Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия элементов структуры трансформационной экономики России'

Механизм взаимодействия элементов структуры трансформационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / TRANSFORMATIONAL ECONOMY / ECONOMIC STRUCTURE / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF ECONOMY / ECONOMIC MECHANISM / STATE REGULATION / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огурцова Елена Вячеславовна

Выделены основные элементы структуры трансформационной экономики России, показан механизм их взаимодействия. Дано толкование самого механизма, показаны его функциональные элементы, роль государства в этом механизме и суть активизации его функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism of interaction between structural elements of transformational economy of Russia

Basic structural elements of transformational economy of Russia are given, the mechanism of their interaction is shown. The mechanism is interpreted, its functional elements, role of the state in this mechanism and the essence of activization of its functioning are shown.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия элементов структуры трансформационной экономики России»

Более того, мы должны в этом плане помнить наши исторические корни и многовековые предания, раскрывающие суть духа славян и других народов, изначально проживавших с русскими на общей территории и считавших Россию своим домом.

1. Динкевич А. Закономерности экономического развития (проблемы методологии) // Экономист. 2001. № 1. С. 2.

2. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2002. С. 361.

3. Экономический рост в Российской Федерации: проблемы и перспективы (доклад рабочей группы Национального совета к обсуждению на VIII Российском экономическом форуме) // Российский экономический журнал. 2003. № 3. С. 13.

4. Батчиков С. Импортозамещающий вектор альтернативной стратегии народнохозяйственного развития // Российский экономический журнал. 2002. № 3. С. 31.

5. Львов Д. С. Россия: рамки реальности и контуры будущего. М., 2007.

6. Клепач А., Смирнов. С., Пухов С., Ибрагимова Д. Экономический рост России: амбиции и

реальные перспективы // Вопр. экономики. 2002. № 8. С. 17.

7. Петров Ю., Жукова М., Карапетян А. Становление глобально-информационного уклада в России: сценарии технико-экономического развития и задачи реформирования финансовых институтов // Российский экономический журнал. 2002. № 2. С. 61.

8. Львов Д.С., Дементьев В.Е. Финансово-промышленные группы в российской экономике. М., 1994.

9. Калгин В.А. Механизм стимулирования экономического роста и его формирование в современной России. Воронеж, 2003. С. 35.

Поступила в редакцию 19.05.2008 г.

Loskutova M.V. Problems of development of the effectively working mechanism of stimulation of economic growth. In the article the questions of possible growth directions of development of the effectively working mechanism of stimulating economic growth are investigated. The variant of construction of the effective mechanism of stimulation of economic growth based on a science, new technologies new knowledge, on productive use of the human capital is offered.

Key words: economic growth, stimulation methods, mechanism of economic growth.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Е.В. Огурцова

Выделены основные элементы структуры трансформационной экономики России, показан механизм их взаимодействия. Дано толкование самого механизма, показаны его функциональные элементы, роль государства в этом механизме и суть активизации его функционирования.

Ключевые слова: трансформационная экономика, экономическая структура, организационная структура экономики, экономический механизм, государственное регулирование, национальная экономика.

Содержательными элементами организационной структуры трансформационной экономики России являются сложившиеся, относительно самостоятельно функционирующие, но тесно взаимосвязанные реальная и финансовая экономики. Их опосредуют, делают единым, целостным образованием экономики-сектора: экономика власти, экономика ресурсов, экономика корпораций, экономика малого и среднего бизнеса, ре-

гиональная экономика, экономика знаний, теневая экономика.

В России сложности экономической ситуации, несовершенство законодательства обусловили значимость проблемы создания эффективного механизма объединения усилий власти и крупного капитала в освоении природных ресурсов, в сохранении и эффективном использовании интеллектуального потенциала, в развитии территорий [1-12]. Данный механизм обеспечивает взаимодей-

ствие всех структурных элементов национальной экономики, реализацию взаимодействия отдельных экономик в рамках национально-государственного образования, адекватное их соотношение в соответствии с общими тенденциями и направлениями развития общества.

