Научная статья на тему 'Механизмы правореализации с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого'

Механизмы правореализации с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
802
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / МЕХАНИЗМЫ / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХИКА ИНДИВИДА / ГОСУДАРСТВО / НОРМА ПРАВА / ТЕОРИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотарева Людмила Сергеевна

Одним из существенных аспектов в учении Л.И. Петражицкого является влияние психологической теории права на процесс правореализации. C учетом этого в число особенностей механизма правореализации можно отнести положение о том, что основным действующим звеном выступают субъекты (индивидуумы) со своими психо-эмоциональными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы правореализации с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого»

УДК 34.340.161.1

ЗОЛОТАРЁВА Людмила Сергеевна, аспирант кафедры истории государства и права Саратовской государственной академии права

МЕХАНИЗМЫ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО

Одним из существенных аспектов в учении Л.И. Петражицкого является влияние психологической теории права на процесс правореализации. С учетом этого в число особенностей механизма правореализации можно отнести положение о том, что основным действующим звеном выступают субъекты (индивидуумы) со своими психоэмоциональными особенностями.

История государства и права, механизмы, правореализация, психика индивида, государство, норма права, теория права

«В конце XIX века Л.И. Петражицкий выступил за слом утвердившейся в науке парадигмы права, заключающейся в нормативном понятии права, прямо или, в конечном счете, определяемым государственным принуждением. Он предложил свое видение права как дуалистической структуры интуитивного и позитивного права. Две эти крупные субструктуры, в свою очередь, конкретизировались в плюралистических разновидностях структур каждой из ветвей. Причем, интуитивное право представляло собой «спонтанный эмоциональный процесс в человеческом организме, тогда как такой же процесс в виде позитивного права опосредовался множественными нормативными источниками»1. «По Петражицкому, жизнь, живое право вновь должны занять свое законное место»2.

Право, по Петражицкому, это не государственные нормы, не фактические правовые отношения, не нравственная идея, а явление индивидуальной психики - особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Вообще отнесение установленного выше относитель-

ного права императивно-атрибутивных этических переживаний к каким бы то ни было велениям, от кого бы они не исходили, означало бы образование абсолютно ложных теорий3.

Одним из существенных аспектов в учении Л.И. Петражицкого является влияние психологической теории права на процесс правореали-зации. Так, к числу основных элементов механизма конкретной правореализации зачастую относят: 1. Субъектов права (граждан). 2. Субъектов правоприменения (должностных лиц, государственных, общественных и корпоративных организаций); государственные и иные органы, разъясняющие (толкующие) законодательство и юридическую практику. 3. Ученых-юристов, принимающих активное участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, а также осуществляющих анализ и комментирование основных закономерностей правотворчества и правореализации4.

Принимая анализ предложенного состава элементов механизма конкретной правореали-зации за основу, мы считаем, что последний требует своего дополнения таким компонентом,

как сами общественные отношения, без чего анализ данного механизма полным быть не может. Таким образом, в структурный состав механизма конкретной правореализации должны включаться и сами общественные отношения, требующие своей регуляции со стороны требований норм права.

Социально-психологический аспект правореализационного процесса предстает в виде наличия определенного рода ответственности гражданина, его настроенности на различного рода установки действия права, при которых такая ответственность в правореализационном процессе ложится как на гражданина (субъекта правового отношения), так и на лицо, долженствующее осуществлять правореализационные процессы.

В случае отказа в механизме действия реализации права (его реального жизненного воплощения), объясняемого несоответствием действительного должному, присущего поведению ряда должностных лиц, субъекты права (отдельный гражданин) отказываются следовать букве закона и осуществляют восстановление нарушенных прав собственными силами, что, соответственно, приводит, как мы указывали выше, как к нарушению требований закона, так и наносит ущерб всему комплексу характеристик правового режима института государства.

Неизбежно возникающие затем правоотношения все же значительно отличаются от правоотношений, рожденных в процессе саморегуляции, саморегулирующей деятельности объектов правореализации.

Достижение желаемого - урегулированнос-ти общественных процессов, связанных с правоприменительной деятельностью специальных компетентных на то органов государства, возможно и через расширение и усиление режима контроля со стороны таких органов или же за счет усиления правовых санкций за нарушение требований нормы. Правоприменение зависит от деятельности таких организаций.

Однако недавнее прошлое, его исторический анализ показывает, что ни расширение полномочий, ни ужесточение наказаний за нарушение требований, заложенных в правовой норме

ее учредителем, к сожалению, еще не есть основное условие получения результата желательного для законодателя и для населения страны, на территории которой действуют нормы данного права. Наклон, крен в сторону командно-административной системы, командноадминистративного руководства привел к нежелательным результатам, к зарождению основ для будущего развала государственности, для нарушения режима законности, для нарушения прав человека и гражданина. «Надежность гарантий, обеспечиваемых реальностью достижений субъектом намеченной цели, создает предпосылки приоритетной оценки человеком юридического пути удовлетворения потребностей; для эффективного функционирования механизма реализации правовых требований необходимо, чтобы «юридическая альтернатива» выступала одним из надежных вариантов действий, отличалась высоким уровнем защиты»5.

