Научная статья на тему 'Механизмы противодействия коррупционным преступлениям в исправительных колониях России'

Механизмы противодействия коррупционным преступлениям в исправительных колониях России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1191
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / CRIME / CORRUPTION / CORRUPTION OFFENCES / PENAL COLONY / PENAL SYSTEM / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / OFFICIAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сивцов С.А.

В статье выделяются исправительные колонии как места лишения свободы уголовно-исполнительной системы, в которых должностными лицами пенитенциарного ведомства совершаются наибольшее количество преступлений коррупционной направленности, в рамках профилактики совершению коррупционных преступлений предусматриваются механизмы противодействия им. Механизмы закрепляются на разных уровнях и звеньях отношений руководства исправительного учреждения с осужденными и родственниками осужденных. Анализируется ведомственные нормативно-правовые акты, закрепляющие и регламентирующие специальный статус работников колоний и их должностные обязанности по недопущению совершения преступлений коррупционной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF COUNTERACTION TO CORRUPTION CRIMES IN CORRECTIONAL COLONIES OF RUSSIA

The article highlights a penal colony as a place of imprisonment the penal system, in which officials of the penitentiary Department are committed the highest number of corruption cases under the prevention of corruption offences are envisaged mechanisms to deal with them. The mechanisms are fixed on different levels and links of the relations of management of the correctional facility with prisoners and relatives of prisoners. Analyzed departmental regulatory legal acts fixing and regulating the special status of workers of the colonies and their duties to prevent the Commission of crimes of corruption.

Текст научной работы на тему «Механизмы противодействия коррупционным преступлениям в исправительных колониях России»

УДК: 343 ББК: 67.4

Сивцов С.А.

МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ РОССИИ

Sivtsov S.A.

MECHANISMS OF COUNTERACTION TO CORRUPTION CRIMES IN CORRECTIONAL COLONIES OF RUSSIA

Ключевые слова: преступление, коррупция, коррупционные преступления, исправительная колония, уголовно-исполнительная система, механизм правового регулирования, должностное лицо.

Keywords: crime, corruption, corruption offences, penal colony, penal system, the mechanism of legal regulation, official.

Аннотация: в статье выделяются исправительные колонии как места лишения свободы уголовно-исполнительной системы, в которых должностными лицами пенитенциарного ведомства совершаются наибольшее количество преступлений коррупционной направленности, в рамках профилактики совершению коррупционных преступлений предусматриваются механизмы противодействия им. Механизмы закрепляются на разных уровнях и звеньях отношений руководства исправительного учреждения с осужденными и родственниками осужденных. Анализируется ведомственные нормативно-правовые акты, закрепляющие и регламентирующие специальный статус работников колоний и их должностные обязанности по недопущению совершения преступлений коррупционной направленности.

Abstract: the article highlights a penal colony as a place of imprisonment the penal system, in which officials of the penitentiary Department are committed the highest number of corruption cases under the prevention of corruption offences are envisaged mechanisms to deal with them. The mechanisms are fixed on different levels and links of the relations of management of the correctional facility with prisoners and relatives of prisoners. Analyzed departmental regulatory legal acts fixing and regulating the special status of workers of the colonies and their duties to prevent the Commission of crimes of corruption.

К сожалению, в настоящее время в деятельности правоохранительных органов растет число коррупционных преступлений, в том числе и в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС). Данное обстоятельство вызывает особую тревогу, так как преступления коррупционной направленности совершаются сотрудниками УИС, наделенными властными полномочиями и призванными охранять законные права и свободы граждан, интересы общества и государства. Подобные факты формируют негативное общественное мнение о продажности должностных лиц некоторых государственно-властных структур, свидетельствуют о бессилии власти и тем самым наносят ущерб государству в целом.

В 2011 г. в отношении сотрудников УИС было возбуждено 325 уголовных дел: 79 - о взяточничестве; 35 - о превышении должностных полномочий и 31 - о злоупотреблении должностными полномочиями1.

В 2012 г. из 414 возбужденных в отноше-

1 См.: Обзор о состоянии дисциплины и законности среди сотрудников УИС за 2011 год // Письмо ФСИН России 2012. - №7-5732-02. - С. 1-4.

нии сотрудников УИС уголовных дел 86 было возбуждено по факту взяточничества; 53 - превышения и 36 за злоупотребление должностными полномочиями2.

