Научная статья на тему 'Механизм преступления, предусмотренного Ч. 2 ст. 176 УК РФ'

Механизм преступления, предусмотренного Ч. 2 ст. 176 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / НЕЗАКОННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТА / БАНК / МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / STATE LOAN / ILLEGAL LOAN / BANK / MECHANISM OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шунк Виктория Эдуардовна

В статье приводится нормативная база о правовой охране кредитов, выдаваемых из бюджета Российской Федерации. Раскрывается механизм незаконного получения государственных кредитов. Приводятся документы, которые должны быть представлены следователю для установления события преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of crime provided by article 176 part 2 of the Criminal Code of the Russian Federation

This article deals with the legal base of the legal protection of loans granted from the budget of the Russian Federation. The mechanism of illegal government loans is solved. There are documents which must be presented to the investigator for determing evidence of a crime.

Текст научной работы на тему «Механизм преступления, предусмотренного Ч. 2 ст. 176 УК РФ»

Криминалистика, криминология, ОРД

и способы совершения, места размещения преступных доходов, особенности личности преступников и их мотивацию, возможности выявления и документирования преступной деятельности посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Модельный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств,. -1999. - № 20. - С. 112-129.

3. Луговик, В. Ф. Проблемы формирования учения об оперативно-разыскной характеристике преступлений // Оперативник (сыщик). - 2006. - № 4 (9). - С. 13-16.

4. Ларичев, В. Д. Роль и значение оперативно-розыскной характеристики экономических преступлений в оперативно-розыскной деятельности // Оперативно-розыскная характеристика преступлений: понятие, сущность и содержание : материалы круглого стола, приуроченного к 60-летию заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В.Д. Ларичева. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.

УДК 343.985 В.Э. Шунк*

Механизм преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ

В статье приводится нормативная база о правовой охране кредитов, выдаваемых из бюджета Российской Федерации. Раскрывается механизм незаконного получения государственных кредитов. Приводятся документы, которые должны быть представлены следователю для установления события преступления.

Ключевые слова: государственный кредит, незаконное получение кредита, банк, механизм преступления.

V.E. Shunk*. The mechanism of crime provided by article 176 part 2 of the Criminal Code of the Russian Federation. This article deals with the legal base of the legal protection of loans granted from the budget of the Russian Federation. The mechanism of illegal government loans is solved. There are documents which must be presented to the investigator for determing evidence of a crime.

Keywords: state loan, illegal loan, bank, mechanism of crime.

Норма ч. 2 ст. 176 УК РФ предусматривает уголовную ответственность:

1) за незаконное получение государственного целевого кредита;

2) за использование государственного целевого кредита не по прямому назначению.

Высокая общественная значимость приведенной нормы в практической деятельности фактически

не находит отражения. Так, по указанному составу преступления были осуждены в 2009 г. 21 человек, в 2010 г. - 11 человек, в 2011 г. - 6 человек, в 2012 г. - 3 человека, в 2013 г. - 5 человек, в 2014 г. - 1 человек [9].

Столь низкое число осужденных может объективно объясняться отсутствием расходов в бюджете России, связанных с предоставлением кредитов тем или иным субъектам. Вместе с тем низкое число кредитов, предоставляемых из бюджета России, может объясняться и отсутствием адекватного механизма уголовно-правового воздействия на лиц, незаконно получающих государственные кредиты или использующих их не по целевому назначению. Одной из причин указанной проблемы является сложность в понимании и установлении механизма данного преступления. Обращение к научным исследованиям и периодическим изданиям свидетельствует, что авторы в основном акцентируют внимание на преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 176 УК РФ, который по механизму совершения отличен от рассматриваемого нами деяния [2; 3; 4; 5; 6, с. 34-40; 7, с. 95-106; 8, с. 30-34]. Для понимания механизма соответствующего преступления обратимся к процедуре его предоставления.

Государственный целевой кредит обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Исходя из ст. 6 и п. 2 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту - БК РФ), под бюджетным кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом на возвратной и возмездной основах [1]. Бюджет, исходя из ст. 6 БК РФ, - это форма образования и расходования

* Шунк, Виктория Эдуардовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206 г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 730-26-90. E-mail: vika-shunk@rambler.ru.

* Shunk, ViktoriaEduardovna, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer of the chair of the criminalistic of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, l.Ph. 8 (812) 730-26-90. E-mail: vika-shunk@rambler.ru.

© Шунк В.Э., 2015

денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. В соответствии с п. 1 ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен: Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете [1].

К уголовной ответственности по ч. 2 ст. 176 УК РФ привлекается только руководитель юридического лица. Соответствующий бюджетный кредит предоставляется только юридическим лицам, не имеющим просроченных задолженностей по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Государственный целевой кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением). Способами обеспечения исполнения обязательств, в соответствии с п. 3 ст. 93.2 БК РФ, могут быть только: 1) банковские гарантии. Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии осуществляется Минфином России; 2) поручительства. Оценка надежности (ликвидности) поручительства осуществляется Минфином России; 3) государственные или муниципальные гарантии; 4) залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Оценка имущества, предоставляемого в залог, осуществляется в соответствии с § 3 гл. 23 ГК РФ, регулирующей предоставление залога. Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств: государственных гарантий РФ, субъекта РФ, муниципального образования; поручительств и гарантий организаций, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом; поручительств и гарантий организаций, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита [1]. Запрещается предоставление бюджетного кредита заемщику, неспособному обеспечить исполнение обязательств вышеуказанными способами [1].

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита организации является проведение предварительной проверки его финансового состояния, его гаранта или поручителя (п. 5 ст. 93.2 БК РФ) [1]. Проверка целевого использования бюджетного кредита и его возврата, в соответствии со ст. 268 БК РФ, осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора [1].

