Научная статья на тему 'Механизмы финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики'

Механизмы финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ПЛАТА ЗА ПОДКЛЮЧЕНИЕ / ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИРУЕМОГО КАПИТАЛА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ КОНТРАКТ / INVESTMENT / FINANCING / COMPREHENSIVE PROGRAM OF MUNICIPAL POWER INDUSTRY / CONNECTION FEES / YIELD OF THE INVESTED CAPITAL / THE INVESTMENT COMPONENT / THE ENERGY SERVICE CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Победоносцева Вероника Валерьевна

Рассмотрены основные аспекты финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики на примере системы теплоснабжения г.Апатиты Мурманской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Победоносцева Вероника Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR FINANCING OF INVESTMENT PROGRAMS OF MUNICIPAL POWER INDUSTRY PLAYERS

The main aspects of financing of investment programs of municipal power industry players at the example of heating system of Apatity (Murmansk Region) are touched upon.

Текст научной работы на тему «Механизмы финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики»

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

УДК 332.146:620.9 (470.21)

В.В.Победоносцева МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ КОММУНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация

Рассмотрены основные аспекты финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики на примере системы теплоснабжения г.Апатиты Мурманской области.

Ключевые слова:

инвестиции, финансирование, программы комплексного развития системы коммунальной энергетики, плата за подключение, доходность инвестируемого капитала, инвестиционная составляющая, энергосервисный контракт.

V.V.Pobedonostseva MECHANISMS FOR FINANCING OF INVESTMENT PROGRAMS OF MUNICIPAL POWER INDUSTRY PLAYERS

Abstract

The main aspects of financing of investment programs of municipal power industry players at the example of heating system of Apatity (Murmansk Region) are touched upon.

Keyword:

investment, financing, comprehensive program of municipal power industry, connection fees, yield of the invested capital, the investment component, the energy service contract

Нормативной правовой базой финансирования инвестиционных программ субъектов коммунальной энергетики являются Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы [1-5], постановления Правительства Российской Федерации [6], приказы Министерства регионального развития Российской Федерации [7-9], устав и генеральный план муниципального образования.

Показано [10], что различные по техническим и технологическим характеристикам энергетические проекты могут финансироваться по одинаковым схемам и из одних и тех же источников и, наоборот, идентичные проекты - по разным схемам и из разных источников. Несмотря на кажущуюся тривиальность этого тезиса, здесь имеет место так называемое условие «безразличия», т.е. существование альтернативных методов достижения одного и того же результата, который является уже типичной задачей оптимизации с соответствующим алгоритмом действий. Критериями оптимальности для предприятия могут быть максимизация прибыли или его стоимости, а для потребителей - сбалансированность спроса и предложения. Рассмотрим эту задачу применительно к системе теплоснабжения гАпатиты Мурманской области.

Экономическая сущность энергосервисного контракта [4, 6] как одного из возможных механизмов финансирования инвестиционных проектов рассмотрена в работе [11].

Федеральным законом [3] предусмотрена возможность финансирования инвестиционных проектов организаций коммунального комплекса (ОКК) с использованием утвержденной представительным органом местного самоуправления программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) следующими методами: доходностью инвестированного капитала - RAB {Regulatory Asset Base - регулируемая база активов), включением инвестиционной составляющей в тариф (или надбавка к тарифу) и платой за подключение (рис. 1).

Рис.1. Финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса

Исходя из того, что энергетическое предприятие, например, Апатитская ТЭЦ (АТЭЦ) филиала «Кольский» ОАО «ТГК-1» является естественной монополией, т.е. характеризуется убывающей кривой средних издержек по мере роста объемов предоставления товара (обусловлено избыточностью мощности), потребители не имеют доступа к иному источнику тепла, при росте тарифов они не могут быстро переключиться на альтернативные товары, следовательно, теоретически они должны ограничить потребление. Однако тепло необходимо для обеспечения жизнедеятельности, поэтому снижение потребления в случае роста тарифов будет незначительным.

В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифы для поставщиков теплоэнергии в Мурманской области формируются по методу экономической обоснованности расходов. Ежегодно в соответствии с нормативными актами поставщики теплоэнергии направляют на оптовый рынок в регулирующие органы государственной власти (управления по тарифному регулированию (УТР)) информацию об основных экономических показателях деятельности, а также заявку, в которой предлагается пересмотреть тариф в соответствии с предполагаемыми затратами компании на производство теплоэнергии, уровнем цен на топливо и другие материальные ресурсы, необходимыми затратами на оплату труда, со стоимостью основных фондов (рис.2).

