Научная статья на тему 'Механизм адаптации библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения'

Механизм адаптации библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Адаптация / механизм адаптации / адаптационный процесс / теория адаптации / социокультурные практики / адаптолизаторы / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / adaptation / Mechanism of adaptation / adaptation process / theory of adaptation / socio and cultural practices / adaptolizators / correlation and regression analysis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева Оксана Владимировна

Излагаются основные результаты исследования адаптационных процессов в библиотеках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic research results on library adaptation process are stated.

Текст научной работы на тему «Механизм адаптации библиотек в условиях меняющихся социокультурных практик населения»

Библиотековедение ==

УДК 021 + 024 ББК 78.30 + 78.38

МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК НАСЕЛЕНИЯ

© О. В. Макеева, 2011

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Излагаются основные результаты исследования адаптационных процессов в библиотеках.

Ключевые слова: адаптация, механизм адаптации, адаптационный процесс, теория адаптации, социокультурные практики, адаптолизаторы, корреляционно-регрессионный анализ.

Basic research results on library adaptation process are stated.

Key words: adaptation, mechanism of adaptation, adaptation process, theory of adaptation, socio and cultural practices, adaptolizators, correlation and regression analysis.

На современном этапе развития библиотековедения большинство ученых считают, что адаптация библиотеки - это ее приспособление к изменяющимся условиям внешней среды на основе социальных функций [1, 5, 7]. С точки зрения социологии, само выполнение этих функций предполагает нацеленность на социальные потребности общества, то есть означает наличие тесной связи с социокультурными практиками населения, являющимися объединяющим понятием для терминов «социальные» и «культурные» практики.

Социальные практики в социологии определяются как «вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [2]. Или как «системы взаимосвязанного и взаимно ориентированного ролевого поведения социальных субъектов (индивидов, организаций, групп и т. д.)» [3, с. 510], то есть как устойчивые формы экономического, социального и образовательного поведения индивидов. Отметим, что содержание этого понятия уже, чем понятия «повседневная деятельность». Социальная практика подразумевает только закрепленные в поведении, повторяющиеся, взаимовлияющие статусно-ролевые взаимоотношения (руководитель-подчиненный, преподаватель-студент, мать-ребенок и т. д.). Именно поэтому можно утверждать, что не вся деятельность индивида, а именно социальные практики влияют не только на потребности пользователей, но, опо-

средованно, на производство библиотечных продуктов и услуг.

Анализ взаимосвязи между деятельностью населения, информационными (читательскими) потребностями и развитием библиотечного дела проводился в разное время многими крупными библиотеками, но при этом термин «социальная» и «культурная» практика или «социокультурные практики» не использовался. Например, как пишет Н. С. Карташов, «многочисленные исследования 1960-1980-х гг., проведенные в различных регионах страны по программам и под научным руководством Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ), убедительно доказали органическую связь механизма формирования читательских потребностей с социально-экономическими, научно-техническими и социокультурными факторами, национальными, бытовыми и другими особенностями жизни людей» [4, с. 14].

Позднее (в 1990-е гг.) учеными ГПНТБ СО РАН (Е. Б. Артемьева, Т. А. Жданова, Б. С. Елепов, Л. А. Кожевникова, Н. Н. Нестерович, Е. Б. Соболева и др.) был проведен ряд исследований («Библиотечное обслуживание в изменяющейся системе экономических отношений», «Место библиотеки в современной социокультурной среде», «Библиотечная деятельность в контексте концепции устойчивого развития территории», «Крупная научная библиотека в воспроизводственном процессе территории»), в которых на примере Сибирского региона анализировались ценностные ориентации потребителей информации с учетом изменений социально-экономических, демографических,

психологических и поведенческих характеристик и их влияния на формирование информационных потребностей. Были изучены параметры адаптационных возможностей крупных библиотек к меняющимся условиям внешней среды [5, с. 69-71].

Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия) в 2007 г. был проведен анкетный опрос 502 ученых и специалистов г. Якутска. Вывод, который сделали библиотекари, проводившие исследование: «информационные потребности вытекают из научной, профессиональной деятельности пользователей, которая определена приоритетными направлениями социально-экономического развития республики» [8, с. 9].

Поэтому можно считать доказанным, что развитие библиотечного дела связано с состоянием развития социальных и культурных практик населения, остальные факторы оказывают меньшее влияние.

В таком контексте адаптация библиотеки -это процесс, направленный на согласование целей деятельности библиотеки и информационно-библиотечных потребностей отдельных индивидов и /или их групп, сформированных преобладающими в обществе социокультурными практиками, и выполнение библиотекой через этот процесс функции своей социальной полезности.

Предметы и явления, которые изучаются в теории адаптации разными науками и имеют свои специальные определения (адаптивный потенциал, адаптивная норма, адаптивный порог, адаптивная связь и др.), присутствуют и в процессах деятельности библиотек, но механизмы их функционирования, с точки зрения адаптации, изучены недостаточно.

Например, в библиотековедческих работах пишут об адаптации как о приспособлении, вкладывая в это понятие положительный смысл. Но адаптация, означая изменения, не всегда подразумевает их положительный контекст, например, существуют такие явления как дезадаптация и реадаптация, адаптация-уход и адаптация-регресс.

Отталкиваясь от определения механизма социальной адаптации, сформулированного Л. В. Ко-рель [6, с. 256], и от понимания механизма адаптации в экономике, мы считаем, что механизм адаптации библиотек можно определить как взаимодействие и взаимосвязь причинно-следственных процессов, явлений и состояний, проявляющихся при наличии определенных, вызывающих и сопровождающих их факторов, актуализирующихся в определенной последовательности и направленных на достижение равновесия между библиотекой и информационно-культурными потребностями населения, определяющимися развитием его социокультурных практик.

Безусловно, адаптационные механизмы у библиотек разных видов и действующих на разных территориях, будут отличаться. Но существуют некоторые общие для всех библиотек как социально-экономических систем блоки, которые, опираясь на теоретические конструкты социологии и экономики, на наш взгляд, можно представить в виде последовательности, состоящей из следующих этапов:

1. Возникновение адаптивной ситуации:

1.1. Поступление сигналов в систему об изменениях во внешней среде в виде существенных отклонений количественных или качественных показателей (как положительных, так и отрицательных). Возникновение бифуркации;

1.2. Обработка сигналов и анализ данных из внешней и внутренней среды выявление основных адаптализаторов;

1.3. Констатация адаптационной ситуации или ее отрицание;

2. Определение целей и стратегии адаптации (развитие, уход, регрессия, стагнация);

3. Выбор механизма адаптации:

3.1. Анализ имеющегося своего и чужого адаптационного опыта; изучение и отбор адаптационных норм (функциональных, структурных и нова-ционных);

3.2. Анализ адаптационных ресурсов и потенциала;

3.3. Отбор методов и процедур адаптации;

3.4 Принятие решения о выборе механизма адаптации;

4. Запуск выбранной стратегии.

В качестве основных характеристик процессов адаптации мы можем указать: целенаправленность; обеспеченность ресурсами (материальными и нематериальными); положительная обратная связь с внешней средой; временной цикл (продолжительность); наличие вариативности в рамках достижения цели (то есть насколько возможно изменение в границах поставленной цели, опираясь на выбранную стратегию).

Напомним, что по современным представлениям социологов, процесс адаптации состоит из трех элементов: адаптанта - адаптационной связи -внешней среды, поэтому в изучении механизма адаптации выделяются три основных блока:

1. Адаптант и внешняя среда (субъект - объект или субъект - субъект);

2. Адаптолизаторы и адаптационная связь (элементы, условия, факторы и т. д., воздействующие на адаптационный процесс);

3. Адаптационная технология (совокупность средств, методов, процедур, операций и т. д., при помощи которых будет осуществляться процесс адаптации в соответствии с выбранной стратегией).

