УДК 338.47
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ И ВЗАИМОРАСЧЕТОВ ЗА УСЛУГИ ОТРАСЛЕВОЙ СЕТИ СВЯЗИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
А.А. БРОДСКАЯ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.
В статье анализируется возможность и целесообразность изменения системы формирования тарифов на услуги сети связи гражданской авиации и взаиморасчетов за услуги этой сети в связи с происходящими изменениями.
Ключевые слова: формирование тарифов, гражданская авиация.
В настоящее время в отрасли гражданской авиации реализуются мероприятия, предусмотренные вторым этапом Концепции создания и развития Аэронавигационной системы России, принятой Правительством РФ в октябре 2006 г. В период 2008 - 2015 гг. предусмотрено обеспечение перехода к перспективным наземным, бортовым и спутниковым средствам и системам. В рамках этой программы осуществляется внедрение современных технологий обмена информацией, связанных с использованием глобальной навигационной спутниковой системы, а также других перспективных систем, соответствующих принятой ИКАО концепции CNS/ATM. Эти технологии позволят свести к минимуму риски и обеспечить должную безопасность полетов, поскольку они основаны на передаче точной информации о местоположении воздушного судна по цифровым линиям «воздух - земля».
Основной объем информационных услуг на воздушном транспорте осуществляется международной сетью AFTN. Её российским аналогом является авиационная наземная сеть передачи данных и телеграфной связи (АНС ПДиТС). В соответствии с концепцией ИКАО в будущем эти сети должны быть преобразованы в глобальную сеть авиационной цифровой электросвязи (ATN). В середине 90-х годов ГосНИИ ГА был проведен анализ возможности и целесообразности применения единых тарифов и расчетных цен в федеральной части отраслевой сети связи гражданской авиации.
В сети действуют тарифы пользователей, отличающиеся между собой у разных операторов федеральной сети, и расчетные цены для оплаты операторами сети взаимных сетевых услуг, которые тоже отличаются между собой. Сеть связи гражданской авиации не имеет выхода на сеть связи общего пользования, но применяет схожие с ней принципы оказания услуг в сети.
В телеграфной сети общего пользования для взаиморасчетов между операторами применяются единые расчетные цены. Это позволяет, во-первых, изменять при необходимости тарифы пользователей отдельных операторов без пересчета тарифов и расчетных цен для остальных операторов и, во-вторых, значительно упрощает взаиморасчеты между операторами.
Выполненные расчеты показали, что применение единых расчетных цен возможно только за счет еще большего, чем это имеет место в настоящее время, различия между тарифами пользователей операторов федеральной части сети. В процессе анализа были рассмотрены варианты с применением различного рода поправочных коэффициентов. Однако и в этих случаях при значительном усложнении методологии расчета получить положительные результаты не удалось, поэтому можно сделать вывод о нецелесообразности введения единых расчетных цен для предприятий-операторов сети.
По действовавшей в то время системе взаиморасчеты между федеральными центрами связи могли осуществляться только между сопряженными центрами связи. Например, центры А и Б должны были перечислять за оказанные сетевые услуги некоторые суммы центру В, центр В, в
свою очередь, должен был перечислять эти суммы плюс «свой довесок»центру Г. Если центр А по каким-либо причинам не перечислил бы деньги центру В, то последний при перечислении денег центру Г должен был бы компенсировать недополученную от центра А сумму за счет выручки. В то время при наличии неплатежей такие ситуации могли возникать достаточно часто. Кроме того, существенным недостатком было наличие неоднократных «перевалок»перечис-ляемых денег. Так, в нашем примере деньги от центра А поступали бы последовательно в центр В, и только после этого - в центр Г, что приводило к излишним финансовым затратам и удлиняло время прохождения денег.