Время, мес.

Рис.2. Принцип метода экономически обоснованных расходов («затраты+»)

Стремясь минимизировать тариф, УТР пытается установить его на уровне издержек (точка Ес на рис.3) [12]. Установление цены на уровне маржинальных издержек может привести к возникновению убытков у монополиста, в связи с чем УТР устанавливает цену на уровне: Р0 = АС0. При такой цене точка равновесия находится в Е0 и потребление составляет Q0 Гкал.

Рис.3. Экономическая сущность метода «затраты+»

Суть метода ЯАВ: инвестор вкладывает в бизнес, а потребитель возмещает в тарифе ЯАВ через доход (процент возврата) на вложенный капитал, рассчитываемый как фиксированный процент от ИАВ, соответствующий средневзвешенной стоимости капитала (WACC).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала [13], разработанного специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым были отнесены предприятия производства и передачи тепловой энергии. При использовании метода ЯЛВ необходимая валовая выручка (НВВ) в целях установления тарифа рассчитывается как сумма производственных расходов компании, дохода на инвестированный капитал и возврата инвестированного капитала. Инвестору в конце года вернется инвестированный капитал, сниженный на величину годовой потери, поэтому в течение года инвестор не только должен получить приемлемый доход на инвестированный в начале этого года капитал, но и возвратить указанную годовую потерю инвестированного капитала. Возвращенный капитал может быть вновь реинвестирован в начале нового года, и весь инвестиционный процесс повторится с той лишь разницей, что доход на инвестированный капитал по абсолютной величине снизится в соответствии со снижением величины реинвестированного капитала (рис.4 [14]).

1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год

Возврат потери стоимости капитала

Рис. 4. Принцип формирования дохода методом ЯЛВ (для упрощения возврат в конце каждого года реинвестируемого на следующий год капитала не показан)

Базовая формула метода ЯЛВ:

НВВд = Г; + ВК + ДК,

где НВВд - необходимая валовая выручка, определяемая при установлении долгосрочных тарифов на год 1; Р1 - расходы, связанные с производством и реализацией услуг по регулируемым видам деятельности, определяемые на год 1; ВК - ежегодный возврат инвестированного капитала; ДК1 - доход на инвестированный капитал, определяемый на год 1.

При применении модели финансирования инфраструктуры, основанной на методе ЯЛБ, в краткосрочном периоде (пока идет строительство систем коммунальной инфраструктуры) тарифы не изменяются, поскольку для финансирования развития инфраструктуры предприятие привлекает средства инвесторов.

Имея гарантии органа регулирования, что возврат инвесторам будет осуществляться через тарифы в будущем, энергетическое предприятие предлагает подключение по стоимости, стремящейся к нулю.

Финансирование развития коммунальной инфраструктуры за счет включения в тарифы инвестиционной составляющей приводит к росту тарифа для существующих потребителей (рис.5).

Время, мес.

Рис. 5. Инвестиционная составляющая

Новая цена Р1 устанавливается выше Р0 и, следовательно, выше АСо: Р1 > Р0 > АС0. Инвестиционная составляющая ведет к росту тарифа для существующих потребителей (потребление должно было снизиться до уровня р1, если бы тепло не было жизнеобеспечивающим товаром). Введение инвестиционной составляющей можно интерпретировать как введение налога на существующих потребителей (рис.6 [12]).

Если появятся будущие потребители, кривая спроса (Б) сдвинется вправо и в долгосрочном периоде рост производства до Q2 приведет к снижению средних издержек энергетического предприятия, надбавка будет исключена из тарифа, тариф в долгосрочном периоде (Р2) будет удовлетворять условию: Р2 < Р0 < Р1 (рис.7 [12]).

Установив плату за подключение (рис. 8), УТР обеспечивает подключение новых объектов к системам коммунальной инфраструктуры и, как следствие, увеличение объемов продаж в долгосрочном периоде. Это в свою очередь приведет к снижению средних издержек в расчете на единицу продукции производства, и, следовательно, к снижению регулируемой цены. В краткосрочном периоде тарифы для существующих потребителей не изменяются, а в долгосрочном существующие потребители выигрывают от роста объемов производства, который обеспечивает снижение средних издержек и, следовательно, снижение тарифов (рис.9 [12]).