Как уже отмечалось, для успешной адаптации библиотек во внешней среде должны существовать соответствующие социокультурные практики в обществе, которые будут стимулировать существование библиотек.

С другой стороны, согласно условиям нормального существования и развития социального института, организации и любой системы, сформулированных в социологии, институциональной экономике и общей теории систем, а также частично теории организации, библиотекам необходимо иметь:

• достаточное количество ресурсов;

• развитую технологию, то есть достаточно развитую операционализацию процессов;

• развитую профессиональную субкультуру;

• развитые каналы обратной связи с внешней средой;

• достаточное сближение структурной и технических границ, то есть соответствие элементов (или компонентов) структуры и технических (и технологических) ее характеристик.

Успешность процессов адаптации возрастает при сочетании двух направлений: адаптивного -исследования среды, подстраивания своей деятельности под запросы этой среды, а также внутренних резервов и ресурсов, и второго направления, адаптирующего, которое заключается в активном влиянии на окружение, преобразование внешней среды путем формирования потребностей, создания положительного имиджа библиотеки, продукта, услуги и т. д.

На наш взгляд, адаптационные процессы в библиотеках могут быть трех видов: функциональные (самонастройка), структурные (самоорганизация1) и новационные или качественные (самообучение), а также смешанные подвиды (функционально-но-вационной, структурно-новационной).

В качестве наблюдаемого проявления первого вида адаптации в библиотеках можно рассматривать изменения в направлениях, формах и объемах массовой работы, предоставления документов и оказания библиографических услуг (выдаче справок, выпуске библиографической продукции), расширение контингента пользователей и т. д. Мы определяем этот уровень как функциональный, так как механизмы адаптации затрагивают лишь функциональные возможности. Эти механизмы проявляются только на уровне деятельности, не затрагивая структуры библиотеки в целом.

Изучив основные направления и традиционные формы работы центральных библиотек регионов Сибирского и Дальневосточного ФО, мы можем

1 Самоорганизация - процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

сказать, что они практически идентичны. Кроме того, в настоящее время интернет-технологии стали необходимой составляющей библиотечной деятельности. Проанализировав сайты центральных библиотек регионов, можно определить необходимый минимум услуг виртуального сервиса: электронный каталог, электронная библиотека, виртуальная справка, виртуальные выставки, инфолоции (полезные ссылки), МБА и ЭДД.

Все эти виртуальные услуги мы предлагаем рассматривать как проявление самонастройки библиотек, так как они предполагают лишь технические и технологические изменения и, как правило, структурных преобразований не требуют. Но эти формы предоставления информации пользователям встречаются не везде. Например, у некоторых центральных библиотек регионов до сих пор нет своих сайтов. В Сибирском ФО только одна библиотека не имеет сайта - Национальная библиотека Республики Тува, в Дальневосточном ФО таких библиотек две - Областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема и Чукотская окружная библиотека2.

Таким образом, в большом количестве проявления функционального вида адаптации можно найти в деятельности библиотек. Способы, характерные для этого вида, библиотеки выбирают, в основном, одинаковые. Это дает возможность отнести их к адаптационным нормам.

Самоорганизация, как способ адаптации, предполагает структурные изменения внутри системы. Механизм адаптации в этом случае строится на структурной реорганизации, на поиске и актуализации структурных компонентов, в пределах которых библиотека, как адаптирующаяся система, преадаптирована3, то есть несущих потенциальную возможность успешной адаптации. Здесь важно обнаружить скрытые возможности, которые можно актуализировать и которые не вызовут дисфункциональных проявлений.

На структурном уровне - это необходимый минимум организационных элементов, который позволяет библиотеке нормально осуществлять свою деятельность в соответствии с условиями внешней среды и меняющимися социокультурными практиками населения.

