Научная статья на тему 'Механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов'

Механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1251
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕЗОУРОВНЯ / ECONOMIC SYSTEM OF MEZZO-LEVEL / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Любовь Николаевна

Статья посвящена изучению и обоснованию возможности применения релевантных механизмов и инструментов реализации политики устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации. С теоретико-методологической точки зрения в исследовании представлены критерии обоснования степени релевантности: принципы реализации политики устойчивого социально-экономического развития (системность, комплексность, соблюдение баланса интересов, учет непрерывных изменений); типологизация регионов Российской Федерации (локомотивы роста, опорные регионы, депрессивные регионы); сценарии и факторы стратегического развития регионов согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. С практической точки зрения разработана матрица механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, на основе которой можно осуществлять выбор и реализацию соответствующего организационно-управленческого инструментария с учетом особенностей социально-экономического развития территориального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with investigation and grounding the possibility of using relevant mechanisms and tools to pursue policy of sustainable social and economic development of regions in the Russian Federation. From the theoretical and methodological point of view the research presents criteria for substantiation of relevance degree: principles of pursuing policy of sustainable social and economic development (systematic and complex nature, keeping the balance of interests, taking into account continuous changes); typology of Russian Federation regions (locomotives of growth, support regions, depressive regions); scenarios and factors of regions’ strategic development according to the forecast of the long-term social and economic development of the Russian Federation. From the practical point of view the matrix of mechanisms ensuring sustainable social and economic development was designed, on the basis of which it is possible to choose and apply relevant organizational-managerial tools with regard to specificities of social and economic development of the territory.

Текст научной работы на тему «Механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-2-161-170

МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНОВ1

Л. Н. Орлова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

Статья посвящена изучению и обоснованию возможности применения релевантных механизмов и инструментов реализации политики устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации. С теоретико-методологической точки зрения в исследовании представлены критерии обоснования степени релевантности: принципы реализации политики устойчивого социально-экономического развития (системность, комплексность, соблюдение баланса интересов, учет непрерывных изменений); типологизация регионов Российской Федерации (локомотивы роста, опорные регионы, депрессивные регионы); сценарии и факторы стратегического развития регионов согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. С практической точки зрения разработана матрица механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, на основе которой можно осуществлять выбор и реализацию соответствующего организационно-управленческого инструментария с учетом особенностей социально-экономического развития территориального пространства.

Ключевые слова: регион, экономическая система мезоуровня, устойчивое развитие, стратегия социально-экономического развития.

MECHANISMS ENSURING SUSTAINABLE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS

Liubov N. Orlova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article deals with investigation and grounding the possibility of using relevant mechanisms and tools to pursue policy of sustainable social and economic development of regions in the Russian Federation. From the theoretical and methodological point of view the research presents criteria for substantiation of relevance degree: principles of pursuing policy of sustainable social and economic development (systematic and complex nature, keeping the balance of interests, taking into account continuous changes); typology of Russian Federation regions (locomotives of growth, support regions, depressive regions); scenarios and factors of regions' strategic development according to the forecast of the long-term social and economic development of the Russian Federation. From the practical point of view the matrix of mechanisms ensuring sustainable social and economic development was designed, on the basis of which it is possible to choose and apply relevant organizational-managerial tools with regard to specificities of social and economic development of the territory.

Keywords: region, economic system of mezzo-level, sustainable development, strategy of social and economic development.

Вопросы обеспечения роста и сохранения устойчивости развития стоят в настоящее время как перед макроэкономическим сообществом в целом, так

и перед каждым отдельным субъектом экономики. Г. Б. Клейнер [4; 5] определяет характер развития российской экономики как «кризисный стиль», негативным про-

1 Статья подготовлена в рамках выполнения проекта «Методология разработки и реализации концепции устойчивого социально-экономического развития регионов в системе стратегического планирования Российской Федерации» по государственному заданию Минобрнауки России (26.8785.2017/8.9).