При применении единого тарифа для всех пользователей федеральной части сети АНС ПДиТС перечисляемые операторами друг другу суммы, как правило, значительно возрастают по сравнению с действующей системой, а в отдельных случаях для взаиморасчетов между двумя операторами, не связанными друг с другом прямыми каналами связи, требуется участие посредника - третьего оператора, имеющего договора на оказание взаимных услуг с этими двумя операторами. Большинство из них высказало мнение, что в условиях неплатежей, имевших место в середине 90-х годов, повышение размера перечисляемых друг другу сумм и необходимость посредников, делает нежелательным введение единого тарифа.
Проведенные ГосНИИ ГА расчеты устарели и требуют доработки, т. к. произошедшие в отрасли изменения повлияли на экономические особенности функционирования сети. Случаи неплатежей за взаимные сетевые услуги являются исключением, в том числе и потому, что в результате изменения организационной структуры ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Госкорпорация) были исключены взаиморасчеты за сетевые услуги между центрами связи, входящими в состав филиалов Госкорпораци.
В настоящее время применяется другая, более эффективная система взаиморасчетов за сетевые услуги между предприятиями-операторами, когда у всех центров АНФС ПДиТС заключены между собой соглашения или договора, по которым они обязуются осуществлять перечисление денег друг другу за оказанные сетевые услуги.
Происходящие процессы реорганизации отечественной системы организации воздушного движения путем укрупнения и объединения существующих центров управления полетами оказывают влияние на сеть связи гражданской авиации, т. к. многие операторы сети входят в состав предприятий воздушного транспорта, оказывающих услуги по аэронавигационному обслуживанию. Поэтому рассмотрим возможность изменения системы формирования тарифов на услуги отраслевой сети связи гражданской авиации за счет применения единого тарифа для всех пользователей услуг сети.
Оплата услуг центров связи сети производится:
- взаимодействующими предприятиями-операторами сети за оказанные им сетевые услуги по расчетным ценам;
- пользователями, в том числе бюджетными организациями за доставку отправляемых ими сообщений адресатам по тарифам.
На систему взаиморасчетов за услуги сети оказывает влияние организационное деление сети на авиационную наземную федеральную сеть (АНФС ПДиТС) и авиационные наземные региональные сети передачи данных и телеграфной связи (АНРС ПДиТС). Так центр коммутации сообщений (ЦКС) АНРС ПДиТС оплачивает любому взаимодействующему с ним ЦКС или центру связи оказанные ему услуги связи, в то время как центр связи АНФС ПДиТС оплачивает только взаимные сетевые услуги других центров связи АНФС ПДиТС.
Взаиморасчеты между взаимодействующими предприятиями-операторами сети за оказанные их центрами связи сетевые услуги осуществляются после согласования данных о фактическом количестве входящих и исходящих между этими центрами сообщений за расчетный период (без учета сообщений ЦХ - служебные сообщения, предназначенные для контроля работоспособности канала связи или связанные с устранением ошибок, возникших при передаче сообщений).
Размер оплаты сетевых услуг, оказанных данным центром связи другому взаимодействующему центру, определяется путем умножения соответствующей расчетной цены на фактическое количество полученных от взаимодействующего центра сообщений за расчетный период.
Размер оплаты сетевых услуг, оказанных данному центру связи другим взаимодействующим с ним центром, определяется путем умножения соответствующей расчетной цены на фактическое количество отправленных во взаимодействующий центр сообщений за тот же период.
Размер оплаты услуг, оказанных пользователю, определяется путем умножения тарифа на фактическое (без учета сообщений ЦХ) количество полученных от пользователя сообщений за расчетный период.
Взаиморасчеты между взаимодействующими организациями АНФС ПДиТС за предоставляемые их центрами связи сетевые услуги и оплата пользователями услуг связи сети осуществляются на основании заключенных договоров. Расчетный период оплаты услуг определяется условиями этих договоров.
