УДК 342 (470)
ББК 67.400.5 П 18
Парасюк Е.А.
Механизм государства: к исследованию понятия
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье проводится теоретическое исследование понятия «механизм государства», обозначаются основные подходы к его содержанию. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что необходимо более точно определять механизм государства как систему, которая функционирует в динамике в процессе осуществления государственной власти. Обобщив существующие точки зрения, делается вывод о том, что несмотря на различия в подходах к определению рассматриваемого понятия, в подавляющем их большинстве выделяются общие характерные признаки механизма государства: создание и действие всех государственных органов на основе Конституции, единство, наличие первичных структурных частей (элементов) и системообразующий связей механизма государства и др.
Ключевые слова:
Механизм государства, государственный орган, государственный аппарат, компетенция, система, единство, разграничение.
Parasyuk E.A.
The mechanism of the state: on concept research
Abstract:
The paper discusses theoretical research of concept “the mechanism of the state” and the basic approaches to its contents. On the basis of the research carried out it is inferred that the mechanism of the state should be defined more precisely as a system functioning in the dynamics during realization of the state power. Having generalized the existing points of view the author comes to a conclusion that despite distinctions in approaches to definition of the concept under investigation, the overwhelming majority of them show the common characteristic attributes of the mechanism of the state: creation and action of all state bodies on the basis of the Constitution, unity, presence of initial structural parts (elements) and system-forming connections of the mechanism of the state etc.
Key words:
Mechanism of the state, state body, state machinery, competence, system, unity, differentiation.
В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, формы правления. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие, поскольку функции государства реализуются именно через государственный механизм.
Ученые-правоведы обращали внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировали его организацию и функционирование, структуру, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия в России берет свое начало в середине прошлого века. Как отмечает М.К. Искакова, к началу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком и узком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятием аппарата государственной власти, а в широком - политической системы общества. Во второй половине 50-х годов ХХ века сложилась точка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно как совокупность государственных органов, то есть данные категории были признаны тождественными.
В современной юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть [1]. При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [2]. Спиридонов Л.И. понимает под механизмом государства систему его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Памятуя роль социальных потребностей, вызвавших к жизни государство, его механизм можно определить и как функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел [3]. Профессор Сырых В.М., также рассматривает понятие механизма государства через системы его органов и определяет его как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства [4]. Однако, представляется, при всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия.
Другие включают в механизм государства органы государства и государственные организации. При этом различаются государственные организации. В трудах одних исследователей, механизм рассматривает через органы государства и государственные организации, осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения). Так известные ученые в своих работах определяют государственный механизм как совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности. В государственный механизм входят законодательные, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения [5].
Исследования других правоведов посвящены рассмотрению механизма как органов государства и государственных организаций, реализующих экономическую и социальнокультурную функции (образовательные научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.). В советское время широкое распространение имело следующее определение механизма государства, предложенное В.В. Копейчиковым: «Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций - организованных государством коллективом людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций... государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ним задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т.д. делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения»[6]. Таким образом, по мнению автора, механизм государства представляет собой систему трех основных элементов: государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений.
Логичность и другие достоинства данного определения несомненны. Мнение В.В. Копейчикова относительно понятия механизма государства разделяет и ряд других ученых - специалистов в области теории государства и права, государственного и административного права. Так, вопросы о месте предприятий и учреждений в механизме государства, о делении государственных организаций на органы государства, предприятия и учреждения рассматривают в своих работах В.А. Власов, С.Ф. Кечекьян, Ю.М. Козлов, Ц.А. Ямпольская и др. [7]
Профессор Рассказов Л.П. полагает, что механизм государства представляет из себя совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных
предприятий и учреждений, рассматриваемую в состоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства [8].
Во многом схоже с профессором Рассказовым Л.П. рассматривает механизм государства Э.П. Григонис, который в своем диссертационном исследовании понимает под механизмом государства функционирование, действие органов государства (государственного аппарата) [9]. Собственно механизм выражается в определенных способах, принципах организации и функционирования системы органов государства (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой отдельных ее частей.
Профессор Байтин М.И. определяет механизм современного государства как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства [10].
По мнению Морозовой Л.А. механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле - как органы государства и в широком - как совокупность государственных органов и организаций [11].
