Научная статья на тему 'Механизм управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа с участием службы контроллинга'

Механизм управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа с участием службы контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / НИОКР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / КОНТРОЛЛИНГ / MECHANISM / RESEARCH AND DEVELOPMENT / STATE DEFENSIVE ORDER / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Далёкин Павел Игоревич, Гусева Ирина Борисовна, Ковырзина Кристина Владимировна

В статье рассмотрены ключевые проблемы управления и контроля проектов НИОКР в рамках выполнения государственного оборонного заказа. В связи с введением в действие нового механизма контроля затрат на выполнение государственного оборонного заказа (Федеральный закон N 159 «О внесении изменений в Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты РФ»), участники процесса испытывают определенные трудности в связи с отсутствием регламентированности нормативно-правового обеспечения и методических рекомендаций. Авторами сформирован действующий механизм мониторинга и контроля выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа, а также рассмотрены его недостатки. С целью урегулирования проблемных вопросов авторы предлагают внедрение службы контроллинга в рамках интеграционного подхода, как ключевого субъекта процесса контроля выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа. Дополнительно в исследовании рассмотрены ключевые преимущества и функции внедрения службы контроллинга в интеграционный процесс контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа. Внедрение службы контроллинга в рамках выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа направлено на повышение эффективности организационного бизнес-процесса, снижение конфликта интересов участников процесса, рост согласованности, унификацию и стандартизацию отчетов, разрабатываемых внутри системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Далёкин Павел Игоревич, Гусева Ирина Борисовна, Ковырзина Кристина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanism management and control of the research and development drafts of the state defensive order with participation of service of controlling

In article key problems of management and control of the research and development projects within implementation of the state defensive order are considered. Due to the introduction of the new mechanism of control of costs of implementation of the state defensive order (The Federal law N 159 "About modification of the Federal law No. 275" About the state defensive order "and separate acts of the Russian Federation"), participants of process have some difficulties due to the lack of regimentation of standard legal support and methodical recommendations. Authors created the operating mechanism of monitoring and control of implementation of the research and development drafts of the state defensive order, and also its shortcomings are considered. For the purpose of settlement of problematic issues authors offer introduction of service of controlling within integration approach, as key subject of process of control of implementation of the research and development drafts of the state defensive order. In addition in research key advantages and functions of introduction of service of controlling in intgeratsionny process of control of the research and development drafts of the state defensive order are considered. To Vnedreni of service of controlling within implementation of the research and development drafts of the state defensive order it is directed on increase of efficiency of organizational business process, decrease in the conflict of interests of participants of process, coherence growth, unification and standardization of the reports developed in system.

Текст научной работы на тему «Механизм управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа с участием службы контроллинга»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/116EVN615.pdf DOI: 10.15862/116EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/116EVN615)

УДК 338.2 (075.8)

Далёкин Павел Игоревич

ОАО «Арзамасский завод «Легмаш»» Россия, Арзамас1

Заместитель генерального директора по экономике и финансам

E-mail: DPapifngtu@mail.ru

Гусева Ирина Борисовна

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»

Арзамасский политехнический институт

Россия, Арзамас Доцент

Доктор экономических наук, профессор E-mail: Iran_guseva@mail.ru

Ковырзина Кристина Владимировна

ОАО «Арзамасский приборостроительный завод»

Россия, Арзамас Экономист Кандидат экономических наук E-mail: kristina.kovyrzina@yandex.ru

Механизм управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа с участием службы контроллинга

1 607223, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Светлая, 56

1

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые проблемы управления и контроля проектов НИОКР в рамках выполнения государственного оборонного заказа. В связи с введением в действие нового механизма контроля затрат на выполнение государственного оборонного заказа (Федеральный закон N 159 «О внесении изменений в Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты РФ»), участники процесса испытывают определенные трудности в связи с отсутствием регламентированности нормативно-правового обеспечения и методических рекомендаций. Авторами сформирован действующий механизм мониторинга и контроля выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа, а также рассмотрены его недостатки. С целью урегулирования проблемных вопросов авторы предлагают внедрение службы контроллинга в рамках интеграционного подхода, как ключевого субъекта процесса контроля выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа. Дополнительно в исследовании рассмотрены ключевые преимущества и функции внедрения службы контроллинга в интеграционный процесс контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа. Внедрение службы контроллинга в рамках выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа направлено на повышение эффективности организационного бизнес-процесса, снижение конфликта интересов участников процесса, рост согласованности, унификацию и стандартизацию отчетов, разрабатываемых внутри системы.

