Научная статья на тему 'Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации'

Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1133
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / «ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ» / МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ / EUROPEAN UNION AND RUSSIA. PARTNERSHIP FOR MODERNIZATION. CO-OPERATION MECHANISMS. ROAD MAPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мацепуро Дарья Михайловна

Рассматриваются механизмы сотрудничества России и Европейского союза как основа модернизации не только российской экономики, но и формат двусторонних отношений Россия ЕС. Анализируются основные тенденции развития соответствующих механизмов взаимодействия России и ЕС, приводятся конкретные примеры результатов сотрудничества. Особое внимание уделяется существующим трудностям на пути развития эффективных и адекватных механизмов сотрудничества двух партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The EU-Russia co-operation mechanisms: prospectsformodernization

Innovations and modernization are the words indexed more frequently than others in the EU-Russia dialogue. So it is reasonable to consider the relevant mechanisms of co-operation in much more details. Earlier the idea of strategic partnership was realized in the framework of so-called four common spaces. These spaces are: the common economic space, the common space on freedom, security and justice, the common space on external security, and the common space on research, education and culture. The Moscow Summit in May 2005 adopted Road Maps to act as the short and medium-term instruments for the implementation of the four Common Spaces. Meeting at Rostov-on-Don for their 25th Summit on May 31-June 1, 2010, the EU and Russia launched a Partnership for Modernization to the mutual benefit of their citizens. The European Union and Russia, as long-standing strategic partners are committed to working together to address common challenges with a balanced and result-oriented approach. In this context, the Partnership for Modernization will serve as a flexible framework for promoting reform, enhancing growth and raising competitiveness, and will build on results achieved so far in the context of the four European Union Russia Common Spaces, complementing partnerships between European Union Member States and the Russian Federation. The sectoral dialogues will be a key implementation instrument for the Partnership for Modernization. Although there are strong doubts among experts and officials if this new-created mechanism will be sufficient for ruling the bilateral relations. In spite of the results obtained, a plenty of collisions, misunderstanding and remain. Because of these problems like economic overdependence, visa-free regime, human rights, post-soviet countries unresolved. So the prospect of Modernization is the matter of effective mechanism in place and sufficient political will of both parties.

Текст научной работы на тему «Механизмы сотрудничества России и Европейского союза: перспективы модернизации»

2012 История №1(17)

УДК 327.8

Д.М. Мацепуро

МЕХАНИЗМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПЕРСПЕКТИВЫ

МОДЕРНИЗАЦИИ

Рассматриваются механизмы сотрудничества России и Европейского союза как основа модернизации не только российской экономики, но и формат двусторонних отношений Россия - ЕС. Анализируются основные тенденции развития соответствующих механизмов взаимодействия России и ЕС, приводятся конкретные примеры результатов сотрудничества. Особое внимание уделяется существующим трудностям на пути развития эффективных и адекватных механизмов сотрудничества двух партнеров.

Ключевые слова: Европейский союз, Россия, «Партнерство для модернизации», механизмы сотрудничества, дорожные карты.

В настоящее время слова «инновации» и «модернизация» чаще других звучат в двустороннем диалоге России и Европейского союза (ЕС). В этой связи стоит подробнее остановиться на механизмах сотрудничества, как основе модернизации не только российской экономики, но и формата отношений Россия - ЕС.

Очевидно, что развитие европейского континента без сотрудничества России и Евросоюза невозможно. Европейское направление внешней политики является приоритетным и традиционным для России. То же самое можно сказать и о Европейском союзе: Россия является одним из основных экономических партнеров ЕС, в то же время динамично развивается и политическая составляющая диалога. Таким образом, закономерно, что Евросоюз охотно отозвался выступить в качестве российского партнера по вопросам модернизации. Модернизация России - это, скорее, острая стратегическая необходимость, нежели абстрактная идея. В. Путин выступил с ней еще в 2000 г., однако на тот момент перед страной стояли другие задачи.

В сентябре 2009 г. вышла статья Президента РФ Д. Медведева «Россия вперед» [1], в которой приоритетом развития страны было обозначено преодоление «унизительной сырьевой зависимости» [1]. Стоит отметить, что Ж. Мануэль Баррозу высоко оценил изложенные в ней идеи на саммите в Стокгольме. Официально курс на модернизацию был провозглашен в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. [2]. Этот курс объективно диктуется требованием выживания России в современном мире. Цель модернизации России состоит в том, чтобы создать сильную, процветающую страну. Для этого надо решить ряд задач по формированию условий для построения эффективного государства, эффектив-

ной экономики и сильного гражданского общества. В своем выступлении в ноябре 2010 г. Д. Медведев подчеркнул, что «существенный резерв в достижении этих целей... в расширении сотрудничества с Европейским союзом.» [3].

