Научная статья на тему 'Мексиканское общество: между демократией и коррупцией'

Мексиканское общество: между демократией и коррупцией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
478
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трухачёв В. В.

В данной статье кратко анализируются причины и следствия складывания в Мексике специфической политической модели, которая присутствует в большинстве стран латиноамериканского региона, и характеризуется сильным уровнем коррупции на всех уровнях государственной власти. Приводятся примеры политико-экономического переплетения интересов бизнеса, профсоюзов, партийных и государственных структур и влияние этих процессов на развития демократии в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мексиканское общество: между демократией и коррупцией»

МЕКСИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО:

МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И КОРРУПЦИЕЙ

© Трухачёв В.В.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В данной статье кратко анализируются причины и следствия складывания в Мексике специфической политической модели, которая присутствует в большинстве стран латиноамериканского региона, и характеризуется сильным уровнем коррупции на всех уровнях государственной власти. Приводятся примеры политико-экономического переплетения интересов бизнеса, профсоюзов, партийных и государственных структур и влияние этих процессов на развития демократии в стране.

Само по себе накопление капитала и наличие состоятельных людей является базовыми принципами успешного развития большинства обществ, и Мексика в этом смысле не является исключением, при понимании того что сама модель общества и государства в данном случае складывалась по своей особой схеме, и её не следует путать с моделями других стран Латинской Америки. На протяжении веков сильная власть (и абсолютная монополия на власть) сменялись в Мексике затяжными периодами анархии, бунтов и смуты в обществе. Не стало исключением и начало XXI века, когда после 70-летнего периода пребывания у руля Институционально-революционной партии к власти пришла Партия Национального Действия, которая вольно или невольно обнажила проблему коррупции и незаконного накопления капитала, что долгое время пребывало в латентном состоянии.

В преддверии президентских и парламентских выборов абсолютно все политические силы выдвинули на передний план лозунг борьбы с коррупцией и активно его используют для набора очков в глазах избирателей. Но здесь следует отметить одно обстоятельство, которым пренебрегают многие исследователи при анализе ситуации (особенно в сфере коррупции, использовании политических и экономических ресурсов) в Мексике и в ряде стран Латинской Америки. Дело в том, что всем государством, грубо говоря, управляет ряд (до тысячи) семей, которые на разных уровнях (муниципальных, региональных, федеральных) и в разных плоскостях (политические партии, финансы, банки, гос. корпорации, предприятия и т.д.) десятилетиями были связаны взаимопроникающими интересами. И люди, побывавшие у власти на любом её уровне просто априори не могут себя позиционировать как независимые и свободные от обязательств борцы с коррупцией, в ином случае они бы во власть ни при каких условиях не попали бы.

Вышесказанное сформировало в стране очень интересную парадигму, из которой следует, что общество в целом вполне толерантно относится к прояв-

* Консультант кафедры Политологии, кандидат политических наук.

лениям коррупции, не замечает её проявления и последствия, считая бесполезным с ней как то бороться. Здесь показателен пример мексиканской молодёжи, которая неосознанно восхищается людьми, достигшими своего положения путём не совсем законных деяний, а находящиеся перед их глазами примеры богатых, обличённых властью и неприкасаемых соотечественников постепенно формирует систему мировоззрения, в которой сам факт коррупции не выглядит аморально, и эти деяния следует воспринимать спокойно, а иногда и уважительно, а при надобности на них можно вполне закрыть глаза [1]. Коррупция среди эшелонов власти всех уровней не вызывает социального протеста, общество мирится с этим, и оно социально адаптируется.

Борьба с коррупцией теряет всякую логику, так как люди, наделённые властью и доверием народа для борьбы с коррупцией, сами плотно связаны политическими, финансовыми, а часто и семейными узами с теми, с кем они призваны бороться. Искреннее недоумение мексиканцев вызывает, например такой факт, что заседания Федерального института по доступу к информации (ША!), который и призван отстаивать транспарентность и бороться с коррупцией, проходят за закрытыми дверьми и не освещаются в СМИ. А на семинар в рамках сенатских слушаний, организованный рядом уважаемых государственных и негосударственных организаций и ставящий перед собой цель выработать механизм эффективного противостояния коррупции, не пришла и малая часть приглашенных представителей основных политических партий в стране, т.е. просто его проигнорировали [4].