Для выявления этого минимального набора и структурных изменений, которые можно было бы рассматривать в качестве адаптационных норм, нами были проанализированы структурные изменения в центральных библиотеках регионов за период 2000-2009 гг.

3 на 11.04.2011 г.

3 Преадаптация - свойство или приспособление организма, потенциально имеющее адаптивную (приспособительную) ценность.

Было установлено, что структурные преобразования происходят практически ежегодно. Это свидетельствует, с одной стороны, о пересмотре в библиотеках постулата о жесткости организационной структуры, с другой стороны, об отсутствии продуманной и целенаправленной стратегии структурных изменений, об отсутствии системы оценки эффективности проводимых реорганизаций.

Мы попытались осуществить анализ структуры библиотек с позиций теории Т. Парсонса [8], которая представляет собой теорию метауровня, то есть применимую для любой социальной системы. Напомним, что он расположил фундаментальные императивы систем социального действия в порядке убывания значимости с точки зрения управления: сохранение образца (частично научно-методические отделы и профкомы), интеграция (частично управление и часть производственных отделов), достижение цели (управление), адаптация (производственные отделы).

Изучение структуры центральных библиотек регионов показало, что она представляет собой громоздкую систему с преобладанием производственных отделов, то есть таких структурных единиц, которые по своему предназначению должны выполнять функцию адаптации. Но для таких сложных структур в библиотеках сегодня явно не достаточно элементов, отвечающих за интеграцию и латентность, кое-где их нет вообще. Создаются предпосылки неуправляемости системы, низкой степени адаптивности, возрастает риск искажения информации из внешней среды, увеличения времени от момента поступления до принятия адаптивного решения, а значит, и невозможности адекватной адаптации.

Условно библиотеки Сибирского и Дальневосточного ФО можно разделить на три группы по третьему уровню иерархии (отделы), выполняющие функцию адаптации:

• до 10 (НБ Республики Алтай),

• от 10 до 20 (НБ Республики Бурятия, Кемеровская ОНБ, Омская ОНБ, Томская ОУНБ, Забайкальская КУНБ, НБ Республики Тува, Камчатская КНБ, Магаданская УОНБ, ДВГНБ, Сахалинская ОУНБ, Амурская ОНБ, Приморская ГПБ),

• свыше 20 (НБ Республики Саха (Якутия), НБ Республики Хакасия, Алтайская КУНБ, ГУНБ Красноярского края, Иркутская ГУНБ, Новосибирская ГОНБ).

Заместители директоров, таким образом, выполняющие функцию целедостижения и целепо-лагания, курируют от 4 до 6 структурных подразделений, в каждом из которых может быть еще несколько подструктур. На наш взгляд, это слишком громоздкая структура, не позволяющая ускорять адаптационные процессы.

Изучив структуру центральных библиотек Сибирского и Дальневосточного ФО, нами были выделены 10 подразделений, характерных для большинства из них, выполняющих функции адаптации: бухгалтерия, административно-хозяйственная часть, отдел кадров, отдел организации фондов (комплектование, обработка, хранение), отдел обслуживания (абонемент и читальные залы, центры доступа), справочно-библиографический отдел (информационно-библиографический отдел), отдел краеведческой или национальной литературы, МБА и ЭДД, техническая служба (отделы автоматизации), редакционно-издательский отдел.

Определив минимально необходимый набор

4

адаптационных составляющих структуры , на основании сложившихся ныне структур библиотек, получаем пропорцию (соотношение), характеризующую модель адаптационной организационной структуры, минимально необходимой для успешной деятельности библиотек, с точки зрения теории адаптации: 1:1:2:10, то есть не менее одного структурного компонента (подразделение библиотеки), обеспечивающего функции латентно-сти и интеграции, два - целеполагания. Таким образом, базовая пропорция представляет собой соотношение: 0,5:0,5:1:5.