Для правоустановителя должен быть предел, за чертой которого его властное индивидуально-правовое регулирование поведения субъектов отношений, связанное с властноорганизационным решением жизненных, реальных проблем, должно отойти на второй план, оставив на первом самому субъекту отношений оценивать условия реализации требований норм права, руководствоваться собственными установками, относящимися к внутреннему механизму реализации требований норм права, требований социальных норм.

«Вообще побуждениями наших поступков являются или специальные эмоции - и тогда наше поведение имеет характер исторически приуроченный к данной эмоции специфической акции, или бланкетные, абстрактные эмоции -и тогда характер и направление нашего поведения определяются содержанием связанного с эмоцией представления поведения акционного представления», - пишет Л.И. Петражицкий в работе «Теория права и государства» 6.

Наука о праве, не зная и не изучая реальных правовых явлений и их эмоционально-интеллектуального состава и принимая за реальное проекционные «фантазмы» и их элементы, вместе с тем так конструирует эти «фантаз-

Золотарёва Л.С. Механизмы правореализации с точки зрения психологической теории права..

мы» - нормы и правоотношения и их элементы, -что между природой и элементами норм, с одной стороны, природой и элементами правоотношений, с другой стороны, не получается того параллелизма, того соответствия, которое здесь имеется с точки зрения психологии теории права7.

Механизму правореализации, механизму реализации требований норм права присущи отличительные черты, связанные не только с формальной определенностью, но и с наличием в таких требованиях явной или предполагаемой санкции. Санкция, как нами уже ранее указывалось, - часть правовой нормы, обладающей четкой формальной выраженностью. Требования государства подкреплены государственным принуждением. Правовое требование без такой поддержки может остаться благим пожеланием, а правореализационный процесс будет отмечен невостребованностью в лучшем случае, или прямым нарушением - в худшем.

В число особенностей механизма воздействия социальных норм на общественные отношения, или в число особенностей, в данном случае, механизма правореализации с учетом психологической теории права, можно отнести констатацию наличия положения, при котором указанный механизм функционирует не только в силу соответствия уровня развития законодательства уровню урегулирования общественными процессами, общественными явлениями,

но при наличии имеющегося положения - последний жизнеспособен еще и потому, что в движение его приводят не требования законодателя, его воля, его законодательные волеизъявления, подкрепленные государственным принуждением, но и в силу наличия причин, исходя из которых следует, что основным действующим звеном в данном правореализационном механизме выступают субъекты, индивидуумы.

«Еще яснее и нагляднее обнаруживается несоответствие учения об элементах права праву в юридическом смысле и адекватности этого учения праву в широком смысле императивно-атрибутивных явлений человеческой психики после дополнения пробелов теперешнего учения (в частности, проведения разложения на элементы и в области норм) и исправления его недостатков»,8 - пишет Л.И. Петражицкий.

Таким образом, нормальное функционирование механизма правореализации невозможно без задействования особых полномочий государственных органов, призванных охранять и применять требования нормы права. Реальная же действительность показывает, что такие возможности указанных органов все же имеют свои пределы, да и для реального субъекта отношений, урегулированных нормой права, нежелательно, когда такое применение достигает пределов вмешательства последних в стадию индивидуально-психологического восприятия содержательных основ норм.

Примечания

1 Пяткина С.А. Л.И. Петражицкий и его эмоционалистическая школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции. М., 2000. С. 4.

2Ракитская И. Ф., Кузнецов Э.В. Онтология права в русской научной традиции (Л.И. Петражицкий). СПб, 2002. С. 49. 3 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб, 2000. С. 126.

4Гревцов Ю.И. Использование права субъектами юридических отношений: проблемы теории и практики: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. Л.,1989. С. 33.

5 ОлиференкоА.В. Социальные факторы реализации права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 18.

6 Петражицкий Л.И. Теория права и государства. СПб, 2000. С. 30.

7 Там же. С. 372.

8 Там же.

Zolotareva Lyudmila

MECHANISMS OF LAW IMPLEMENTATION IN TERMS OF PETRAZHITSKY’S PSYCHOLOGICAL THEORY OF LAW

One of the essential aspects in L.I. Petrazhitsky’s teaching is the psychological theory of law influencing the process of law implementation. Due to this the statement concerning the subjects (individuals) with their own psycho-emotional features being the main functional unit can be referred to the characteristics of the law implementation mechanism.

Рецензент - Шаляпин С.О., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.