Научная статья на тему 'Механизм защиты прав человека в Конституции Кыргызской Республики'

Механизм защиты прав человека в Конституции Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3113
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тайлакова Салия Дженишбековна

Исследована роль конституционной защиты прав человека на примере Конституции Кыргызской Республики 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тайлакова Салия Дженишбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм защиты прав человека в Конституции Кыргызской Республики»

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

САЛИЯ ДЖЕНИШБЕКОВНА ТАИЛАКОВА

Кандидат юридических наук, исполняющий обязанности профессора кафедры теории и истории государства и права Ошского государственного юридического института (Кыргызстан),

e-mail: salia1510@mail.ru

Исследована роль конституционной защиты прав человека на примере Конституции Кыргызской Республики 2010 г.

The role of constitutional protection of human rights is researched with using the example of the Kyrgyz Republic Constitution 2010.

Ключевые слова: конституция, права человека, защита прав человека, Кыргызская Республика

Key words: constitution, human rights, human rights protection, Kyrgyz Republic

Конституция определяет правовые формы развития всех сфер жизни нации, является наиболее совершенной приемлемой формой легитимной жизни народа.

Конституция Кыргызской Республики имеет общегражданское и общенациональное значение. Г. А. Мукамбаева отмечает, что развитие Кыргызского государства подтверждает общее правило: «Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию»1.

Поистине мировое значение приобрели в настоящее время и права человека, которые стали показателем цивилизованности государств и уровня благосостояния их граждан, источником решения важнейших общесоциальных и личностных проблем. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношениях государства с человеком и гражданином. Самое главное -она придает юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Для человека права и свободы есть условие достойного и свободного существования, возможности участия в решении вопросов устройства и управления тем обществом, в котором он состоит, экономическая и социальная предпосылка для удовлетворения его жизненно важных материальных и духовных потребностей.

Функцию защиты прав человека в конституционном аспекте правоведы понимают по-разному. Например, С. С. Алексеев писал, что «защи-

та права - это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности»2. О. Э. Лейст полагал, что данное понятие, если из него исключить меры пресечения, по существу тождественно правовосстановительным санкциям3. А. Н. Головистикова отмечает, что защитная функция государства востребована в связи с необходимостью дальнейшего укрепления системы защиты прав и свобод человека, что конституировано в качестве приоритетной обязанности государства4.

Кыргызская Республика гарантирует каждому человеку защиту от произвольного или незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь (ст. 36), от посягательства на его честь и достоинство (ст. 30), от нарушения тайны переписки и телефонных разговоров (ст. 29). Таким образом, в конституционном законодательстве речь идет о личной свободе и личной жизни граждан. Однако данные конституционные формулы не получают всестороннего и глубокого осмысления, а тем более - последующего обеспечения.

В то же время именно с конституционными актами принято связывать признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека. Конституционная защита человека тесно связана с проблемой поиска эффективной конституционной связи между человеком, государством и обществом, позволяющей обеспечить реальные возможности осуществления защиты человека, его прав и свобод.

27 июня 2010 г. в связи с политическими изменениями, революцией и последовавшей за ней сменой власти всенародным голосованием (референдумом) была принята новая Конституция Кыргызской Республики (далее - Конституция КР).

В ст. 40 Конституции КР говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает развитие внесудебных и досудебных методов, форм и способов защиты прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Если это предусмотрено законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Все сказанное свидетельствует о том, что новая Конституция КР усиливает защиту прав и свобод граждан. В раздел о правах человека включены предложения правозащитников и нормы международных документов по защите прав человека и гражданина.

С позиции содержания и выражения функции юридической защиты прав и свобод человека новая Конституция - прогрессивный документ. В отличие от советских конституций она не только декларирует права и свободы человека и гражданина, но и реально признает ценность человека в Кыргызской Республике и обязывает государство стоять на защите личности.

В разд. 2 Конституции закреплено множество прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 16 указано, что «права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно, определяют смысл и содержание деятельности законодательной, исполнительной власти и органов местного самоуправления».