Исходя из вышесказанного, государственный целевой кредит может быть получен незаконно, если: 1) он предоставлен организации, имеющей просроченную задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности); 2) были представлены неликвидные банковские гарантии; 3) были представлены неликвидные поручительства; 4) были представлены заведомо ложные сведения о предмете залога, в результате чего был предоставлен ненадлежащий предмет залога; 5) были представлены поручительства и гарантии организаций, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом; 6) были представлены поручительства и гарантии организаций, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита. Данные нарушения процедуры предоставления бюджетного кредита возможны: 1) при пособничестве гаранта или поручителя; 2) при нарушении правил проведения предварительной проверки финансового состояния заемщика, его гаранта или поручителя при одновременном пособничестве гаранта или поручителя; 3) при представлении заведомо ложных сведений о предмете залога; 4) при нарушении правил оценки предмета залога; 5) при одновременном пособничестве лиц, на которых возложена проверка финансового состояния заемщика, его гаранта или поручителя и указанных лиц.

Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению будет в том случае, если средства конкретного бюджетного кредита израсходованы не на те цели, которые указаны: в программе государственных внешних заимствований РФ; в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Эффективному пониманию механизма рассматриваемого преступления, способствует и отражение тех документов, которые должны быть собраны и представлены следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствующих документах находят отражение следы механизма совершенного преступления и, исходя из этого (из следов), у правоприменителя формируется образ преступного механизма деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ. Исходя из практической направленности научной статьи, мы считаем необходимым довести перечень этих документов. Стоит указать, что информация о рассматриваемых преступлениях, поступает в ОВД из территориальных подразделений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В материалах, представляемых следователю должны содержаться следующие документы:

1) рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ;

2) выписки из нормативно-правовых актов: выписка из Федерального закона о федеральном бюджете, предусматривающего расход в виде предоставления бюджетных кредитов организациям на определенные цели; нормативно-правовые акты, регламентирующие оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя;

Криминалистика, криминология, ОРД

3) копии документов, представленных кредитору для получения кредита, и документов, подтверждающих факт выдачи кредита, а также документов о погашении полученного кредита: заявление (заявка) заемщика на получение кредита; выписка о перечислении суммы кредита на расчетный или корреспондентский счет организации-заемщика;

4) копии документов о государственной регистрации организации и копии ее учредительных документов;

5) объяснения учредителей организации; главного бухгалтера (бухгалтера), работников организации;

6) объяснения лиц, которые по документам, представленным заемщиком кредитору, являются его контрагентами по сделке, на которую получается кредит;

7) объяснения лица или представителя организации, которым был причинен ущерб, документы, устанавливающие размер ущерба, и копии учредительных документов соответствующей организации;

8) объяснение представителя банка, предоставившего банковские гарантии или поручителя;

9) материалы проверки территориальным подразделением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

10) материалы оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии или поручительства, проведенной Минфином России;

11) материалы оценки имущества, предоставляемого в залог;

12) объяснения сотрудников, проводивших оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя;

13) протокол ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений» административных и производственных помещений организации или индивидуального предпринимателя;

14) объяснение руководителя организации;

После получения материалов следователь при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ должен их изучить и прийти к однозначному выводу о наличии следующих обстоятельств:

1) времени и места:

- подачи заемщиком документов на получение государственного целевого кредита;

- подписания договора между заемщиком и уполномоченным органом государства;

- перечисления суммы денежных средств заемщику по договору;

2) наличия особого статуса у заемщика: организация;

3) оснований для выдачи государственного целевого кредита, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете;

4) государственный целевой кредит выдан, когда:

- организация имеет просроченные задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ;

- были предоставлены неликвидные банковские гарантии;

- были предоставлены неликвидные поручительства;

- был предоставлен ненадлежащий предмет залога;

- были предоставлены поручительства и гарантии организаций, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом;

- были предоставлены поручительства и гарантии организаций, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита;

5) цели, на которую был израсходован государственный целевой кредит;

6) наличия ущерба от незаконного получения государственного целевого кредита или его нецелевого использования для граждан, организаций или государства в крупном размере;

7) размера непогашенной суммы государственного целевого кредита, если ущерб причиняется государству.

Раскрытые в настоящей статье аспекты могут способствовать уяснению механизма преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, что может быть использовано в практической деятельности, при документировании возможной преступной деятельности субъектов предпринимательской деятельности, получивших государственные целевые кредиты.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 26 декабря 2014 г., с изм. от 8 марта 2015 г.) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2015).

2. Сапожков, А. А. Кредитные преступления: незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности : науч.-практ. изд. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 240 с.

3. Ерахина, Е. А. Видовая методика по расследования незаконного получения банковского кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2006. - 18 с.

4. Казмирук, М. П. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования незаконного получения кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2002. - 23 с.

5. Финогенова, О. В. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности : автореф. дис. ... канд юрид. наук. - Москва, 2003. - 21 с.

6. Козлов, В. А. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с незаконным получением кредита и злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности // Банковское право. - 2005. - № 2. - С. 34-40.

7. Майоров, А. А., Оробец, В. М. Уголовное законодательство зарубежных стран об ответственности за незаконное получение кредита и уклонение от погашения кредиторской задолженности // Юридическая мысль. - 2008. - № 1. - С. 95-106.

8. Феоктистов, М. В. Ответственность за незаконное получение кредита и уклонение от погашения кредиторской задолженности: проблемы теории и практики // Банковское право. - 2001. - № 1. - С. 30-34.

9. Форма 10-а (количество всех осужденных по всем статьям УК РФ). [Электронный ресурс]: Доступ с сайта Судебного департамента при Верховном суде РФ URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=586 (дата обращения: 19.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.