Что касается внутрипартийной жизни, то игнорирование политическими партиями законодательства в сфере контроля за финансовыми потоками и не предоставление никакой отчётности о своём финансовом положении давно стало для Мексики нормой. В самих партиях никто не может изобличить кого-то из однопартийцев в коррупции, так как сам будет тут же обвинён в неподобающем поведении и политическая карьера данной персоны на этом закончится. Именно монополия на власть, которую удерживала Институционно-революционная партия на протяжении 70-ти лет, и попытки возродить эту систему Партией национального действия создали сильные предпосылки таких ситуации [2].

Множество сложных и запутанных законов в Мексике также не улучшает положение законодательной защите прав граждан. Во многих штатах, где позиции центральных властей слабы, местные власти вольны по своему трактовать законы, и это в большинстве случаев приводит к полному вымыванию честных и порядочных чиновников из системы государственного управления и занятие их мест не совсем чистыми на руку функционерами, которые делают быстрые карьеры в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти.

В идеале профсоюзы играют важную роль в социальной конструкции общества, но только когда они независимы, представляют работников и бо-

рются за их права. В Мексике, как и в ряде других стран, профсоюзы были созданы искусственно, якобы для выражения мнения широких масс, но на самом деле для контроля над представителями тех или иных профессий. Исторически в Мексике профсоюзы активно участвуют в политической жизни, а их лидеры тесно связаны экономическими и политическими интересами с партийными структурами. На протяжении последних лет в мексиканской прессе разгорелось несколько крупных скандалов, которые были связаны с прямым финансированием политическими партиями профсоюзных лидеров, в обмен на поддержку на выборах, но абсолютно ни к каким последствиям это не привело [2].

Проводимые как прошлым, так и действующим правительством многолетние реформы, направленные на улучшения жизни простых людей, приводят к удивительным, а для мексиканцев, находящихся за чертой бедности (порядка 60 %) печальным последствиям. [1] К примеру, очень многие супер-богатые мексиканцы и их семьи являлись в прошлом проводниками аграрной реформы, которая началась ещё в далёком 1914 году и закончилась в 90-х годах 20-го века. Целью её было покончить с бедностью фермеров путём предоставления им кредитов, земли, техники, земли и т.д. В итоге огромные средства оседали на счетах банков-посредников и ими обеспечивались займы крупным латифундистам для покупки больших участков земли за бесценок у разорившихся крестьян, а лидеры профсоюзов не стесняясь вступали в сговор с желающими получить крупные земельные наделы. Миллионы мексиканцев из сельской местности остались без земли и средств к существованию, и им ничего не оставалось делать, как податься города (где незанятость и нищета быстро привели к криминализации многих городских районов и волне насилия) и в США (где мексиканцы подвергались и подвергаются сильной эксплуатации и дискриминации).

Другим эпохальным примером служит государственная нефтяная компания ПЭМЕКС, которая контролируется узкой группой представителей правящей партии и профсоюзными лидерами [3]. Незаконные сделки с иностранцами и непрозрачный бюджет вызывают негодование у мексиканцев, которые полагают, что эта национализированная много лет назад компания должна принадлежать народу. Предлагаемые проекты по реформе этой монополии многократно блокировались в мексиканском Конгрессе заинтересованными в статус-кво лицами. Ежегодный доход ПЭМЕКС составляет порядка 35 млрд. песо (как доход 20-ти мексиканских штатов), а сколько точно достаётся бюджету страны затрудняются сказать даже эксперты [3].

На сегодняшний день к проблеме борьбы с коррупцией в Мексике приковано повышенное внимание всей общественности страны, особенно перед президентскими и парламентскими выборами, которые пройдут 1 июля 2012 года. Разные политические силы единодушно обещают мексиканцам побороть в кратчайшие сроки это зло и стабилизировать ситуацию в обществе, но на сегодняшний день положение далеко от идеального.