Вместе с тем Конституция КР унаследовала от советских основных законов задачу охраны и защиты политического (или конституционного) строя в государстве. Как и прежде, Конституция не столько защищает человека, сколько охраняет конституционный строй, который в свою очередь призван защищать человека. Казалось бы, что такая направленность Конституции не может быть неверной. Однако функция защиты человека при подобном подходе утрачивает возможность прямого действия. Опосредованность заведомо снижает эффективность защитительной функции Конституции, а сам институт за-

щиты человека в Конституции имеет метафизический вид: форму пустых и не всегда понятных «гарантий» защиты, которые придают Конституции высокую декларативность, но реально оказывают слабое влияние на состояние защищенности человека.

Так как базу действующей Конституции КР составляет концепция приоритета интересов личности (прав и свобод человека как естественного индивидуума), взаимной ответственности государства и личности, в стране начат процесс гуманизации всех институтов государства и общества, в центре внимания сейчас - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принимая конституцию, стороны «скрепляют» согласие между собой. Если признать, что конструкция данного согласия - договор, то конституция должна содержать такие его условия, как права, обязанности и ответственность сторон. Перечисленные условия могли бы быть закреплены в конкретных структурных частях конституции, затрагивающих личность, коллектив, государство и общество5.

Конституция КР унаследовала от советских основных законов задачу охраны и защиты политического (или конституционного) строя в государстве

Конституция КР, исходя из этих положений, имеет явную диспропорцию: если правам и свободам человека посвящен большой раздел, то общество (после его расцвета в эпоху социализма) как субстанциональная категория в Конституции растворилось (его место должны занять некоторые институты гражданского общества); если на государство возложены непомерные обязанности, то его конституционная ответственность перед человеком и обществом за неисполнение данных Конституцией обещаний и гарантий сильно усечена: практически замыкается на Президенте.

Сосредоточив основное внимание на правах и свободах человека, снизив роль, значение, потенциальные возможности общества для защиты человека, Конституция не ушла дальше признания его прав и свобод, понимания необходимости их защиты. Реально человек остался слабо защищенным: государство за свои обещания не отвечает, человек полагается только на свои силы, а защитительный потенциал общества находится в зародышевом состоянии - на уровне развития институтов присяжных заседателей, омбудсме-на, правозащитных общественных объединений и малоизвестных широкой общественности комиссий и советов при высших должностных лицах6.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Человек как субъект конституционной ответственности должен обладать возможностью выразить свое отношение как к государству, так и к обществу. Он реально может отвечать лишь за нравственно-этическую сторону применения конституционного воздействия, которая, однако, представляется немаловажной, если вдруг общественная мораль начнет соперничать с естественной нравственностью.

По мнению В. А. Бачинина, «позитивное право с готовностью черпает свои цели из сфер

Такие ценностные ориентиры, как уважение, согласие, мир, справедливость, любовь, выведены в преамбулу Конституции (за рамки основного текста)

идеологии и позитивной морали, служащих государству. Все, что служит благу государства, выглядит для него морально оправданным. То есть моральное присутствует в нем на уровне того этического минимума, который не позволяет праву превратиться в неправо»7.

Государство в лице своих компетентных органов обязано давать юридическую оценку конституционному деликту и определять конституционную санкцию, которая может содержаться только в основном законе.

В ст. 9 Конституции КР говорится, что Кыргызская Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости. Кыргызская Респу-

В конституции должны быть заложены не только возможности для ее изменения и приспособления к новым экономическим,

политическим и иным условиям, но и возможности политического, этического и юридического влияния на них, обеспечивающие защиту человека, его прав и свобод

блика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, гарантированный минимальный размер оплаты труда, охрану труда и здоровья. Тем самым Кыргызстан провозглашает себя социально ориентированной страной, а создание условий для достойной жизни и свободного развития человека возводится в ранг государственной политики.

