MECHANISMS TO ENSURE THE FINANCIAL SECURITY OF THE TRANSPORT COMPANY
Alekseeva Oksana Anatolievna, PhD, Associate Professor E-mail: my. science. ok@gmail. com
Kursikov Oleg Ivanovich, Student
Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
(N
In article investigate the possibility of solving the problem of ensuring the financial security of road transport enterprises from domestic financing mechanisms.
Keywords: financial security; financial mechanism; transportation company.
МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УДК336.02
БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье исследуется возможность решения проблемы обеспечения финансовой безопасности автотранспортного предприятия за счет внутренних финансовых механизмов.
Ключевые слова: финансовая безопасность; финансовые механизмы; автотранспортное предприятие.
В современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов обеспечение стабильного его роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе невозможны без разработки и проведения оптимальной стратегии, во многом определяемой наличием надежной системы его финансовой безопасности.
Актуальность проводимого исследования определяется необходимостью всестороннего научного анализа индикаторов финансовой безопасности предприятия, выявлением факторов, угрожающих ее снижению с целью выбора и обоснования мероприятий, тормозящих негативные тенденции, а также определения оптимальной финансовой стратегии, направленной на достижение устойчивости в перспективе.
Предприятия пассажирского транспорта являются объектом, требующим особого подхода к формированию и контролю финансовой безопасности, поскольку обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества, являются важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей.
Исследование проблемы обеспечения финансовой безопасности одного из автотранспортных предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров в пригородном, междугороднем и международном сообщении в г. Ставрополе (ОАО "Предприятие 1564") выявило достаточно сложную ситуацию на исследуемом рынке. Основными причинами, аккумулирующими финансовую угрозу и, как следствие, способствующими снижению объемов перевозок предприятия являются: высокий износ основных фондов; высокая конкуренция на рынке со стороны частных организаций, осуществляющих аналогичные виды услуг; отсутствие финансовых возможностей обновления подвижного состава; текучесть кадров; высокие цены на топливо и др. В результате на предприятии имеют место серьезные проблемы с обеспечением финансовой устойчивости, ликвидности и нормального хода операционного цикла.
Решение проблем обеспечения финансовой безопасности транспортных предприятий возможно путем использования универсальных и типовых мероприятий, обеспечивающих вывод их из финансового тупика. Системы данных мероприятий, реализуемых на базе соответствующего научно-методического обеспечения и направленные на достижение определенных целей, образуют механизмы обеспечения финансовой безопасности. Они подразделяются на внутренние механизмы, используемые самим предприятием, и внешние, реализуемые при помощи сторонних юридических или физических лиц.
© Алексеева О.А., 2012 © Курсиков О.И., 2012
7
АЛЕКСЕЕВА Оксана Анатольевна,
кандидат
экономических наук, доцент
my. science. ok@gmail. com
КУРСИКОВ Олег Иванович,
студент
кафедра Экономики
и управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
8
Основными видами внутренних механизмов обеспечения финансовой стабильности предприятия являются: оперативный, тактический и стратегический.
Оперативный механизм обеспечения финансовой безопасности заключается в сокращении размеров текущих финансовых потребностей и отдельных видов ликвидных активов. Основное содержание данного оперативного механизма - обеспечение балансаденежных активов и краткосрочных финансовых обязательств предприятия.
Анализ соотношения объемов расходования денежных средств над их поступлением по ОАО "Предприятие 1564" (за 2009-2011 гг.) выявил более чем десятикратное превышение затратной составляющей над доходной. Кроме этого, чистая текущая платежеспособность предприятия критически ниже существующих порого-выхзначений. В результате предприятие имеет возможность оплачивать не более 32% своей задолженности.
Учитывая данные негативные моменты в рамках реализации оперативного механизма обеспечения финансовой безопасности автотранспортного предприятия необходимо ускоренное деинвестирование внеоборотных активов, которое может быть достигнуто за счет следующих мероприятий: продажи неиспользуемого оборудования; аренды оборудования вместо его покупки; осуществления операций возвратного лизинга и др.
В результате реализации мероприятия возвратного лизинга возникает возможность уменьшить стоимость основных средств и одновременно увеличить наиболее ликвидные активы на эту же сумму Возвратный лизинг является инструментом управления ликвидностью предприятия, который может быть использован, как в случае сложного финансового положения, так и для целей форсирования собственного развития. Механизм возвратного лизинга позволяет также сэкономить на налогах.
Осуществление операций возвратного лизинга позволит ОАО "Предприятие 1564" повысить свою ликвидность: коэффициент текущей ликвидности увеличится в 1,5 раза; улучшился коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. Но все же, уровни данных показателей не соответствуют общепринятым нормативными ограничениям.
Сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств предприятия обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий обеспечения финансовой безопасности: отсрочка расчетов по некоторым формам внутренней кредиторской задолженности; увеличение срока предоставления товарного кредита поставщиками; пролонгация краткосрочных финансовых кредитов; реструктуризация портфеля краткосрочных финансовых кредитов и др.
Цель реализации оперативного механизма обеспечения финансовой безопасности - устранение текущей неплатежеспособности предприятия . Она достигается , если объем поступ -ления денежных средств превысит объем неотложенных финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде. Объем поступления денежных средств может быть увеличен за счет: ускорения оборота дебиторской задолженности за счет сокращения сроков предоставляемого кредита или определенных скидок; привидения размера запасов до нормального уровня.
Для своевременного возврата дебиторской задолженности ОАО "Предприятие 1564" необходимо проводить активную работу по отсылкам предупреждений в письменном виде, оповещен ия по телефону наиболее крупны х должников. От предприятий должны браться гарантийные письма об обязанности погашения задолженности за продукцию с указанным графиком погашения и следует отслеживать ход выполнения данных гарантий. Если дебиторы не выполняют данные обязанности, их дела должны подаваться в арбитражный суд.
Одним из действенных способов возврата дебиторской задолженности является факторинг. В ходе определения экономического эффекта от его использования было получено, что ОАО "Предприятие 1564" имеет возможность вернуть в оборот более 70% от дебиторской задолженности, при этом сопоставление затрат при его использовании и отказе от него дают экономию в 34,6%. В результате предприятие имеет возможность ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности почти в 3,3 раза.
Для повышения платежеспособности необходимо также контролировать уровень запасов и затрат, ужесточить требования к потребителям продукции для того, чтобы они своевременно исполняли платежи за поставляемую продукцию.
В этом случае угроза финансовой безопасности предприятия в текущем периоде ликвидируется, но не исчезнет окончательно. Для полного ее устранения необходимо использовать тактический механизм, который представляет собой систему мероприятий, способствующих достижению финансового равновесия предприятия в планируемом периоде. Цель реализации данной группы мероприятий - вывод предприятия на рубеж финансового равновесия и обеспечение его финансовой устойчивости.
Для эффективной работы данного механизма необходимо достичь стабильной платежеспособности за счет достаточной доли собственного капитала в составе источников финансирования. Возможности увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия в условиях финансовой неблагополучности ограничены. В это время стратегия предприятия заключается в сокращении объе-
мов потребления собственных финансовых ресурсов.
Обеспечить генерирование собственных финансовых ресурсов можно за счет реализации следующих мероприятий: оптимизация ценовой политики; сокращение постоянных и переменных издержек; минимизация налоговых платежей по отношению к сумме дохода и прибыли предприятия; ускоренная амортизация активной части основных средств; реализация выбывающего или неиспользуемого имущества и др.
Сократить объем потребления собственных финансовых ресурсов можно следующими путями: уменьшение инвестиционной активности; обновление внеоборотных активов; уменьшение участия наемных работников в прибыли; отказа от непроизводственных программ, финансируемых за счет прибыли; уменьшение отчислений в резервный и другие страховые фонды, осуществляемыхза счет прибыли.
Стратегический механизм обеспечения финансовой безопасности - это система мероприятий, обеспечивающих поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде и его экономическое развитие в перспективе. Целью реализации данных мероприятий является повышение его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе за счет ускорения темпов устойчивого экономического роста.
В ходе анализа деятельности ОАО "Предприятие 1564" выявлены отрицательные темпы прироста объемов оказанных услуг в 2009 году, что потребовало дополнительного привлечения финансовых ресурсов или генерирования дополнительного их объема, не обеспечивая эффективного использования средств. В 2010-2011 гг. предприятие наращивает свою устойчивость экономического роста, но все же требуется внесение корректив в стратегию финансового оздоровления, изменяя данные параметры финансового оздоровления, а именно: рентабельность реализации продукции, капитализацию чистой прибыли, оборачиваемость активов, эффективность инвестиционной деятельности предприятия.
Предприятие должно разрабатывать и осуществлять мероприятия по сокращению расходов и сохранению на определенном уровне доходов, в лучшем случае - их увеличению.
Системное снижение издержек производства является одним из основных средств повышения прибыльности предприятия. Поэтому разработка и
внедрение мероприятий по снижению себестоимости продукции, работ и услуг непосредственным образом обеспечивает улучшение таких результативных показателей работы, как прибыль и рентабельность.
Значительные резервы снижения себестоимости кроются в сокращении непроизводственных расходов и потерь, включаемых в статью "Прочие расходы" Формы № 2 бухгалтерского баланса, к числу которых относятся платежи за предельно допустимые выбросы, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов и др. Кроме этого в рамках реализации данного механизма рассмотрены варианты оптимизации расходов энергоресурсов; снижения расходов на ремонт и содержание основных средств и др.
В результате реализации мероприятий по экономии и минимизации некоторых статей расходов АТП выявлена возможность суммарного их снижения на 34,8%, что в свою очередь позволит увеличить показатели рентабельности.