В 2013 г. в отношении сотрудников УИС было возбуждено 441 уголовное дело; 105 - за взяточничество; 41 за превышение и 29 за злоупотребление должностными полномочиями3.

За 9 месяцев 2014 года к уголовной ответственности привлечено 28 сотрудников УИС4.

В 2015 г. в отношении сотрудников УИС было возбуждено 211 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, с января по ноябрь 2016 года было выявлено 352

2 См.: Там же. - С. 2.

3 Состояние дисциплины и законности среди сотрудников УИС // Преступление и наказание. - 2014. - № 7. - С. 23-25.

4 См.: Аналитические материалы о состоянии преступности, результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности ИК, ЛИУ, ЛПУ и территориальных органов УИС за 9 месяцев 2014 года // Обзор Управления режима и надзора ФСИН России за 2014 год.

коррупционных преступлений1.

Из приведенных данных видно, что число выявленных коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками УИС, хоть и незначительно, но с каждым годом растет.

В последнее время, судя по статистике, сотрудники УИС практически каждый день совершают как минимум одно коррупционное преступление. Большинство преступлений коррупционной направленности связаны с предоставлением условно-досрочного освобождения или необоснованным переводом осужденных из одного исправительного учреждения в другое за вознаграждение; на втором месте - предоставление необоснованных льгот и послабления в

режиме отбывания наказания осужденным за

2

деньги .

Таким образом, проблема борьбы с коррупцией в системе ФСИН России остро встает перед обществом и государством.

Между тем четких путей и механизмов борьбы с ней пока еще не предложено.

Проявление и укоренение коррупционных отношений в системе правоохранительных органов влекут крайне негативные последствия для обеспечения законности и правопорядка в стране, напрямую противоречат задачам борьбы с преступностью, подрывают веру в эффективность правоохранительной деятельности, возможность обеспечить экономическую безопасность страны3.

По смыслу ст. 74 УИК РФ исправительные колонии выступают основным видом исправительных учреждений, имеющих ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы.

Во-первых, для исправительной колонии характерно достижение цели уголовного наказания в полном объеме, а также целей и задач уголовно-исполнительного законодательства с помощью основных средств исправления: установленный порядок исполнения и отбывания наказания - режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). УИК РФ).

В тюрьме, например, привлечение осужденных к труду, получение общего образования, профессиональной подготовки ограничивается

1 См.: Тюремный порядок. Сотрудников ФСИН стали чаще ловить на коррупции и вымогательстве // Известия. - 2016. - 22 ноября.

2 См. : Там же.

3 См.: Макаров, А.А. Коррупция в системе органов внутренних дел. - М.: NOTA BENE, 2009. - С.4.

необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных, чем в исправительной колонии, в которой создана система общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, курсов переподготовки, наличествует база, включающая разные сферы производства (деревообработка, выпекание хлебобулочных изделий, производство строительных материалов, швейное производство и другое), где трудятся осужденные к лишению свободы на определенный срок и т.п.

Во-вторых, исправительная колония организована по отрядному принципу: осужденных объединяют в отряды и размещают в общежитиях. С учетом этого воспитательная работа с ними ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. Специфику организационного построения тюрем и исправительных колоний особого режима, а также формы и методы воспитательной работы с осужденными определяет то, что осужденные, отбывающие наказание в данных исправительных учреждениях, содержатся по камерам, тем самым ограничены в свободе передвижения и коллективного общения.

В свою очередь, такая социально-демографическая характеристика осужденных, как состояние их здоровья (открытая форма туберкулеза, алкоголизм, наркомания), и проведение с ними лечебно-профилактических и сани-тарно-противоэпидемических работ обусловливают режим исполнения и отбывания наказания, а также привлечение данных осужденных к труду в лечебных исправительных учреждениях уголовно -исполнительной системы.

Значимость исправительных колоний, в сравнении с иными видами исправительных учреждений, подтверждается статистическими данными. По состоянию на 1 января 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 630 155 человек.

В 717 исправительных колоний отбывало наказание 519 491 человек, в том числе:

- в 127 колониях-поселениях отбывало наказание 33 597 человек;

- в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы отбывало наказание 2 005 человек;

- в 217 следственных изоляторах и 98 помещениях, при колониях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, содержалось 107 304 человека;

- в 8 тюрьмах отбывали наказание 1705 человек;

- в 24 воспитательных колониях для несо-

вершеннолетних - 1655 человек1.