явлением которого является постоянная переориентация экономической политики: открытая экономика - импортозамещение, централизация - децентрализация, укрупнение хозяйственных звеньев - разукрупнение и т. д. Подобные развороты поглощают большое количество ресурсов и сами могут порождать кризисы. За последние 25 лет экономика России пережила четыре масштабных кризиса: трансформационный кризис 1990-1992 гг., долговой кризис 1998-2000 гг., мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., текущий экономико-политический кризис. Каждый из них сопровождался значительным падением ВВП. Цикличность экономического развития, частые кризисы вынуждают модифицировать концепцию устойчивого экономического развития с учетом достаточно регулярных кризисных явлений.

В общем виде под устойчивостью понимается способность сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий. Рост, в том числе и экономический, -это увеличение показателей развития хозяйствующего субъекта во времени [7]. Проблемы взаимосвязи и взаимозависимости этих двух аспектов экономической жизни являются достаточно актуальным вопросом, требующим решения.

Главными трансформационными тенденциями в российском экономическом пространстве являются усиление неоднородности пространства (межрегиональной социально-экономической дифференциации), переплетение дезинтеграционных и интеграционных процессов, экономический рост за счет региональных особенностей [3].

Для обоснования механизмов обеспечения на региональном уровне устойчивого экономического роста в рамках принятой долгосрочной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и регионов применялось достаточно большое количество научных методов и подходов: методы систематизации, анализа и синтеза, конкретизации и обобщения;

сравнительный анализ; методы сбора информации, наблюдения. Информационной базой исследования послужили научные публикации в авторитетных отечественных и иностранных периодических изданиях; исследовательские и проектные разработки научных подразделений РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Для разработки релевантных механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации из множества существующих типологизаций районов за основу была взята классификация, предложенная Министерством регионального развития Российской Федерации. Концепцией стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации предусмотрено деление регионов:

1) на локомотивы роста;

2) опорные регионы (сырьевые и старопромышленные);

3) депрессивные районы (фоновые и кризисные).

В основе представленной типологии регионов лежит такой признак, как степень развития и включенности в глобальные процессы (табл. 1). Выбор именно этой типологии регионов обусловлен рядом важных аспектов.

Во-первых, классификация является достаточной с точки зрения реализации поставленной цели обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Во-вторых, региональные программы обеспечения устойчивого развития разрабатываются на основе стратегии развития, принятой на федеральном уровне, что обеспечивает при разнообразии используемых механизмов соблюдение единства подходов и принципов стратегического управления региональным развитием;

В-третьих, на основе представленной типологии существует возможность подбора соответствующих существующему уровню развития механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Т а б л и ц а 1

Характеристика уровня развития регионов

Тип региона Степень вовлеченности

Характеристика уровня развития в глобальные процессы

Локомотивы роста Высокий уровень экономического потенциала, высокие показатели социально-экономического развития. Формируют значительную часть ВВП Высокая степень вовлеченности в глобальные процессы. Являются центрами мировой торговли

Опорные регионы: сырьевые экспортно ориентированные старопромышленные Сырьевые регионы реализуют проекты, обеспечивающие развитие транзитивной экономики. Основой экономики старопромышленных регионов является традиционно индустриальное производство Главной проблемой развития является сложность выхода на глобальные рынки

Депрессивные районы: фоновые регионы кризисные регионы Экономика находится в кризисном состоянии, обусловленном структурными изменениями в экономике В глобальные процессы не вовлечены

На основе разработанного Минэкономразвития прогноза долгосрочного развития Российской Федерации до 2030 г. были выделены три основных сценария построения соответствующих стратегий развития и реализации на уровне регионов в рамках этих сценариев соответствующих механизмов:

1. Консервативный сценарий - предполагает умеренные темпы роста экономики и активное развитие топливно-энергетического и сырьевого секторов экономики.

2. Инновационный сценарий - предполагает достаточно высокие темпы роста за счет повышения конкурентоспособности высокотехнологичного сектора экономики, а также развитие транспортной инфраструктуры и модернизацию энергосырьевого сектора.