При увеличении количества адаптационных структурных подразделений на 5 единиц, требуется увеличение соотношения на единицу, так как нагрузка на каждый компонент возрастает в полтора раза. Однако при превышении количества подструктур отделов (А2) на 1/3 количества самих отделов А1, необходимо увеличение на единицу числа, умножающегося на пропорцию, также по причине увеличения нагрузки.

Полученное для каждой библиотеки структурное соотношение элементов, выполняющих функции латентности, интеграции и целеполагания, для уже имеющегося количества элементов, выполняющих функцию адаптации, представлено в прил. табл. 1.

Второй и третьей составляющей механизма адаптации являются адаптационная связь и адап-тализаторы, в качестве которых выступают факторы внешней среды. Но таких факторов много, и они не равнозначны по силе воздействия на деятельность библиотек. Экономические, демографические, образовательные и географические факторы, как оказывающие большое влияние, указываются уже давно в трудах библиотековедов, однако изучением степени их воздействия, выявлением во внешней среде для построения прогнозов развития, пока не занимались.

4 Количество структурных единиц, отвечающих за функцию латентности - 1, интеграции - 1, целедостижения - 2, адаптации - 10.

Мы считаем, что решить эту задачу можно с помощью методики корреляционно-регрессионного анализа. Корреляционная связь рассматривается нами как адаптационная связь, выраженная в статистической форме. Под адаптационной связью мы понимаем, опираясь на определение Л. В. Корель, одного из ведущих специалистов в области социологии адаптаций, «изменения во взаимной зависимости, обусловленности предметов, явлений, отношений, процессов, порожденные трансформацией последних» [6, с. 104]. Поэтому в дальнейшем мы будем использовать термин «корреляционно-адаптивная связь».

В теории статистики считается, что «измерить зависимость (связь) между двумя коррелируемыми величинами - значит определить, насколько вариация результативного признака обусловлена вариацией факторного признака» [10, с. 222]. В качестве факторных рассматриваются те, которые влияют на изменения других, в качестве результативных - изменяющиеся под этим влиянием. Факторные признаки, таким образом, являются адаптолизаторами.

Методика корреляционного анализа широко использовалась в 1990-е гг. в библиотековедческих исследованиях, касавшихся изучения взаимосвязи характеристик библиотечного фонда и показателей, относящихся к пользователям. Эти исследования проводились как в отдельных библиотеках, так и применительно к группам библиотек. Однако упоминаний об исследованиях с использованием регрессионного анализа в профессиональной печати нам не встречалось. Отметим, что методика корреляционно-регрессионного анализа применима как для отдельных библиотек, так и для их групп (библиотечных систем).

Регрессионный анализ представляет собой линейный статистический метод исследования зависимости между зависимой переменной (критериальной) и одной или несколькими независимыми переменными (регрессоры или предикторы). Анализ отражает только математическую (статистическую) зависимость переменных, а не причинно-следственные отношения. Этот метод Л. В. Корель относит к группе математико-статистических методов социологии адаптаций [6, с. 82].

Регрессионный анализ основывается на предпосылке наличия связи между переменными. Он не служит для установления связи как таковой, это является задачей корреляционного анализа, поэтому последний всегда предшествует первому. В соответствии с целями, которые стоят перед регрессионным анализом, мы считаем, что изучение и определение адаптивных связей позволит:

• выделить адаптолизаторы, то есть факторы внешней среды, воздействующие на адаптационный процесс;

• определить степень их влияния;

• предсказать значение изучаемой переменной (в нашем исследовании - количества пользователей библиотек) и построить прогноз.