Механизм взаимодействия элементов структуры экономики - это составная, и, пожалуй, основная часть хозяйственного механизма, поскольку реализуется он в ходе хозяйственной деятельности государственных институтов и хозяйствующих субъектов в макроэкономическом пространстве. Поэтому отметим обстоятельства, которые делают этот механизм основным в структуре хозяйственного механизма. Первое обстоятельство состоит в том, что взаимодействие элементов организационной структуры экономики - это взаимодействие особых форм реализации деятельности хозяйствующих субъектов, которыми движет хозяйственный (материальный) интерес, конкретная хозяйственная цель. Второе - механизм взаимодействия выделенных нами секторов-экономик есть механизм реализации принимаемых хозяйственных решений субъектов всех уровней, связанных с организацией конкретных видов деятельности, их финансированием, осуществлением обменных процессов между ними, потреблением ресурсов, получением результатов и социального эффекта. Третье - механизм взаимодействия секторов-экономик в макроэкономическом пространстве есть механизм организации получения прибавочной стоимости на макро- и микроуровне, т. е. производства, получения и увеличения источника развития национальной экономики.

Механизм взаимодействия экономик -механизм, организующий систему через экономические (деньги, инвестиции, цену, налоги, дивиденды, проценты и т. д.) и неэкономические (знание, информация, технологии и т. д.) инструменты. Он предстает как способ взаимодействия отдельных экономик на уровне явления и как форма переплетения глубинных (сущностных) внутренних закономерностей, самоорганизующихся начал. Поэтому его можно считать и по своему действию, и по сути механизмом экономической системы, механизмом организации ее саморазвития. Экономическая система потому и способна сохранять себя и самовоспроизво-

дится, развиваться и совершенствоваться, поскольку в ее основе лежит действие такого механизма, который включает механизм саморазвития системы (объективная сторона). и механизм, через который государство направляет процессы саморазвития экономической системы и создает условия для более эффективного их осуществления. От того, как механизм государственного регулирования функционирует, насколько он реален и результативен, насколько он вписывается в механизм саморазвития, зависит состояние экономической системы, ее способность к эффективному выполнению воспроизводственного и инфраструктурного обеспечения реального производства.

С учетом этого механизм взаимодействия элементов организационной структуры экономики можно определить как мотивационный механизм организации экономического хозяйствования на уровне национальнохозяйственного образования. В данном случае следует подчеркнуть и особую роль государства. Именно государство через свои экономические институты формирует хозяйственную инфраструктуру, создает «правила игры», стимулирует ресурсные рынки, организует инвестиционные процессы, насыщает деньгами хозяйственное пространство, регулирует их количество, определяет направления денежных потоков. Уже в силу этих обстоятельств механизм взаимодействия организационных структур экономики есть механизм организации хозяйственного пространства на уровне национально-государственного образования. И от его эффективности зависят: наличие и характер проблем в экономике, степень и возможности их разрешения, достоверность прогнозов и соответствие используемых инструментов решаемым задачам. Как постоянно действующий во времени и пространстве данный механизм активно воспринимает влияние внешних факторов и динамичен по своему характеру. В силу противоречивости взаимодействующих сторон, непостоянства соотношения их движущих сил, влияния внешних факторов сам механизм является достаточно динамичным.

Главное предназначение механизма взаимодействия секторов-экономик на национально-государственном уровне - организовать развитие макроэкономической системы, обеспечить ресурсами расширенное

воспроизводство материальных благ и услуг, повысить устойчивость экономического роста, реализовать социальную ответственность бизнеса, сделать доступными новые знания и новые технологии для всех сфер хозяйства, вывести теневую экономику из тени. Стало быть, именно функционирующий механизм взаимодействия организационных структур экономики способен нацелить развитие хозяйства на реализацию важнейшей задачи национальной экономики - ускорение экономического роста. Такой действенный механизм организует конкретные процессы, через которые в обществе и совершается формирование новых производств, их структуризация, процессы приспособления, изменчивости и развития, созидания через разрешение возникающих противоречий.

Содержательными элементами механизма выступают: механизм саморазвития, механизм государственного регулирования и механизм мотиваций. При тесном взаимодействии этих элементов, задействуя инструменты реализации данных механизмов, механизм взаимодействия организационных структур экономики обеспечивает адекватное соответствие экономики, всесторонний учет и включение в действие в качестве важнейшего стимула интересы предпринимательских структур (крупного, среднего и мелкого бизнеса), интересы нации (представителем выступает государство), интересы властных институтов.