3. Целевой (форсированный) сценарий -предполагает высокие темпы роста экономики, развитие частного бизнеса, создание и развитие несырьевого экспортного сектора.

При обосновании механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов необходимо принимать во внимание факторы, оказывающие влияние на формирование конкурентных преимуществ региона [8]. Все многообразие факторов, предопределяющих уровень развития региона, можно также разделить на экзогенные и эндогенные. К экзогенным факторам (факторы, обусловленные влиянием внешней среды региона) можно отнести экономические,

политические и социальные изменения, происходящие на уровне страны и мирового пространства; к эндогенным (факторы, обусловленные влиянием внутренней среды региона) - экономические, политические и социальные изменения, происходящие внутри региона.

Одной из проблем развития экономики России является отсутствие связанности пространства принимаемых решений [2]. Ключевой задачей устойчивого развития является согласование экономических и институциональных механизмов, реализация которых предполагает развитие стратегии долгосрочного развития Российской Федерации и учет интересов всех участников социально-экономических процессов.

Системность управления зависит от того, рассматриваются ли субъект и объект управления как системы. В общем случае возникают четыре варианта, которые соответствуют четырем видам управления:

- ручному - принятие решения по каждой отдельной проблеме; решение принимается определенным субъектом управления, связанным с какой-то группой лиц;

- хаотическому - принятие решения по каждой отдельной проблеме отдельным субъектом;

- институциональному - принятие управленческого решения по каждой проблеме на основе формальных и неформальных норм и правил;

- стратегическому - принятие управленческого решения по каждой отдельной

проблеме на основе предварительно сформулированных и общественно одобренных принципов [4].

Модель устойчивого развития национальной экономики представлена на рисунке. Данная модель отражает необходимость одновременного управления инно-вационностью и конкурентоспособностью

экономических систем всех уровней для обеспечения устойчивого развития. Современное управление на всех уровнях должно представлять собой мультипликатор управленческих воздействий на стоимость, долгосрочную эффективность и изменения.

Модель устойчивого развития национальной экономики

Управление инновационностью

Р

Управление конкурентоспособностью

Макроуровень

Управление стоимостью • Управление долгосрочной эффективностью • Управление изменениями

Точки бифуркации

I Механизмы преодоления: формирование институционального режима наибольшего благоприятствования

1

1

Мезоуровень

Управление стоимостью • Управление долгосрочной эффективностью • Управление изменениями

Точки бифуркации

Механизмы преодоления: формирование прозрачного информационного пространства

Микроуровень

Управление стоимостью • Управление долгосрочной эффективностью • Управление изменениями

Механизмы преодоления: формирование инвестиционной привлекательности экономических субъектов

Рис. Концептуальная модель устойчивого развития национальной экономики [6]

Учет регионального аспекта при разработке и реализации стратегий структурной перестройки экономики России является необходимым звеном в цепочке организационно-управленческих воздействий.

При обосновании механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов также необходимо определить основные принципы их реализации. Это обеспечивает стратегический характер проводимых изменений и трансформаций. К основным принципам реализации механизмов обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов можно отнести:

1. Системность. Рассмотрение региона как пространственной системы в единстве формирующих ее компонентов.

2. Комплексность. Предполагает наличие множества уровней и факторных связей, формирующих регион как экономическую систему.

3. Соблюдение баланса интересов. Принцип основан на сбалансированном учете интересов всех экономических субъектов при проведении изменений в системах управления [1].

4. Учет непрерывных изменений через выделение количественных и качественных фак-

торов, влияющих на эти изменения (мониторинг).

Таким образом, на основании вышеизложенного с учетом типологии регионов, характеристик их развития, направленности стратегического развития экономики Российской Федерации и основных методологических принципов реализации политики устойчивого социально-экономического развития в разрезе промышленной, конкурентной, бюджетно-налоговой, внеш-

ней и внешнеэкономической, социальной и региональной политики была сформирована матрица релевантных механизмов и инструментов управления (табл. 2). В совокупности реализация представленных механизмов направлена на формирование на уровне региона институционального режима наибольшего благоприятствования, повышения инвестиционной привлекательности и уровня доверия.

