ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.922.766
Колосова Татьяна Александровна
кандидат психологических наук Институт специальной педагогики и психологии (г. Санкт-Петербург)
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В статье рассмотрены представления об адаптационных возможностях умственно отсталых подростков и представлены результаты исследования особенностей механизмов психологической защиты у подростков с легкой степенью умственной отсталости. Показано, что преимущественное использование механизмов защиты по типу отрицания и регрессии снижает адаптационный потенциал умственно отсталых подростков.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, умственно отсталые подростки, механизмы психологичес-
кой защиты.
В последнее время в психологической науке возрос интерес к проблеме адаптации ребенка к социуму. Одним из направлений социально-психологической адаптации является школьная адаптация, так как именно в школьные годы происходит формирование личности ребенка, в школе ребенок учится преодолевать трудности. Иногда ученику становится невозможным найти «свое место» в пространстве обучения, место, на котором он сможет оставаться самим собой, развивать свои потенциальные возможности, самореализоваться. В таком случае речь идет о школьной дезадаптации. Термин «школьная дезадаптация» определяет любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. Адаптационный потенциал умственно отсталых детей по отношению к нормально развивающимся детям снижен. Дети с умственной отсталостью отличаются не только особенностями познавательной деятельности, но и характером и содержанием психологических проблем, особенностями процессов психической адаптации. Различным бывает и характер эмоциональности. Эмоции умственно отсталого ребенка отличаются недостаточной дифференцированностью, неустойчивостью; эмоции часто поверхностны, могут быть неадекватны ситуации [2, с. 89].
При умственной отсталости психическая адаптация чаще носит незавершенный характер, и новый жизненный опыт формируется с трудом. Ломка прежних стереотипов поведения может приводить к образованию неадаптивных стереотипов, так что грань между адаптацией и дезадап-
тацией у таких детей обнаружить сложно. Жизненный путь ребенка или подростка с умственной отсталостью выглядит как сплошная цепь адаптации и дезадаптации при помощи весьма ограниченных психологических защит, сформировавшихся в жесткой зависимости от окружающей социальной, чаще семейной, ситуации.
При возникновении негативных, психотравмирующих ситуаций, когда появляется необходимость справиться с эмоциональным напряжением, у человека «включаются» как осознаваемые, так и бессознательные механизмы психологической защиты, позволяющие сбалансировать внутреннее состояние человека и стабилизировать его поведение.
Цель исследования состояла в изучении взаимосвязи проявления бессознательных защитных механизмов с уровнем школьной адаптации умственно отсталых подростков.
В исследовании приняло участие 70 подростков с легкой степенью умственной отсталости. Для проведения экспериментально-психологического исследования были использованы следующие методики: Карта наблюдений Стотта, проективные методики «Человек под дождем» и «Тест детской апперцепции».
Обратимся к результатам исследования.
В изученных группах умственно отсталые подростки используют восемь защитных механизмов, однако выявлена разная частота их распределения.
По частоте использования эти виды распределились по мере убывания следующим образом в группе адаптированных подростков: про-
екция, отрицание, компенсация, вытеснение, реактивное образование, регрессия, рационализация, замещение.
В группе неадаптированных подростков: проекция, отрицание, регрессия, вытеснение, реактивное образование, рационализация, компенсация, замещение.
В качестве доминирующих механизмов психологической защиты у подростков с умственной отсталостью независимо от степени адаптации выступает проекция и отрицание. Замещение в обеих группах стоит на последнем месте. Различие между подростками экспериментальных групп состоит в использовании таких защит, как регрессия и компенсация. Механизм регрессии чаще встречается в группе подростков с низким уровнем адаптации, а компенсация - в группе подростков со средним уровнем адаптации.
Рассмотрим статистически значимые различия между частотой встречаемости психологических защит в исследуемых выборках, которые были получены в результате сравнения средних значений с помощью критерия ^Стьюдента.
Механизм защиты по типу проекции чаще встречается в группе подростков со средним уровнем адаптации (рис. 1).
Механизм защиты по типу отрицания чаще обнаруживается в группе подростков со средним уровнем адаптации (рис. 2), что подтверждено статистически (р < 0,05).
Несмотря на лидирующее положение данных механизмов психологической защиты в обеих экспериментальных группах, среди адаптированных умственно отсталых подростков проекция и отрицание встречаются в большей степени.
Выявлены достоверные взаимосвязи проекции и отрицания в изученных группах (рис. 3, 4).
Корреляционных взаимосвязей проекции в группе неадаптированных умственно отсталых подростков обнаружено не было.