Практическое действие механизма взаимодействия организационных структур экономики реализуется в таких формах, как социально-экономические; социально-политические; организационно-правовые; легальные и нелегальные. Это формы прямого участия субъектов хозяйственных и властных структур в разработке и реализации государственных, производственных, финансовых, социальных программ развития страны, отраслей и регионов, в разработке нормативноправовой базы, в создании благоприятных условия для жизни всех слоев населения, прямого и косвенного, открытого и скрытого участия хозяйственников и чиновников в реализации своих интересов

Конкретизируя данные формы, можно отметить, что государство создает благоприятные экономические условия для хозяйственной деятельности через законодательную и

промышленную политику; через совершенствование системы кредитования, финансирования, налогообложения; через создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих проведение рейтингов и рейтинговых оценок властных и хозяйствующих структур и др.

Кроме того, перспективы развития экономики, эффективность ее воспроизводственных процессов, равновесное их осуществление во многом определяются соотношением экономических структур, надежностью механизма их взаимодействия, адекватностью форм его функционирования. Адекватность и эффективность форм осуществления механизма определяется тем, насколько они соответствуют отношениям, в которые государство, в лице специальных экономических и правовых институтов, как хозяйствующий субъект вступает. В данном случае речь идет о производственных отношениях и отношениях продуктообмена, отношениях взаимодействия с инвестиционными субъектами. Поэтому можно выделить формы осуществления механизма взаимодействия экономик в России в зависимости от сложившихся отношений: инвестиционная деятельность

предприятий регулируется со стороны государства прямым воздействием на структуры государственного сектора и косвенным воздействием на структуры негосударственного сектора экономики. Но есть отдельные формы воздействия на оба сектора одновременно, которые следует отнести к способам косвенного воздействия. Это формы регулирования производственной и финансовой деятельности, которые реализуются государственными институтами через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, тарифно-таможенную политику. Важную роль при этом играет принятие и использование бюджета страны и регионов.

В зависимости от того, как решаются проблемы функционирования экономики страны, организуется и присутствие государства в экономических процессах. Это присутствие осуществляется в форме организации практических действий граждан, юридических лиц и государства по использованию ресурсов. Так, большая доля инвестиций приходится на первичные и, как правило, негосударственные организации. Поэтому можно утверждать, что формы использова-

ния косвенных государственных рычагов управления инвестированием являются преобладающими. Реалии экономического развития все более свидетельствуют о том, что оптимальное соотношение административных и экономических факторов через многообразие форм осуществления механизма взаимодействия экономик способствует активизации факторов развития социальноэкономической системы страны.

В рамках долгосрочной стратегии развития национальной экономики, обеспечивающей равновесное ее функционирование, одной из наиболее сложных и важных проблем является проблема финансирования экономики в соответствии с обусловленными потребностями. Для ее решения необходимо развивать бюджетирование, ориентированное на результат, реформировать сеть бюджетных организаций и расширить бюджетную практику финансирования т. н. национальных проектов в соответствии с состоянием определенных участков социальной сферы.

Учитывая низкую инвестиционную активность в прошлом, масштабы инвестиций в основной капитал в последние годы, не соответствие объемов капиталовложений реальным потребностям обновления и модернизации производственного аппарата, можно сделать вывод о необходимости применения новых, более действенных форм осуществления механизма взаимодействия экономик. К числу таких форм можно отнести централизацию ресурсов финансирования и всестороннее использование предоставляемых ею преимуществ в интересах планомерного социально-экономического развития страны. Централизация ресурсов финансирования -это возможность изменения организации финансирования, способ отказа от использования финансовых ресурсов в качестве монетарного и спекулятивного актива и превращения их в качестве централизованных финансовых ресурсов в инструмент активной промышленной политики. В роли такого инструмента финансы будут работать на эффективность по всем направлениям и во всех измерениях, включая социальное и региональное.

Важнейшими элементами механизма взаимодействия структурных элементов национальной экономики являются механизм

мотиваций и механизм самонастройки - рынок. От того, как они развиты, как они взаимодействуют с механизмом государственного регулирования, зависят результаты структурных преобразований.

