Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / регион / экономические системы / региональные экономические системы / механизм управления. / regional economy / region / economic systems / regional economic systems / management mechanism

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ибрагимова Заира Абдурахмановна

На протяжении двух последних лет российская экономика испытывает негативное внешнее воздействие в виде ограничительных мер со стороны недружественных стран и, как следствие, сталкивается с серьезными внутренними проблемами, характеризующимися спадом промышленного производства в отдельных отраслях экономики, диспропорциями в региональных экономических системах, ростом социального неравенства, деградацией окружающей среды и другими факторами. Поэтому возникает необходимость в приращении знаний и разработке нового методического инструментария по управлению устойчивостью регионального развития. Сегодня понятие устойчивости включает в себя социальные, экономические и экологические аспекты. В статье изложены результаты исследования по формированию механизма устойчивого развития региональных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Over the last two years, the Russian economy has been experiencing a negative external impact in the form of restrictive measures from unfriendly countries and, as a consequence, faces serious internal problems characterized by the decline in industrial production in certain sectors of the economy, imbalances in regional economic systems, growing social inequality, environmental degradation and other factors. Therefore, there is a need to increase knowledge and develop new methodological tools for managing the sustainability of regional development. Today the concept of sustainability includes social, economic and environmental aspects. The article presents the results of the research on the formation of the mechanism of sustainable development of regional economic systems.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА BRANCH AND REGIONAL ECONOMY

УДК 332.1

DOI: DOI: 10.1841Э/2409-16Э4-2024-10-1-0-2

Ибрагимова З.А.

МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Управление экономического развития инвестиций и внешнеэкономических связей администрации города Махачкалы, 387000, пл. Ленина, 2, г. Махачкала,

Республика Дагестан

Аннотация.

На протяжении двух последних лет российская экономика испытывает негативное внешнее воздействие в виде ограничительных мер со стороны недружественных стран и, как следствие, сталкивается с серьезными внутренними проблемами, характеризующимися спадом промышленного производства в отдельных отраслях экономики, диспропорциями в региональных экономических системах, ростом социального неравенства, деградацией окружающей среды и другими факторами. Поэтому возникает необходимость в приращении знаний и разработке нового методического инструментария по управлению устойчивостью регионального развития. Сегодня понятие устойчивости включает в себя социальные, экономические и экологические аспекты. В статье изложены результаты исследования по формированию механизма устойчивого развития региональных экономических систем.

Ключевые слова: региональная экономика, регион, экономические системы, региональные экономические системы, механизм управления.

Информация для цитирования: Ибрагимова З.А. Механизм устойчивого развития региональных экономических систем // Научный результат. Экономические исследования. 2024. Т 10. №1 С. 14-21. Б01: 10.18413/2409-1634-2024-101-0-2

Department of Economic Development of Investments and Foreign Economic Relations of the Administration of the city of Makhachkala, 387000, Lenin Square, 2, Makhachkala, Republic of Dagestan

Abstract.

Over the last two years, the Russian economy has been experiencing a negative external impact in the form of restrictive measures from unfriendly countries and, as a

e-mail: Lvp_134@mail.ru

Zaira A. Ibrahimova

MECHANISM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

e-mail: Lvp_134@mail.ru

consequence, faces serious internal problems characterized by the decline in industrial production in certain sectors of the economy, imbalances in regional economic systems, growing social inequality, environmental degradation and other factors. Therefore, there is a need to increase knowledge and develop new methodological tools for managing the sustainability of regional development. Today the concept of sustainability includes social, economic and environmental aspects. The article presents the results of the research on the formation of the mechanism of sustainable development of regional economic systems.

Key words: regional economy, region, economic systems, regional economic systems, management mechanism

Information for citation: Ibrahimova Z. A. "Mechanism of sustainable development of regional economic systems", Research Result. Economic Research, 10(1), 14-21, DOI: 10.18413/2409-1634-2024-10-1 -0-2

Введение

Регионы по-разному реагируют на внешние угрозы и неодинаково справляются с возникающими трудностями. Вместе с тем, основной целью государства является достижение гармоничного развития экономических систем территориальных образований. При этом ставится задача, сделать так, чтобы удовлетворить потребности нынешнего поколения и не причинить вред тем, кто родиться в будущем, не ущемить их интересы.

