Научная статья на тему 'Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг. )'

Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ / МЕДИАОБРАЗ / ПАРТИЙНАЯ ПЕЧАТЬ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / LIBERAL PARTIES / MEDIA / PARTY PRESS / WESTERN SIBERIA / DISCOURSE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воробьева Вероника Сергеевна

Рассматриваются основные концепты формирования медиа-образа западносибирских отделений либеральных партий «Демократический выбор России», «Союз правых сил» и «Яблоко» в 1993-2003 гг. на страницах их периодических изданий. Основным методом выступает дискурс-анализ, предполагающий выявление особенностей медиатекстов партийной прессы либералов в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях. Автор приходит к выводу о целостном медиаобразе либеральных партий, но фрагментированном образе либерализма в Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media images of the Democratic Choice of Russia (DVR), the Union of Right Forces (SPS) and Yabloko in West Siberian liberal party press (1993-2003)

Due to the unfavorable conditions for the transformation of the political and economic system in Russia in the 1990s, the liberal parties needed to determine their own strategy of behavior in order to achieve necessary results in the elections. The election campaign, based on the combination of agitation and propaganda activities and use of information resources, could play a decisive role in the election of a particular political party. Therefore, media images of the liberal parties were constituents of the electoral strategy. The purpose of this article is to determine the main concepts for the formation of the media image of regional liberal parties in Tomsk, Novosibirsk and Kemerovo Oblasts in their periodicals. The object of this research was regional liberal parties the Democratic Choice of Russia (DVR), the Union of Right Forces (SPS) and Yabloko in Tomsk, Novosibirsk and Kemerovo Oblasts. The sources of this research were All-Russian liberal party publications Demokraticheskiy vybor [Democratic Choice], Pravoye delo [Right Cause], Yabloko Rossii [Yabloko of Russia] and their local party newspapers. The author conducted discourse analysis of the materials of liberal parties' publications in the regional press. It made it possible to identify the specificity of the media image in the regional publications in comparison with the All-Russian discourse and to compile a holistic view of the evolution of the media image of the liberal parties from 1993 to 2003. The author found the main concepts of All-Russian liberal media texts, such as "intellectual leadership" in DVR and SPS and "social populism" in the Yabloko. The first two parties emphasized the ideological component and the intelligence level of its members. They propagated liberal principles from the pages of theirs newspapers and explained why it should be DVR and SPS who lead the reforms. Yabloko, as a "party of real actions" and "honest people", focused on the struggle against the existing authorities within the framework of liberal laws and on the implementation of its policy that was most effective in the social sphere. In the West Siberian regional liberal press it was possible to identify the concept "us-them" in the Novosibirsk and Tomsk branches of Yabloko and the Novosibirsk branch of SPS and the concept "bipolarity (we are not they, we are better)" in the Tomsk branch of SPS. The local branches of SPS and Yabloko chose confrontation as their information strategy. The West Siberian branches of Yabloko struggled against the authorities, the Tomsk branch of SPS chose the CPRF as its opponent, and the Novosibirsk branch of SPS, on the pages of its newspapers, announced the "anti-bureaucratic war" against all bureaucrats. Thus, the author comes to a conclusion about the construction of a holistic image of the liberal parties DVR, SPS and Yabloko and their local branches, but a fragmented image of "liberalism".

Текст научной работы на тему «Медийный образ ДВР, СПС и «Яблоко» по материалам либеральной партийной печати Западной Сибири (1993-2003 гг. )»

Вестник Томского государственного университета. 2017. № 421. С. 95-102. Б01: 10.17223/15617793/421/14

УДК 9:329.12 (571.16)

В. С. Воробьева

МЕДИЙНЫЙ ОБРАЗ ДВР, СПС И «ЯБЛОКО» ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПАРТИЙНОЙ ПЕЧАТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1993-2003 гг.)

Выполнено в рамках работ по проекту «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности» (грант Правительства РФ П 220 № 14.B25.31.0009) и Программы повышения международной конкурентоспособности ТГУ.

Рассматриваются основные концепты формирования медиа-образа западносибирских отделений либеральных партий «Демократический выбор России», «Союз правых сил» и «Яблоко» в 1993-2003 гг. на страницах их периодических изданий. Основным методом выступает дискурс-анализ, предполагающий выявление особенностей медиатекстов партийной прессы либералов в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях. Автор приходит к выводу о целостном медиаобразе либеральных партий, но фрагментированном образе либерализма в Западной Сибири.

Ключевые слова: либеральные партии; медиаобраз; партийная печать; Западная Сибирь; дискурсивный анализ.

Реформы в СССР периода Перестройки, а также реформы начала 1990-х гг. привели к возрастанию роли средств массовой информации в обществе и их активному вовлечению в общественно-политическую жизнь, особенно в период выборов. Периодические печатные издания, в том числе партийные, не стали исключением. Они были призваны оказывать существенное влияние на создание медиаимиджа различных политических акторов (позитивного / негативного) и, возможно, были способны к формированию определенных вкусовых политических предпочтений населения. Предвыборная кампания, основанная на сочетании агитационно-пропагандистской деятельности и использования информационного ресурса, могла сыграть решающую роль в выборе в пользу той или иной политической партии. Данный тезис можно подтвердить достаточно наглядным примером: комплекс мер, таких как продуманная РЯ-кампания и ее удачное воплощение, неограниченные информационно-пропагандистские ресурсы, позволили Б.Н. Ельцину на выборах на пост Президента в 1996 г. из безнадежного аутсайдера за четыре месяца превратиться в безоговорочного фаворита и победителя [1. С. 154]. Именно эта предвыборная кампания, по мнению политологов, дала толчок к медиатизации политики, т. е. процессу, при котором политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации [2].