Стратегические направления и сценарии развития региона

Механизмы и инструменты обеспечения устойчивого социально-экономического _развития региона в рамках реализации

промышленной и конкурентной политики

бюджетно-налоговой политики

внешней и внешнеэкономической политики

социальной политики

региональной политики

1

2

3

4

5

6

Локомотивы роста

Факторы, формирующие конкурентные преимущества региона: открытость и инвестиционная привлекательность региона, высокий уровень международной интеграции, развитая культура предпринимательства, большое количество доходных и конкурентоспособных предприятий, гибкая финансовая система, развитое региональное законодательство_

Консервативный

Целевые программы развития отраслей и промышленности в целом

Инвестиционный кредит

Стимулирующие таможенные пошлины и тарифы при реализации продукции энергосырьевого сектора экономики

Развитие предприниматель-ского мышления, реализация программ обучения инновационному предпринимательству

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласование со стратегией долгосрочного развития Российской Федерации целей и задач регионального развития, отражаемых в региональных программных документах

Инноваци-

Целевой (форсированный)

Государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных производств. Реализация инновационных ваучеров

Развитие ин-ституциональ-

ной инфраструктуры инноваций (технопарки, наукограды)

Стимулирующее налоговое обложение (налоговые каникулы для

предприятий, реализующих наукоемкую продукцию)

Стимулирующие таможенные пошлины и тарифы при реализации наукоемкой продукции отдельных отраслей

Повышение уровня доверия в обществе

Развитие системы информационной поддержки интеллектуальной деятельности

(центры поддержки технологий и инноваций). Консультационная помощь при регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензировании

Т а б л и ц а 2

Механизмы и инструменты реализации политики устойчивого социально-экономического развития регионов

П р о д о л ж е н и е т а б л. 2

1 2 3 4 5 6

Опорные регионы

Факторы, формирующие конкурентные преимущества региона: наличие промышленного производства,

выгодное местоположение региона, высокий инновационный, научный и интеллектуальный потенциал

Консерва- Государствен- Механизмы Субсидирование Программы, Согласование со

тивный ные гарантии государст- экспорта направленные стратегией дол-

кредитов на венно- на обеспечение госрочного раз-

развитие при- частного высокого уров- вития Российской

оритетных партнерства ня и качества Федерации целей

производств при реали- жизни населе- и задач регио-

зации проек- ния нального разви-

тов по созда- тия, отражаемых

нию и разви- в региональных

тию соци- программных

альной, документах.

транспорт- Совершенствова-

ной, комму- ние регионально-

нальной ин- го законодатель-

фраструк- ства

туры

Инноваци- Формирование Инвестици- Стимулирующие Поддержка от-

онный и развитие тер- онный кре- таможенные по- раслевой науки в

риториальных дит шлины и тарифы виде отраслевых

инновацион- при реализации Инвестиции в вузов и НИИ.

ных кластеров. наукоемкой про- социальный и Региональные

Поддержка дукции человеческий венчурные

стартапов, раз- капитал фонды

Целевой витие малого и Стимули- Кредитные меры Маркетинг тер-

(форсиро- среднего рующее на- стимулирования риторий (фор-

ванный) бизнеса. логовое об- экспорта (предос- мирование и

Развитие ложение (на- тавление экспорт- продвижение

транспортного логовые ка- ных кредитов и их региональных

обеспечения никулы для рефинансиро- брендов)

объектов инно- предпри- вание,

вационной ин- ятий, реали- страхование)

фраструктуры зующих нау-

и инновацион- коемкую

ных произ- продукцию)

водств

Депрессивные регионы

Факторы, формирующие конкурентные преимущества региона: уникальные природно-климатические