Вопросы устойчивости региональных экономических систем, формирования механизма стратегического планирования и управления исследовались Е.М. Гусаро-вой, В.Э. Каратыш, И.Н. Коломиец, Е.Б. Дворядкиной, Г.И. Жиц, А.А. Мокруши-ным и другими учеными.

Несмотря на достаточную изученность региональных экономических систем, в настоящее время вопросы, связанные с оценкой их устойчивого развития, механизмом эффективного управления требуют конкретизации и практического решения. Этим можно объяснить актуальность темы работы и проявленный интерес к её исследованию.

Цель работы - предложить механизм устойчивого развития региональных экономических систем в условиях цифровой трансформации с выделением задач, принципов, функций, субъектов и объектов

управления, методического инструментария, а также предложить сценарии управления.

При выполнении исследования применялся различный методический инструментарий, например, анализ, позволяющий выделять и изучать отдельные части объектов исследования, синтез, способствующий соединению различных элементов в единое целое.

Разработан механизм устойчивого развития региональной экономической системы в условиях цифровой трансформации с выделением задач, принципов, функций, субъектов и объектов управления, методического инструментария, а также предложены сценарии управления, характеризующие распределение ответственности и обязательств между различными институциональными уровнями.

Основная часть

Происходящий сегодня технологический и технический прогресс ускоряет изменение макроэкономической среды и как следствие, модифицируются экономические структуры, связанные с ней. Он оказывает влияние вплоть до местного уровня. Особенно серьезное воздействие производят:

- новые коммуникационные и информационные технологии, которые увеличивают обмен информацией и, следова-

тельно, уровень активности и интенсивности движения в обществе. На региональном уровне это проявляется через рационализацию, пространственный потенциал или изменения в коммуникативном поведении;

- новые технологии производства, производственные и логистические концепции, которые позволяют дифференцировать разделение труда и, следовательно, ведут к увеличению объемов перевозок. Так называемые «бережливые концепции» направлены на сокращение использования капитала, труда и пространства, а также на ускорение бизнес-процессов;

- ускорение транспортных технологий (особенно расширение аэропортов, увеличение объемов авиаперевозок, высокоскоростное железнодорожное сообщение) приводит к усилению регионов с густонаселенными центрами, которые интегрированы в транспортные сети.

Все перечисленное подталкивает отечественных ученых активизировать научные исследования по разработке современного механизма управления региональными экономическими системами.

О значимости управления региональными экономическими системами высказываются многие отечественные ученые-экономисты. А.Н. Антипин считает, что

«управление территориями, в том числе регионами, всегда нацелено на достижение поступательного развития, основными параметрами которого в большинстве программно-стратегических документов значатся рост уровня доходов на душу населения, повышение показателей качества жизни, наращивание ВРП, инвестиционная и инновационная активность и др.» [Антипин, И.А. 2021.]. Практически того же мнения придерживаются Е.Б. Дворядкина, Д.М. Простова, указывая, что региональное управление нацелено на повышение эффективности социально-экономического развития региона или на «достижение позитивных тенденций и результатов социально-экономического развития регионов страны, обеспечение и поддержание режимов их устойчивого и динамичного развития» [Дворядкина Е.Б., 2019].

При реализации стратегии управления региональными экономическими системами нужно придерживаться определенных цели, задач и принципов, чтобы добиться эффективности их функционирования и достижения устойчивого развития [Владыка М.В., 2022.].

Обзор специальной литературы позволил выявить несколько подходов к сущности механизма управления региональными экономическими системами (рис. 1).