Под «достойной жизнью», как отмечает В. Д. Перевалов, понимается возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь подобающие жилищные усло-

вия, медицинское обслуживание, качественное питание, жить в благоприятной окружающей среде и т. д.8

Конституция - акт выражения согласия прямого действия. В то же время процедура принятия реально действующего документа во многом абстрактна. Согласие каждого гражданина при принятии конституции лишь подразумевается, хотя известно, что ни первая советская, ни последняя демократическая конституции Кыргызстана не были приняты в согласии. Скорее, наоборот, первая - в результате классовой борьбы, последняя - в ходе противостояния Президента и парламента. Для того чтобы максимально приблизиться к созданию реальной конституции, необходимо прийти и к действительному согласию. Здесь мы полностью поддерживаем В. Е. Чирки-на, который считает, что главное предназначение современной конституции - быть юридическим каркасом общественной системы в стране, основой для юридически значимых взаимосвязей общества, государства, личности и коллектива9. Конституция Кыргызской Республики может стать таким юридическим каркасом и формой согласия, максимально преодолев абстрактность принятия и обретя очевидные признаки учредительного договора.

Конституции современного общества, по определению В. Е. Чиркина, есть «итог состязательности и компромиссов, согласия различных социальных сил общества, документ, сохраняющий и развивающий прежние общечеловеческие ценности, формулирующий и закрепляющий новые»10. Вместе с тем в конституции должны быть заложены не только возможности для ее изменения и приспособления к новым экономическим, политическим и иным условиям11, но и возможности политического, этического и юридического влияния на них, обеспечивающие защиту человека, его прав и свобод.

Таким образом, идея конституционной защиты человека, на наш взгляд, - модель оптимального согласия между человеком, обществом и государством, зависящая от сознания и воли людей, опирающаяся на паритетность их конституциональной связи в системе общепризнанных общечеловеческих и общенациональных ценностей. При этом право должно проецироваться на конституционную систему так, чтобы человек, наделенный властными полномочиями, не был противопоставлен другим людям, общественная мораль не вступала в противоречие с естественной нравственностью, государство же действовало лишь в интересах человека и юридически способствовало обеспечению его физической, материальной и духовной защиты. Эффективность действия такой модели должна зависеть не от случая или применения силы,

а от качества урегулированности взаимоотношений между субъектами конституции и внутренней согласованности заложенного в конституционную систему гипотетического императива и юридического норматива.

Из изложенного следует, что Конституция, отражая механизм конституционной защиты личности в Кыргызской Республике, должна основываться на таких принципах, как:

принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость;

признание прав и свобод человека действующими;

юридическое равенство (равноправие) граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины, равенство вне зависимости от происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедования, политических и религиозных убеждений, условий и обстоятельств личного или общественного характера;

осуществление прав и свобод человека и гражданина, не нарушающее права и свободы других лиц, интересы общества и государства; свобода личности;

соответствие статуса личности международным общепризнанным принципам и стандартам;

гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.

На наш взгляд, в Кыргызстане больше внимания необходимо уделять решению вопросов

о правах и свободах граждан, а при возникновении разногласий и противоречий попытаться достичь консенсуса. В современном обществе забота об обездоленных, о тех, кто не в состоянии защитить себя, является неотъемлемой функцией государства. Защита прав и свобод граждан, относящихся к социально уязвимым группам, должна стать одним из приоритетов политики Кыргызской Республики в области прав человека.

1 Мукамбаев У. М., Мукамбаева Г. А. Конституционное развитие Кыргызстана. Бишкек, 1998. С. 30.

2 Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994. С. 73.

3 Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1962. С. 113.

4 Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права человека: учеб. М., 2008. С. 282.

5 Чиркин В. Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2002. № 3. С. 36.

6 Макушин А. А. Идея конституционной защиты человека в России // Правоведение. 2004. № 1. С. 15-25.

7 Бачинин В. А. Антитеза естественного и позитивного права: философско-культурологический анализ // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 83.

8 Перевалов В. Д. Теория государства и права: учеб. для бакалавров. М., 2013. С. 262.

9 Чиркин В. Е. Конституция - российская модель. М., 2002. С. 36.

10 Там же.

11 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. М., 2002. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.