Из приведенных данных видно, что в исправительных колониях отбывает наказание большая часть осужденных к лишению свободы.

С учетом вышеизложенных отличительных признаков, а также приведенных статистических данных можно говорить о том, что в исправительных колониях в большей степени, чем в иных учреждениях уголовно-исполнительной системы, возможно совершение коррупционных преступлений. Поэтому особое внимание следует уделить проблеме совершения и распространения преступлений коррупционного характера именно в исправительных колониях.

В современных условиях борьбы с коррупцией в исправительных колониях необходимо предусмотреть механизмы воздействия на них, которые бы позволили не только уменьшить, но и устранить это явление. Проблема противодействия коррупционным преступлениям в исправительных колониях должна решаться комплексно с учетом специфики «закрытости» учреждений, исполняющих уголовные наказания.

Общеизвестно, что основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура и их носители - государство, учреждения, организации, люди. Правовая культура и принципы права являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования,

включаясь в той или иной мере в иные его эле-

2

менты .

В.А. Якушин исходит из того, что одним из элементов механизма правового регулирования являются юридические аспекты субъективного вменения, которые раскрываются через предписания санкций, а также предписания обычных и диспозиционных гипотез уголовно-правовых норм, относящихся к санкции. В свою очередь, механизм субъективного вменения квалифицирующих признаков зависит от особенностей конструкции основного и квалифицирующего составов преступления3.

В этой связи мы предлагаем следующие

См.: Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // [Материалы официального сайта ФСИН России]. URL: http:// http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 12.01.2017).

2 См.: Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993. - С.137.

3 См.: Якушин, В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. - Тольятти: ТолПИ, 1998. - С. 78-81.

механизмы противодействия коррупционным преступлениям в исправительных колониях.

Во-первых, они должны охватывать следующие группы коррупционных преступлений, совершаемых в исправительных колониях: общие коррупционные преступления, вытекающие из предоставленных законами прав должностных лиц уголовно-исполнительной системы, и частные, вытекающие из требований режима и в случае их нарушения несущие опасность для режима отбывания наказания.

В рамках этих групп выделяются прежде всего три наиболее рельефных, очевидных направления, или звена отношений:

1) между руководством исправительной колонии и подчиненными;

2) между руководством исправительной колонии и осужденными;

3) между руководством исправительной колонии и близкими осужденных;

4) между руководством исправительной колонии и иными лицами (судьей, прокурором, вольнонаемным работником и др.).

По нашему мнению, по сфере своей направленности меры предупреждения борьбы с коррупцией в рамках звеньев 2) и 3) должны касаться в первую очередь: 1) отдела воспитательной работы, 2) отдела безопасности, 3) оперативного отдела, так как именно сотрудниками данных отделов исправительных колоний совершается наибольшее число коррупционных преступлений.

Во-вторых, механизмы должны быть разными по уровням противодействия.

В этом аспекте они должны быть предусмотрены: 1) в нормах международного права; 2) в нормативных правовых актах Российской Федерации (федеральный уровень); 3) в ведомственных (локальных) нормативных актах; 4) в условиях, требованиях и содержании режима исправительного учреждения.

В-третьих, механизмы противодействия коррупционным преступлениям в данных звеньях на различных уровнях могут иметь как прямое, так и косвенное проявление: это могут быть механизмы как прямого, так и косвенного воздействия на коррупцию в системе исполнения наказаний России.

В рамках каждого из уровней ограничения коррупции применяются различные приемы и правовые средства, которые формируют комплекс прав и обязанностей личности по недопущению совершения коррупционных преступлений.

Весь объем антикоррупционного законодательства, включающий в себя различные приемы, способы, средства борьбы с коррупцией, представляет собой механизмы непосредствен-

ного прямого ограничения. Они могут ставить в рамки коррупционные проявления в исправительных колониях.

В иных случаях международные законодательные акты, законы России, приказы и инструкции ФСИН помимо прямых запретов могут одновременно косвенно, опосредованно противодействовать совершению сотрудниками уголовно-исполнительной системы коррупционных преступлений. Такие механизмы мы предлагаем назвать механизмами косвенного ограничения.

Таким образом, констатируем: механизмы прямого ограничения - это механизмы, отмеченные непосредственно в законе в виде норм права, которые устанавливают определенные запреты на совершение коррупционных деяний должностными лицами уголовно-исполнительной системы.