Механизм устойчивого развития региональных экономических систем

Комплекс основополагающих допущений и методических инструментов воздействия на устойчивое развитие регионов (Доменко Ю.Ю., Коломийченко О.В., Направленное воздействие (набор действий) государственных органов власти на деятельность субъектов экономики в интересах запрограммированных целей (Рабаданова А.А., Махотаева М.Ю., Фихтнер О.А., Григорьева О.В., Владыка М.В., Сереброва Т.В.,

Рохчин В.Е. и др.) Тикунов В.И. и др.)

Рис. 1. Подходы в отношении сущности механизма управления устойчивостью

региональных экономических систем Fig. 1. Approaches to the essence of the mechanism for managing the sustainability

of regional economic systems

В целях исследования механизм управления устойчивостью региональной экономической системы целесообразно формировать с позиции стратегического подхода и определять его как совокупность основополагающих допущений и методических инструментов, используемых региональными органами власти для

устойчивого развития такой системы [До-менко Ю.Ю., 2022].

Определенное понимание механизма управления устойчивостью региональной экономической системы осуществляется через раскрытие задач, принципов и функций управления (таблица).

Таблица

Концептуальные аспекты механизма устойчивого развития региональной экономической системы

Table

Conceptual aspects of the mechanism of sustainable development of the regional economic system

Концептуальный элемент Характеристика

1 2

Задачи Позиционирование региональной экономической системы на национальном и наднациональном уровнях, оптимизация сферы ее деятельности; 2) Раннее распознавание новых опасностей и обеспечение безопасности; 3) Поддержание привлекательности и конкурентоспособности региональной экономической системы как места ведения бизнеса; 4) Обеспечение финансовой жизнеспособности деятельности региональной экономической системы; 5) Выявление социальных и культурных противоречий на ранней стадии и укрепление общих ценностей; 6) Прогнозирование демографических изменений; 7) Подготовка компетентной молодежи для экономики, науки и других сфер деятельности; 8) Обеспечение перспективной миграционной и интеграционной политики; 9) Смягчение последствий изменения климата и внедрение адаптационных мер; 10) Обеспечение безопасности ресурсов и энергоснабжения в долгосрочной перспективе; 11) Использование возможностей, предоставляемых информационно -коммуникационными технологиями и снижение уязвимости в области инфраструктуры; 12) Минимизация рисков развития региональной экономической системы

Принципы Ответственность за будущее; Согласованность целевых индикаторов устойчивого развития в разрезе экономических, социальных и экологических аспектов; Внедрение концепции устойчивого развития по всем направлениям государственной политики; Устойчивое развитие в партнерстве.

Функции управления Планирование, исполнение, контроль, мониторинг

Субъекты управления Система органов государственной и исполнительной власти, исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления, экономические субъекты

Объекты управления Имеющиеся трудовые, финансовые, материальные, природные и иные ресурсы, ресурсный потенциал

Методический инструментарий Программно-целевые, административные, экономические, социально-психологические методы

Разработка адекватной стратегии развития региональной экономической системы является основой для сокращения региональных диспропорций путем поддержки занятости и экономической деятельности, генерирующей богатство и благосостояние, для достижения, сбалансированного и устойчивого регионального развития [Коломийченко О.В., 2003]. Стратегический подход к управлению устойчивым развитием региональной экономической системы отражает вызовы, проблемы и недостатки, которые необходимо устранить в целях сближения с общенациональной политикой в области стратегий регионального развития [Махотаева М.Ю., 2014].

Считаем, что в данном контексте необходимо разрабатывать мероприятия по:

- минимизации скрытой дифференциации регионов. В первую очередь нужно оживить развитие в отсталых и слабых регионах;

- повышению способности маргинальных регионов к развитию через усиление их инновационного потенциала, эффективного использования имеющихся ресурсов, улучшения качественных характеристик человеческого капитала;

- конструированию прочных связей с государственной политикой и деятельностью в области развития на региональном уровне путем координации связей между различными институциональными уровнями.

На основе вышеизложенного можно предложить три сценария, как может быть разработана и реализована стратегия развития региональной экономической системы, а также распределены ответственность и обязательства между различными институциональными уровнями (рис. 2).