В действующей системе тарифы пользователей у операторов федеральной сети отличаются между собой, что может создавать предпосылки для переключения пользователей к операторам, имеющим более низкие тарифы. При введении единого тарифа у одних операторов он окажется выше, у других - ниже, чем тарифы, рассчитанные по действующей системе. При повышении тарифа оператор получит дополнительные доходы, превышающие его расходы, а при понижении тарифа - полученные доходы не возместят расходы оператора. Обеспечить баланс расходов и доходов у всех операторов сети при введении единого тарифа возможно только за счет корректировки расчетных цен, по которым операторы осуществляют взаиморасчеты между собой. Несомненно, что переход на единый для всех пользователей АНФС ПДиТС тариф потребует внесения изменений в методическую базу формирования тарифов. Была рассмотрена следующая схема расчета единого тарифа:
1. По действующей методике рассчитываются средневзвешенные тарифы для каждого центра АНФС ПДиТС.
2. Определяется единый тариф, для чего суммарная выручка, получаемая по расчету всеми центрами АНФС ПДиТС (без учета выручки от служб и подразделений предприятия), делится на суммарный поток входящих сообщений от пользователей, т. е. без учета сообщений от центров АНФС ПДиТС и служб предприятия.
3. Для каждого центра АНФС ПДиТС подсчитывается выручка, получаемая при оплате его услуг по единому тарифу, и разница между этой выручкой и расчетной выручкой, которая была бы получена при применении средневзвешенного тарифа.
4. Исходя из полученной разницы определяется какие центры АНФС ПДиТС и в каких размерах должны перечислить излишне полученную выручку другим центрам АНФС ПДиТС.
5. Суммы, подлежащие перечислению, публикуются в сборнике и не подлежат пересчету при отклонении фактического количества сообщений от расчетного. Таким образом, можно сделать вывод, что применение единого для всех пользователей АНФС ПДиТС тарифа повлечет за собой существенное увеличение объемов и времени расчетов. Поэтому в настоящее время более рациональным может быть использование единого тарифа в некоторых случаях. В целях создания равных экономических условий для предприятий воздушного транспорта - пользователей услуг отраслевой сети связи гражданской авиации, обслуживаемых разными центрами связи (ЦКС) сети, могут применяться единые тарифы:
- для пользователей взаимодействующих между собой центров связи сети;
- для пользователей центра связи, входящего в состав федеральной части сети и ЦКС, входящего в состав региональной части сети, расположенных в одном регионе;
- для пользователей филиалов Госкорпорации.
Единые тарифы могут рассчитываться в централизованном порядке или определяться самостоятельно заинтересованными организациями АНФС ПДиТС.
Расчет единых тарифов осуществляется при обязательном выполнении требований о полном возмещении затрат всех центров связи (ЦКС), для пользователей которых применяется единый тариф. Расчет единых тарифов в централизованном порядке для филиала Госкорпорации производится по предложению этого предприятия при условии, что оно заключает договора на оказание услуг связи со всеми пользователями своих подразделений и центров ОВД. В остальных случаях для расчета единых тарифов в централизованном порядке необходимо наличие согласия всех заинтересованных организаций АНФС ПДиТС на применение этих тарифов. Таким образом, можно сделать вывод, что нецелесообразность применения единого для всех пользователей тарифа обусловлена тем, что удельный вес условно постоянных затрат каждого центра сети в общем объеме затрат сети разный.
Таким образом, необходимость дифференциации затрат центров сети делает объективным применение разных тарифов. Поэтому наиболее приемлемым вариантом является использование единого тарифа лишь в некоторых случаях, а не для всех пользователей сети связи гражданской авиации. Например, единый тариф может быть применен для пользователей одной региональной сети при наличии в ней нескольких операторов или в нескольких региональных сетях, имеющих примерно равные тарифы пользователей.
METHODS OF FORMING THE CIVIL AVIATION COMMUNICATION NETWORK TARIFFS AND MUTUAL PAYMENTS FOR THIS NETWORK SERVICES
Brodskaya А.А.
The article analyzes the possibility of changing system of forming the civil aviation communication network tariffs and mutual payments for this network services according with the current changes.
Key words: formation of tariffs, civil aviation.
Cведения об авторе
Бродская Анастасия Александровна, окончила МАИ (2002), аспирант кафедры финансов ГА МГТУ ГА, автор 3-х научных работ, область научных интересов - экономика и финансы гражданской авиации.