Как показано на рисунке 4, в защитных процессах у адаптированных подростков с умственной отсталостью участвует сразу несколько защитных механизмов. Использование отрицания и проекции обусловлено различными причинами, общим является обнаружения данных механизмов в большей степени у девочек, чем у мальчиков. Отрицание характерно для подростков, отличающихся эмоциональной нестабильностью. Отрицание - это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимся представлением о себе [1, с. 47-51]. Под влиянием отрицания подросток старается не думать о неприятных вещах и событиях, в этом случае сознательное применение стратегий смены деятельности и погружения в воображаемый мир являются в какой-то степени следствием бессознательного влияния отрицания. Проекция связана с переносом своих нежелательных черт на другой объект. В группе адаптированных подрост-
□ умственно отсталые подростки со средним уровнем адаптации
□ умственно отсталые подростки с низким уровнем адаптации
Рис. 1. Средние значения проекции в группе умственно отсталых подростков со средним и низким уровнем адаптации
□ умственно отсталые подростки со средним уровнем адаптации
□ умственно отсталые подростки с низким уровнем адаптации
Рис. 2. Средние значения отрицания в группе умственно отсталых подростков со средним и низким уровнем адаптации
Рис. 3. Статистически достоверные взаимосвязи показателей проекции и отрицания в группе подростков со средним уровнем адаптации
Стратегия физического насыщения (ем и пью)
Отрицание Стратегия отдых (сплю)
Рис. 4. Статистически достоверные взаимосвязи показателя отрицания в группе подростков с низким уровнем адаптации
20
0
Рис. 5,
□ умственно отсталые подростки со средним уровнем адаптации
□ умственно отсталые подростки с низким уровнем адаптации
Средние значения регрессии в группе умственно отсталых подростков со средним и низким уровнем адаптации
214
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011
Рис. 6. Статистически достоверные взаимосвязи показателя регрессии в группе подростков со средним уровнем адаптации
ков проекция выступает вместе с регрессией. Это можно объяснить тем, что оба механизма позволяют «перекинуть» какие-то свои проблемы и ошибки на другого человека и, как маленький ребенок, сказать самому себе: «Это не я!» В силу личностной незрелости подобное поведение весьма характерно для умственно отсталых подростков. Стратегия эмоционального отреагирования, заключающаяся в поиске поддержки, тепла, ласки, оказывается как нельзя кстати для таких подростков. Таким поведением они ищут понимания, сочувствия и защиты у близких людей, а если это нельзя получить от близких, то объектом может стать домашнее животное или даже игрушка.
Механизм отрицания в группе неадаптированных подростков связан с применением стратегий физического отдыха и насыщения. Вероятно, ситуации стресса оказывают сильное влияние на организм, и, пытаясь уйти от проблемы, умственно отсталые подростки испытывают потребность
восстановления физических сил. Здесь подходит выражение «заесть горе».
Механизм защиты по типу регрессии чаще обнаруживается в группе подростков с низким уровнем адаптации (рис. 5), что подтверждено статистически (р < 0,05).
Обнаружены достоверные корреляционные взаимосвязи регрессии в изученных группах (рис. 6, 7).
Анализируя результаты корреляционного анализа, можно заметить, что механизм регрессии действует не отдельно, а вместе с другими психологическими защитами. Регрессия - это защита за счет возвращения чувств и действий к той стадии психического развития личности, в которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. У подростков с умственной отсталостью механизм регрессии включается, когда подростки не в силах справиться с ситуацией «взрослыми» способами. У неадаптированных подростков данный механизм защиты обнаружен у подростков, дезадаптированных по
Рис. 7. Статистически достоверные взаимосвязи показателя регрессии в группе подростков с низким уровнем адаптации.
синдромам ухода в себя и конфликтности с детьми. Как указывалось выше, для подростков, дезадаптированных по синдрому ухода в себя, характерными особенностями личности являются пассивность и безынициативность. Такие подростки не стремятся разрешить проблемную ситуацию, гораздо проще уйти от проблемы и связанной с ней ответственностью. Механизм регрессии «переносит» такого подростка на низшую ступень, обеспечивая примитивные формы поведения. Конфликтующие со сверстниками подростки в ситуации разбора драки или какой-либо конфликтной ситуации сваливают вину на соперника, не желая признавать своей вины в содеянном. Подобное поведение в большей степени характерно для младших школьников, а не для подростков 12-14 лет.
Результаты исследования, проведенного среди подростков с умственной отсталостью, позволяют сделать следующие выводы:
- особенности совладающего поведения и механизмов психологической защиты взаимосвязаны с уровнем социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью;
- как количественное, так и качественное отличие репертуара копинг-стратегий взаимосвязано со степенью адаптации подростков с умственной отсталостью;
- успешная адаптация умственно отсталых подростков связана с использованием стратегий разрешения ситуации, а также эмоционального реагирования, таких как расслабление, воображение, стратегий смены деятельности и общения;
- особенностями совладающего поведения неадаптированных подростков является использование преимущественно деструктивных стратегий, в том числе вербальной и физической агрессии;
- в защитных процессах умственно отсталых подростков участвует сразу несколько механизмов независимо от степени адаптации;
- наиболее часто встречаемые психологические защиты, такие как регрессия и отрицание, понижают адаптивные возможности подростков с умственной отсталостью и свидетельствуют о личностной незрелости.
Библиографический список
1. Грановская Р.М. Актуальные исследования психологической защиты // Вестник балтийской академии. - СПб., 1998. - Вып. 18. - С. 47-51.
2. Коновалова Н.Л. Диагностика адаптационного потенциала личности при психологическом консультировании школьников: Учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета. - СПб., 2001.
УДК 378
Самохвалова Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного общения детей различных возрастных групп — старших дошкольников, младших школьников и подростков.
Ключевые слова: затрудненное общение, субъект, коммуникативный арсенал, коммуникативные трудности.
Опрос, проводимый среди студентов гуманитарных вузов, показал, что 83% респондентов, испытывающих разнообразные затруднения в коммуникативной деятельности (трудности установления контакта, взаимопонимания, ведения беседы, перестройки коммуникативной программы, самоанализа и т.д.), отмечали, что впервые эти трудности проявились и осознались в детстве, начиная с дош-
кольного возраста. Следовательно, можно предположить, что механизмы затрудненного общения начинают формироваться в раннем возрасте. Однако в современной социально-психологической теории проблема затрудненного общения отражена лишь в контексте межличностного взаимодействия взрослого человека. Онтогенетический же аспект, отражающий этапы и механизмы возникновения и актуализации коммуникативных
216
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011
© Самохвалова А.Г, 2011