Сценарий 1. Сбалансированное развитие региональной экономической систе-

мы. Речь идет об упорядоченном наборе институтов, которые должны определять роль и ответственность каждого уровня создания добавленной стоимости в регионе. Совокупность правовых актов устанавливает порядок выработки решений центральными органами управления различных отраслей. На местном уровне создается специальный институт, в функции которого входит координация, продвижение и реализация проектов при активном участии экономических субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность в регионе. Федеральный исполнительный орган власти выступает в роли главного координатора и контролера выстроенной иерархии. Он выделяет ресурсы, предоставляет информацию, предлагает инновации и техническую помощь для того, чтобы региональные экономические системы функционировали эффективно. Исполнительно-распорядительный орган в системе местного самоуправления также активно участвует в процессе, поддерживая партнерские отношения и создавая структуры, которые призваны разрабатывать инновационные решения для гармоничного развития. Данный алгоритм предлагает координацию действий различных субъектов экономики, как по вертикали, так и по горизонтали.

Сценарий 2. Развитие региональной экономической системы «снизу-вверх». Федеральное правительство определяет общие направления и основные ожидаемые достижения, а местный уровень формулирует свои действия по развитию, исходя из своих потребностей. Этот процесс может осуществляться при содействии специализированного агентства, в распоряжение которого передаются возможности и обязанности по планированию и реализации проектов регионального развития.

сбалансированное распределение ответственности между федеральным правительством и территориальными уровнями.

возможность федерального правительства делегировать часть своих функций регионам на основе позитивного и эффективного сотрудничества между муниципалитетами и при содействии специализированных агентств.

возможность создания централизованного механизма развития региональной экономической системы, при котором федеральное правительство разрабатывает, планирует и реализует стратегию, допуская консультации и вовлеченность регионального уровня, выделяя при этом средства на развитие.

<

Рис. 2. Сценарии разработки и реализации стратегии развития региональной

экономической системы

Fig. 2. Scenarios for the development and implementation of the strategy for the development of the regional economic system

Сценарий 3. Развитие региональной экономической системы «сверху вниз». При этом варианте предусматривается создание на центральном уровне механизма, координирующего деятельность с отраслевыми министерствами и создания правовой базы для регионального развития. Правительство возлагает на себя ответственность за социально-экономическое развитие с созданием национального органа (агентство или межведомственный комитет) и региональных отделений, уполномоченных реализовывать политику и мероприятия, разработанные на федеральном уровне. Федеральное правительство устанавливает механизмы и создает структуры для диалога с региональными субъектами. Оно принимает решения о распределении средств и приоритетов в различных регионах в соответствии с национальной Стратегией развития и отраслевыми

планами развития. Муниципалитеты и региональные заинтересованные институты будут непосредственно реагировать на стратегии, планы и действия федерального правительства, согласовывая их на местах.

Представленные сценарии в практической плоскости могут быть скомбинированы с различными нюансами в зависимости от степени применения политических принципов. Кроме того, следует заключить, что реализация любого из рассмотренных сценариев невозможна без эффективного управления.

Заключение

В настоящее время не сложилось единого мнения о сущности механизма управления региональными экономическими системами. В работе были выявлены два подхода: 1)совокупность основополагающих допущений и методических

инструментов воздействия на устойчивое развитие регионов (Доменко Ю.Ю., Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. и др.); 2) направленное воздействие (набор действий) государственных органов власти на деятельность субъектов экономики в интересах запрограммированных целей (Раба-данова А.А., Махотаева М.Ю., Фихтнер О.А., Григорьева О.В., Владыка М.В., Се-реброва Т.В., Тикунов В.И. и др.). Для целей исследования было принято решение под механизмом управления региональной экономической системой понимать совокупность основополагающих допущений и методических инструментов, используемых региональными органами власти для ее устойчивого развития;

В работе были выделены концептуальные аспекты управления устойчивостью региональной экономической системы, а именно задачи, принципы, функции управления, субъекты и объекты управления, а также методический инструментарий.