Евросоюз откликнулся на заявления российских властей о необходимости модернизации России. Еврокомиссия разработала свой проект программы под названием «Партнерство для модернизации». Главный тезис документа, который без лишней огласки был передан для рассмотрения в Правительство - модернизация невозможна без демократизации. Поэтому ЕС первым делом предложил обеспечить в РФ верховенство права, а затем с помощью Европы заняться приведением российской экономики к европейским стандартам. В Москве же хотели бы, чтобы «программа носила прикладной характер без рассуждений о преимуществах европейских ценностей» [4]. ЕС по-прежнему питает надежды, что в ходе процесса модернизации Россия станет более открытой и ориентированной на Запад и, наконец, превратится в предсказуемого и «удобного» партнера.

В последние годы мы наблюдаем, что отношения между Россией и ЕС все время лихорадит. Сотрудничеству постоянно что-то мешает. Стоит сторонам договориться и оставить позади противоречия и недопонимание по какому-либо поводу, как моментально появляются новые. И они вновь отбрасывают сотрудничество назад. Однако, как показывает практика, сотрудничество не всегда легкий процесс. Уже по этой причине сближение с Европой в вопросах модернизации есть и будет процессом длительным, включающим в себя много направлений сотрудничества в самых разнообразных областях, конечно, с возможными случаями отката назад или временного обострения отношений по отдельным вопросам.

Д.М. Мацепуро

Тем не менее на 25-м саммите России - ЕС, который состоялся 31 мая - 1 июня 2010 г. в Ростове-на-Дону, Европейский союз и Россия объявили о начале реализации «Партнерства для модернизации» [5]. Главное предназначение совместной инициативы состоит в том, чтобы открыть новую страницу в отношениях между Россией, Европейским союзом и его государствами-членами. Она предлагает переосмыслить эти отношения и придать им принципиально иную динамику [6]. Приоритетными направлениями были выбраны следующие: расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации; укрепление и углубление двусторонней торговли и экономического взаимодействия, а также создание благоприятных условий для малых и средних предприятий; содействие выравниванию технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности; транспорт; содействие развитию устойчивой низкоуглеродной экономики и энергоэффективности, а также поддержка международных переговоров по противодействию изменению климата; укрепление сотрудничества в сферах инноваций, исследований и развития, а также космоса; обеспечение эффективного функционирования судебной системы и усиление борьбы против коррупции; содействие развитию связей между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом для поощрения участия людей и бизнеса.

Финансирование проекта взяли на себя Российская госкорпорация «Внешэкономбанк» и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) [7]. Соответствующий меморандум был подписан членом правления, заместителем председателя ВЭБа Петром Фрадковым и вице-президентом ЕИБ Евой Шрайбер. Согласно документу, финансовые институты намерены совместно работать над проектами, реализуемыми европейскими и российскими компаниями в России в рамках партнерства. При этом стороны предусматривают возможность предоставления на эти цели до 500 миллионов евро каждая, при условии соответствия потенциальных проектов финансовым критериям «Внешэкономбанка» и ЕИБ и их одобрения уполномоченными органами управления. 7 декабря 2010 г. на очередном саммите Россия - ЕС национальные координаторы инициативы представили совместный доклад о проделанной работе и Рабочий план мероприятий по реализации инициативы [8], куда вошли согласованные в рамках отраслевых диалогов первые проекты по пяти тематическим разделам: создание диверсифицированной, конкурентной и

низкоуглеродной экономики; облегчение и либерализация мировой торговли, продвижение и углубление двусторонних торгово-экономических связей; усиление сотрудничества в области инноваций, научных исследований и разработок, включая космические и ядерные исследования; укрепление правовой среды, совершенствование инвестиционного и социального климата; содействие развитию контактов между людьми и укрепление диалога с гражданским обществом

Инициатива «Партнерство для модернизации» учитывает предшествующий негативный опыт. Ставка в ней делается на использование тех институтов и механизмов взаимодействия, которые уже имеются и были созданы в ходе реализации дорожных карт [9]. Из возможных организационных новаций добавляется некоторый механизм контроля над осуществлением инициативы. Это механизм обратной связи, подразумевающий возможность и необходимость не только постоянного мониторинга того, что делается, но и уточнения приоритетов, коррекции складывающейся практики и придания постоянного политического импульса ведущейся работе. Функции такого механизма первоначально должны быть возложены на институционально проводимые на регулярной основе консультации между представителями президента России и председателя Европейской комиссии. В рамках дорожных карт было развернуто множество отраслевых диалогов, которые были продолжены в контексте модернизации российской экономики. Разумеется, степень продвижения по отдельным диалогам различна, но вектор задан в верном направлении и сторонами уже набран хороший темп. Для реализации каждого диалога по согласованию сторон созданы и на регулярной основе действуют рабочие группы и подгруппы по конкретным направлениям взаимодействия. Для обсуждения значимых вопросов сотрудничества и согласования планов действий проводятся встречи координаторов диалогов (руководители или старшие должностные лица соответствующих российских министерств и генди-ректоратов Еврокомиссии).

Стратегические задачи развития диалогов определяются на заседаниях профильных постоянных советов партнерства на уровне министров и руководства Еврокомиссии. Прорывом стало создание совместных управленческих структур. Огромный позитив диалогов - это вовлечение в систему институализированных контактов огромной армии экспертов, специалистов в самых различных областях деятельности. Кроме того, диалоги создают атмосферу доверия. Фактически предназначение диа-

Механизмы сотрудничества России и Европейского союза

логов состоит, скорее, в обмене мнениями, в обсуждении проблем. Они дают пищу для подготовки решений, но не принимают их сами.