Отличительной особенностью современных СМИ является систематический идеологический «перекос» [3. С. 19], который можно отследить через язык, используемый в материалах. В партийной прессе этот «перекос» достигает своего максимума, поскольку она наиболее наполнена концептами той или иной идеологии, способными оказывать существенное влияние на умонастроения читателей и их политический выбор. Каждая крупная политическая сила для победы на выборах должна была выстраивать собственную стратегию формирования своего медиаобраза. Именно в партийной периодической печати был представлен «идеальный» образ той или иной партии, конструируемый прежде всего за счет интерпретации различных событий в обществе с позиции своей идеологии.

Методология исследования медийного образа находится в настоящее время на стадии становления.

Свой вклад в понятие медиаобраза и выявление особенностей представления политической информации средствами массовой коммуникации вносят как лингвисты и филологи, так и журналисты и политологи [4-7]. Проблема анализа материалов периодических изданий либеральных политических партий являлась объектом исследования российских политологов П.В. Ушанова [1] и И.А. Злыгостевой [8]. Если первый автор сосредоточил свое внимание на либеральной общественно-политической печати современной России, то второй автор провел комплексный контент-анализ текстов партийных газет правых «Демократический Выбор» и «Правое дело». Некоторые сюжеты взаимовлияния региональной прессы и политических партий были рассмотрены сибирским исследователем С.В. Новиковым [9], однако медиатексты сибирской либеральной прессы до сих пор не стали предметом специального рассмотрения.

Целью данной статьи является определение основных концептов формирования медиа-образа региональных отделений либеральных партий в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях на страницах их периодических изданий. Основным методом выступает дискурс-анализ материалов этих изданий, который предполагает выявление особенностей медиа-текстов сибирской партийной прессы либералов.

Региональный рынок периодической печати Западной Сибири (Томская, Новосибирская, Кемеровская области) в 1993-2003 гг. состоял из различных сегментов, среди которых в качестве партийной прессы можно выделить как общероссийские партийные издания либеральных партий - «Демократический выбор» партии «Демократический выбор России» (ДВР), «Правое дело» партии «Союз правых сил» (СПС) и «Яблоко России» партии «Яблоко», - так и партийные газеты местных отделений либеральных партий. Обращение к материалам федеральной либеральной печати позволит выявить специфику медийного образа в региональных изданиях в сравнении с общероссийским дискурсом и составить целостное представление об эволюции медиаобраза либеральных партий с момента их институционализации в общероссийском масштабе в 1993 г. до политического поражения на выборах в Государственную Думу 4-го созыва в 2003 г.

Формирование имиджа партии является одной из главных функций партийной периодической печати. Издание политической партии является инструментом воздействия на две целевые группы общества: членов этого политического объединения и его потенциальный электорат. Поэтому партийная газета, с одной стороны, должна обеспечивать внутреннюю политическую коммуникацию и укрепление лояльности внутри партии путем информирования о деятельности различных звеньев партии и продвижения партийной идеологии. С другой стороны, для убеждения потенциальных избирателей на страницах партийных изданий должна быть представлена не просто информация о деятельности партии в той или иной сфере, а освещение социально-экономических и политических проблем исходя из ее идеологической позиции. Таким образом, партийная пресса должна характеризоваться отчетливо выраженной политической позицией партии.

Другим отличием партийных газет от общественно-политических являлось то, что практически невозможно было отследить, кто имел доступ к данным газетам, кто их приобретал и кто их читал, поскольку большинство партийных изданий распространялось не по подписке, а путем безадресной рассылки или прямого распространения на улицах города представителями партии. В Томской, Новосибирской и Кемеровской областях в библиотеках и архивах областного центра среди газет либерального толка удалось найти номера всех трех изданий: «Демократический выбор», «Правое дело», «Яблоко России» с приложением «Московское Яблоко». Естественно, что не все выпуски данных газет сохранились, порой не представлены целые годы и месяцы. По словам сотрудников, библиотеки не были подписаны на эти издания, ответственность за передачу их в библиотеки лежала на самих партиях и их региональных отделениях.

Региональными отделениями либеральных партий были приняты меры, обеспечивающие распространение своих материалов. Например, в Прокопьевске было принято решение о создании сети информационных стендов печатных изданий партии «Яблоко» [10. Л. 1-2], а в Ленинск-Кузнецке был назначен ответственный за работу с библиотеками города, желающими получать «яблочную» газету бесплатно [11. Л. 26-27]. В Томске было решено вместе с организацией различных пикетов раздавать газеты и листовки, а также предварительно разнести все газеты по общежитиям города [12. Л. 5]. Согласно Приложению № 9 к протоколу № 5 заседания Федерального политического совета «Союз правых сил» от 21.03.2002 «Об организации информационного обмена в СПС», региональные отделения СПС должны были рассматривать подписку на газету «Правое дело» как первоочередную задачу. Они должны были обеспечить подписку на данную газету библиотекам и общественным организациям, а также регулярно размещать газету в вузах и других учреждениях, имеющих стенды или, при их отсутствии, создать их [13. Л. 37-39].

Однако ни в одной библиотеке Томска, Новосибирска, Кемерова не удалось найти полную подшивку газет «Правое дело» или «Яблоко России», только в Центре документации новейшей истории Томской

области и в Государственном архиве Новосибирской области были обнаружены несколько экземпляров этих изданий. Полный комплект экземпляров первых лет выпусков газеты «Правое дело» (2001-2002 гг.) удалось найти в Новокузнецкой городской библиотеке им. Н.В. Гоголя. Библиотекари объяснили это тем, что в начале 2000-х гг. городские библиотеки Новокузнецка комплектовались в основном за счет граждан и организаций, которые предоставляли книги и иные печатные материалы на безвозмездной основе; поскольку газета «Правое дело» была бесплатной и активисты СПС регулярно доставляли ее в библиотеку, было решено сформировать цельную подшивку. Подшивки некоторых выпусков газет «Демократический выбор» и «Яблоко России» имеются в библиотеке Томского государственного университета.