Ключевые слова: механизм; НИОКР; государственный оборонный заказ; контроллинг.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Далёкин П.И., Гусева И.Б., Ковырзина К.В. Механизм управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа с участием службы контроллинга // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/116EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/1^^615

Статья опубликована 25.11.2015.

Оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации еще с советских времен является ключевым интегратором науки и производства, а также отраслью, имеющей наибольший инновационный потенциал. В сложившихся на данный момент геополитических условиях данное направление для Российской Федерации имеет стратегическое значение.

ФЗ N 159 «О внесении изменений в ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу в июне 2015 г., утверждает отдельное управление проектами государственного оборонного заказа, в т.ч. проектов НИОКР государственного оборонного заказа, таким образом предусматривая проектный подход к проведению, мониторингу и контролю выполнения НИОКР государственного оборонного заказа, что вызывает ряд ключевых противоречий в функционировании научно-производственных предприятий (НПП), т.к. большинство российских предприятий имеет линейно-функциональную организационную структуру, а не проектную.

Дополнительные трудности в рамках выполнения НИОКР государственного оборонного заказа возникают в связи с тем, что научно-производственные предприятия выполняют дополнительно коммерческие НИОКР за счет собственных средств, а также НИОКР с целью продажи, либо заключения лицензионного соглашения.

Проекты НИОКР в рамках выполнения государственного оборонного заказа являются одним из ключевых направлений в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации на научно-производственных предприятиях. Проекты НИОКР государственного оборонного заказа требуют специального и высоко формализованного контроля затрат с целью сокращения издержек и экономии бюджета страны в условиях кризиса.

В рамках выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа возникает постоянный конфликт интересов участников процесса: государственных органов власти, государственных корпораций и концернов, уполномоченных банков, научно-производственных предприятий (в виде исполнителей НИОКР государственного оборонного заказа), соисполнителей и других стейкхолдеров.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о росте контроля и мониторинга со стороны государства за расходованием инвестируемых денежных средств на выполнение НИОКР государственного оборонного заказа, а с другой стороны государственные корпорации и исполнители сталкиваются с проблемой повышенного контроля за целевым использования денежных средств, отсутствием методического обеспечения по раздельному учету НИОКР в рамках государственного оборонного заказа и НИОКР финансируемых из других источников. Сложившийся механизм финансирования и контроля НИОКР в рамках государственного оборонного заказа в Российской Федерации направлен на формирование строгой системы взаимодействия и предоставления отчетности в контролирующие органы. Действующий механизм взаимодействия участников выполнения НИОКР государственного оборонного заказа авторами представлен на рисунке 1.

а

о р

т н о к

ы

т

и Т

т

О

щ

Государственный контроль

А ^

Л

Государственные органы (Минпромторг)

Лимиты,

средства, Договоры,

контроль акции,

Ежедневные отчеты

отчеты

Интегрированная структура (корпорация)

Лимиты, средства, контроль

Договоры, ТЗ

Договоры, акции, отчеты

Дочерние акционерные общества (научно-производственные предприятия)

Средства, контроль

Конкурсы, контракты

Акты вып. работ

Проектные организации, подрядчики НИОКР

Обосновывающие документы

Рисунок 1. Схема взаимодействия уровней управления проектами НИОКР в рамках выполнения государственного оборонного заказа

Следует заметить также, что:

• оценка обоснованности и эффективности проектов НИОКР государственного оборонного заказа;

• планирование и координация инвестиционной деятельности в процессе реализации проектов НИОКР в рамках выполнения государственного оборонного заказа;

• контроль процесса реализации проектов НИОКР государственного оборонного заказа становятся приоритетными задачами службы, отвечающей за аналитику, методическое, информационное обеспечение, координацию работ, как в рамках госорганов, так и интегрированных структур, а также входящих в их состав предприятий оборонно-промышленного комплекса. Классически в развитых странах Европы и США это является компетенцией службы контроллинга, в рамках организационной структуры, находящейся в подчинении непосредственно у первых лиц: государственных структур, собственников бизнеса, руководителей, зам. директоров и т.д., предоставляющей им контрольные отчеты и мониторинги на независимой основе, исключая многоступенчатые уровни менеджмента. Преимущества внедрения службы контроллинга представлены в работах [5, 6, 7].