Показатели, отобранные для изучения, можно сгруппировать в соответствии с принятой группировкой в статистических сборниках Росстата:

• население: численность всего населения, городского и сельского населения; возраст (младше трудоспособного, в трудоспособном, старше трудоспособного возраста); пол (численность мужчин и женщин);

• труд: численность экономически активного населения5 и безработных;

• уровень жизни населения: среднедушевые денежные доходы населения; численность пенсионеров и численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; потребительские расходы в среднем на душу населения;

• экономика: валовой региональный продукт (ВРП); ВРП на душу населения;

• финансы: доходы консолидированных бюджетов субъектов ФО; расходы консолидированных бюджетов субъектов ФО; расходы консолидированных бюджетов на социально-культурные мероприятия;

• образование: численность учащихся в дневных общеобразовательных учреждениях; численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования; численность учащихся учреждений высшего профессионального образования;

• транспорт: густота железнодорожных путей общего пользования; густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на 1000 км2);

• культура6: объем библиотечного фонда.

В результате проведенного анализа были получены уравнения регрессии, которые, на наш взгляд, можно рассматривать в виде аналитической (математической) модели механизма адаптации библиотек для каждого субъекта Сибирского

5 Экономически активное население - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными [Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. - С. 164].

6 В сборниках Росстата к показателям, характеризующих культуру, вместе с библиотечными показателями, относятся: число театров и численность зрителей на 1000 чел. населения; число музеев и посещений музеев на 1000 чел. населения, число спортивных сооружений, выпуск книг, брошюр, журналов и газет на 1000 чел. населения; число учреждений культурно-досугового типа; число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха; число детских оздоровительных организаций и численность детей, отдохнувших в них; число гостиниц.

и Дальневосточного ФО отдельно (прил. табл. 2). В общем смысле модель адаптации может быть представлена в виде функции:

у = f {а1, а2, аз, а4...,ап}, где а1, а2, а3, а4..., ап - адаптолизаторы или факторы, вызывающие и влияющие на адаптационный процесс.

Мы рассматривали только линейную регрессию в качестве основы для построения модели. Такое понимание адаптации соответствует сути линейного регрессионного уравнения:

у = А1 хх +...+ Ао, где А1 - коэффициент регрессии, А0 - постоянная величина регрессии, х - значение адаптолизатора.

Полученные уравнения позволяют установить, какова будет численность пользователей библиотек в том или ином субъекте ФО при конкретном значении факторного признака. Они обеспечивают высокую точность результатов, поскольку отклонение от фактических данных не превышает 3%.

Из табл. 2 следует, что большинство установленных факторов-адаптолизаторов связаны с численными характеристиками групп населения. К сожалению, для некоторых субъектов округов не удалось получить уравнение регрессии. В Сибирском ФО это Республика Тува, Красноярский и Забайкальский края, а также Омская область. В Дальневосточном ФО - Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ.

Большинство показателей, которые установлены в качестве адаптолизаторов или, используя соответствующий термин теории статистики, предикатов, относятся к демографическим показателям. Показатели этой группы лишь частично поддаются сознательному контролю, например, органы местной власти могут заметно и быстро повлиять на численность населения ниже прожиточного минимума (Алтайский край) или численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования (Магаданская область).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время, если адаптолизаторы относятся к факторам, подлежащим сознательному контролю, то возможно построение обратных уравнений, которые могут дать ответ на вопрос: какой должна быть величина факторного признака, если мы хотим, чтобы количество пользователей было равно необходимой нам величине.

На основании полученных данных можно строить прогнозы и разрабатывать стратегические планы развития с высокой степенью вероятности реализации. В большинстве случаев полученные результаты подтверждаются социологическими исследованиями, поэтому адекватность применения данного вида анализа в изучении адаптолиза-торов считаем доказанной.

В процессе исследования было замечено, на более высоком уровне (федеральный округ), корреляционно-адаптивная связь может определяться только одним субъектом округа. Это, на наш взгляд, происходит в процессе своего рода «взаимопоглощения» или «взаимопогашения» тенденций. Механизм этого явления аналогичен математическому правилу сложения отрицательных и положительных цифр. Указанное явление, на наш взгляд, характеризует одно из важнейших свойств систем - эмерджентность, то есть не сводимость и не выводимость свойств целого и его частей к общим свойствам.

