Научная статья на тему 'Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО'

Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ДИАГНОСТИКА / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деменева Ирина Анатольевна, Красных Ольга Аркадьевна

В статье раскрывается механизм разработки пакета контрольно -измерительных материалов для проектирования программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО». В основе этого механизма лежат индивидуальный поиск отдельным учителем и коллективно -распределенная групповая деятельность педагогов. В статье описаны индивидуальные и групповые способы деятельности педагогов, этапы реализации проекта, стратегии разработки пакета КИМов для оценки образовательных результатов, требования по их составлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деменева Ирина Анатольевна, Красных Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО»

УДК 371.214

И.А. Деменева , О.А. Красных Механизм разработки программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в условиях перехода на ФГОС НОО

В статье раскрывается механизм разработки пакета контрольно -измерительных материалов для проектирования программы «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО». В основе этого механизма лежат индивидуальный поиск отдельным учителем и коллективно -распределенная групповая деятельность педагогов. В статье описаны индивидуальные и групповые способы деятельности педагогов, этапы реализации проекта, стратегии разработки пакета КИМов для оценки образовательных результатов, требования по их составлению.

Ключевые слова: основная

образовательная программа, контрольноизмерительные материалы, диагностика, контрольно-оценочная деятельность, оценка образовательных результатов.

С 1 сентября 2010 года педагоги начальной школы МАОУ «СОШ № 135» г. Перми приступили к введению ФГОС НОО (школа вошла в состав «пилотных» в Пермском крае). Реализуя данное направление (введение ФГОС НОО), администрация и коллектив педагогов начальной школы организовали разработку основной образовательной про-

© И.А . Деменева , О.А. Красных, 2012

граммы начального общего образования . в структуру которой вошли: рабочие учебные программы по всем предметам учебного плана. модель организации внеурочной деятельности учащихся. программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности учащихся на параллели первых и вторых классов. Начата системная работа по созданию. разработке и подборке контрольноизмерительных материалов. диагностических работ и диагностических карт учащихся начальной школы [2].

В соответствии с требованиями стандарта НОО итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением. поэтому задачей педагогов является создание пакета контрольно-измерительных материалов для каждого класса обучения [5]. что и стало предметом проекта: «Разработка пакета контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных результатов освоения ООП НОО».

В реализации проекта «Разработка пакета контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО» участвовало 10 педагогов. которые начали работу на апробационной площадке МАОУ «СОШ № 135». где уже девять начальных классов осваивают ФГОС НОО. Работа по проекту . позволит во-первых . как минимум. дать педагогам в руки инструмент. который поможет отличить хороший тест от плохого. свободно ориентироваться в мире предлагаемых тестов; во-вторых . освоить создание тестовых заданий различной сложности. Выполнение последней задачи слишком трудоемко для отдельного учителя. но для коллектива . достаточно слаженного и профессионального. задача создания контрольно-измерительных материалов вполне посильна.

В ходе реализации проекта необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить показатели. подлежащие отслеживанию и оценке в соответствии с образовательными стандартами. а также критерии их результативности.

2. Разработать диагностические и рефлексивные карты.

3. Разработать (подобрать из имеющихся) и классифицировать задания базового и повышенного уровней . а также необходимые диагностические материалы.

4. Разработать консультационные и просветительские материалы для родителей по контролю и оценке достижений учащихся при безотметочном обучении.

В ходе реализации проекта эти проблемы были частично решены. Работа над проектом дала более четкое понимание . что такое конечный результат обучения. как его можно зафиксировать . измерить . сделать явным для самого ученика . родителей и педагогов.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы НОО должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения программы . необходимых для продолжения образования. В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся. отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений. продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО; результаты итоговых работ за каждый год обучения. характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний.

Планируемые результаты описывают группы целей в двух блоках: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Они характеризуют систему учебных действий в

отношении опорного учебного материала . в освоении которого и составляются КИМы [5].

Результаты блока «Выпускник научится» прописываются к каждому разделу учебной программы. Они характеризуют освоение базового учебного материала. В эту группу включается система таких знаний. учебных действий. которая необходима для успешного обучения в начальной школе и должна быть освоена большинством обучающихся. Планирование результатов данного блока и контроля их освоения становится предметом особого внимания учителя и управленца. Задача учителя — построить линию планируемых результатов по каждой предметной программе по годам обучения и организовать контроль освоения этих результатов. Контроль представляет собой реализацию принципа, обратной связи . без него невозможно управление. Именно поэтому педагогу необходимо иметь (создать) банк заданий. позволяющих устанавливать уровень освоения программы (базовый и повышенный) в ходе накопительной и итоговой оценки обучающихся. В условиях введения ФГОС НОО система контроля и оценки не может ограничиваться про-веркой усвоения знаний . умений и навыков учителем . который работает с классом. Становится актуальной задача развивать у школьников действие контроля и действие оценки . когда ученики сами могут проверять. контролировать и оценивать свою деятельность. находить ошибки и планировать пути их устранения.