Механизмы косвенного ограничения - это механизмы, которые прямо в законе не прописаны, а проявляются и вытекают из смысла или содержания отдельных антикоррупционных норм.

По нашему мнению, эти механизмы работают на различных уровнях, они имеют разный диапазон действий.

Следует отметить, в гражданском обществе все более отчетливо осознается опасность коррупции, борьба с которой не является задачей только публичных органов, формируется механизм противодействия коррупции, основанный на высоком гражданском сознании и ответственности, все это должно происходить не в отрыве от действий государства, а в тесном взаимодействии с ним1.

Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Для проведения общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, которые в соответствии со ст. 14 данного закона осуществляют общественный контроль за обеспечением прав человека в ме-

1 См.: Едкова, Т.А., Иванюк, О.А. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие [Электронный ресурс] / под ред. Ю.А. Тихомирова // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 2013 // «Консультант плюс»: справоч-но-правовая система.

стах принудительного содержания.

Полномочия общественных наблюдательных комиссий по контролю обеспечения прав человека в местах принудительного содержания и порядок их деятельности регулируются Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Общественные наблюдательные комиссии действуют в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания, в том числе исправительных колониях. В рамках данного закона утверждается порядок образования, состав общественных наблюдательных комиссий, регламент их работы, а также формы деятельности.

Основными формами, представляющими для нас важное значение, могут выступать: 1) посещение учреждений, исполняющих наказания; 2) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в исправительных учреждениях, иных лиц, которым стало известно о нарушениях прав лиц, находящихся в исправительных учреждениях; 3) подготовка решений по регулированию проведения общественного контроля; 4) участие в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ в работе комиссий исправительных учреждений при решении вопросов о переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие.

Однако решения общественных наблюдательных комиссий носят рекомендательный характер, и поэтому данный институт работает не в полную силу. Следует также отметить, что по итогам проведенного общественного контроля материалы направляются соответствующим компетентным органам для вынесения решений по существу вопроса.

Вследствие этого необходимо совершенствовать и повышать роль общественных формирований в деятельности уголовно-исполнительной системы. Расширять формы участий общественных наблюдательных комиссий в решениях, принимаемых начальником исправительной колонии единолично. Для этого необходимо внести ряд изменений в действующее уголовно-исполнительное законодательство и изменить исключительную компетенцию начальников исправительных колоний в решении вышеуказанных вопросов путем введения коллегиальности.

Необходимо, на наш взгляд, создать инспекцию по соблюдению уголовно-исполнительного законодательства в исправительных колониях

ФСИН России (далее инспекция), разрешающую вопросы, касающиеся насущных проблем осужденных (предоставление свиданий, отпусков, наложения взысканий и применение поощрений, условно-досрочного освобождения и т.д.), которые будут действовать на территории исправительных колоний и выносить решения, обязательные для исполнения. Данная инспекция должна состоять из представителей общественной наблюдательной комиссии, действующей на территории контролируемого региона, а также членов иных общественных организаций, осуществляющих так называемый «народный контроль» в сфере исполнения уголовных наказаний. Инспекция, на наш взгляд, должна непосредственно подчиняться контрольно-надзорным органам либо находиться в их ведении.

Введение данной меры позволит уменьшить коррупционные риски при принятии единоличных решений начальниками исправительных колоний.

В УИК РФ закреплены нормы, содержащие коррупционную опасность, предоставляющие единоличное право руководителям исправительных колоний решать ряд вопросов, затрагивающих права и свободы осужденных, при отсутствии соответствующих форм контроля и процедуры решения вопроса.

Необоснованно широкие пределы усмотрения и возможности необоснованного применения исключений из общих правил, например, содержат сформулированные в УИК РФ компетенции начальников исправительных колоний посредством слова «могут» - диспозитивного установления возможности совершения действий в обеспечении отдельных прав осужденных в ч. 1 ст. 89 «Свидания осужденных...», ч. 1 ст. 97 «Выезды осужденных...», ч. 1 ст. 113 «Меры поощрения осужденных...», ч. 1 ст. 115 «Меры взыскания, применяемые к осужденным...» и т.д1. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка (п. 68) - разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание.