Проведенное исследование с использованием математической теории показало слабую степень включенности деятельности библиотек в социально-экономические процессы регионов, поскольку зависимость от демографических характеристик не может быть рассмотрена как индикатор или показатель включенности в эти процессы.

Безусловно, полученные результаты в значительной степени объясняются характеристиками внешней среды, состоянием и развитием социокультурных практик населения отдельных территорий. Однако библиотеки, демонстрируя столь слабую включенность в социально-экономические процессы регионов, показывают слабую степень адаптированности к условиям внешней среды, а также кризисное состояние библиотечного дела как социального института.

Еще раз хотим напомнить, что наше исследование базируется на наиболее широко распространенных взглядах библиотековедов на проблему адаптации библиотек и касается только статистических или вероятностных связей. Выбор показателей для анализа продиктован именно этим. Однако возможно, какие-то из них, характеризующие существенные факторы внешней среды в том или ином регионе, не попали в список анализируемых.

Например, в анализ не включены культурные и социальные факторы, которые необходимо изучать отдельным блоком. Возможно, в тех регионах, где не удалось выявить никакой адаптационной связи с отобранными экономическими, финансовыми, демографическими и образовательными показателями, именно они играют основную роль в процессах адаптации.

Безусловно, процессы адаптации сложны и многообразны, их изучение требует сопоставления и анализа множества факторов, проведения большого количества аналитических процедур.

Список литературы

1. Ванеев А. Н. Библиотековедение в России конца

XX века: учеб. пособие. - СПб. : Профессия, 2007. -

248 с.

2. Социальная практика // Википедия. - URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/Социальная практика

3. Заславская Т. И. Социентальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М. : Дело, 2002. - 567 с.

4. Карташов Н. С. О спорных вопросах науки управления библиотечным делом // Власть книги. - 2004. -№ 4. - С. 6-16.

5. Кожевникова Л. А., Нестерович Н. Н. Крупные библиотеки в системе общественного производства территории: учеб.-метод. пособие / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук - Новосибирск, 2001. - 76 с.

6. Корель Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии, методики. - Новосибирск : Наука, 2005. - 424 с.

7. Мотульский Р. С. Библиотека в социуме: предназначение и функции // Библиотековедение. - 2002. -№ 5. - С. 19-24.

8. Парсонс Т. О структуре социального действия / под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. -2-е изд. - М. : Академ. проект, 2002. - 879 с.

9. Самсонова В. А. Книга и информация в контакте социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) // Книга и информация в контексте социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации: материалы межрегион. науч.-практ. конф. (г. Якутск, 2225 окт. 2007 г.). - Якутск, 2010. - 184 с. - С. 8-14.

10. Теория статистики: учебник / под ред. Г. Л. Громыко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 476 с.

Приложение

Библиотека Модели адаптационной структуры центральных библиотек регионов Сибирского и Дальневосточного ФО Л И Ц А

0,5 : 0,5 : 1 = Л : И : Ц 1 1 2 А1 отделы 10 А2 сектора

Сибирский федеральный округ

НБ Республики Алтай если А1 < 10 и А2 > 1/3 А1, то 1/3 1,5 : 1,5 : 3 1 1 3 8 10

НБ Республики Бурятия при А1 = 10 - 15, то 1 : 3, если А2 > 1/3 А1, то 1 : 4 2 : 2 : 4 1 2 3 13 25

НБ Республики Хакасия если А1 > 20 - 25, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 1 0 4 21 5

АКУНБ если А1 > 20 - 25, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 1 3 4 24 9

ГУНБ Красноярского края если А1 > 20 - 25, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 2 0 5 24 6

Иркутская ГУНБ если А1 > 20 - 25, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 1 0 4 21 7

Кемеровская НБ при А1 = 10 - 15 и А2 > 1/3 А1, то 1 : 4 2 : 2 : 4 1 3 4 14 18

Новосибирская ГОНБ если А1 > 20 - 25, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 3 2 4 23 22

