перспективу принятые представлены в таблице, которые затем были значительно пересмотрены в соответствии с санкциями и изменением цен.

Для корпораций российское бюджетное, налоговое, валютное, денежно-кредитное и таможенное законодательство допускает различные толкования и подвержено частым изменениям. Например, налоговые органы могут занять более жесткую позицию при интерпретации законодательства и проверке налоговых расчетов. В то же время, при арбитражных разбирательствах действующее законодательство может позволить обеспечение правовой защиты корпораций в рамках судебных процессов. Однако, судебные процессы забирают массу сил и энергии у корпораций.

В то же время, если основным барьером развития корпораций и, соответственно, приоритетных региональных проектов и программ является бюджетно-налоговая политика, то другим барьером в российской экономике является денежно-кредитная политика. Как отмечалось, банковская система России не в состоянии обеспечить приоритетные региональные проекты доступными финансовыми предложениями. Крупные корпорации могли бы быть партнером в развитии приоритетных направлений бизнеса на территориях в рамках своего стратегического участия и публичной оферты. Такое партнерство могло бы способствовать развитию новой миссии не только для региональных компаний, но и для содействия в эффективном управлении с непрофильными активами самих корпораций.

Как уже отмечалось, для эффективного развития бизнеса необходимо проектно-ориентированное регулирование банковской сферы, создание особой экономической среды, стимулирующей развитие банковской системы совместно с бизнесом в России. России необходимы долгосрочные инвестиции, прежде всего в производственный сектор экономики, и необходимо делать все возможное для того, чтобы эти задачи могла решать и решала национальная банковская система. При этом Стратегия развития банковской системы предусматривает усиление участия банков в приоритетных региональных проектах, увеличение доли управления портфелем проектов региональными банками в России. Однако в настоящее время наблюдается кривое отражение управления региональными проектами банковской системой.

Государство пытается оказывать содействие и поддержку определенным банкам, но эти меры недостаточно эффективны для поддержания региональной банковской сети, где могут быть сформированы портфели инвестиционных проектов. В настоящее время формирование инфраструктуры рынка банковских услуг, определение приоритетных направлений бизнеса на основании региональных публичных оферт позволит оптимизировать пути повышения качества и эффективности работы кредитных организаций для финансирования проектов.

Принятые в последнее время масштабные решения в области валютного законодательства, изменения в системе страхования вкладов, возрастающая вовлеченность в процессы глобализации создают новые риски для российской денежно-кредитной политики. Риски эти могут реализоваться в полной утрате национальной банковской системы, ее оффшоризации и маргинализации. Тем самым государство может утратить не просто инструменты контроля в финансовой сфере, но и значительную часть того, что является неотъемлемой частью национального экономического суверенитета.

Российское денежно-кредитное законодательство основывается на концепции, предусматривающей неэффективные процессы на сегодняшний день для российской экономики. Дальнейшие неадекватные меры банковского регулирования могут привести к негативным последствиям в различных направлениях. Банковская система, поддерживает идею создания в России соответствующей мировым стандартам финансовой системы и считает необходимым развивать производственный капитал, для более эффективного вложения и воспроизводства финансового капитала.

Итак, как вывод можно утверждать о том, что для эффективного развития приоритетных региональных инновационных проектов в настоящее время требуется совершенствование бюджетно-налоговой политики, а также формирование приемлемой денежно-кредитной политики для привлечения инвестиций в рамках их адаптации под Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Список литературы

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (НК РФ) от 31.07.1998 №145-ФЗ

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации» (НК РФ) от 31.07.1998 №146-ФЗ

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Концепция долгосрочного

социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

4. Усманова Т.Х. Формирование стратегических планов и программ в обеспечении экономической устойчивости регионов // Научно-практический журнал Экономика и управление: проблемы и решения. 2015. № 7(43). С. 124-132.

5. Усманова Т.Х., Трифонов П.В., Хайруллина Л.И. Современные требования формирования

стратегии социально-экономического развития регионов // Экономика, Бизнес, банки. 2014. № 2(7) (апрель-июнь). С. 23-37.