Согласно последнему докладу «Мексиканская транспарентность» [7], в стране сложилась следующая ситуация в сфере коррупции: за минувший год в Мексике было зарегистрировано более двухсот миллионов коррупционных случаев в 35 секторах государственных услуг (что в два раза превышает показатель семилетней давности), на каждого мексиканца приходится по 165 песо (около 13 долл. США) от общей суммы взяток в 32 млрд. песо (около 2,5 млрд. долл. США). На выплату взяток уходит более 11 % доходов среднего домохозяйства в Мексике. Самый низкий уровень коррупции отмечается в штатах Южная Нижняя Калифорния, Дуранго и Найярит, самый высокий - в штатах Герреро, Мехико и в столице. В соответствии с международным индексом коррупции Мексика находится на 100 месте по этому показателю среди 182 стран [7].

Для снижения уровня коррупции мексиканскими экспертами предлагаются следующие действия общества и правительства:

1. Проведение конституционных реформ, которые не позволят чиновникам различных уровней при установлении факта коррупции избегать ответственности.

2. Усиление автономности Федерального избирательного института (IFE), Федерального института по доступу к информации (IFAI), Главной аудиторской палаты (ASF), и других органов по борьбе с проявлениями коррупции с целью создания адекватного механизма для борьбы с этим явлением.

3. Законодательное закрепление санкций, которые смогут накладывать институты, отвечающие за соблюдение законности в сфере избирательного права, доступность информации, финансовый надзор, обеспечение прав человека, защиту конкуренции, налоговое законодательство, охрану прав потребителей и вкладчиков банков.

4. Рассмотрение также кандидатур из академических и университетских кругов, экспертов и представителей гражданского общества, которые обладают необходимыми навыками и знаниями, при выборах или назначении на должность руководителей вышеперечисленных организаций.

5. Запрещение представителям политических партий возглавлять институты, борющиеся с коррупцией, так как это выхолащивает сам дух и суть данных органов.

6. Регулярная публикация отчётов и резолюций вышеназванных органов для обеспечения их прозрачности и доведения до населения информации по отношению к тому или иному факту коррупции.

7. Вменение в обязанность губернаторов штатов и политических партий страны покончить с многочисленными государственными и частными монополиями, которые существенно осложняют свободную конкуренцию в стране, что пагубно сказывается на экономике Мексике в целом [5].

Все мексиканские эксперты, занимающиеся проблемами коррупции, сходятся во мнении, что правовое государство и демократия являются базовыми ценностями для независимой и процветающей нации, перед которой, в свою очередь, отчитываются правительства за свои действия. Такая отчётность правительства является фундаментальным фактором успешного управления страной [5]. В мексиканском обществе, в частности, эти принципы при их успешном внедрении смогут способствовать построению гражданского общества, снизить уровень насилия в стране и сделать власть более социально ответственной. По мнению экспертов, очевиден тот факт, что уровень коррупции в Мексике вырос в разы за последние десятилетие, что связано с целым рядом причин и предпосылок, появившихся в Мексике после прихода к власти Партии национального действия, которая своими деяниями привнесла ненужную и опасную турбулентность в общество [6]. В контексте предстоящих президентских и парламентских выборов в Мексике избиратели требуют от кандидатов положить конец разгулу коррупции и её последствиям. Рядовые граждане желают, по крайней мере, взять ситуацию под контроль, и обеспечить спокойное развитие страны, которое, по мнению многих, гарантировала Институционно-революционная партия во время своего многолетнего пребывания у власти до 2000 года.

Список литературы:

1. Latinobarómetro. Informe, 2011.

2. Los ricos del Gobierno. La costumbre de la Corrupción. Lui Pazos. Editorial Planeta Mexicana, 2011.

3. Los dueños de PEMEX. Del Saqueo a la Reforma. Lui Pazos. Editorial Planeta Mexicana, 2011.

4. México: Estado corrupto? Arturo Gonzáles de Aragón.Proceso. 26 de febrero de 2012.

5. Programa Nacional de Rendición de Cuentas, Transparencia y Combate a la Corrupción 2008-2012. México, 2009.

6. Quién manda en México? Lui Pazos. Editorial Planeta Mexicana, 2011.

7. Международный индекс коррупции 2011. НПО «Международная транспарентность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.transpa-rency.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.