Омская ОНБ если А1 = 15 - 20 и А2 > 1/3 А1, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 1 2 5 16 23

Томская ОУНБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 3 2 3 18 14

Забайкальская КУНБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 1 2 5 15 9

НБ Республики Тува (на 2002) 1 0 1 14

Т а б л и ц а 1

Модели адаптационной структуры центральных библиотек регионов (по Т. Парсонсу)

Окончание табл. 1

Библиотека Модели адаптационной структуры центральных библиотек регионов Сибирского и Дальневосточного ФО Л И Ц А

0,5 : 0,5 : 1 = Л : И : Ц 1 1 2 А1 отделы 10 А2 сектора

Дальневосточный федеральный округ

НБ Республики Саха (Якутия) если А1 > 20 - 25, то 1/5 2,5 : 2,5 : 5 1 0 4 26 6

Камчатская КНБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 1 0 3 17 8

Магаданская УОНБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 1 1 4 18 4

ДВГНБ если А1 = 10 - 15, то 1/3 1,5 : 1,5 : 3 2 0 3 10 ? 5

Сахалинская ОУНБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 2 1 4 16 11

Амурская ОНБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 1 0 2 15

Приморская ГПБ если А1 = 15 - 20, то 1/4 2 : 2 : 4 1 0 2 15 18

Л - количество структурных подразделений, выполняющих функцию латентности; И - интеграции; Ц - целеполагания; А - адаптации.

Т а б л и ц а 2

Аналитические модели механизма адаптации библиотек регионов

Субъект федерального округа Модель Переменные

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай П = Чб х (-0,704) + 137,624 Чб - численность безработных

Республика Бурятия П = Чс х 0,370 + 278,32 Чс - численность сельского населения

Республика Хакасия П = Чг х 0,654 + 6,269 Чг - численность городского населения

Республика Тува -

Алтайский край П = Чтп х 1,587 + 1079,496 Чщ!п - численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Красноярский край -

Иркутская область П = Чмг х 0,411 + 755,444 Чш - численность населения моложе трудоспособного возраста

Кемеровская область П = Чп х 3,259 - 1578,038 Чп - численность пенсионеров

Новосибирская область П = Рб х (-0,002) + Дб х 0,001 + Чб + 1039,037 Рб - расходы консолидированных бюджетов; Дб - доходы консолидированных бюджетов; Чб - численность безработных

Омская область -

Томская область П = Чт х 3,686 - 2193,795 Чт - численность населения в трудоспособном возрасте

О. В. Макеева, 2011, № 3, с. 37-45 Окончание табл. 2

Аналитические модели механизма адаптации библиотек регионов

Субъект федерального округа Модель Переменные

Забайкальский край -

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия) П = Чн х (-0,572) + 1037,128 Чн - численность населения, всего

Камчатский край П = Чст х (-1,556) +251,173 Чст - численность населения старше трудоспособного возраста

Приморский край П = Рскм х (-0,009) + 814,212 Рскм - расходы консолидированных бюджетов на социально-культурные мероприятия

Хабаровский край П = Дб х (-0,001) + 514,878 Дб - доходы консолидированных бюджетов

Амурская область П = Га х (-14,943) + 666,321 Га - густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на 1000 км2)

Магаданская область П = Ус х 48,508 + Чэан х 0,371 - 49,501 Ус - численность учащихся средних профессиональных учебных заведений; Чэан - численность экономически активного населения

Сахалинская область П = Чг х 0,21 + Чст х (-0,775) + 250,219 Чг - численность городского населения; Чст - численность населения старше трудоспособного возраста

Еврейская АО -

Чукотский АО -

Материал поступил в редакцию 13.04.2011 г.

Сведения об авторе: Макеева Оксана Владимировна - ведущий библиотекарь отдела научно-исследовательской и методической работы, аспирант ГПНТБ СО РАН, тел.: (383) 266-83-76, e-mail: centre@spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.