Результаты освоения ООП НОО обеспечивают связь между требованиями Стандарта . образовательным процессом и системой оценки . используемой в ОУ . учитываются при создании ООП НОО и являются основой для разработки рабочих программ учебных предметов (см. рис.).

Рис. Планируемые результаты освоения ООП НОО

В соответствии с ФГОС НОО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных , метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников. Промежуточные и итоговые работы должны быть представлены так . чтобы учитель имел возможность диагностировать освоение каждым учеником предметных и метапредметных результатов. что требует нового подхода к системе оценивания [1]. который предполагает переход на критериальную. содержательную оценку — оценку индивидуального прогресса учащихся; обогащение форм и способов оценочных процедур; изменения в содержании контрольно-измерительных материалов. в способах и формах предъявления образовательных достижений учебных и внеучебных младших школьников.

Для диагностики промежуточных и итоговых результатов образования были определены несколько видов контроля: стартовая. диагностическая. самостоятельная. проверочная. итоговая комплексная работы и решение проектной задачи.

В ходе разработки КИМов выявились со следующие проблемы:

недостаточность (или отсутствие) новых контрольно-измерительных материалов. соответствующих новым образовательным результатам в начальной школе (предметным, метапредметным);

несовершенство имеющейся системы мониторинга планируемых и достигнутых результатов учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО;

недостаточно полные проработанность и понимание педагогами зависимости содержания образования, программы формирования УУД и системы оценки планируемых результатов в инновационных условиях; необходимость более независимой оценки качества образования для получения объективной и разноплановой картины результатов обучения.

В процессе работы над проектом сформировался определенный меха-низм способов деятельности по разработке пакета КИМов, понимаемый нами как система мероприятий, определяющих порядок проектирования и разработки контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых

результатов освоения основной образовательной программы НОО.

Суть механизма заключается в сочетании индивидуального поиска и разработки материалов отдельным

учителем и коллективно-распределенной групповой деятельности педагогов. Виды индивидуальных и групповых способов деятельности педагогов представлены в таблице.

Таблица

Индивидуальные и групповые способы деятельности по разработке пакета КИМов

Индивидуальные способы деятельности педагогов Групповые способы деятельности педагогов

Просмотр методических пособий по диагностике промежуточных и конечных результатов. Поиск необходимой информации в Интернете. Разработка авторских заданий. Подбор необходимых тематических заданий для создания банка заданий. Разработка инструкций для родителей . учащихся. Разработка вариантов диагностических работ (клонов) по предложенной матрице. Построение профиля продвижения класса. Семинары, модульное обучение по разработке КИМОв. Совместная разработка недостающих заданий, для проверки сфор-мированности УУД. Разработка матрицы диагностической работы. Коллективный анализ заданий и результатов их выполнения учащимися. Обсуждение и доработка авторских и других заданий. Апробация диагностической работы и анализ выявленных результатов. Консультации педагогов-психо-логов.

Для разработки пакета контрольноизмерительных материалов оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО были выбраны две стратегии.

Стратегия 1. «Создание банка КИМов». Предполагается создание (подбор, отбор) банка различных заданий с их кратким описанием: тема, класс,

предмет, сложность, какое содержание учебного материала проверяет, как оценивать выполнение задания. Такие задания можно располагать на отдельной карточке. Учитель из банка КИМов сам выбирает задания и формирует промежуточную, самостоятельную или итоговую работу за определенный год обучения в начальной школе. Учитывая

уровень класса, он подбирает задания базового и повышенного уровня, может отобрать задания для определения зоны ближайшего развития, определяет количество заданий и разрабатывает критерии оценивания итоговой работы. Для учителя эта стратегия дает больше возможности выбрать задания по уровню сложности и содержанию, но в результате сравнения данных в школьном мониторинге может быть большой разброс в выборе заданий в пределах параллели.

Стратегия 2. «Разработка матрицы итоговой (промежуточной) работы». Данная стратегия предполагает совместную работу педагогов по созданию единой рабочей матрицы итоговой работы для всех классов в параллели. В коллективной деятельности педагогов разрабатывается такая рабочая матрица, в которой определяется количество заданий повышенного и базового уровня, заданий, проверяющих сформированность УУД в соответствии с программой «Планируемые результаты освоения ООП НОО». разработанной по годам обучения, прописаны критерии оценивания задания, общая оценка работы в баллах и соответствие определенного количества баллов отметке. В такой матрице изначально задана строгая рамка, но на этой основе учитель может разрабатывать другие варианты итоговых (промежуточных) диагностических работ.

