УДК 37.015.3 ББК 88.40 М 36
Л.В. Махаева
Соискатель кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье определен состав профессиональных компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования, описан механизм реализации процесса формирования информационной компетенции, включающий смысловую и технологическую составляющие, представлена его схема.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, ключевые компетенции.
L.V. Makhaeva
Applicant for Candidate degree of Social, Special Pedagogy and Psychology Department of the Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: [email protected]
MECHANISM OF FORMATION OF THE INFORMATION COMPETENCE AT STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
Abstract. The paper shows the structure of professional competences at students of secondary professional education institutions. The author describes the mechanism of formation of the information competence, including semantic and technological components, and gives its scheme.
Keywords: the competence approach, the competence, the key competences.
Компетентностный подход определяется как ведущий методологический ориентир развития современного образования на всех его уровнях. Компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучаемого, в содержание образования входят знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт ценностного отношения и т.д.
Компетенции включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, смыслов и опыта), заданных по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для эффективной деятельности, компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности («проявленная» в практике компетенция, способность к актуальному выполнению деятельности) [1].
Профессиональное образование направлено на формирование компетенций общекультурных (ключевых, по терминологии многих исследователей), профессиональных (общие для профессиональной области) и специальных (узкопрофессиональные) [2]. Ключевые компетенции - универсальные, надпрофессиональные, надпредметные знания и умения, в разных их классификациях [3, 4] обязательно есть информационная или информационно-технологическая, одна из ведущих в современном мире. Информационная компетенция - способность добывать, преобразовывать и передавать информацию. Она имеет как минимум два уровня развития в учреждениях профессионального образования - уровень овладения способами получения из разных источников, переработки, передачи, представления информации вообще (надпрофессиональный) и уровень овладения способами работы с профессиональной информацией (с учетом специфики деятельности специалиста),
что позволяет формировать эту компетенцию в колледже как на общеобразовательных, так и на специальных предметах. Профессиональная компетентность в широком смысле предполагает постоянное обновление знаний, информации для успешного решения профессиональных задач, позволяющее решать их эффективно в данное время и в данных условиях, таким образом, подчеркивая значимость информационной компетенции. Необычность ситуации заключается в том, что, переходя от информационно-сообщающего обучения к проблемно-деятельностному, необходимо существенное внимание уделять работе с информацией. Информация и способы деятельности, с ней связанные, приобретают новые смыслы. Информационная компетентность, связанная с «приемом, переработкой, выдачей информации; преобразованием информации (чтение, конспектирование), масс-медийными, мультимедийными технологиями, компьютерной грамотности; владением электронной, Интернет-технологией» [3].
Механизм формирования компетенций должен быть ориентирован на проектирование и решение учебно-практических ситуаций в сложных разнообразных условиях, условиях с неполной информацией и т.п. Такой механизм для профессиональной подготовки будущих специалистов можно описать следующим образом:
- направленность всего процесса обучения на профессию, мотивированность каждого его этапа с профессиональной точки зрения;
- использование в качестве основы деятельности практических, профессиональноориентированных ситуаций;
- возможно более быстрый переход от деятельности по образцу к самостоятельному решению проблем;
- преимущественное использование активных методов - проективных, исследовательских, проблемных;
- обязательность рефлексии своих действий обучаемыми.
Механизм развития информационной компетенции характеризует совместную деятельность преподавателя и студентов, основанную на идеях организующе-консультативной роли первого и самореализации вторых. Мы выделяем в механизме формирования информационной компетенции технологическую и смысловую составляющие (см. рис. 1).
При использовании активных методов студент не получает готовых знаний, а добывает их сам, причем знания не являются целью образования, они становятся средствами решения возникающих проблем. В этом случае приобретается незаменимый опыт самостоятельной (или почти самостоятельной) деятельности, что немаловажно.
Когда формируются способы деятельности, для информационной компетенции -деятельности по поиску, анализу, сбору, трансформации, представлению, передаче и сохранению информации, использованию ее для решения проблем, существенное значение приобретают смыслы - как сделать работу с информацией осмысленной потребностью, базовым началом любой деятельности, навыком, схожим с навыком письменной речи, -человек пишет, не задумываясь, почти автоматически.
Реализация смысловой составляющей осуществляется через специально подобранные профессионально ориентированные задания на «смыслы» (например, объясните, почему поиск нововведений или изменений в земельном законодательстве целесообразно искать в Интернете), либо на включение в содержание проектов смысловой составляющей (обоснуйте подбор источников информации для проекта). Технологическая составляющая предполагает использование заданий на работу с различными источниками, поиск, анализ и систематизацию информации, составление краткой аннотации содержания источника (обзора), составление критических замечаний по статье или учебному пособию, подготовку докладов, рефератов и т.д. Важно, чтобы был запланирован рост самостоятельности студента.
Ведущая идея - самодеятельность, саморазвитие, самоконтроль
Формирование знднийо видах информации и Щособах ее представления
Обучение способам работы с информацией с помощью учебных заданий
Накопление опыта самостоятельного поиска информации с помощью учебных проблем
Формирование
умения
критически
оценивать
информацию
Ориентация на решение проблем, креативность
Ориентация на самостоятельный поиск профессионально значимой информации
Ориентация на рефлексию собственной деятельности с информацией
Включение в число мотивов субъектного опыта студентов
X
Ведущая идея: ориентация на перспективные личностные цели
Рис. 1. Механизм развития информационной компетенции
Отметим, что определенный вклад в работу с информацией вносят дистанционные формы обучения, которые часто практикуются в условиях удаленности от образовательных учреждений (обычно для заочников). Правильное построение информационной среды ссуза облегчает формирование информационной компетенции: она должна создавать условия для работы с различной информацией, обеспечивать самостоятельную работу студентов, т.е. быть проекцией будущей профессиональной информационной среды.
Примечания:
1. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. М., 2002. С. 14-32.
2. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Павлова А.М.. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 216 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
4. Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 1. C. 37-43.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 / Центр «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
References:
1. Baidenko V.I. Basic skills (key competences) as integration factor of educational process // Vocational education and specialist’s personality. М., 2002. P. 14-32.
2. Zeer E.F., Symanyuk E.E., Pavlova А.М. Vocational education modernization: competence approach: manual. М.: Publishing house of MPSI, 2005. 216 pp.
3. Zimnyaya I.A. Key competences as a new paradigm of education result // Higher education today. 2003. № 5. P. 34-42.
4. Kurakova G.V. The specific character of pedagogical projecting of the key educational competences formation process // Bulletin of the Adyghe State University. «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2011. Issue 1. P. 37-43
5. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standarts: report at the department of Education Philosophy and Pedagogy Theory of RAO of April, 23, 2002 / Centre «Eidos». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.