БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 2, с. 77-78
Информация
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК
В культурной столице России - Санкт-Петербурге 28 ноября 2009 г. прошла Вторая Международная научно-практическая конференция «Менеджмент качества и деятельность библиотек».
Участники не случайно собрались в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского, так как именно здесь в 2007 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Менеджмент качества - путь к успешной библиотеке».
Во время проведения первой конференции были рассмотрены актуальные проблемы создания эффективно действующей системы качества информационно-библиотечных услуг; разработки и внедрения системы менеджмента качества. Участники конференции были единодушны в том, что система качества призвана помочь библиотекам выдерживать конкурентную борьбу на рынке информационных услуг. С учетом важности этих вопросов, было принято решение проводить в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского научно-практические конференции по проблемам менеджмента качества регулярно, один раз в два года.
Первая конференция стала еще одним толчком для развития систем менеджмента качества во многих российских библиотеках. За два года накопился интересный опыт внедрения системы менеджмента качества по различным направлениям деятельности. Большой опыт и интересные наработки есть и у зарубежных библиотек, поэтому было принято решение Вторую научно-практическую конференцию сделать международной. Комитет по культуре Санкт-Петербурга не только поддержал это решение, но и профинансировал ее подготовку и проведение. В ходе конференции «Менеджмент качества и деятельность библиотек» были рассмотрены вопросы разработки и внедрения систем менеджмента качества, отвечающих международным стандартам.
Организаторы конференции: Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского, Немецкий культурный центр им. Гете в Санкт-Петербурге и Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге постарались привлечь теоретиков и практиков, среди которых признанные специалисты в области менеджмента качества, руководители и ведущие специалисты национальных, краевых, областных, центральных городских библиотек и научных библиотек университетов субъектов федерации, преподаватели университета культуры и искусств Санкт-Петербурга.
Были представлены доклады специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Петрозаводска, Екатеринбурга, Ханты-Мансийска, Новосибирска, Томска, Воронежа, Владивостока, Красноярска, Украины, Германии и США. В конференции приняли
участие более 180 библиотечных специалистов со всей России.
Программа получилась интересной и насыщенной, а состав участников очень авторитетным и представительным. На пленарном заседании были заслушаны доклады лучших умов, занимающихся вопросами менеджмента качества в российских и зарубежных библиотеках. Далее работа была продолжена в секциях: «Менеджмент качества в управлении библиотеки» и «Менеджмент качества в системе услуг библиотеки». В программу второго дня был включен научно-практический семинар «Качество электронных ресурсов библиотек, музеев, архивов» и мастер-класс «Менеджмент качества в библиотеках», который провела Корнелия Фонхоф, декан факультета библиотечно-информационного менеджмента, профессор Института массовых коммуникаций из города Штутгарт (Германия).
Ежегодный семинар «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов» в этом году был посвящен качеству электронных ресурсов, создаваемых и приобретаемых учреждениями культуры. Обсуждались самые разные аспекты этого вопроса. Качество электронных ресурсов рассматривалось с точки зрения различных свойств производимых продуктов, а также и ожиданий потребителей.
Библиотеки, музеи, архивы с середины 1990-х гг. создают различные электронные ресурсы: электронные каталоги, библиографические, фактографические, полнотекстовые и другие базы данных. В последние годы особое внимание стали уделять качеству ресурсов. Рассматривались вопросы качества библиографических описаний, авторитетных файлов и иных средств автоматизированного ввода данных. Обсуждались вопросы, связанные с определением критериев качества документов, отбираемых для включения в базы данных и дальнейшей оцифровки; качеством самой оцифровки документов; полноты представления документов в тематических электронных коллекциях.
Библиотеки, музеи и архивы также приобретают доступ к электронным ресурсам, создаваемым другими отечественными и зарубежными организациями и компаниями. Как определить их качество, какие количественные и качественные индикаторы использовать при этом - данные вопросы нашли отражение в докладах. Также затрагивались вопросы полноты репертуара и его соответствия запросам пользователей, доступности документов, оперативности отражения информации и другие.
Достаточно остро обсуждался вопрос оценки качества веб-сайтов учреждений культуры, а также других сетевых ресурсов. Тесно связан с проблемой качества и вопрос поисковых возможностей электронных ресурсов.
ИНФОРМАЦИЯ
Проведение такой конференции, по мнению участников, очень своевременно, так как все заинтересованные специалисты имели возможность публично высказаться, заявить свое мнение по менеджменту качества в библиотеках и наметить пути дальнейшего развития в этом направлении. Был сделан вывод, что выбранный библиотеками путь постоянной работы
над совершенствованием качества библиотечно-ин-формационных технологий, продуктов и услуг - это действенный способ придать библиотеке новое качество как для читателей, так и для самих сотрудников.
Решение о регулярном проведении подобного форума осталось в силе. Библиотечные специалисты вновь встретятся для обмена опытом в 2011 г.
Устинова О. Ю., кандидат педагогических наук, заместитель директора ЦГПБ им. В. В. Маяковского, Кузнецова Т. В., кандидат исторических наук, начальник Управления научно-организационной работы и сетевого взаимодействия ЦГПБ им. В. В. Маяковского
Замечена опечатка
В статье Е. В. Мокшановой «Культурная среда библиотеки как ресурс поликультурного общества» (№ 3, 2009) на стр. 27 в рисунке «Культурная среда в структуре макро- и микросреды библиотеки» следует читать: