Научная статья на тему 'Мегауниверситет как основа качественного образования'

Мегауниверситет как основа качественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАУНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МАССОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEGAUNIVERSITY / QUALITY OF EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / AVAILABILITY OF EDUCATION / MASS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарчук Оксана Михайловна

В статье рассматривается роль мегауниверситетов в образовательной среде, которые в результате своей деятельности наиболее эффективно решают проблемы качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Megauniversity as a basis of qualitative education

The author of the paper considers the role of megauniversities in the educational environment, which solve the problems of education quality in the most effective way as a result of their activity.

Текст научной работы на тему «Мегауниверситет как основа качественного образования»

МЕГАУНИВЕРСИТЕТ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой иностранных языков Алтайской академии экономики и права.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А. А. Стриженко

В статье рассматривается роль мегауниверситетов в образовательной среде, которые в результате своей деятельности наиболее эффективно решают проблемы качества образования.

Ключевые слова: мегауниверситет, качество образования, дистанционное образование, доступность образования, массовое образование.

О. Slesarchuk

MEGAUNIVERSITY AS A BASIS OF QUALITATIVE EDUCATION

The author of the paper considers the role of megauniversities in the educational environment, which solve the problems of education quality in the most effective way as a result of their activity.

Key words: megauniversity, quality of education, distance education, availability of education, mass education.

Согласно Концепциям создания мегауниверситетов, они образуются в первую очередь для решения проблем качества образования в регионах. При этом обоснованием их размещения именно в Сибирском и Южном федеральных округах было наличие высокого научного потенциала, природных ресурсов (в случае Сибири) либо особое географическое положение (Юг России).

На появление мегауниверситетов повлияло развитие дистанционного образования, а они в свою очередь, являются лучшими образцами глобальной дистанционной системы обучения.

Как отмечают О. М. Карпенко, Ю. А. Вознесенская, Л. А. Гадрани, понятие «мегауни-

верситет» значительно шире, оно включает ряд критериев, из которых главными являются: дистанционные образовательные технологии на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); открытость, доступность образования; гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование; эффективная поддержка студентов [1].

В последние годы отечественный рынок образовательных услуг существенно расширился: увеличилось количество как государственных, так и негосударственных вузов, число специальностей и направлений подготовки специалистов. К сожалению, приходится констатировать, что главные потенци-

альные потребители образовательных услуг оказываются наименее информированными об их качестве и специфике по сравнению с остальными субъектами. Очевидно, что эффективнее, если в центре соответствующих информационных потоков и коммуникаций будет находиться мегауниверситет, который обеспечит качественное образование.

Основной целью создания новых мегауниверситетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов.

Термин «мегауниверситет» был впервые введен Дж. Дэниэлом в его известной книге, посвященной мегауниверситетам [2]. Введение этой новой категории высших учебных заведений Дж. Дэниэл объясняет очевидным влиянием масштабного фактора на те проблемы, с которыми сталкивается дистанционный вуз. Формальным признаком мегавуза является количество студентов не менее 100 тыс. человек. Однако само понятие значительно шире, оно включает ряд критериев, из которых главными являются:

• использование дистанционных образовательных технологий на основе ИКТ;

• открытость, доступность образования;

• гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование;

• эффективная поддержка студентов.

В 2003 г. в г. Шанхае (Китай) произошло исключительно важное событие, повлиявшее на дальнейшую стратегию развития дистанционного образования в мире, - Первый Всемирный саммит руководителей мегауниверситетов мира, на котором была принята декларация о создании глобальной сети мегауниверситетов (Global Mega-University Net - GMUNET).

В 2005 г. в г. Нью-Дели состоялся Второй Всемирный саммит этой ассоциации, в котором приняли участие 17 вузов, каждый из которых насчитывал не менее 100 тыс. студентов. Но 100 тыс. - далеко не предел: в форуме, например, участвовали Нацио-

нальный открытый университет им. Индиры Ганди и Китайский национальный телерадиоуниверситет, насчитывавшие на момент проведения форума 1,3 и 1,8 млн студентов соответственно. Россия была представлена одним вузом - Современной гуманитарной академией (СГ А) - первым и единственным мегауниверситетом в нашей стране, в котором сейчас учится свыше 180 тыс. человек.

Декларация, принятая на Втором саммите, определила основным приоритетом сети на ближайшее время повышение доступности и качества образования в мегауниверситетах путем совместного использования ресурсов и стратегии инновационного развития открытого и дистанционного образования [3].

Для достижения этой цели необходимо освоение технологий обучения, наиболее эффективных с точки зрения географического охвата и восприятия студентами. «Мы являемся открытыми по отношению к людям, к географическим пространствам, методам и идеям» [4] - это высказывание лорда Кро-утера, первого ректора Открытого университета Великобритании, как нельзя лучше отражает суть этой стратегии.

Основные направления мегауниверситетов в обеспечении качественного образования:

• подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;

• создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;

• проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным на-

учным направлениям, эффективное взаимо-действовие с Российской академией наук;

• развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.

Мегауниверситет Юга России (ЮФУ) будет направлен на решение пяти задач следующих приоритетных областей научной и образовательной деятельности: наномате-

риалы, нанотехнологии, устройства и системы на их основе; биотехнология, технологии живых систем, экологическая безопасность; информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы; морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика и управление; проектирование и дизайн изделий, архитектурной среды, землеустройство и кадастр; гуманитарные технологии и модели развития человеческого капитала и толерантных со-цио-экономических сообществ в полиэтническом регионе России.

Мегауниверситет Севера России (СФУ) будет направлен на решение пяти задач 6 приоритетных областей научной и образовательной деятельности (инженерная физика; химия новых материалов и материаловедение; биофизическая экология и биотехнология; космические и информационно-коммуникационные технологии; геотехнологии; региональная экономика и управление человеческим капиталом) и 13 укрупненных групп направлений и специальностей подготовки кадров, что обеспечивает научное и кадровое сопровождение основных направлений социально-экономического развития территории Сибири.

Вышеуказанные образовательные, научные и социально-экономические приоритеты и определяет портфельную стратегию СФУ, построенную на матричном принципе управления: реструктуризацию действующих институтов в новые факультеты с переходом на многоуровневую систему подготовки; создание института фундаментальной подготовки, центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием, совместных с бизнесом ресурсных центров и центров компетенций, общеуниверситетских структур управления, а после 2010 г. полномасштабный запуск технопарка СФУ, бизнес-инкубатора, Центра стратегических исследований стран Шанхайской организации сотрудничества, Исследовательского центра проблем человека.

Создание мегауниверситетов позволит выработать модель перспективного качественного образования в регионах, так как в этих университетах будут внедрены новые системы управления, а сами вузы будут являться интегрированными комплексами образования, науки и бизнеса, которые станут центрами инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня. Предполагается, что в течение 5-6 лет высшие учебные заведения новой модели войдут в число 10 ведущих вузов России, а к 2020 г. - в число 100 лучших университетов мира.

Таким образом, развитие качественного современного дистанционного образования на базе мегауниверситета является практически единственным средством решения проблем резко выраженной внутристрановой дифференциации и экспорта российского образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпенко О. М., Вознесенская Ю. А., Гадрани Л. А. Мегауниверситеты как оптимальный путь развития дистанционного образования. URL: http://www.gdenet.ru/bibl/menegment/system/1.2.html

2. Daniel John S. Mega-universities and Knowledge Media // Technology Strategies for Higher Education. London, 1996.

3. GMUNET. URL: http://www.muh.ru/gmu_net.

4. URL: http://www.open.ac.uk/lifelong-leaming/papers/3957797A-0001-7E8F-0000015700000157_JCal-derPaper-noabstract.rtf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.