На страницах «Демократического выбора» [14] и «Правого дела» [15] подавляющее число материалов было посвящено политической сфере, что обусловлено спецификой функционирования партии ДВР и СПС и их отношения к властным структурам [8. С. 148]. Наиболее частыми темами были освещение парламентской деятельности в Государственной Думе РФ и внутрипартийной жизни «правых», а также анализ российских политических реалий. Кроме этого, часто затрагивались проблемы либеральной идеологии в России, которая выражалась через противопоставление ценностей демократии идеологии коммунистов; через хронику российских реформ; через материалы, «оправдывающие» действия реформаторов в начале 1990-х гг. [8. С. 113] Помимо различных аналитических статей на данную тематику с 1996 г. в газете «Демократический выбор» публиковались отрывки из книги В. Леонтовича «История либерализма в России» и иные статьи или отрывки из книг известных философов, писателей, историков. Лидер партии Е. Гайдар в одном из своих интервью сказал о том, что одна из основных задач партии - достучаться до россиян, объяснить им «преимущества либеральной идеологии» [14. 1998. 5-11 ноября]. Эту идею подхватила и редакция «Правого дела» - в рубрике «Либеральное наследие» публиковались статьи о русских философах, различных либеральных деятелях XIX -начала ХХ в., таких как К.Д. Кавелин, Д.Н. Шипов, П.Б. Струве, П.А. Гейден и т.д. Это позволяет говорить о некоем «интеллектуальном лидерстве», которое можно рассматривать как попытку «правых» дать глубокое теоретическое обоснование своей позиции со ссылкой на авторитет либеральных мыслителей, показать истоки либерализма, укорененность либеральной традиции в России и представить себя в качестве её преемников на новом этапе реформирования общества.

Интересно отметить, что деятельности других партий (КПРФ, ЛДПР и ОВР) на страницах «Демократического выбора» и «Правого дела» было уделено не так много внимания. Публикации о действиях других партий появлялись лишь в период избирательных кампаний. С одной стороны, это говорит о том, что газеты ДВР и СПС не вступали в конфронтацию с политическими оппонентами, хотя и КПРФ, и ЛДПР со своей стороны не стеснялись публиковать нелице-

приятные статьи про либералов. Основной посыл прессы левых партий состоял в критике либерального политического устройства - по мнению коммунистов и «жириновцев», именно либералы были виноваты в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, вызванном реформами 1990-х гг. С другой стороны, малое количество критических материалов о деятельности политических оппонентов говорит о незаинтересованности редакции ДВР и СПС в формировании на страницах своих изданий «образа врага» в лице какой-либо иной политической силы.

В отличие от этих партийных изданий в газете «яблочников» [16] основные материалы были посвящены социальной сфере. В данных публикациях партийное руководство старалось затронуть интересы и проблемы практически всех категорий населения. Большое внимание было уделено вопросам экологии и военно-технической базы России. Публикациям по политической и экономической тематике на страницах данной газеты уделялось гораздо меньше внимания. Основными темами были сообщения о работе фракции в Государственной Думе РФ, обсуждение бюджета страны и критика действий Правительства России, а также КПРФ. Практически совсем не были затронуты вопросы идеологии в целом и либерализма в частности: эти вопросы появлялись только в опубликованных докладах и отчетах конференций партии. Особое внимание в данной газете уделялось новостям из регионов. В рубрике «Города и веси» описывались все значимые события в региональных отделениях партии, наибольшее количество упоминаний которых связано с городами Санкт-Петербург, Пермь и Белгород, однако новосибирское и томское отделения также неоднократно упоминались в этой рубрике.

Дополнить представление о медиаобразе партии «Яблоко» позволяет обращение к спецвыпуску «Новое Яблоко» [17], изданному в качестве подарка от «Новой газеты» к съезду партии, на котором состоялась реорганизация объединения «Яблоко». В этом выпуске партия «Яблоко» ассоциировалась с «демократической альтернативой» существующему курсу; с командой профессионалов, «интеллигентов», собранных для разработки и осуществления своей программы экономических и политических реформ в стране. С одной стороны, говорилось о различиях во взглядах партии «Яблоко» и ее оппонентов, как КПРФ, так и СПС, с другой - подчеркивалось, что «Яблоко» всегда готово к компромиссам, но не согласно поступаться принципами ради вхождения во власть. Г. Явлинский представал в глазах читателя как «один из самых нелюбимых властью политиков» [Там же], а партия как «всегда чем-то недовольная» [Там же], что накладывало на имидж как политика, так и партии негативный отпечаток. Подчеркивалось и то, что партия «Яблоко» - «партия честных людей», старающихся, чтобы цели и ценности у нее не вступали в противоречие со средствами их достижения.

Таким образом, главной задачей федеральной либеральной партийной печати было удовлетворение запросов двух групп населения - членов партии и сторонников партии (потенциальных избирателей). Если с первой задачей партийные издания в целом

справлялись, вовремя и содержательно освещая актуальные вопросы деятельности и тактику руководства партии, то со второй задачей - формирование образа партии в глазах населения - у редакции газет возникали трудности. Зачастую игнорируя социальные и экономические проблемы (в случае с газетами СПС и ДВР), эти партии были не в состоянии донести до населения, каким образом будут решаться те или иные актуальные вопросы. Поэтому в данном случае целесообразно говорить лишь об идеологической составляющей медиаобраза. В газете «яблочников» ситуация оказалась обратной: постоянно публикуя материалы об острых социальных и экономических проблемах, редакция «забывала» объяснить читателям фундаментальные принципы либерализма и либеральной политики. В таком случае имел место явный перекос в сторону популизма, не подкрепленного каким-либо идеологическим основанием.

Что касается региональных партийных газет, то томское «Яблоко» дважды предпринимало попытку их создать. В 1995 г. оно стало соучредителем (совместно с ТО ДВР [18. Л. 1]) газеты «Сибирское обозрение», выпускало газету «ЭПИЦентр». Согласно Отчету о работе Томского объединения «Яблоко» за 1995 г., вышли два номера газеты «Сибирское обозрение» тиражом 5 тыс. экз. и газета «ЭПИЦентр» тиражом 50 тыс. экз. [19. Л. 1-3]. Экземпляры этих изданий удалось найти в Центре документации новейшей истории Томской области. Но назвать данные газеты партийными изданиями «Яблоко» представляется с трудом. Содержание газеты «Сибирское обозрение» [20] не подходит под категорию «партийная печать», несмотря на то что учредителем является само «Яблоко». В выпусках данной газеты поднимались достаточно злободневные вопросы: выбор траектории реформирования России, пути трансформации политической элиты, проблемы структуры управления, вопросы собственности, войны и мира и т.д. Однако в этих материалах не было расставлено акцентов с точки зрения идеологии партии «Яблоко», как и не было статей, посвященных деятельности этой партии. Исключение составляет лишь одна статья «Мифы и факты о Г. Явлинском» [Там же. 1995. Август], которая напрямую относится к партии «Яблоко». Второе издание - «ЭПИЦентр» [21], несмотря на заявление Председателя Совета Томского ЭПИЦентра Б. К. Шайдуллина о том, что через эту газету будет решаться задача развития и реализации программы политических и экономических преобразований «Яблоко», создавалась всё-таки как газета Томского центра экономических и политических исследований, в которой предполагалось знакомить читателей с результатами исследований этого центра, а не с деятельностью томского «Яблока». Тем не менее 10 декабря 1997 г. вышел спецвыпуск газеты «ЭПИЦентр» - «Борис Шайдуллин: что за человек этот человек?» [Там же].

Действительно партийным изданием томских «яблочников» могла стать газета «Томское ЯБЛОКО», которая ежемесячно стала выходить после нового учреждения томской ячейки «Яблоко» в 1999 г. [22. 1999. 5 окт.]. Однако выпуски этой газеты оказались недоступны исследователю.

В Новосибирской области с 1999 г. выходила газета «Мы вместе» [23], учредителем которой являлось новосибирское региональное отделение «Яблоко». Сначала она выходила в качестве приложения к городской газете «Вечерний Новосибирск», затем стала самостоятельной. Всего за этот год удалось обнаружить 10 выпусков, тираж каждого из которых составлял 50 000 экз. Кроме этого, согласно информации в передовице этой газеты, доступ к ее материалам можно было получить по ссылке www.yabloko.center-f1.ru, однако в настоящее время данный сервер недоступен.

В Кемеровской области региональное отделение «Яблоко» совместно с ЛДПР, «Отечеством», ДПР и «Либеральной Россией» (в рамках соглашения о Политическом консультативном Совете Кемеровской области) в середине 2000 г. стало соучредителем газеты «Политический вестник» [24. Л. 4]. Целью выпусков этой газеты было периодическое достоверное освещение общественно-политической жизни Кузбасса, адекватные оценки наболевших проблем и вопросов в обществе, выражение точки зрения членов Политического консультативного Совета по тому или иному вопросу [25. Л. 2]. К сожалению, ни одного из выпусков этой газеты обнаружить не удалось.

По отчетам о деятельности местных организаций за определенный период и по наличию самих выпусков газет, сохранившихся в местных архивах и библиотеках, можно определить, какие иные газеты (чаще всего это были «информационные выпуски») выпускались в данный период. В основном они были агитационными, бесплатными и не носили регулярного характера.

Так, можно привести достаточно длинный перечень наименований газет томского «Яблока»: политико-информационный выпуск томской оппозиции «За оппозицию» (тираж 10 тыс. экз.), «Слово и дело» (тираж 150 тыс. экз.), «Защищай свои права»; газеты в поддержку кандидата от «Яблока» О. Плетнева на выборах федерального и регионального уровней -«В яблочко» (тираж 100 тыс.), «За честную власть» (105 тыс. экз.), «Совесть» (тираж 130 тыс.), «Ответы и аргументы» (тираж 100 тыс. экз.).

В Новосибирской области такими изданиями новосибирского регионального объединения «Яблоко» стали: политико-информационный выпуск «Мы оппозиция» (тираж 100 тыс. экз.), «Политграмота» (тираж 250 тыс. экз.), «За оппозицию» (тираж 150 тыс. экз.), газеты в поддержку кандидата от «Яблока» Г. Глебова: информационный выпуск для жителей Заельцовского избирательного округа «За наше будущее!», «С любовью к женщинам»; в поддержку кандидата от «Яблока» Л. Пепеляевой - «Профессионал»; в поддержку кандидата от «Яблока» Б. Коновалова - «Когда наступят перемены к лучшему».

В Кемеровской области в качестве агитационного материала распространялись специальный бюллетень для избирателя «Яблоко» в Кузбассе (тираж 100 тыс. экз.), информационный бюллетень «Депутат Кузбасса» (тираж 70 тыс. экз.) Все перечисленные выпуски пришлись на период региональных выборов в данных областях в 1999-2002 гг.

Кроме такого рода политико-информационных выпусков, начиная с 2000-х гг. в преддверии выборов

различных уровней в некоторых федеральных и областных общественно-политических газетах появлялись спецвыпуски, приложения или вкладыши либеральных партий. Это объяснялось как отсутствием у региональных отделений «Яблоко» своих постоянных печатных органов, так и новой практикой региональных газет, которые стремились показать разносторонность своих взглядов. Немалую роль сыграли и личностные отношения между главными редакторами газет и лидерами либеральных партий в области. В региональные газеты «Красное Знамя» и «Томская неделя» в 2001 г. перед выборами в городскую Думу помещались вкладыши от местного отделения «Яблоко» «Мы - оппозиция» и «Совесть». Как уже было сказано, в качестве приложения к городской газете «Вечерний Новосибирск» выходила газета новосибирского регионального отделения «Яблоко» - «Мы вместе».

Во всех перечисленных информационных выпусках и вкладышах основной упор делался на создание положительного образа кандидата от партии, а не на позиционирование самой партии. Так, в газетах «За оппозицию», изданных в преддверии выборов в городскую Думу Томска в марте 2001 г., практически не было упоминания о том, что данная оппозиция формируется на базе регионального отделения партии «Яблоко»: «Оппозиция - это люди, которым не нравится, что власть пытается обвести своих граждан вокруг пальца, заботясь только о своих личных корыстных интересах. Это люди, которым не нравится, что чиновники и монополисты перекладывают свои проблемы, воровство и безалаберность на плечи населения, накручивая коммунальные тарифы. Это люди, которые хотят, чтобы нормально жили все горожане, а не только те, кто удачно устроился у кормушки власти. Оппозиция - это мы с вами» [26. 2001. Март]. Возможно, этим партия, не называя имени, пыталась ассоциировать себя со всеми гражданами области, с «простыми людьми» и их насущными интересами.

В Новосибирской области местные «яблочники» ставили томскую оппозицию в пример для подражания: «... нашлись в Томске люди, решившие прекратить разгул коррупции и дальнейший развал городского хозяйства. Депутаты, образовав солидных размеров фракцию в городской думе г. Томска, к которой примкнули три коммуниста, начали последовательно осуществлять пункты своей предвыборной программы. Так кончилась расслабленная жизнь чиновников, обнаглевших от собственной безнаказанности» [27. 2001. 23 окт.]. По томскому примеру новосибирское региональное отделение партии «Яблоко» объявило себя «оппозицией»: «Мы не оппозиция лично Толо-конскому или Городецкому. Мы оппозиция системе, которую они олицетворяют и возглавляют. Нас объединяют общие идеалы - правда, честность, справедливость. В стране, в которой власть лжет своему народу, каждый честный человек должен быть оппозиционером» [Там же]. Однако, в отличие от томской оппозиции, ставка была сделана на имидж именно партии «Яблоко».

И томские, и новосибирские «яблочники» брали за основу концепт «свой - чужой»: противопоставление всех «честных и порядочных граждан» «порочной

системе власти, сложившейся за последние годы». В исследуемых политико-информационных выпусках статьи, посвященные властным структурам области, всегда носили исключительно отрицательный характер, в то время как заметки о партии «Яблоко» были положительными. Это дает основание утверждать, что главной целью оппозиции была попытка доказать читателю неправомерность действий региональной власти в лице определенных лиц и, возможно, дискредитировать ее.

Например, в статьях «Нас хотят запугать, или Демократических выборов не будет?!» и «Почему выгодно предавать "Яблоко"» яблочники обвиняли исполнительную власть Новосибирской области в использовании административных рычагов с целью отстранить кандидатов «Яблока» от выборов. В статьях «Чиновничий рай или десять способов украсть из бюджета», «Надоело молчать», «Скованные одной цепью?» чиновники обвинялись в коррупции и безответственности. Образ власти, сформированный «яблочниками» в этих статьях, был похож на образ «врага» или «злодея», с которым нужно обязательно бороться. После такого рода статей напрашивался единственный вопрос: Кто способен победить такую власть? И на этот вопрос новосибирские и томские «яблочники» отвечали: «Только оппозиция - только мы с вами». В статьях «Дело чести», «Избирательный блок «Яблоко»: честная политика», «Мы хотим повернуть чиновников лицом к проблемам области», «Кто, если не ты?», «Мы бросили вызов системе» и др. оппозиция в лице «Яблока» и «простых честных граждан» выступает в роли «героя», способного решить все накопившееся проблемы. Таким образом, очевидна предвзятость к власти, выраженная с помощью установления причинно-следственной связи между ухудшающимся положением населения областей и действиями их руководителей. Противопоставляя себя коррумпированной и безответственной власти, «Яблоко» ассоциируется с честной и справедливой партией.

В других партийных изданиях региональных отделений партии «Яблоко» в Томской, Новосибирской и Кемеровской областях посыл был примерно таким же. В информационно-политической газете «Слово и дело», которая издавалась в период городских выборов 2001 г. в Томске, перед читателями партия «Яблоко» представала как «партия честных людей», «борец с коррупцией», «партия реальных дел». Практически все публикации сводились к теме противостояния мэра и оппозиции, где была проанализирована работа «яблочников» в борьбе с коррупцией во власти, разбазариванием муниципального имущества. В Новосибирской газете «Мы вместе», помимо темы противопоставления себя областной власти, внимание также уделялось проблемам партстроительства новосибирского регионального отделения и его программным тезисам. В специальном бюллетене для избирателей «Яблоко в Кузбассе» в основном рассказывалось о кандидатах от партии «Яблоко» и их программных установках.

В планах томского регионального отделения партии «Демократический выбор России» также было

издание своей собственной газеты [28. Л. 8-9]. Однако уже в конце 1998 г. в Отчете о текущей деятельности томского отделения ДВР [29. Л. 1-2] было заявлено, что финансовых возможностей для издания собственной газеты ТО ДВР нет, прорабатывался вариант издания вкладыша ТО ДВР в одной из томских газет. Исходя из анализа общественно-политических газет Томской области, можно сделать вывод, что этот вариант тоже не удался. В Новосибирской и Кемеровской областях также не удалось обнаружить региональные партийные издания ДВР. Исключение составил лишь спецвыпуск «Информационного еженедельника фирмы "Токем"», который был посвящен блоку «Выбор России» в преддверии выборов в Государственную Думу первого созыва в 1993 году. Таким образом, региональным отделениям ДВР оставалось надеяться только на размещение своих материалов в федеральной газете «Демократический выбор» либо в отдельно взятых областных и городских газетах.

Что касается партии «Союз правых сил», то в период выборов в федеральный парламент РФ 2003 г. в областной газете «Томский вестник» был открыт спецвыпуск СПС «Правый берег» [30. Л. 13] (всего вышло 13 выпусков). Как и центральный аппарат, томское отделение СПС ставило на первый план идеологическую составляющую своей газеты. В ней практически любая публикация отвечала на вопрос, почему именно «Союз правых сил»? Аргументацию томские «правые» приводили исходя из позиций либеральной идеологии, обосновывая необходимость продолжения реформ в России, необходимость дальнейшей демократизации общества и создания работающего механизма между властью и обществом. Информационной составляющей газеты редакторы уделяли намного меньше внимания. Поэтому выпуски этой газеты носили ярко выраженный пропагандистский характер.

Однако в отличие от центрального руководства партии СПС дискредитация коммунистов в глазах томских читателей со стороны местного отделения партии стала одной из главных тем: 1/3 часть информационного поля газеты заполняла критика в адрес как советских коммунистов, так и нынешнего состава КПРФ - особенно сильно доставалось бывшему первому секретарю Томского обкома КПСС, секретарю ЦК КПСС, члену Политбюро ЦК КПСС, народному депутату СССР Е. Лигачеву. Материалы в рубриках «Право голоса», «Правдоруб», «Взгляд справа», «Хроника времен застоя» характеризовались не свойственными для партийной печати сатирическими жанрами - фельетонами и очерками. Данный подход томских либералов позволяет говорить о позиционировании своей партии как полной противоположности КПРФ: «Мы - не они», «Мы - лучше»: «До чего все же вредна болезнь под названием «идеология коммунизма». Травит она душу, уродует сознание, калечит язык и ослепляет ненавистью. Лютой ненавистью ко всем и каждому, кто не соответствует или не согласен с постулатами классового учения» [31. 2003. 16 мая]. В этом духе были выдержаны все статьи, посвященные критике исторического прошлого страны.

Остальная часть газеты имела информационный характер, наиболее часто затрагиваемыми темами

были проблемы малого бизнеса и молодежная политика.

Свою газету имело новосибирское региональное отделение СПС - «Правая газета», которая выходила с середины 2002 г. Первоначально это действительно была газета с тиражом 140 000 экз., которая распространялась бесплатно. С конца 2003 г. издание стало «информационным выпуском», распространяемым в преддверии выборов в Государственную Думу IV созыва. Газета новосибирских «правых» отличалась информационными жанрами, что было не свойственно как центральной партийной печати СПС, так и томской. В ней были затронуты сугубо практические вопросы деятельности местного отделения СПС (различные проекты, работа общественной приемной) и лично депутата Государственной Думы от этой партии А. Фомина (решение транспортной проблемы Новосибирска, опыт межфракционной группировки «Сибирское Соглашение», привлечение государственного финансирования в сибирские города и села и т. д), подчеркивалась исключительность Новосибирска и доказывалось его приоритетное право на статус столицы Сибири. Хотя тематика материалов соответствовала приоритетам деятельности СПС - защита прав граждан, поддержка развития малого бизнеса и антибюрократическая кампания, - тем не менее об идеологическом наполнении этих вопросов в новосибирской газете речи не было. Данная газета была больше похожа на региональные газеты «яблочников», в которых осуждалась местная чиновничья бюрократия, порицались превышение должностных полномочий, взяточничество и коррупция, а главной целью было отстаивание интересов избирателей. Таким образом, в «Правой газете» СПС представлялся как прообраз власти «не разрушающей, а созидающей», доступной и близкой «простому народу».

В Кемеровской области у местных отделений СПС не было своей газеты, однако площадкой для выражения либеральных взглядов этой партии стало общественно-политическое издание «Наша газета». На его страницах в каждом номере публиковались материалы партии СПС и их лидеров. Всего публикаций в этой газете, которые так или иначе были связаны с деятельностью СПС (не просто упоминание), за период 1999-2003 гг. насчитывалось свыше 300. Этот показатель больше, чем суммарное количество публикаций об СПС во всех рассматриваемых томских и новосибирских общественно-политических газетах (Речь идет о таких газетах, как «Красное знамя», «Томский Вестник», «Томская неделя», «Советская Сибирь», «Новая Сибирь», «Вечерний Новосибирск» и т.д.). Порой в «Нашей газете» внимание уделялось даже таким мелочам, как различные спортивные состязания под эгидой СПС [32. 2003. 7 марта] или культурные события [Там же. 20 июня]. Редакция кемеровской «Нашей газеты» неоднократно обвинялась в получении некой финансовой выгоды от сотрудни-

чества с СПС [33. 1998. 10 окт.]. Хотя редакция и не скрывала этот факт, она акцентировала внимание на том, что «Наша газета» не является партийным изданием либералов [32. 2003. 31 окт.].