Если говорить о проблемах, связанных с процессом модернизации, то в первую очередь пробуксовывает гармонизация. Важнейшим инструментом индустриальной и технологической модернизации России может служить распространение на нее европейских принципов технологического регулирования, стандартов, норм и правил. В Европейском союзе именно техническое регулирование стало одним из главных инструментов «понуждения к инновациям», в котором нуждается и Россия. Методологически стороны не проработали свои подходы. Ведь гармонизация связана с простотой доступа на рынки. Кроме того, гармонизация - чрезвычайно затратное дело. Это видно на примере сближения технических регламентов. С какими затратами оно связано, никто не просчитывал. Оптимальной была бы такая гармонизация, при которой обе стороны совместно вносили бы предложения нормоустанавливающего характера на международном уровне, а потом уже внедряли у себя международный стандарт. Незаинтересованной стороной в этом вопросе являются российские чиновники, так как принятие четких обязательств по внедрению европейских стандартов неизбежно уменьшит коррупцию (которая выступает основным источником их благосостояния) и установит пределы произвольного толкования законов и правил. В противодействии сближению с ЕС у них имеется мощный союзник в лице российских предпринимателей, которые усматривают угрозу своим интересам в движении в сторону Европы.

Необходим рабочий инструмент мониторинга диалогов. С российской стороны ее осуществляет постпредство в Брюсселе. Со своей стороны его ведет Европейская комиссия. Но совместного механизма нет, а он нужен, и он должен использовать научно обоснованные методологии оценки, причем согласованные между партнерами. Ожидать прорыва в отношениях между Россией и ЕС можно будет только тогда, когда удастся накопить критическую массу специалистов, способных и умеющих сотрудничать с обеих сторон.

Стороны по-прежнему демонстрируют разное видение процессов модернизации. ЕС, в свою очередь, видит ее сквозь призму демократизации внутренних процессов. Как справедливо заметил постоянный представитель России при Европейском союзе В. Чижов, в основе должны лежать конкретные проекты, которые бы «в схожей степени отвечали интересам и Евросоюза, и России». «Речь не о том, что одна сторона будет под себя

модернизировать другую, а о том, что в современном мире и Россия, и ЕС часто сталкиваются со схожими вызовами по части модернизации» [10. С. 1, 8]. Модернизация в России остается пока элитарным проектом, реализация которого крайне важна для будущего страны, но отнюдь не гарантирована. Российский политолог Андрей Пионт-ковский, говоря о тупиках модернизации, видит их в еще петровском расколе общества на мужика и барина, элиту и народ [11].

Россия остается чуждым Европе и настороженно относящимся к внешней среде государством. Подозрительность и закрытость достались в наследство от прошлых эпох, а новое руководство страны мало что сделало для их преодоления. Любая крупная инициатива - это свидетельство разочарования. «Партнерство для модернизации» представляется очередным амбициозным проектом, и главное, чтобы заявленные цели и ожидания не стали очередной декларацией о намерениях. А это, в первую очередь, вопрос эффективности механизмов и достаточной политической воли в преодолении системных разногласий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев Д.А. Россия, вперед! / Сайт Президента РФ -http://kremlin.ru/news/5413

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 12 ноября 2009. - Сайт Президента РФ - http:// kremlin. ru/news/5413

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 30 ноября 2010. - Сайт Президента РФ - http:// kremlin.ru/ news/ 5413

4. Полунин А., Петров Н. Медведев подбил ЕС высказаться, как обустроить Россию. Сайт московского центра Карнеги - http://carnegie.ru/publications/?fa=40552

5. Официальный сайт Европейского союза - http:// eu-ropa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/10/649&forma t=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en

6. Энтин М. Партнерство для модернизации - путь к сближению России и Европейского Союза. М. Журнал Вся Европа - http://www.alleuropa.ru/partnerstvo-dlya-modernizatsii-%E2%80%93-putj-k-sblizheniiu-rossii-i-evropeyskogo-soiuza

7. ВЭБ и ЕИБ профинансируют программу «Партнерство для модернизации» на 1 миллиард евро / Российская газета. 10.06.2011 http://www.rg.ru/2011/06/10/modernicazia-anons. html

8. Рабочий план мероприятий по реализации инициативы Россия - ЕС «Партнерство для модернизации». Официальный сайт представительства ЕС в России. - http://www. eeas. eu-ropa.eu/delegations/russia/eu_russia/tech_financial_cooperation/pa rtnership_modernisation_facility/index_ru.htm

9. «Дорожные карты» четырех общих пространств. Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/news/2005/05/88001.shtml

10. Соловьев В. Законность, вперед! // Коммерсантъ. 2010. 11 февр.

11. Пионтковский А. Тупики модернизации. Грани.ру -http://grani.ru/Politics/Russia/rn.172784.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.