Поворот к инновационному и высокотехнологичному типу развития может быть обеспечен формированием эффективного механизма взаимодействия структурных элементов национальной экономики. В этой связи необходимо активизировать все составные части этого механизма. Для этого предстоит:

1) расширить арсенал инструментов и методов обеспечения эффективного государственного регулирования, включая макроэкономическое планирование, меры прямого и косвенного экономического воздействия на организационное строение хозяйства, на величину и структуру совокупного спроса и накопления, капиталовложения и инновации, на уровень и качество производства высоких технологий и высокотехнологичной, наукоемкой продукции;

2) активнее применять экономические рычаги стимулирования производства посредством учета совокупного спроса, динамики и структуры конечного спроса;

3) проводить реорганизацию структуры органов государственного регулирования экономики и вертикали аналитического обоснования, выработки, принятия и проведения государственных решений в области макроэкономической политики.

1. Белоусов Р. Экономика России в обозримом будущем // Экономист. 2007. № 7.

2. Губанов С. Системный выбор России // Экономист. 2007. № 4.

3. Ковалев В. Интеграция - перспектива экономики // Экономист. 1997. № 10.

4. Кузык Б., Яковец Ю. Альтернативы структурной динамики // Экономист. 2007. № 1.

5. Кучуков Р., Савка А. Государственное регулирование: нацеленность на результаты // Экономика. 2006. № 9.

6. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. 2007. № 11.

7. Любимцева С. Законы структурной эволюции экономической системы // Экономист. 2003. № 10.

8. Любимцева С. Структурная модернизация экономики // Экономист. 2003. № 2.

9. Осипов Ю. Основы теории хозяйственного механизма. М., 1994.

10. Попов А. Плановые и рыночные методы: условия сочетания // Экономист. 2005. № 10.

11. Потемкин А. Бюрократическая экономика. М., 2006.

12. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. М., 2000.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Ogurtsova E.V. Mechanism of interaction between structural elements of transformational economy of Russia. Basic structural elements of transformational economy of Russia are given, the mechanism of their interaction is shown. The mechanism is interpreted, its functional elements, role of the state in this mechanism and the essence of activization of its functioning are shown.

Key words: transformational economy, economic structure, organizational structure of economy, economic mechanism, state regulation, national economy.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Р.Р. Толстяков

В статье дается определение образовательной услуги в качестве объекта образовательного маркетинга. На основе традиционной модели образовательной услуги предлагается и обосновывается понятие инновационной образовательной услуги.

Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, мотивационные модели, инновации, образовательные процессы.

Образовательная услуга представляет собой объект образовательного маркетинга. Последнее время наряду с традиционными объектами маркетинга, товарами и услугами, в качестве таковых рассматривают инновации. В условиях формирования и развития информационного общества образование в целом и образовательная услуга в частности является неотъемлемым ключевым фактором развития социально-экономических систем. Трансформируется сама система образования - образовательные услуги носят все более инновационный характер. Однако наряду с инновационными образовательными услугами, формирующими человеческий капитал «информационного» индивида, на образовательном рынке доминируют традиционные образовательные услуги. В данном контексте можно обоснованно утверждать, что объектом маркетинга в сфере образования выступает инновационная образовательная услуга.

Сама по себе услуга является специфическим товаром, т. к. представляет собой неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Основное предназначение услуг - удовлетворять изменяющиеся по-

требности населения в условиях информационного общества.

Базовой работой в этом вопросе считается статья Дж.Л. Шостака в журнале «Journal of Marketing» 1977 г. Эта статья была первой попыткой разделить товары и услуги, преодолеть ориентацию маркетинга только на товары, выделить главную отличительную характеристику услуг, их неосязаемость [1].

Услуги как предмет купли-продажи, имеют существенные отличия от традиционного товара (хотя услуги - это тоже товар). Услуги невидимы, неосязаемы, не поддаются хранению, торговля услугами связана с их производством в отличие от торговли товарами, которая с ним не связана. Это означает, что услуга, в т. ч. и образовательная, не существует до момента продажи, производство услуги осуществляется или в момент ее продажи, или после него. Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются:

- относительная длительность исполнения (от 1 года до 6 лет);

- отсроченность выявления результативности оказания услуг;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.