Выявив основные концепты общероссийских ме-диатекстов либералов, такие как «интеллектуальное лидерство» и «социальный популизм», можно говорить о том, что СПС, в каком-то смысле как преемник ДВР, делал акцент на идеологическую составляющую и свой интеллектуальный состав, пропагандируя со страниц своих газет либеральные принципы и разъясняя, почему именно он (СПС) достоин быть у руля реформ. «Яблоко», как «партия реальных дел» и «честных людей», делало ставку на борьбу с существующей властью в рамках либеральных законов и проведение своей политики, наиболее эффективной в социальной сфере. Федеральная партийная печать либералов не имела привязки к предвыборному периоду, издавалась регулярно по заданному графику, характеризовалась отчетливо выраженной политической позицией, содержание газет было структурировано.

В отличие от федеральных структур местные отделения либеральных партий не могли позволить себе издавать полноценные периодические партийные издания на региональном уровне, поэтому выпуски своих газет они привязывали либо к каким-то важным событиям области, либо к очередным выборам того или иного уровня. Из-за нерегулярности выпусков местные отделения партий старались уместить в один выпуск самые наболевшие вопросы области, чаще всего не затрагивая общероссийские. А поскольку они издавались в преддверии каких-либо громких политических событий, то основной взор был обращен именно на них. В целом, местные либеральные партии делали ставку на «ситуативную погоню за электоратом», фрагментируя информационное поле и адаптируя информационные поводы в соответствии со своими целями.

Исходя из этого, формировались и основные концепты в сибирской региональной либеральной печати, которые несколько отличались от общероссийских: концепт «свой - чужой» у новосибирского и томского отделения «Яблоко» и новосибирского отделения СПС и концепт «биполярность (Мы - не они, мы - лучше)» у томского отделения СПС. Таким образом, местные отделения СПС и «Яблоко» в качестве своей информационной стратегии выбрали тактику противоборства: «Яблоко» боролось с властью, называя себя «оппозицией», «демократической альтернативой», томское отделение СПС выбрало в качестве своего оппонента КПРФ, пытаясь дискредитировать ее в глазах своих читателей, а новосибирское отделение СПС - всех бюрократов, объявив им со страниц своей газеты «войну»: «Скажи нет бюрократам». Из-за отсутствия каких-либо партийных изданий у кемеровских отделений либеральных партий вывод о наличии концептов и информационной стратегии сделать не удалось.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушанов П. В. Взаимовлияние либеральной периодической печати и либеральной идеологии в России в конце XX - начале XXI века :

дис. ... канд. полит. наук, Владивосток, 2004. 214 с.

2. Засурский И. Масс-медиа Второй Республики. URL: http://evartist.narod.ru/text3/34.htm (дата обращения: 10.04.2017).

3. Матисон Д. Медиадискурс. Анализ медиатекстов. 2-е изд. / пер. с англ. Харьков : Гуманитарный центр, 2017. 262 с.

4. Соловьев А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи // Полис. 2004. № 2. С. 124-132.

5. Шарафутдинова О.И. Особенности трансляции политических смыслов в современном медиатизированном обществе // Знак: проблемное

поле медиаобразования. 2016. № 4. С. 30-35.

6. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государствен-

ного университета. 2013. № 11. С. 91-94.

7. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Имиджевый дискурс как механизм ориентации избирателя в политическом пространстве // Вестник Орен-

бургского государственного университета. 2011. № 11. С. 107-110.

8. Злыгостева И.А. Информационная деятельность и медиакампании правых партий России в политическом цикле 1996-2003 гг. : дис. ...

канд. полит. наук. СПб., 2006. 196 с.

9. Новиков С.В. Политические партии, общественно-политические движения, пресса, избиратель Западной Сибири: проблемы взаимовлия-

ния. 1988-1996. Омск, 2002. 364 с.

10. Протокол собрания № 1 Прокопьевской городской организации Кемеровского регионального отделения ООПД «Яблоко» от 27 июня 1998 года // Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 15.

11. Образец бланка на запрос получения газеты партии «Яблоко» бесплатно // ГАКО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 15.

12. Протокол №7 заседания политсовета Томского отделения «Яблоко» от 30.11.2001 // Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 5864. Оп. 1. Д. 56.

13. Приложение № 9 к протоколу № 5 заседания Федерального политического совета «Союз правых сил» от 21.03.2002 «Об организации информационного обмена в СПС» // ЦДНИ ТО. Ф. 5859. Оп. 1. Д. 14.

14. Демократический выбор : газета объединенных демократов. Москва.

15. Правое дело: еженед. газ. партии «Союз Правых Сил». Москва.

16. Яблоко России : еженед. газ. объединения «ЯБЛОКО». Москва.

17. Новая газета. Специальный выпуск. 2001. 20-23 дек.

18. Протокол № 1 заседания исполкома ТО ДВР от 05.04.1995 // ЦДНИ ТО. Ф. 5754. Оп. 1. Д. 18.

19. Отчет о работе Томского объединения «Яблоко» за 1995 г. // ЦДНИ ТО. Ф. 5864. Оп. 1. Д. 7.

20. Сибирское обозрение : регион. еженед. Томск.

21. ЭПИЦентр: газ. Томского центра экон. и полит. Иссл. Томск.

22. Красное знамя : том. обл. ежедн. общ.-полит. газ. Томск.

23. Мы вместе : газ. регион. отд. общ-полит. орг. «ЯБЛОКО». Новосибирск.

24. Поручение В. А. Огаркову // ГАКО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 34.