условия, хорошая экология

Консерва- Прямые капи- Стимули- Субсидирование Программы, Согласование со

тивный тальные госу- рующее на- экспорта направленные стратегией дол-

дарственные логовое об- на обеспечение госрочного раз-

вложения. ложение высокого уров- вития Российской

Разработка (налоговый ня и качества Федерации целей

стандартов и кредит) жизни населе- и задач регио-

норм. ния нального разви-

Регулирование тия, отражаемых

цен в региональных

программных

документах

О к о н ч а н и е т а б л. 2

1 2 3 4 5 6

Инноваци- Прямое субси- Формирова- Субсидирование Развитие моло- Консультацион-

онный дирование за- ние спроса экспорта дежных ини- но-информаци-

трат, связанных на иннова- циатив и пред- онная поддержка

с реализацией ционную принима- предпринима-

инновационной продукцию тельства. тельства (регист-

продукции. за счет реа- Инвестиции в рация, лицензи-

Привлечение лизации ме- социальный и рование, серти-

крупных про- ханизма го- человеческий фикация, стан-

мышленных сударствен- капитал дартизация).

предприятий, ных закупок Развитие малого

осуществляю- и среднего пред-

щих выпуск приниматель-

инновационной ства

продукции,

предоставление

промышленных

площадок

Целевой Развитие ин- Стимули- Субсидирование Маркетинг тер-

(форсиро- ституциональ- рующее на- экспорта риторий (фор-

ванный) ной инфра- логовое об- мирование и

структуры ин- ложение (на- продвижение

новаций (осо- логовые ка- региональных

бые экономиче- никулы для брендов)

ские зоны). предпри-

Реализация ятий, реали-

зеленых инно- зующих нау-

вационных коемкую

проектов в аг- продукцию)

ропромышлен-

ном и турист-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ском секторах

экономики

Как для регионов - локомотивов роста, так и для опорных и депрессивных регионов представленные механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития направлены, во-первых, на повышение использования факторов, формирующих их конкурентные преимущества, во-вторых, на обеспечение долгосрочного роста основных социально-экономических показателей развития.

Механизмы обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов - локомотивов роста основаны на реализации таких преимуществ, как открытость и инвестиционная привлекательность региона, высокий уровень международной интеграции, развитая культура предпринимательства, большое количество доходных и конкурентоспособных

предприятий, гибкая финансовая система, развитое региональное законодательство. Консервативный сценарий развития предусматривает использование программно-целевых методов управления региональной экономикой, предоставление определенных льгот промышленным предприятиям (инвестиционный кредит и стимулирующие таможенные пошлины), развитие программ обучения предпринимательству. Особое значение имеют механизмы и инструменты региональной политики, направленные на реализацию инновационного и целевого (форсированного) сценариев развития:

1. Государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных производств.

2. Реализация инновационных ваучеров. Они являются инструментом стиму-

лирования инновационной деятельности малых и средних предприятий, дают право держателю ваучера получить от научной или консалтинговой организации поддержку в реализации своего инновационного проекта.

3. Развитие институциональной инфраструктуры инноваций (технопарки, наукограды), что обеспечивает полный цикл услуг по созданию, размещению и развитию высокотехнологичных компаний, а также развитие целых территорий, основой экономической деятельности которых является научное знание.

4. Стимулирующее налоговое обложение (налоговые каникулы для предприятий, реализующих наукоемкую продукцию).

5. Стимулирующие таможенные пошлины и тарифы при реализации наукоемкой продукции отдельных отраслей.

6. Повышение уровня доверия в обществе. Является важным институциональным инструментом согласования разнонаправленных интересов общества (государства, бизнеса, науки, домохозяйств), направлено на долгосрочную перспективу.

7. Развитие системы информационной поддержки интеллектуальной деятельности (центры поддержки технологий и инноваций); консультационная помощь при регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензировании.

