Научная статья на тему 'Механизм выявления и разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Механизм выявления и разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2582
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробов В. Б.

В статье дается определение понятия «конфликт интересов», представлены порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, варианты и формы урегулирования потенциального или реального конфликта, а также принципы системы управления конфликтами интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм выявления и разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел»

В.Б. Коробов

доктор социологических наук, профессор,

начальник кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье дается определение понятия «конфликт интересов», представлены порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, варианты и формы урегулирования потенциального или реального конфликта, а также принципы системы управления конфликтами интересов.

Конфликт интересов - это понятие, обозначающее противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного.

Принципалом в данном случае выступают как частные лица, организации, так и общество (государство) в целом.

Формула, описывающая структуру конфликта интересов:

КИ = КС + С + И,

где КИ - конфликт интересов;

КС - конфликтная ситуация;

С - стороны (субъекты) конфликта;

И - инцидент (прямое столкновение субъектов конфликта).

В соответствии с Законом «О государственной гражданской службе» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Конфликт интересов возникает тогда, когда публичные должностные лица принимают решения, руководствуясь, прежде всего, своими личными интересами в ущерб государственным.

Типичный вариант ситуации, которая свидетельствует о явном конфликте интересов с точки зрения сложившихся в законодательстве подходов:

ответственный сотрудник федерального ведомства пытается «протолкнуть» решение в пользу предприятия, акционером которого является, через подчиненных сотрудников. Существующий конфликт заключается в том, что сотрудник пытается оказать давление на подчиненных, чтобы «протолкнуть» решение, которое может принести ему финансовую выгоду.

Фаворитизм подразумевает назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с принадлежностью к определенной партии, роду, религии, секте и другим предпочтительным группировкам.

Кумовство - это форма фаворитизма, когда руководитель предпочитает выдвигать своих родственников на государственные должности.

Наиболее важным из организационных конфликтов является конфликт между требованиями инструкций (административных регламентов) и требованиями достижения плановых показателей (стандартов госуслуг, показателей «управления по результатам» и т.д.).

Разновидность организационного конфликта в разных органах существенно отличается наблюдаемость выполняемых ими действий и конечных результатов деятельности.

1. Неправильный выбор способа контроля создает стимулы для агентов сосредоточиться

непосредственно на требованиях отчетности вместо надлежащей организации работы. Пример: многочисленные побочные последствия от применения последовательно

меняющихся систем показателей оценки работы органов внутренних дел.

2. Проблема появления «неправовых» или «незаконных поручений» к должностным лицам государства, когда должностное лицо не защищено от неблагоприятных для него последствий в случае невыполнения такого поручения, что создает предпосылки для появления таких поручений и их последующего выполнения.

Личный конфликт интересов возникает в связи с широким набором факторов. Например, в связи с:

- разрешением дел, касающихся близких людей (родственников или друзей);

- разрешением дел, касающихся поддерживаемых политических организаций;

- возможностью получения взятки за определенное принятие решения;

- возможностью трудоустройства после ухода с государственной службы в компанию, которой могут быть выделены государственные заказы или о конкурентах которой за время службы была получена ценная информация;

- интересами, которые возникают в связи с работой по совместительству;

- получением подарков от частных лиц и организаций;

- политическим интересом использовать должностное положение во время

предвыборной кампании.

Критерии выявления в правоохранительной деятельности конфликта интересов:

- оценка меры «юридического дозволения» издавать акты и совершать действия или, иными словами, оценка широты дискреционных полномочий;

- анализ соответствия фактически совершенных действий нормативно установленной компетенции правоохранительных органов, их должностных лиц;

- оценка полученных материально-финансовых благ и оказанных услуг для

заинтересованных лиц и соответствия их нормативным основаниям;

- оценка соотношения между нормой закона (по видам действий и кругу лиц) с фактическими результатами ее применения;

- анализ соответствия фактического круга партнеров (клиентов) нормативно

установленному;

- динамика правонарушений в сфере регулирования законом (законами), статистика соотношения правомерных и неправомерных актов и действий сотрудников правоохранительных органов.

Типичные факторы, способствующие возникновению конфликта интересов:

A. Факторы, связанные с реализацией полномочий правоохранительного органа

1. Широта дискреционных полномочий.

2. Определение компетенции по формуле «вправе».

3. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права.

4. Злоупотребление правом заявителя.

5. Выборочное изменение объема прав.

6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.

7. Юридико-лингвистическая коррупциогенность.

8. Принятие НПА органа исполнительной власти «сверх компетенции».

9. Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органа исполнительной власти

Б. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов

10. Наличие пробела в регулировании.

11. Отсутствие административных процедур.

12. Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур.

13. Отсутствие запретов и ограничений для служащих в конкретной сфере деятельности.

14. Отсутствие ответственности служащих.

15. Отсутствие контроля за государственными органами и служащими.

