Научная статья на тему 'Механизм фасилитации в работах педагогов и поэтов Казахстана'

Механизм фасилитации в работах педагогов и поэтов Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАСИЛИТАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / FACILITATION MECHANISM / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТОЛЕРАНТТЫЛЫқ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ETHNOPEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димухаметов Р.С., Хамитова О.Т.

В статье рассматриваются понятия: «фасилитация», «механизм фасилитации», «казахская этнопедагогика». Рассмотрено применение механизма фасилитации в развитии полиэтнической толерантности в трудах тюркских и казахских поэтов и философов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм фасилитации в работах педагогов и поэтов Казахстана»



Вестник «0p.iey»-kst

Р. С. Димухаметов,

доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

щ

S <

cs

<

с: ic С а. С

п

О. Т. Хамитова,

старший преподаватель ФАО «НЦПК « врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Не?'а?1 свздер: фасилитсщия, механизм, этнопедагогика, толеранттылъщ

Ключевые слова: фасилитсщия, механизм, этнопедагогика, толерантность

Keywords: facilitation ethno-pedagogy, tolerance

mechanism,

t?

о

s ©

МЕХАНИЗМ ФАСИЛИТАЦИИ В РАБОТАХ ПЕДАГОГОВ И ПОЭТОВ КАЗАХСТАНА

Ацдатпа

Макалада «фасилитация», «фасилита-ция механизмЬ), «казак этнопедагогикасы» угымдары карастырылады. Typxi жэне казак акындары мен философтарыньщ ецбектерш-де полиэтникальщ толеранттыльщты дамы-туда фасилитация мexaнизмдepiн колдану жайлы айталады.

Аннотация

В статье рассматриваются понятия: «фасилитация», «механизм фасилитации», «казахская этнопедагогика». Рассмотрено применение механизма фасилитации в развитии полиэтнической толерантности в трудах тюркских и казахских поэтов и философов.

Annotation

The concepts of "facilitation", "facilitating mechanism", "Kazakh ethno-pedagogy" are discussed in the article. The application of facilitation mechanism in the development of multi-ethnic tolerance in the works of Turkish and Kazakh poets and philosophers is considered.

В Казахстане последнее десятилетие проходит череда реформирования в системе образования, модернизация охватывает не только технологию обучения, методику проведения уроков, но и само восприятие образования, ее цели, содержание.

Изменяются подходы к образованию, осуществляется постепенный переход к демократизации, активизации обучения, взамен классическому преподаванию советской школы.

Проблемы демократизации, активизации обучения рассматривались в середине XX века К. Роджерсом, автором человекоцен-трированного подхода, идей гуманизма и человеколюбия в обучении и воспитании. Он считал, что успешность образовательного

Вестник «Opjiey»-kst

процесса зависит от фасилитации, поддержки воспитанников в обучении.

Термин фасилитация (от англ. to facilitate - облегчать, содействовать) чаще всего использовался в психологии для обозначения процесса облегчения, оптимизации и повышения продуктивности деятельности личности или группы, затем стал использоваться в педагогике.

Исследователи утверждают, что фасилитация может быть случайной, неосознаваемой, если осуществляется педаго-гом-фасилитатором, или осознаваемой и целенаправленной.

Механизмом фасилитации, по мнению Димухаметова P.C., является сотрудничество, которое обеспечивается такими человеческими качествами как: терпимость, толерантность, искренность, эм-патийное понимание, признание ценности личности, принятие ее как данность, доверие к ней. Эти качества ценились человечеством, начиная с глубокой древности, подтверждение чему можно найти в трудах ученых, философов, поэтов, культурах разных этносов.

Казахская этнопедагогика исследует проблемы приобщения к этнокультурным ценностям подрастающего поколения, при этом этот процесс происходил в условиях фасилитации, истоки которой коренятся в философии, народной мудрости, фольклоре. Как исторически формировалась философия фасилитации в развитии полиэтнической толерантности в этнопедагогике Казахстана?

Прямого указания на понятие «фасилитация» в этнопедагогике нет. Но в то же время многие поэты, философы обращались к проблеме воспитания и обучения, высказывали свои идеи относительно того, каким должен быть процесс образования, отношение к ребенку, ответственности воспитателей за успешное сохранение этнокультуры и этнической самоидентификации подрастающего поколения, которая должна происходить

в условиях сотрудничества, уважения к личности ребенка.