Механизм обеспечения устойчивого социально-экономического развития опорных регионов основан на реализации следующих преимуществ: наличие промышленного производства, выгодное местоположение региона, высокий инновационный, научный и интеллектуальный потенциал. Важным направлением развития для опорных регионов является формирование и развитие территориальных инновационных кластеров, которые представляют собой механизм привлечения прямых инвестиций, выступают точками инновационного роста территорий. Для развития инновационных кластеров принята соот-

ветствующая стратегия1. В зависимости от превалирования на территории научной или производственной деятельности модель территориальной организации кластеров реализует либо развитие человеческого потенциала (кластеры создаются на базе научных и учебных организаций), либо интенсификацию трансфера технологий (кластер создается на основе существующих промышленных предприятий). На региональном уровне кластерная политика реализуется в виде соответствующих законов, концепций и подзаконных актов. Так, нормативное обеспечение процесса кластеризации экономики разработано в ряде субъектов Российской Федерации, например, в Ярославской и Нижегородской областях. Формирование кластеров позволяет развивать пространственные преимущества - создается кумулятивный эффект, способствующий появлению новых организаций и предприятий. Совместная реализация принципов кластерной политики и взаимодействия бизнеса, государства и университетов позволяет усиливать положительные институциональные эффекты при построении «предпринимательского государства».

Развитие транспортного обеспечения объектов инновационной инфраструктуры и инновационных производств, стимулирующие таможенные пошлины и тарифы при реализации наукоемкой продукции, поддержка отраслевой науки в виде отраслевых вузов и НИИ, формирование и развитие региональных венчурных фондов, формирование и продвижение региональных брендов - все эти механизмы способствуют реализации кластерной поли-

1 Стратегия приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров -лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня», утверждена 8 июля 2016 г. В рамках этой стратегии выделены целевые показатели развития кластеров, которые планируется достичь к 2020 г. (по отношению к 2016 г.): рост выработки на одного работающего - не менее 20%; рост числа патентов - в 3 раза; рост средней доли добавленной стоимости в выручке - не менее 20%; число технологических стартапов - 300 (за период с 2016 по 2020 г.).

тики, направленной на развитие и укрепление горизонтальных связей между участниками и поддержание необходимого уровня доверия.

Механизм обеспечения устойчивого социально-экономического развития депрессивных регионов направлен на использование таких факторов, как уникальные природно-климатические условия, хорошая экология. В рамках консервативного сценария развития предполагают прямые капитальные государственные вложения и реализацию программ, направленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни населения. Инновационный сценарий развития для депрессивных регионов осуществляется через прямое субсидирование затрат, связанных с реализацией инновационной продукции; привлечение крупных промышленных предприятий, осуществляющих выпуск инновационной продукции; предоставление промышленных площадок, а главное - формирование спроса на инновационную продукцию за счет реализации механизма государственных закупок. В основу целевого (форсированного) сценария заложена реализация таких механизмов, как создание особых

экономических зон, реализация зеленых инновационных проектов в агропромышленном и туристском секторах экономики региона, стимулирующее налогообложение и субсидирование экспорта, развитие предпринимательства, в том числе молодежного. Перспективным направлением устойчивого развития для депрессивных регионов является маркетинг территорий, т. е. создание, развитие и продвижение региональных брендов (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза).

Таким образом, совокупность реализуемых механизмов поддержки устойчивого развития регионов способствует переходу от традиционного менеджмента функционирования, основанного на бюрократическом администрировании, к менеджменту развития, предполагающему проведение системных изменений: стимулирование предпринимательства, активизацию точек роста научно-технических комплексов, перестройку структуры региональной экономики, формирование кластерной политики и института доверия, предопределяющего снижение трансакциоемкости экономических процессов.

Список литературы

1. Валькович О. Н., Асалиев А. М., Вукович Г. Г. Социальное партнерство. - Саарбрюк-кен : LAP LAMBERT, 2013.

