УДК 338.242 Мочалова Яна Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и статистики Белгородского государственного национального исследовательского университета
МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Mochalova Yana Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Statistics Department, Belgorod State National Research University
MECHANISM OF SOCIOECONOMIC EFFICIENCY IMPROVEMENT OF THE SMALL BUSINESS IN RUSSIA
Аннотация:
В данной статье рассмотрены проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях хозяйствования. Подчеркивается актуальность темы исследования и ее новизна, которая выражается в том, что малое предпринимательство является основной движущей силой на пути перехода к инновационной экономике. Обоснована необходимость поддержки и развития малого предпринимательства в России, разработан механизм его повышения социально-экономической эффективности.
Ключевые слова:
малое предпринимательство, социальноэкономическая эффективность, инновации, доход, механизм повышения, экономическое развитие, государственная поддержка, программа развития.
Summary:
The article deals with the current problems of the small business development in Russia. The scientific relevance of the research is determined by the fact that the small entrepreneurship is the main driving force of the transition to an innovative economy. The author substantiates the necessity for support and development of the small business in Russia. The article develops a mechanism of socioeconomic efficiency improvement of the small business.
Keywords:
small business, socio-economic efficiency, innovation, income, improvement mechanism, economic development, state support, development program.
В современных условиях очень трудно переоценить роль малого бизнеса в экономике, так как он является не только средством получения дохода, но и главным условием развития экономики, ее перестройки на качественно новый уровень роста.
Кроме того, необходимо подчеркнуть социально-экономическую значимость развития малого предпринимательства, выражающуюся в снижении уровня безработицы в стране и социальной напряженности в обществе, в удовлетворении потребностей граждан в производимой продукции и предоставляемых услугах, повышении уровня производительности и т.д.
По нашему мнению, малый бизнес предоставляет возможность миллионам людей открыть свое собственное дело, реализовать свои возможности и при этом не требуя большого стартового капитала. Вполне очевиден и тот факт, что малые предприятия, несмотря на ограниченность своих финансовых и других ресурсов, часто выступают в роли новаторов в различных сферах деятельности. Это, в свою очередь, предоставляет возможность многим предприятиям создавать новшества, изобретения, реализовывать свои идеи по созданию продукции или услуги.
Важно отметить и тот момент, что именно малое предпринимательство создает основу для конкуренции, формирует инфраструктуру рынка товаров и услуг, способствует удовлетворению потребностей населения. Следовательно, большое внимание вопросам поддержки и развития малого предпринимательства в России должно уделяться со стороны самого государства.
Однако, для малого предпринимательства характерна высокая мобильность, высокая эффективность и гибкость. Это требует постоянного совершенствования политики в области поддержки и развития малого предпринимательства. Все это подчеркивает актуальность и значимость данной темы исследования, а также необходимости ее решения.
Считаем, что вопросам повышения социально-экономической эффективности малого предпринимательства в России уделяется недостаточно внимания.
По нашему мнению, необходимо совершенствовать механизма социально-экономической эффективности малого предпринимательства, его развитию в России должно уделяться первостепенное значение.
Целью исследования является совершенствование механизма повышения социальноэкономической эффективности малого предпринимательства в современных условиях.
Научная новизна исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию механизма повышения социально-экономической эффективности малого предпринимательства, что обеспечит прогрессивное развитие экономики в целом.
Следует отметить, что в экономически развитых странах уделяется особенное внимание развитию малого предпринимательство, а также оказывается поддержка со стороны государства. Например, в Японии система поддержки в основном направлена на сокращение числа банкротов предприятий. Она включает в себя льготный режим налогообложения, определенный порядок амортизации и другие направления деятельности. Считаем, что такое содействие со стороны государства оказывает положительное воздействие на развитие малого предпринимательства [1, с. 135].
Следует отметить, что развитие малого предпринимательства в нашей стране происходило достаточно в сложных и экономически нестабильных условиях, сопровождающихся инфляцией, кризисом в экономике, жесткой политикой, проводимой самим государством. Кроме того, на развитие данной отрасли оказывали большое влияние факторы внутренней и внешней среды.
Проведенный анализ показал, что в России развитие малого предпринимательства не играет значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Поэтому большинство предприятий разоряются, прекращают свое существование из-за того, что отсутствует должная поддержка со стороны государства, а также эффективная социально-экономическая политика, направленная на развитие сферы предпринимательства в России [2, с. 79].
На основе проведенного нами анализа, считаем необходимым разработку механизма повышения социально-экономической эффективности малого предпринимательства в России.
Следовательно, нами были разработаны рекомендации по повышению социальноэкономической эффективности малого предпринимательства, которые допустимо считать в качестве первоочередных на данном этапе развития экономики. Они включают в себя реализацию и практическое применение 3-х основных этапов.
I этап. Создание экономической базы для форсированного развития малого предпринимательства в России:
1) совершенствование законодательной базы, регулирующей деятельность малого предпринимательства;
2) организация контроля за исполнением федеральных законов, регулирующих деятельность малого предпринимательства;
3) создание для венчурных предприятий гарантийного фонда, который компенсировал бы затраты в случае неучи предприятий;
4) подготовка специалистов в области малого предпринимательства;
5) разработка программы по привлечению иностранных инвестиций в экономику;
6) активизация деятельности малых предприятий и организаций в современных условиях хозяйствования;
7) финансирование деятельности малых предприятий путем выделения субсидий, привлечения иностранных инвестиций в экономику.
II этап. Обеспечение сетевых взаимодействий и кластеризация системы малого предпринимательства:
1) осуществление контроля со стороны государства по отношению к кластерам малого предпринимательства, выявление узких и слабых мест;
2) создание кластеров взаимодействия для науки и производства;
3) сотрудничество с партнерами из-за рубежа;
4) создание эффективной информационной системы для субъектов малого предпринимательства;
5) разработка эффективной программы, обеспечивающей поддержку и развитие кластеров малого предпринимательства.
III этап. Повышение социально-экономической эффективности малого предпринимательства в России:
1) увеличение удельного веса инвестиций в развитие малого предпринимательства;
2) увеличение доли малых предприятий и организаций в реальном секторе экономики;
3) повышение самозанятости населения и сокращение безработицы в стране;
4) насыщение потребительского рынка необходимыми продуктами и услугами, имеющими спрос со стороны населения;
5) повышение уровня жизни и материального благосостояния населения.
Считаем, что реализация данных мероприятий позволит качественно и количественно улучшить показатели деятельности малых предприятий и организаций, повысить показатели прибыльности и рентабельности производства.
По нашему мнению, развитие экономики любого государства невозможно без формирования малого предпринимательства, поскольку последнее является базисной основой для подъема и развития экономики России в целом. Для этого, необходимо создать благоприятные условия, в том числе оказание поддержки со стороны государства.
Ссылки:
1. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М., 2000.
2. Кантор Е.Л. Экономика предприятия. СПб., 2011.