16. Нарушение режима прозрачности информации.

B. Факторы системного характера

17. Ложные цели и приоритеты.

18. Нормативные коллизии.

19. «Навязанная» коррупциогенность.

Г. Проявления конфликта интересов

20. Формально-технический конфликт.

21. Непринятие (своевременное) НПА.

22. Нарушение баланса интересов.

Статья 19 Закона («Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе») определяет обязательность урегулирования конфликта, основанного на следующих принципах:

- обязанности гражданского служащего информировать представителя нанимателя о возникшем или потенциальном конфликте интересов, в том числе посредством предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- обязанности представителя нанимателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- рассмотрения проблем, связанных с соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению и с урегулированием конфликта интересов специально созданными в каждом государственном органе комиссиями;

- участия в работе таких комиссий как гражданских служащих, так и независимых экспертов (не менее У от общего числа членов комиссии);

- единообразия правил деятельности комиссий, положение о которых утверждается Указом Президента Российской Федерации.

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе включает в себя следующие действия:

- Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

- Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов.

- Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

- Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного служащего вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей.

- Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- В случае если государственный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под конфликтом интересов следует понимать:

- ситуацию, когда должностное лицо, выполняющее поручения или совершающее определенные действия от имени и в интересах другого лица (принципала), при выполнении определенного поручения имеет конкурирующие профессиональные или личные обязательства, денежную или неденежную заинтересованность, которые затрудняют объективное исполнение поручения.

- При этом личную заинтересованность можно определять через получение любых выгод, как материальных, так и нематериальных.

Под личной заинтересованностью служащего (правоохранительной службы, в частности), которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, следует понимать:

- возможность получения материально-финансовых выгод в виде доходов, денег, ценностей, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав для себя, членов семьи, иных заинтересованных физических и юридических лиц, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами;

- получение нематериальных выгод - административных преференций, моральнопсихологического удовлетворения и т.д., нарушающих законные интересы граждан, общественных организаций и объединений, интересы, подрывающие авторитет государственных учреждений, правоохранительной системы, создающие потенциально криминогенные условия.

Система управления конфликтами интересов должна действовать на основе следующих принципов:

- обязательное раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов или даже видимости такого конфликта;

- индивидуальное рассмотрение, оценка серьезности рисков для органов внутренних дел каждого конфликта интересов и урегулирование каждого случая конфликта интересов;

- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса урегулирования (по желанию сотрудника);

- соблюдение баланса интересов органов внутренних дел и сотрудника при урегулировании конфликта интересов;

- защита сотрудника от преследования в связи с конфликтом интересов, который был своевременно раскрыт самим сотрудником.

Варианты и формы урегулирования потенциального или реального конфликта интересов:

- органы внутренних дел после проведения проверки не расценивают как конфликт интересов те ситуации, которые создают или могут создать конфликт с интересами органов внутренних дел:

- ограничение сотруднику органов внутренних дел доступа к конкретной информации, которая может иметь отношение к частным интересам сотрудника;

- добровольный отказ сотрудника органов внутренних дел или его отстранение -постоянно или временно — от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

- пересмотр и изменение круга обязанностей и служебных функций сотрудника;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- временное отстранение сотрудника от должности, если его частные интересы входят в противоречие с должностными обязанностями;

- перевод сотрудника на должность, предусматривающую выполнение служебных функций, не связанных с конфликтом интересов;

- увольнение сотрудника из органов внутренних дел по инициативе самого сотрудника;

- увольнение сотрудника по инициативе органов внутренних дел за дисциплинарные проступки при наличии оснований, предусмотренных применимым правом;

- передача имущества, составляющего конфликтный частный (личный) интерес, в доверительное управление;

- отказ сотрудника органов внутренних дел от своего частного (личного) интереса, порождающего конфликт с интересами органов (органа) внутренних дел.

В целях минимизации основных рисков, связанных с реальным или потенциальным конфликтом интересов, органы внутренних дел могут запрещать своим сотрудникам:

- использовать в личных интересах или интересах третьего лица деловые возможности, о которых сотруднику стало известно в связи с работой в органах внутренних дел или использованием имущества и/или информации органов внутренних дел;

- участвовать в целях получения прибыли или иной личной выгоды во взаимоотношениях с организациями, с которыми органы внутренних дел находятся в ситуации взаимоотношения, если такое участие не было сначала одобрено в письменной форме руководством органов внутренних дел в пределах полномочий, делегированных сотруднику самим руководством;

- передавать третьим лицам внутреннюю информацию органов внутренних дел в собственных интересах или в интересах третьих лиц;

- участвовать в любой деятельности вне занятости в органах внутренних дел, которая противоречит требованиям органов внутренних дел к рабочему времени сотрудника или которая влечет использование к выгоде стороннего работодателя возможностей органов внутренних дел, информации, являющейся собственностью государства (органов внутренних дел), полученных во время работы в системе органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.