В целях разработки и реализации стратегии развития региональной экономической системы, а также распределения ответственности и обязательств между различными институциональными уровнями, предложено три сценария: 1) сбалансированное региональное развитие;

2) региональное развитие «снизу-вверх»;

3) региональное развитие «сверху вниз», каждый из которых определяет конкретный механизм институционального взаимодействия и распределения ресурсного потенциала.

Список литературы

1. Антипин, И.А. 2021. Региональное стратегическое планирование и управление: теоретические и методологические основы: монография / И.А. Антипин; под науч. ред. Н.Ю. Власовой; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2021. - 237с.

2. Владыка, М.В. 2022.Региональный механизм устойчивого развития / М.В. Владыка, Т.В. Сереброва, В.И. Тикунов // Фундамен-

тальные исследования. - 2022. - № 10-1. -С. 32-36.

3. Дворядкина, Е.Б. 2019. Некоммерческие организации в региональной экономике: теоретический подход к исследованию / Е.Б. Дворядкина, Д.М. Простова // Journal of New Economy. - 2019. - Т. 20. - № 4. - С. 56.

4. Доменко, Ю.Ю. 2022. Управление экономикой региона на основе инструментов стратегического планирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Доменко Юрий Юрьевич. - Мытищи, 2022. - 23 с.

5. Коломийченко, О.В., 2003. Стратегическое планирование развития регионов России: Методология, организация / О.В. Коломийченко, В.Е. Рохчин; Рос. акад. наук. Отд-ние обществ. наук, Ин-т пробл. реион. экономики. - СПб.: Наука, 2003. - 234 с.

6. Махотаева, М.Ю. 2014. Механизм реализации стратегии инновационного развития / М.Ю. Махотаева, О.А. Фихтнер, О.В. Григорьева // Вестник ПсковГУ. Серия «Экономические и технические науки». - 2014. - № 4. -

C. 76-88.

References

1. Antipin, I.A. (2021). Regional strategic planning and management: theoretical and methodological foundations: monograph / I.A. Antipin; under the scientific editorship of N.Y. Vlasova; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Federation, Ural State Economy. un-T. - Yekaterinburg: Publishing House of the Ural State Economy. University, 2021. - 237s.

2. Vladyka, M.V. (2022). Regional mechanism of sustainable development / M.V. Vladyka, T.V. Serebrova, V.I. Tikunov // Fundamental research. - 2022. - No. 10-1. - pp. 32-36.

3. Dvoryadkina, E.B. (2019). Non-profit organizations in the regional economy: a theoretical approach to research / E.B. Dvoryadkina,

D.M. Prostova // Journal of New Economy. -2019. - Vol. 20. - No. 4. - p. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Domenko, Yu.Yu. (2022). Managing the economy of the region based on strategic planning tools: abstract. dis. ... candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Domenko Yuri Yurievich. -Mytishchi, 2022. - 23 p.

5. Kolomiichenko, O.V. (2003). Strategic planning for the development of Russian regions: Methodology, organization / O.V. Kolomiichen-ko, V.E. Rokhchin; Russian Academy of Sciences. Separation of societies. Sciences, Institute of

Probation. reion. economics. - St. Petersburg: Nauka, 2003. - 234c.

6. Makhotaeva, M.Yu. (2014). The mechanism for implementing the strategy of innovative development / M.Yu. Makhotaeva, O.A. Fichtner, O.V. Grigorieva // Bulletin of Pskov State University. The series "Economic and technical sciences". - 2014. - No. 4. - pp. 76-88.

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Ибрагимова Заира Абдурахмановна,

начальник Управление экономического развития инвестиций и внешнеэкономических связей администрации города Махачкалы, (г. Махачкала, Республика Дагестан)

Zaira A. Ibrahimova, chief Department of Economic Development of Investments and Foreign Economic Relations of the Administration of the city of Makhachkala, (Makhachkala, Republic of Dagestan)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.