2. Глазьев С. Ю., Нижегородцев Р. М, Купряшин Г. Л., Макогонова Н. В., Сидоров А. В., Сухарев О. С. Управление развитием национальной экономики на федеральном уровне (материалы круглого стола 26.10.2016) / / Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - № 60. - С. 6-33.

3. Гранберг А. Г. Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России. - 2004. -№ 1. - С. 17-23.

4. Клейнер Г. Б. Системное управление в трансформирующейся экономике // Эффективное антикризисное управление. - 2014. - № 5. - С. 54-58.

5. Клейнер Г. Б. Устойчивость российской экономики в зеркале системной экономической теории // Вопросы экономики. - 2015. - № 12. - С. 107-123.

6. Орлова Л. Н. Основные принципы и подходы к управлению устойчивым инновационным развитием экономических систем / / Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. -№ 3. - С. 3-9.

7. Орлова Л. Н., Остроухов С. А. О соотношении понятий «конкурентоспособность», «инновационность» и «устойчивое развитие» предпринимательских структур // Интер-

нет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2016. - Т. 8. - № 3. - URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/50EVN316.pdf

8. Чайникова Л. Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона : монография. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.

References

1. Val'kovich O. N., Asaliev A. M., Vukovich G. G. Sotsial'noe partnerstvo [Social Partnership]. Saarbryukken, LAP LAMBERT, 2013. (In Russ.).

2. Glaz'ev S. Yu., Nizhegorodtsev R. M., Kupryashin G. L., Makogonova N. V., Sidorov A. V., Sukharev O. S. Upravlenie razvitiem natsional'noy ekonomiki na federal'nom urovne (materialy kruglogo stola 26.10.2016) [Governing the Development of National Economy on the Federal Level (materials of the round table discussion on 26.10.2016)]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [State Governance. E-Bulletin], 2017, No. 60, pp. 6-33. (In Russ.).

3. Granberg A. G. Ekonomicheskoe prostranstvo Rossii: vechnye problemy, transformatsionnye protsessy, poisk strategiy [Economic Space of Russia: Constant Challenges, Transformation Processes, Search for Strategies]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia], 2004, No. 1, pp. 17-23. (In Russ.).

4. Kleyner G. B. Sistemnoe upravlenie v transformiruyushcheysya ekonomike [System Management in Transforming Economy]. Effektivnoe antikrizisnoe upravlenie [Effective Crisis-Management], 2014, No. 5, pp. 54-58. (In Russ.).

5. Kleyner G. B. Ustoychivost' rossiyskoy ekonomiki v zerkale sistemnoy ekonomicheskoy teorii [Sustainability of Russia Economy in the Mirror of System Economic Theory]. Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], 2015, No. 12, pp. 107-123. (In Russ.).

6. Orlova L. N. Osnovnye printsipy i podkhody k upravleniyu ustoychivym innovatsionnym razvitiem ekonomicheskikh sistem [Key Principles and Approaches to Managing Sustainable Innovation Development of Economic Systems]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad], 2016, No. 3, pp. 3-9. (In Russ.).

7. Orlova L. N., Ostroukhov S. A. O sootnoshenii ponyatiy «konkurentosposobnost'», «innovatsionnost'» i «ustoychivoe razvitie» predprinimatel'skikh struktur [Concerning Correlation of Notions 'Competitiveness', 'Innovation', and 'Sustainable Development' of Business Structures]. Internet Journal 'NAUKOVEDENIYE', 2016, Vol. 8, No. 3. (In Russ.). Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/50EVN316.pdf

8. Chaynikova L. N. Metodologicheskie i prakticheskie aspekty otsenki konkurentosposobnosti regiona, monografiya [Methodological and Practical Aspects of Estimating Region Competitiveness, monograph]. Tambov, Publishing house of the Tambov State technical University, 2008. (In Russ.).

Сведения об авторе

Любовь Николаевна Орлова

доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Orlova.LN@rea.ru

Information about the author

Liubov N. Orlova

Doctor of Economic, Assistant Professor, Professor of the Basic Department of Federal Antimonopoly Service of the Russia of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Orlova.LN@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.