Разработка и реализация проекта осуществлялась поэтапно:

1-й этап. Организационный. Содержание работы: установочный семинар, первоначальный обзор литературы и других источников, освещающих подходы к разработке КИМов.

2-й этап. Информационно-методический. Содержание работы: информационный поиск - сбор методических материалов, участие в курсовой подготовке, методических семинарах, практикумах по выявлению в учебных материалах их формирующего действия, по конструированию заданий, формиру-

ющих УУД. проведение мастер-класса «Формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся начальной школы».

3-й этап. Проектировочный. Содержание работы: составление базы КИМов (более 400 заданий для первого и второго классов по четырем предметам - русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру), разработка заданий для оценки метапред-метных результатов и требований к структуре и содержанию тестовых заданий.

В общем виде тестовое задание состоит из четырех частей:

инструкция (что делать. каким образом выполнять, где и как делать пометки и записи); текст задания (содержательное наполнение);

варианты ответов (не используется для заданий открытого типа); правильный ответ.

Задания были распределены по содержательным блокам учебного предмета, по проверяемым умениям и видам деятельности, по уровню сложности, содержат систему оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Кроме этого, тестовое задание может иметь тему, указание на возраст, сложность. уровень . который соответствует данному заданию. В ходе проекта в основном разрабатывались тесты достижений [4]. В тестах (диагностических материалах) встречаются разнообразные типы и виды заданий: закрытого (с выбором ответа) и открытого типа.

Создание критериально-ориентированного педагогического теста предполагает . прежде всего. расчленение нормативного образовательного результата на элементы - матрицы элементов, устанавливаются индикаторы, по которым можно судить. - усвоен данный элемент или нет. Данный подход дает возможность конкретно выявить, что учащийся усвоил, а что еще не усвоил.

В ходе совместного обсуждения педагогов и ученых были выработаны требования, которые необходимо учитывать при разработке (отборе, доработке) задания:

точность формулировки и лаконичность задания для ученика; тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ; развивающая ценность задания, его привлекательность для учащегося; многогранность извлечения информации в ходе выполнения задания, позволяющая проверить не одно, а несколько элементов или УУД.

4-й этап. Апробационный. Содержание работ: апробация итоговых

работы для 2-х классов по трем предметам (русский язык, окружающий мир, математика) в ходе курсовой подготовки педагогов в рамках деятельности ЦИО МАОУ «СОШ № 135». обсуждение .

доработка КИМов, проведение мониторинга сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся

2-х классов по скорректированным работам.

Такой механизм разработки программы, включающий сочетание индивидуальных и групповых способов деятельности педагогов, использование разных стратегий, поэтапная разработка и реализация проекта - позволяет в ОУ относительно быстро и с определенным уровнем качества создать пакет диагностических материалов для промежуточной внутренней (школьной) оценки результатов образования. Эти материалы должны лечь в основу контрольно-оценочной политики и деятельности школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Необходимо адаптировать и модифицировать существующий инструментарий мониторингов таким образом, чтобы он мог непосредственно ориентировать деятельность педагога и администрацию школы на коррекцию результатов обучения [3]. Педагогам необходимо

осуществить разработку диагностических методик, использование которых позволило бы не только подводить итоги образования, а содержательно встраивать диагностику в образовательный процесс, чтобы она давала педагогу информацию о ходе самого познания. Такая информация необходима учителям — для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий.

Разработанные материалы (КИМы) поддержат реализацию ФГОС нового поколения в начальной школе, сделают оценочную политику учителя прозрачной для родителей, администрации, общественного контроля, а учитель будет иметь четкое представление о времени, форме, уровне, способе, средствах оценивания учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, индивидуальном прогрессе ученика.

Опыт работы по введению ФГОС НОО в МАОУ «СОШ № 135» г. Перми был представлен на семинарах в рамках работы выставки «Образование и карьера - 2011». на «Ярмарке педагогических инноваций - 2011». интернет-конференции «Инновационная деятельность Университетского округа ПГПУ: содержательный диалог науки и практики», на модулях курсовой подготовки «Организационно-методические условия введения ФГОС» ЦИО.

Стандарты нового поколения дают больше самостоятельности в разработке основной образовательной программы школы на всех ступенях обучения, а так как это целый комплекс программ, то с точки зрения управления этими процессами целесообразно нарабатывать организационные способы и формы (механизмы, алгоритмы) их проектирования.

Список литературы:

1. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П.Г. Не-жнова, И.Д. Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д. Эльконина. М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009.

2. Индивидуальные образовательные

траектории на первой ступени обучения: методические материалы из

опыта работы апробационных площадок по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального образования / Департамент образования администрации г. Перми. Пермь, 2011.

3. Ковалева Г.С. Оценка достижений

планируемых результатов: в двух частях. М.: Просвещение, 2010.

4. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, прове-

дение. использование. - СПб: Образование и культура, 1996.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт: начальное

общее образование. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.