В рамках внедрения службы контроллинга в процесс управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа авторы предлагают применять следующие подходы [1]:

1. Системный подход.

2. Информационный подход.

3. Координационный подход.

4. Интеграционный подход.

5. Целевой подход и др.

Авторский механизм внедрения службы контроллинга на всех уровнях управления и контроля НИОКР государственного оборонного заказа в рамках интеграционного подхода представлена на рисунке 2.

ев -

О

а н Я о

и 3

о

■а н и т н О

Государственный контроль

Государственные органы (Минпромторг). (Служба контроллинга - центральный офис)

Лимиты, средства, контроль

Ежедневные отчеты

Договоры, акции, отчеты

Интегрированная структура (корпорация) (Служба контроллинга корпорации)

Лимиты, средства, контроль

Договоры, ТЗ

Договоры, акции, отчеты

Дочерние акционерные общества (НПП ОПК) Служба контроллинга АО

Средства, контроль

Конкурсы, контракты

Акты вып. работ

Проектные организации, подрядчики НИОКР

Обосновывающие документы

к н а

б й

ы н н е ч о

о п

>>

Рисунок 2. Схема взаимодействия уровней управления проектами НИОКР в рамках государственного оборонного заказа с участием службы контроллинга

Ключевые компетенции службы контроллинга проектов НИОКР представлены в работах [1, 2, 3, 4]. Авторами проведен анализ направлений деятельности службы контроллинга в рамках интеграционного процесса контроля и мониторинга проектов НИОКР государственного оборонного заказа. В рамках данного исследования были сформулированы основные функции службы контроллинга при управлении проектами НИОКР государственного оборонного заказа, которые включают:

1. Прогнозирование и планирование (раздельный учет и планирование проектов НИОКР в соответствии с договорами государственного оборонного заказа).

2. Учетная функция (параллельное ведение бухгалтерского и управленческого учета по выполнению проектов НИОКР государственного оборонного заказа и коммерческих проектов НИОКР).

3. Функция мониторинга (контроль динамики и соотношение показателей проектов НИОКР государственного оборонного заказа).

4. Функция контроля и регулирования (определение допустимых границ отклонений в рамках выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа) и др.

Анализ проблемных вопросов в области управления и контроля проектов НИОКР государственного оборонного заказа свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения данной области, разработки методических рекомендаций и указаний. Внедрения службы контроллинга в современных условиях выполнения государственного оборонного заказа способствует снижению конфликта интересов, стандартизации и унификации процесса контроля и мониторинга выполнения проектов НИОКР государственного оборонного заказа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковырзина, К.В. Разработка интеграционного подхода и инструментария контроллинга НИОКР промышленного предприятия: автореферат дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05 / К.В. Ковырзина. - Н. Новгород, 2015. - 24 с.

2. Далёкин, П.И. Направления контроллинга НИОКР в научных организациях / Глебова О.В., Гусева И.Б. // Будущее технической науки: сборник материалов XIII Международной молодежной научно-техн. конф.; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2014. - 423 с.

3. Далёкин, П.И. Контроллинг НИОКР в рамках научно-производственных предприятий. / Глебова О.В., Гусева И.Б // Green Controlling: Сборник тезисов III Международного конгресса по контроллингу / Под науч. ред. С.Г. Фалько. - М.: НП «Объединение контроллеров», 2013. - 156 с.

4. Чумаков, А.Г. Современные технологии управления научно-производственными предприятиями. Концепция контроллинга: монография / А.Г. Чумаков, И.Б. Гусева. - Н. Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2012. -162 с.

5. Фалько, С.Г. Контроллинг инновационных проектов [Текст] / С.Г. Фалько, Б.С. Федоров. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 56 с.

6. Фалько, С.Г. Инновационный менеджмент на высокотехнологичных предприятиях / С.Г. Фалько, Н.Ю. Иванова // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. №2 (88). - 123 с.