Предоставление единоличного права руководителю исправительных колоний решать ряд вопросов, затрагивающих права и законные интересы осужденных, при отсутствии установления соответствующих форм контроля и процедуры их решения, также является одной из детерминант совершения коррупционных преступлений в исправительных колониях2.

1 См.: Галузин, А.Ф. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства (основы концепции): монография / А.Ф. Галузин. - Самара, 2011. - С. 60.

2 См.: Антикоррупционная деятельность в уго-

ловно-исполнительной системе: курс лекций / под

Поэтому, на наш взгляд, необходимо предусмотреть и поменять диспозицию «могут», присутствующую в нормах УИК РФ, на формулировку «должны», при условии соблюдения определенных процедур, ограничивающих принятие коррупцион-но опасных решений начальников исправительных колоний.

Тем самым исключается единоличное усмотрение правоприменителя - начальника исправительной колонии.

В плане правоприменения некоторую опасность несет в себе противоречивость норм пенитенциарного законодательства, определяющих правовой статус лиц, исполняющих уголовные наказания3.

Применение коррупциогенных норм сотрудниками ФСИН России в угоду личным интересам не только является разновидностью пенитенциарной преступности, но и создает угрозу правильному функционированию исправительного учреждения через воздействие на пенитенциарную безопасность, нарушая средства ее обеспечения (режим).

Основным документом, регламентирующим деятельность ФСИН России по противодействию коррупции и закрепляющим организационные и обеспечительные мероприятия, направленные на совершенствование антикоррупционной деятельности ведомства в 2016 и 2017 гг., является План противодействия коррупции ФСИН России на 2016-2017 гг. от 13.05.2016.

В соответствии с приказом ФСИН РФ от 31.08.2009 № 372 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», утверждается перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязатель-

общ. ред. А.А. Рудого. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 252.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 См.: Южанин, В. Противоречия и недостатки Уголовно-исполнительного кодекса РФ // Преступление и наказание. - 1998. - №9. - С. 58-60.

ствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Также законодательно закрепляется порядок уведомления федеральными государственными служащими ФСИН России о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений1.

В соответствии с данным приказом государственные служащие обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Проверку по поступающим данным проводит служба собственной безопасности ФСИН России.

Распоряжением ФСИН России от 05.09.2014 № 178-р «Об утверждении перечня коррупционно опасных функций Федеральной службы исполнения наказаний» охватываются все коррупционно-опасные функции ведомства, при совершении и реализации которых возможно совершение коррупционных преступлений сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Локальные акты, регламентирующие мероприятия, проводимые с сотрудниками исправительных учреждений, и механизмы, регулирующие режим исполнения наказаний на территории исправительных колоний, являются, в свою очередь, одновременно и косвенными мерами противодействия распространению коррупционных преступлений в системе исполнения уголовных наказаний.

Основополагающей мерой является проведение профессиональной подготовки сотрудников. Данное мероприятие регламентируется приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы». Наставление определяет порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.

Сотрудник в процессе служебной деятельности проходит служебно-боевую и общественно-государственную подготовку, содержание которых предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной дея-тельности2.

1 См.: Приказ ФСИН РФ «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» от 29 мая 2010 года № 256 // Российская газета. - 2010, 20 июля.

2 См.: Пункт 63 гл. 5 приказа Минюста №169 от

На занятиях по правовой подготовке сотрудниками уголовно-исполнительной системы приобретаются и совершенствуются знания и умения в части, касающейся применения сотрудниками нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-служебную и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе при применении мер государственного принуждения и соблюдения законности, в условиях проведения специальных операций и режимных мероприятий, навыков осуществления правовой пропаганды.

На занятиях по специальной подготовке сотрудник изучает законодательные и иные нормативные правовые акты РФ в сфере уголовно-исполнительной системы по соответствующим направлениям оперативно-служебной деятельности; содержание вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, Минюста России и ФСИН России в части, касающейся различных видов деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; вопросы составления документов, заполнения формализованных бланков; средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач; вопросы, возникающие в оперативно-служебной деятельности и требующие изучения и отработки на практических занятиях.

В рамках вышеперечисленных мероприятий до сотрудников доводится информация об основных изменениях уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, о происшествиях, произошедших в правоохранительной сфере; сотрудников знакомят с основными нормативными актами антикоррупционного законодательства, методическими материалами и обзорами, способствующими недопущению совершения ими коррупционных преступлений3.

Представленные выше мероприятия, направленные на улучшение и повышение

27.08.2012 года «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».