Рис.6. Экономическая сущность инвестиционной составляющей в краткосрочном периоде

ю

Рис. 7. Экономическая сущность инвестиционной составляющей в долгосрочном периоде (появление новых потребителей)

Рис. 8. Плата за подключение

Энергия, Гкал

Рис.9. Экономическая сущность платы за подключение

В 2010 году ОАО «ТГК-1» и ОАО «Апатит» приняли решение о реализации по схеме SPV (Special Purpose Vehicle) проекта «Хибинская тепловая компания» (ХТК). Его суть - реконструкция АТЭЦ и прокладка теплотрассы протяженностью 17 км до г.Кировска с целью удвоения загрузки станции (расширение рынка сбыта продукции) как по теплу, так и по электроэнергии, а также изменение типа топлива (мазута на уголь) для потребителей Кировска. Построив теплотрассу, ОАО «ХТК» сможет возместить свои расходы на строительство только за счет потребителей. Будущие потребители создают спрос на развитие коммунальной инфраструктуры, поэтому логично предположить, что именно они как основные выгодоприобретатели (снижение тарифа почти в 2 раза за счет изменения типа топлива) должны оплатить соответствующее развитие инфраструктуры. Если такие действия приводят к улучшению положения существующих потребителей (снижение тарифа на 7-9% за счет «эффекта масштаба»), то и они должны нести часть расходов на развитие. Исходя из анализа экономической сущности возможных механизмов инвестирования этого проекта, представляется целесообразным для потребителей Кировска при формировании тарифа на энергию выбрать метод RAB, инвестиционной надбавки к тарифу по транспортировке теплоэнергии или плату за подключение, а с потребителями Апатитов и Кировска заключить энергосервисный контракт на модернизацию АТЭЦ и тепловых сетей, обеспечивающую снижение тарифа на производство теплоэнергии за счет «эффекта масштаба», (пропорционально размеру выгодоприобретения потребителей) и снижения теплопотерь (рис. 10).

Рис.10. Схема взаимодействия потребителей и предприятий теплоэнергетики

Совет депутатов г.Апашты своим решением утвердил Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования гАштиты с подведомственной территорией на период 2011-2013 гг. и на перспективу до 2020 г. [15].

Самым крупным инвестиционным проектом теплоснабжения является проект «Новое строительство и реконструкция тепловых сетей», который состоит из трех частей: строительство тепломагистрали Апатитская ТЭЦ - г.Кировск d720 мм (реализует ОАО «ХТК»), сумма финансирования 2 995 000 тыс. руб.; реконструкция тепловых сетей АТЭЦ (магистрали I, II и III очередей, магистраль на АНОФ-2), сумма

финансирования 85000 тыс. руб.; замена и реконструкция тепловых сетей ОАО «Апатитыэнерго», сумма 1054529 тыс. руб. Для возмещения затрат, связанных с реализацией первой части проекта, предполагается применение метода доходности инвестированного капитала (ЯЛБ) [16]. В качестве источника финансирования второй и третьей части проекта Совет депутатов г.Апатиты выбрал метод инвестиционной составляющей в тарифе (надбавки к тарифу для потребителей Апатитов). Обоснованность такого решения вызывает сомнение. Из рисунка 11 видно, что это типичная задача для применения энергосервисного контракта.

Время, мес.

Рис.11. Влияние способов финансирования инвестиционных проектов на изменение тарифа

Выводы

1. Уровень противоречий между потенциальными

выгодоприобретателями-интересантами (производителем и потребителем, заказчиком и инвестором) определяется выбором метода финансирования инвестиционных программ.

2. Оптимальность принимаемого инвестиционного решения обусловливается имущественными отношениями, обоснованностью тарифа и задолженностью потребителей.

Литература

1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Российская газета. Федеральный выпуск № 3174. 2003. 1 апреля.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. Дополнительный выпуск № 3316. 2003. 8 октября.

3. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Российская газета. Федеральный выпуск № 3669. 2004. 31 декабря.

4. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5050. 2009. 27 ноября.

5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5247. 2010. 30 июля.