Проведя анализ приведенных выше определений по поводу сущности понятия «механизм государства», согласимся с мнением О.И. Маминой [12], полагающей, что на современном этапе механизм государства представляет собой систему государственных органов, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми «вещественными» (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых осуществляются задачи и функции государства. При этом очевидно, что более точным было бы определять механизм государства как указанную систему в динамике, т.е. в действии, в процессе осуществления государственной власти.
Обобщив указанные точки зрения, считаем, что, несмотря на различия в подходах к определению рассматриваемого понятия, подавляющее их большинство совпадает в главном. В исследованиях выделяются основные характерные признаки механизма государства.
1. Создание и действие всех государственных органов, учреждений, должностных лиц, образующих механизм государства, на основе Конституции, законов и других нормативных правовых актов.
2. Наличие первичных структурных частей (элементов) механизма государства, которыми являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие, а в выборных и иных учреждениях - депутаты, сенаторы, судьи и т.д. Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения.
3. Единство. Данный признак означает, что каждый орган государственного механизма является составной частью единого целого. Органы государства, будучи структурно и функционально самостоятельными, вместе с тем образуют единую систему. Эта система является как бы опорной конструкцией, мощным каркасом государственного механизма. Механизм государства - это не простая совокупность органов, а именно сложная система органов взаимосвязанных и взаимодействующий. Например, парламент и правительство имеют различные полномочия, осуществляют соответственно законодательную и исполнительную власть, но при этом, являясь частями одного механизма государства, взаимодействуют друг с другом.
4. Наличие системообразующий связей. Механизм государства, по мнению профессора Рассказова Л.П. [13], немыслим без системных связей. Механизму государства как системе органов присущи системные связи, без которых невозможно единство и взаимодействие органов государства. Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера. Это связи информационные. Они объединяют все элементы государственного механизма. Наличие этих связей придает множеству элементов единство и целостность.
Системообразующие связи в государственном механизме имеют важное значение и подразделяются на вертикальные, горизонтальные и контрольные связи.
Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете - к угрозе существования самого государства.
Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач, например, координация действий правоохранительных органов для осуществления контртеррористических действий.
Контрольные (контрольно-корректирующие) связи - это связи между контрольнонадзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов. Вышеназванные связи между элементами механизма государства носят информационно-правовой характер, поскольку они осуществляются в рамках права.
5. Иерархичность. Данный признак подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов. Механизм государства -это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений и должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства [14].
6. Осуществление государственной власти, выполнение функций государства посредством механизма государства. Механизм государства как раз и создается для выполнения функций государства, которым принадлежит определяющая роль.
Механизм государства определяется его сущностью. Эта необходимая связь может быть охарактеризована как связь причины и следствия, которая опосредуется влиянием формы государства. В эксплуататорском государстве его механизм включает систему органов и учреждений, через которую политические силы, стоящие у власти, реализуют государственную власть, обеспечивают свое экономическое превосходство и осуществляют государственное руководство обществом. В нем воплощается материальная сила власти, он всегда существует в определенной форме, которая обеспечивает реальность этой силы. Вместе с тем на механизм государства оказывают влияние состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения [15].
Механизм государства призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий, к числу которых относятся: обеспечивание стабильности власти и устойчивости конституционных институтов; последовательное выполнение функций, возложенных на государственные органы; правильное использование методов правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах; поддерживание баланса элементов механизма государства, не допущение преувеличенной
роли одних и недооценки других; способствование демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами. Принципы - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действия которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы, по мнению профессора Байтина М.И., можно разделить на две группы [16]. К первой относятся принципы, закрепленные на уровне основного закона государства, ко второй - принципы, закрепленные в законодательстве.
Первая группа охватывает конституционно-закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, разделение властей, законность. Эти принципы профессор Пиголкин А.С. называет классическими, на которых в демократических государствах основывается системы построение государственных органов [17].
Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти - народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа занимает механизм государства в лице объединяемых ими органов.
Принцип гуманизма в формировании и деятельности современного государства зиждется на понимании того, что оно социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.
Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Иными словами, речь идет о такой организации государственного механизма, которая предполагает наличие институционализированной системы органов, которым присуща структурнофункциональная определенность и которые действуют в пределах системы как относительно автономные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием демократизма политической системы общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Данный принцип представляет собой системообразующий фактор механизма современного государства.
Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Применительно к организации и деятельности механизма современного государства данный принцип содержит такие требования, как верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод гражданин, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного решения тех или иных благ; решительное пресечение
любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные правонарушения.
Общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в основном законе, получают свое дальнейшее развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в законах и подзаконных актах. В числу таких принципов можно отнести следующие:
- верховенство Конституции над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
- обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами федерации в федеративном государстве;
- равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с действующим законодательством;
- единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- гласность в осуществлении государственной службы;
- ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- вне партийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
- стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.
К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллегиальности и единоначалия; экономичность государственной службы. Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.
Примечания:
1. Сторонниками такого понимания механизма государства является Перевалов В.Д., Сырых
B.М., Четвернин В.А., Енгибарян Р.В. и др.
2. Теория государства и права / отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2006. С. 84.
3. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 66.
4. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2001. С. 50.
5. См. например: Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 37.; Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. С. 114.
6. Копейчиков, В.В. Механизм социалистического государства. М., 1968. С. 30.
7. Власов В.А. Советский государственный аппарат. М., 1959. С. 56-62; Кечекьян С.Ф.
Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1956. С. 104, 124; Козлов Ю.М. Органы
государственного управления. М., 1960. С. 22-31; Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954. С. 10, 27-40; Общая теория государства и права: учеб. пособие / под ред. С.А. Комарова. М., 1997. С. 69.
8. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2008. С. 121.
9. Григонис Э.П. Механизм государства теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... д-ра
юрид. наук. СПб., 2000. С. 13.
10. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
C. 9.
11. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2004. С. 115.
12. Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти //
Российская юстиция. 2007. № 3.
13. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2008. С. 122.
14. Шабуров А.С. Механизм (аппарат) государства // Теория государства и права / отв. ред.
В.Д. Перевалов. М., 2006. С. 84.
15. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2003. С. 84.
16. Байтин М.И. Механизм государства // Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. С. 103.
17. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина. М., 2003.
References:
1. Supporters of such understanding of the mechanism of the state are Perevalov V.D., Syrykh V.M., Chetvernin V.A., Engibaryan R.V. etc.
2. The theory of the state and the right / Ed. V.D. Perevalov. M., 2006. P. 84.
3. Spiridonov L.I. The theory of the state and the right / L.I.Spiridonov. M., 1996. P. 66.
4. Syrykh V.M The theory of the state and the right / V.M.Syrykh. M., 2001. P. 50.
5. See for example: The general theory of the right and the state / Ed. V.V.Lazareva. M., 1996. P. 37,
The theory of the state and the right / Ed. M.N.Marchenko. M., 1996. P. 114.
6. Kopeichikov V.V. Mechanism of the socialist state / V.V.Kopeichikov. M., 1968. P.. 30.
7. Vlasov V.A. Soviet machinery of the state. M., 1959. P. 56-62; Kechekyan S.F. Right relations in
a socialist society. M., 1956. P. 104, 124; Kozlov Yu.M. State bodies. M., 1960. P. 22-31; Yampolskaya Ts.A. The Soviet government bodies in the modern period. M., 1954. P. 10, 27-40; The general theory of the state and the law: the manual / Ed. S.A.Komarov. M., 1997. P. 69.
8. Rasskazov L.P. The theory of the state and the right. M., 2008. P. 121.
9. Grigonis E.P. Mechanism of the state (theoretical-legal aspect): Thesis for Doctor of
Jurisprudence degree. SPb., 2000. P. 13.
10. Baitin M.I. Mechanism of the contemporary Russian state // Jurisprudence. 1996. No. 3. P. 9.
11. Morozova L.A. The theory of the state and the right. M., 2004. P. 115.
12. Mamina O.I. About a place and a role of bodies of justice in the mechanism of the government //
The Russian Justice. 2007. No. 3.
13. Rasskazov L.P. The theory of the state and the right. M., 2008. P. 122.
14. Shaburov A.S. Mechanism (mashinery) of the state // The theory of the state and the law / Ed.
V.D. Perevalov. M., 2006. P. 84.
15. Abdullaev M.I., Komarov S.A. Problems of the theory of the state and the law. SPb., 2003. P. 84.
16. Baitin M.I. Mechanism of the state // The theory of the state and the law / Ed. N.I.Matuzova and
A.V. Malko. M., 2001. P. 103.
17. The theory of the state and the law / Ed. A.S.Pigolkin. M., 2003.