3 См.: Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки от 10.07.2013 г.; Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» от 25.09.2012 г.; Памятка по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки и др.

уровня профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, не приводят к должному результату. Зачастую в исправительных колониях занятия по профессиональной подготовке проводятся формально, на что неоднократно и в разных территориальных органах делаются замечания и указывается как недостаток внутриведомственными проверочными комиссиями. Занятия отписываются и реально не проводятся. Проблема здесь лежит в нескольких плоскостях:

- большой объем лекционного материала для освоения в короткие сроки (1 час в неделю);

- нежелание сотрудников, ответственных за данное направление, добросовестно исполнять служебные обязанности;

- не до всех сотрудников доводится материал, так как большинство задействованы в служебной деятельности исправительных колоний (в часы проведения занятий).

Предлагается, во-первых, на занятиях по профессиональной подготовке рассматривать наиболее значимые темы, проблемы, ситуации и т.д. в деятельности УИС России, конкретного исправительного учреждения. В случае отсутствия сотрудника на занятиях по уважительной причине непосредственному руководителю довести до него весь необходимый материал, в

случае неисполнения привлечь к дисциплинарной ответственности.

Во-вторых, начальникам исправительных колоний, а также их заместителям по направлениям деятельности, проводить ежеквартальные инструктажи, в которых необходимо рассматривать, анализировать законодательную базу УИС России, доводить под роспись положения о запрете нарушения нормативных правовых актов, о запрете вступления во внеслужебные связи с осужденными, о запрете передачи и попытки передачи запрещенных предметов на территорию исправительной колонии под угрозой наказания и т.д.

Механизмы противодействия коррупционным преступлениям более действенны в пределах исправительных колоний, так как именно в этих исправительных учреждениях присутствует наибольшее количество возможностей совершения коррупционных преступлений должностными лицами по сравнению с иными учреждениями УИС России.

Следует отметить универсальность применения этих механизмов, способствующих разрешению проблемы совершения коррупционных преступлений в исправительных колониях России и для иных учреждений, исполняющих наказания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Обзор о состоянии дисциплины и законности среди сотрудников УИС за 2011 год // Письмо ФСИН России 2012. - №7-5732-02. - 7 с.

2. Состояние дисциплины и законности среди сотрудников УИС // Преступление и наказание. - 2014. - № 7.

3. Аналитические материалы о состоянии преступности, результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности ИК, ЛИУ, ЛПУ и территориальных органов УИС за 9 месяцев 2014 года // Обзор Управления режима и надзора ФСИН России за 2014 год.

4. Дубовиченко, С.В. Правовой уголовный закон // Вестник Волжского университета имени

B.Н. Татищева. - 2016. - №4. Т.1. «Юридические науки». - С. 107-116.

5. Тюремный порядок. Сотрудников ФСИН стали чаще ловить на коррупции и вымогательстве // Известия. - 2016, 22 ноября.

6. Макаров, А.А. Коррупция в системе органов внутренних дел. - М.: NOTA BENE, 2009. -

C.4.

7. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // [Материалы официального сайта ФСИН России]. - URL: http:// http://фсин.рф/stmcture/mspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 12.01.2017).

8. Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993. - С. 137.

9. Якушин, В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. - Тольятти: Тол-ПИ, 1998. - С. 78-81.

10. Якушин, В.А. Отсрочка отбывания наказания как мера уголовно-правового воздействия и её виды // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 4. Том 1. - С. 190-197.

11. Едкова, Т.А., Иванюк, О.А. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие [Электронный ресур] / под ред. Ю.А. Тихомирова // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013 // «Консультант плюс»: справочно-правовая система.

12. Галузин, А.Ф. Пенитенциарная безопасность личности, общества, государства (основы концепции): монография / А.Ф. Галузин. - Самара, 2011. - С. 60.

13. Антикоррупционная деятельность в уголовно-исполнительной системе: курс лекций / под общ. ред. А.А. Рудого. - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - С. 252.

14. Южанин, В. Противоречия и недостатки Уголовно-исполнительного кодекса РФ // Преступление и наказание. - 1998. - №9. - С. 58-60.

15. Приказ ФСИН РФ «Об утверждении порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений» от 29 мая 2010 года № 256 // Российская газета. - 2010, 20 июля.

16. Приказ Минюста №169 от 27.08.2012 года «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.