Использование предложенной системы мер в рамках рассматриваемых механизмов обеспечения финансовой безопасности ОАО "Предприятие 1564" позволило выявить улучшение его позиций (табл.).
Следует отметить, что руководству предприятия в условиях жесткой нехватки финансовых ресурсов для финансирования своей текущей деятельности необходимо использовать по максимуму все возможные меры в рамках каждого этапа механизма выхода из состояния финансовой нестабильности и нарушения нормального хода наращивания экономического роста.
Таблица - Результаты реализации мер по обеспечению финансовой безопасности предприятия
Этапы обеспечения финансовой безопасности Наименование показателя Фактически После мероприятий
Устранение неплатежеспособности предприятия Коэффициент текущей ликвидности 0,42 0,607
Чистый оборотные активы, тыс. руб. -4559 -1109
Прод олжител ьность операционного цикла 30 13
Восстановление финансовой устойчивости предприятия Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -1,36 -0,33
Обеспечение финансового равновесия предприятия в длительном периоде Рентабельность активов, % 21,31 26,2
Возможный темп прироста объема реализации продукции, работ и услуг 3,02 3,63
Комплексная оценка финансовой безопасности предприятия 13,31 10,28
Класс финансовой безопасности 5 4
ГЧ
О
ГЧ
0
сС
гл
■ QII
■
9
10
Как показали результаты расчетов только небольшая часть предложенных мер обеспечения финансовой безопасности предприятия позволила несколько улучшить ситуацию со своевременным погашением текущей задолженности, снижением хронической нехватки источников, необходимых для финансирования текущих затрат, а также нарастить рентабельность предприятия.
Предложенные мероприятия, безусловно, на первоначальном этапе реализации механизма обеспечения финансовой безопасности АТП позволят улучшить показатели ликвидности, но все же нормативных ограничений, дающих гарантию полной оплаты текущей задолженности предприятия, не достигнут. Для этого предприятию необходимо в дальнейшем продолжать начатую финансовую политику по устранению неплатежеспособности. Такую возможность дает значительное сокращение производственного цикла АТП за счет оптимизации расчетов с дебиторами.
Основная проблема анализируемого предприятия заключается также в высокой зависимости от заемных источников, но как показал анализ его финансово-экономической деятельности значительные объемы долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов позволили предприятию в 2008 году уйти от угрозы банкротства и обновить часть транспортных средств. Эти меры позволили предприятию постепенно наращивать объемы перевозок, и в 2010 году АТП впервые закончило финансовый год с прибылью. Поэтому большинство показателей фи-
нансовой устойчивости не могут соответствовать критическим нормам в настоящее время. Для решения данной проблемы в долгосрочной и среднесрочной перспективе АТП необходимо работать с достижением ситуации финансирования текущей деятельности за счет собственных источников.
Снижение (экономия) затрат от перевозок дают возможность АТП увеличивать конечный финансовый результат деятельности и, соответственно, рентабельность.
В целом предложенный комплекс мероприятий по обеспечению финансовой безопасности исследуемого автотранспортного предприятия позволит увеличить резерв темпов прироста объема перевозок почти на 20%, что в свою очередь даст возможность в долгосрочной перспективе достичь финансового равновесия и устойчивости. В результате уровень финансовой безопасности будет расти.
Примечания:
1. Бакша Н.В. Антикризисное управление: учебное пособие. - Тюмень : ТГУ, 2006.-388 с.
2. Батьковский М.А., Булава И.В., Мингалиев К.Н. Анализ финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления //Экономический анализ. - 2009. - № 31(160).
3. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 400 с.
4. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия. - Киев: Ника-Центр, 2004. - 784с.
5. Бережной В.И. Логистика автомобильного транспорта: пособие / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, В.С. Лукинский, Е.И. Зайцев, И.А. Цви-ринько и др. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 300 с.
ACTUAL PROBLEMS OF CUSTOMS REGULATION OF EXPORT
AND AN IMPORT OF AGRICULTURAL PRODUCTION AS MAKING ECONOMIC SAFETY
Budennay Julia Vladimirovna, Student E-mail: [email protected]
Larionova Natalia Alexandrovna, PhD, Associate Professor E-mail: [email protected]
Vereshchak Nelly Vasilievna, Senior Professor
Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
In article the actual directions of change of customs regulation of export and an import of agricultural production in connection with joining of Russia to the WTO are shined.
Keywords: economic safety; food security; customs and tariff regulation.
УДК339.543 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Буденная Ю.В., 2012 В статье освещаются актуальные направления изменения тамо© ЛариоНОва НА, 2012 женного регулирования экспорта и импорта сельскохозяйственной
продукции в связи с присоединением России к ВТО.
© Верещак Н.В., 2012
Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственная безопасность; таможенно-тарифное регулирование.