6. О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис: постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 г.Москва // Собрание законодательства РФ, 23.08.2010. № 34, ст.4488.

7. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных

программ организаций коммунального комплекса: приказ Министерства

регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 99 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2207421/

8. Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса: приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 100 [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.rosteplo.ru/Npb Гі^/^Ь shablon.php?id=1212

9. О разработке программ комплексного развития систем коммунальной

инфраструктуры муниципальных образований: приказ Министерства

регионального развития Российской Федерации от 06.05.2011 № 204 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.referent.rU/1/179076

10. Победоносцева В.В. Механизм инвестирования в региональном энергетическом комплексе: автореф. дис. ... канд. экон. наук (08.00.05). Апатиты, 2011. С. 12.

11. Победоносцева В.В. Организационный механизм реализации энергосервисного контракта // Труды Кольского научного центра РАН. Вып.3: Энергетика. 2011. № 2(5). С.188-193.

12.Аскеров Э.Н. Кто должен платить за рост городов? Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО. М.: АТиСО, 2009, № гос. регистрации 0420900008. ИКЬ: http://www.e-rei.ru/Articles/2009/Askerov.pdf.свободный

13.Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года № 231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4705. 2008. 11 июля.

14. Зеленский Ю.В., Коровко П.А., Кириченко Е.В. Метод ИАБ в теплоснабжении - сюрпризы и задачи [Электронный ресурс] // ИКЬ: http://www.rosteplo.ru/

15. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией на период 2011-2013 гг. и на перспективу до 2020 года. Утверждена решением Совета депутатов города Апатиты от 27.03.2012 № 548 [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.apatitv-citv.ru/

16. Антипов А.Г. Проблемы и перспективы развития теплоснабжения Мурманской области: доклад в Мурманской областной Думе заместителя Генерального директора ОАО «ТГК-1», Генерального директора ОАО «Мурманская ТЭЦ», г.Мурманск, 30.11.2010 [Электронный ресурс]. Презентация. 1СБ-ЯОМ.

Сведения об авторе Победоносцева Вероника Валерьевна,

младший научный сотрудник лаборатории энергосбережения и возобновляемых источников энергии Центра физико-технических проблем энергетики Севера КНЦ РАН, к.э.н.

Россия, 184209, Мурманская область, г.Апатиты, Академгородок, д.21А Эл. почта: pobedonosceva@ien.kolasc. net. ru

УДК 621.311

А.Ю.Рыгалов, Ю.П.Кубарьков

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНЫХ СИСТЕМ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Аннотация

Рассмотрена сущность мультиагентных систем, возможность и общие принципы построения мультиагентных моделей в сфере электроэнергетики, их использование для построения Smart Grid.

Ключевые слова:

мультиагентная система, умные сети, ИТ-системы, моделирование.

A.Yu.Rygalov, Y.P.Koubarkov APPLICATION OF MULTI-AGENT SYSTEMS IN POWER INDUSTRY

Abstract

The essence of multi-agent systems, ability and general principles of multi-agent models in power industry sector, their using for building Smart Grid are discussed.

Keywords:

multi-agent systems, Smart Grid, IT, modeling.

В последние десятилетия в сфере электроэнергетики активно применяются информационные технологии. Они помогают при проектировании, эксплуатации и прогнозировании. При нынешнем объеме информации, сопутствующей производству, передаче и потреблению электроэнергии, не только невозможен отказ от использования компьютеров, но постоянно рассматриваются перспективы применения все новых и новых средств передачи, обработки и вывода информации. На смену простейшим примитивным программам стали приходить информационно-аналитические комплексы и экспертные системы, ведутся активные разработки нейронных сетей. Начало разработок специализированных экспертных систем и искусственных нейронных сетей стало обращением электроэнергетики к области искусственного интеллекта.

Следующим шагом в этом направлении могут стать мультиагентные (или многоагентные) системы (МАС). От перехода к интеллектуальным сетям (Smart Grid) ожидают потока информации, следующего за потоком энергии. Этот поток необходимо обработать, интерпретировать и выполнить адекватные действия (по мере необходимости). Решить эти задачи при помощи программного обеспечения, действующего сегодня, можно. Однако исследования в области искусственных нейронных сетей доказали эффективность и целесообразность обучения программам (причем без участия человека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.