Юсуф Баласагуни - тюркский поэт и мыслитель в начале XI века, написавший первое произведение на языке тюрков, в своей книге «Благодатное знание» советовал учить и воспитывать через сотрудничество, которое предполагало фасили-тацию, выразил свои мысли следующим образом:

«Учи детей приличью, знаньям, коих,

Им бы хватило для миров обоих» [1, с.292].

Обучать и воспитывать ребенка для свершения «благих деяний»:

«И разум дал, чтоб постигать нам знанья,

Чтобы благие совершать деянья» [1, с.262].

Совершать которые невозможно без терпимости, искренности, толерантности, то есть человеческих качеств обеспечивающих сотрудничество.

Такие же качества призывал воспитывать в человеке великий казахский мыслитель и поэт Абай Кунанбаев. Наиболее ярко идеи толерантного, миролюбивого отношения к другим народам, призыв изучать культуру соседних народов и брать у них все лучшее и прогрессивное, выражены в его книге «К^ара сездер»: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным, и не будет жить позорно» [2, 50].

Абай выражал идею не только межличностного сотрудничества, но и сотрудничества между народами, признавал неотъемлемое право народов на мирное существование, на самобытность: «Мир -счастье для страны родной».

Проникаясь сочувствием к своему народу, Абай видел все его недостатки, невежество, царившее вокруг, пытался привить любовь к знаниям, своему краю, другим этносам, показывая их преимущества, сильные и положительные стороны.

Познание культуры этноса, его исто-

0?

С сз С

со <

с, из О 3

s

W

с; ю О о,

И

S

и w

У

С е=Г О

w 2 s

Щ

S ы

и ©

с и п

M

Вестник «Орлеун-kst

рического прошлого, достижений порождает уважение к народу, понимание особенностей его менталитета, образа жизни, мыслей. Многообразие этносов в полиэтническом обществе обогащает каждого человека, концентрируя все самое лучшее и трансформируя в общий, присущий только данному региону способ взаимоотношения, менталитет и даже язык.

Влияние образования и воспитания на развитие человеческих качеств (внешних чувств) составляющих основу сотрудничества, как механизма фасилитации рассматривает в своих трудах ученый, историк, этнограф Чокан Валиханов: «Человек дикий и неразвитый подобен ребенку, не умеющему вполне владеть своими внешними чувствами. Ему, как ребенку, трудно согласовать ощущения свои с действиями» [3, с. 197]. При этом Чокан Валиханов сам имел демократические взгляды, опередившие свое время, толерантное отношение к представителям разных народов. Как необходимую, врожденную потребность человека, Чо-

■—

кан Валиханов определял стремление к познанию: «Учить - это значит познавать. Это является необходимой потребностью человека» [3, с.205].

Наибольшее значение обучению в сотрудничестве педагога с учеником придавал педагог-просветитель И. Алтынса-рин. В своих наставлениях учителям он говорил, что «учитель должен обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснять каждый предмет охотно и простым языком» [4, с. 172]. В то же время он выступал за осознанное обучение «чтобы любой труд детей бес-

г-^

Е-н

м

х

10 ^

г л ^

Г\

и о

2 о

плодно не растрачивался на бессмысленные зазубривания, а имел смысл и систему».

Принципы воспитания на основе сотрудничества, как механизма фасилитации, отношение к детям педагогов, представленные в работах писателей, поэтов, философов, актуальны и востребованы в системе современного образования. Воспитание качеств личности, способствующих развитию толерантной, коммуникативной, искренней личности лежат в основе модернизации, обновлении содержания образования. Активные методы обучения, принципы гуманного оценивания достижений ребенка так же декларировались сто лет назад, как и сегодня.

Важно при любом реформировании, не утратить все самое лучшее, что оставили в наследство наши предшественники, внедрять все новое не слепо копируя чужие успешные идеи, а рассматривая ее через призму имеющегося опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотая поэзия Востока [Текст]: сборник - Симферополь: «Реноме», Харьков: «Свитовид», 2001. - 368 с.

2. Кунанбаев, А. [Текст]: Избранное / А. Кунанбаев - Москва: «Русский раритет», 2006 . - 255 с.

3. Валиханов, Ч. [Текст]: Избранные произведения / под редакцией ААН Каз. ССР А.Х.Маргулана - Казахское гос. : Издательство Художественная литература Алма-Ата, 1958. - 642 с.

4. Алтынсарин, И. Собрание сочинений. [Текст]: в трех томах / И. Алтынсарин Алма-Ата, «Наука» КазССР, Том 2. 1976.-423 с.

1(15)72017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.