7. Гусева, И.Б. Организационно-методические аспекты контроллинга на промышленных предприятиях. На примере промышленных предприятий Нижегородской области: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / И.Б. Гусева. - Н. Новгород, 2003. - 173 с.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Dalekin Pavel Igorevich

OJSC «Arzamas Plant «Legmash» Russia, Arzamas E-mail: DPapifngtu@mail.ru

Guseva Irina Borisovna

«Nizhny Novgorod State Technical University n. a. R.E. Alekseev»

Arzamas Polytechnic Institute (branch) Russia, Arzamas E-mail: Iran_guseva@mail.ru

Kovirzina Kristina Vladimirovna

OJSC «Arzamas Instrument Plant n. a. P.I. Plandin»

Russia, Arzamas E-mail: kristina.kovyrzina@yandex.ru

Mechanism management and control of the research and development drafts of the state defensive order with participation of service of controlling

Abstract. In article key problems of management and control of the research and development projects within implementation of the state defensive order are considered. Due to the introduction of the new mechanism of control of costs of implementation of the state defensive order (The Federal law N 159 "About modification of the Federal law No. 275" About the state defensive order "and separate acts of the Russian Federation"), participants of process have some difficulties due to the lack of regimentation of standard legal support and methodical recommendations. Authors created the operating mechanism of monitoring and control of implementation of the research and development drafts of the state defensive order, and also its shortcomings are considered. For the purpose of settlement of problematic issues authors offer introduction of service of controlling within integration approach, as key subject of process of control of implementation of the research and development drafts of the state defensive order. In addition in research key advantages and functions of introduction of service of controlling in intgeratsionny process of control of the research and development drafts of the state defensive order are considered. To Vnedreni of service of controlling within implementation of the research and development drafts of the state defensive order it is directed on increase of efficiency of organizational business process, decrease in the conflict of interests of participants of process, coherence growth, unification and standardization of the reports developed in system.

Keywords: mechanism; research and development; state defensive order; controlling.

REFERENCES

1. Kovyrzina, K.V. Razrabotka integratsionnogo podkhoda i instrumentariya kontrollinga NIOKR promyshlennogo predpriyatiya: avtoreferat dis. ... kand. ekon. nauk. 08.00.05 / K.V. Kovyrzina. - N. Novgorod, 2015. - 24 s.

2. Dalekin, P.I. Napravleniya kontrollinga NIOKR v nauchnykh organizatsiyakh / Glebova O.V., Guseva I.B. // Budushchee tekhnicheskoy nauki: sbornik materialov XIII Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchno-tekhn. konf.; NGTU im. R.E. Alekseeva. - Nizhniy Novgorod, 2014. - 423 s.

3. Dalekin, P.I. Kontrolling NIOKR v ramkakh nauchno-proizvodstvennykh predpriyatiy. / Glebova O.V., Guseva I.B // Green Controlling: Sbornik tezisov III Mezhdunarodnogo kongressa po kontrollingu / Pod nauch. red. S.G. Fal'ko. - M.: NP «Ob"edinenie kontrollerov», 2013. - 156 s.

4. Chumakov, A.G. Sovremennye tekhnologii upravleniya nauchno-proizvodstvennymi predpriyatiyami. Kontseptsiya kontrollinga: monografiya / A.G. Chumakov, I.B. Guseva. - N. Novgorod: Nizhegorod. gos. tekhn. un-t im. R.E. Alekseeva, 2012. -162 s.

5. Fal'ko, S.G. Kontrolling innovatsionnykh proektov [Tekst] / S.G. Fal'ko, B.S. Fedorov. - M.: MGTU im. N.E. Baumana, 2001. - 56 s.

6. Fal'ko, S.G. Innovatsionnyy menedzhment na vysokotekhnologichnykh predpriyatiyakh / S.G. Fal'ko, N.Yu. Ivanova // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2012. №2 (88). - 123 s.

7. Guseva, I.B. Organizatsionno-metodicheskie aspekty kontrollinga na promyshlennykh predpriyatiyakh. Na primere promyshlennykh predpriyatiy Nizhegorodskoy oblasti: dis. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 / I.B. Guseva. - N. Novgorod, 2003. - 173 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.