6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

7. Официальный сайт Всемирного банка.

8. Официальный сайт Ассоциации Российских Банков (АРБ).

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) INNOVATION

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

MANAGEMENT OF SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

OF REGIONS WITHIN FISCAL AND MONETARY POLICY IN RUSSIA

Taliya Usmanova

Abstract

Strategy of social and economic development of regions has to be a basis for formation budgetary and tax and a monetary policy. Formation of strategic plans have to provide an exit to the new level of innovative economic and social development of Russia. Adaptation of the current legislation is necessary for the solution of the set major problems regarding budgetary and tax and a monetary policy in the Russian Federation. The important direction of development of social and economic development of territories is the clustering and formation of projects of the public-private partnership (PPP). Within integration of the countries into the world economy the organizations as systems in the form of clusters and the PPP projects can only be the competitive. Within formation of the organizations as systems it is necessary to provide formation of standards of a sustainable development (SEU) for social protection of the population and increase of the human capital. Keywords: the social and economic development, innovative development, a monetary policy, a budgetary tax policy operating the legislation, the priority directions of development of branches, management of innovative projects, commercialization of high technologies, clusters, the PPP projects, integration into the world economy, economic growth.

Correspondence: Usmanova Taliya H., Finance University (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), Russian Federation, Utx.60@mail.ru Reference: Usmanova T. H. Management of sustainable socio-economic development of regions within fiscal and monetary policy in Russia M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2016, vol. 7, no. 1, pp. 123-130. D0l:10.18184/2079-4665.2016.7.1.123.130

MMP

FOR INFORMATION OF READERS AND AUTORS OF THE JOURNAL The rules of the peer-review

An unilateral (bilateral) anonymous ("blind") peer review method is mandatory for processing of all scientific manuscripts submitted to the editorial stuff of "M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)". This implies that neither the reviewer is aware of the authorship of the manuscript, nor the author maintains any contact with the reviewer.

1. Members of the editorial board and leading Russian and international experts in corresponding areas of life sciences, invited as independent readers, perform peer reviews. Editor-in-chief, deputy editor-in-chief or science editor choose readers for peer review. We aim to limit the review process to 2-4 weeks, though in some cases the schedule may be adjusted at the reviewer's request.

2. Reviewer has an option to abnegate the assessment should any conflict of interests arise that may affect perception or interpretation of the manuscript. Upon the scrutiny, the reviewer is expected to present the editorial board with one of the following recommendations:

• to accept the paper in its present state;

• to invited the author to revise their manuscript to address specific concerns before final decision is reached;

• that final decision be reached following further reviewing by another specialist;

• to reject the manuscript outright.

3. If the reviewer has recommended any refinements, the editorial staff would suggest the author either to implement the corrections, or to dispute them reasonably. Authors are kindly required to limit their revision to 2 months and resubmit the adapted manuscript within this period for final evaluation.

4. We politely request that the editor to be notified verbally or in writing should the author decide to refuse from publishing the manuscript. In case the author fails to do so within 3 months since receiving a copy of the initial review, the editorial board takes the manuscript off the register and notifies the author accordingly.

5. If author and reviewers meet insoluble contradictions regarding revision of the manuscript, the editor-inchief resolves the conflict by his own authority.

6. The editorial board reaches final decision to reject a manuscript on the hearing according to reviewers' recommendations, and duly notifies the authors of their decision via e-mail. The board does not accept previously rejected manuscripts for re-evaluation.

7. Upon the decision to accept the manuscript for publishing, the editorial staff notifies the authors of the scheduled date of publication.

8. Kindly note that positive review does not guarantee the acceptance, as final decision in all cases lies with the editorial board. By his authority, editor-in-chief rules final solution of every conflict.

9. Original reviews of submitted manuscripts remain deposited for 5 years.

10. The editorial staff send copies of reviews in the Ministry of Education and Science for admission to the editor of the corresponding request.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.