25. Положение о газете «Политический вестник Кузбасса» // ГАКО. Ф. Р-1296. Оп. 1. Д. 34.

26. Полит.-инф. вып. томской оппозиции «За оппозицию». Томск.

27. Полит.-инф. вып. новосибирской оппозиции «Мы оппозиция». Новосибирск.

28. План работы ТО ДВР на ноябрь - декабрь 1997 года // Ф. 5754. Оп. 1. Д. 37.

29. Показатели текущей деятельности Томского отделения партии «Демократический выбор России» за IV квартал 1998 года // Ф. 5754. Оп. 1. Д. 46.

30. Договор с 22 апреля по 5 декабря 2003 года // ЦДНИ ТО. Ф. 5859. Оп. 1. Д. 40.

31. Вкладыш томского отделения СПС «Правый берег» // Обл. ежедн. общ.-полит. газ. Томский вестник. Томск.

32. Наша газета : общ.-полит. изд. Кузбасса. Кемерово.

33. Кузбасс : обл. масс. газ. Кемерово.

Статья представлена научной редакцией «История» 16 мая 2017 г.

MEDIA IMAGES OF THE DEMOCRATIC CHOICE OF RUSSIA (DVR), THE UNION OF RIGHT FORCES (SPS) AND YABLOKO IN WEST SIBERIAN LIBERAL PARTY PRESS (1993-2003)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 421, 95-102. DOI: 10.17223/15617793/421/14

Veronika S. Vorobyeva, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: 63.Oniks@gmail.com Keywords: liberal parties; media; party press; Western Siberia; discourse analysis.

Due to the unfavorable conditions for the transformation of the political and economic system in Russia in the 1990s, the liberal parties needed to determine their own strategy of behavior in order to achieve necessary results in the elections. The election campaign, based on the combination of agitation and propaganda activities and use of information resources, could play a decisive role in the election of a particular political party. Therefore, media images of the liberal parties were constituents of the electoral strategy. The purpose of this article is to determine the main concepts for the formation of the media image of regional liberal parties in Tomsk, Novosibirsk and Kemerovo Oblasts in their periodicals. The object of this research was regional liberal parties the Democratic Choice of Russia (DVR), the Union of Right Forces (SPS) and Yabloko in Tomsk, Novosibirsk and Kemerovo Oblasts. The sources of this research were All-Russian liberal party publications Demokraticheskiy vybor [Democratic Choice], Pravoye delo [Right Cause], Yabloko Rossii [Yabloko of Russia] and their local party newspapers. The author conducted discourse analysis of the materials of liberal parties' publications in the regional press. It made it possible to identify the specificity of the media image in the regional publications in comparison with the All-Russian discourse and to compile a holistic view of the evolution of the media image of the liberal parties from 1993 to 2003. The author found the main concepts of All-Russian liberal media texts, such as "intellectual leadership" in DVR and SPS and "social populism" in the Yabloko. The first two parties emphasized the ideological component and the intelligence level of its members. They propagated liberal principles from the pages of theirs newspapers and explained why it should be DVR and SPS who lead the reforms. Yabloko, as a "party of real actions" and "honest people", focused on the struggle against the existing authorities within the framework of liberal laws and on the implementation of its policy that was most effective in the social sphere. In the West Siberian regional liberal press it was possible to identify the concept "us-them" in the Novosibirsk and Tomsk branches of Yabloko and the Novosibirsk branch of SPS and the concept "bipolarity (we are not they, we are better)" in the Tomsk branch of SPS. The local branches of SPS and Yabloko chose confrontation as their information strategy. The West Siberian branches of Yabloko struggled against the authorities, the Tomsk branch of SPS chose the CPRF as its opponent, and the Novosibirsk branch of SPS, on the pages of its newspapers, announced the "anti-bureaucratic war" against all bureaucrats. Thus, the author comes to a conclusion about the construction of a holistic image of the liberal parties DVR, SPS and Yabloko and their local branches, but a fragmented image of "liberalism".

REFERENCES

1. Ushanov, P.V. (2004) Vzaimovliyanie liberal 'noy periodicheskoy pechati i liberal 'noy ideologii v Rossii v kontse XX — nachale XXI veka [Interac-

tion of the liberal periodical press and liberal ideology in Russia in the late 20th - early 21st centuries]. Political Science Cand. Diss. Vladivostok.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zasurskiy, I. (1999) Mass-media Vtoroy Respubliki [Mass Media of the Second Republic]. [Online] Available from: http://evartist.narod.ru/text3/34.htm. (Accessed: 10.04.2017).

3. Matison, D. (2017) Mediadiskurs. Analiz mediatekstov [Media Discourse. Analysis of media texts]. 2nd ed. Translated from English. Kharkov:

Gumanitarnyy tsentr.

4. Solov'ev, A.I. (2004) Politicheskiy diskurs mediakratiy: problemy informatsionnoy epokhi [Political discourse of mediacracies: the problems of the

information age]. Polis — Political Studies. 2. pp. 124-132.

5. Sharafutdinova, O.I. (2016) Osobennosti translyatsii politicheskikh smyslov v sovremennom mediatizirovannom obshchestve [Features of the

translation of political meanings in the modern meditated society]. Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya. 4. pp. 30-35.

6. Galinskaya, T.N. (2013) Ponyatie mediaobraza i problema ego rekonstruktsii v sovremennoy lingvistike [The concept of the media image and the

problem of its reconstruction in modern linguistics]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Orenburg State University. 2013. 11. pp. 91-94.

7. Belousov, K.I. & Zelyanskaya, N.L. (2011) Imidzhevyy diskurs kak mekhanizm orientatsii izbiratelya v politicheskom prostranstve [Image dis-

course as a mechanism of orientation of a voter in the political space]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of the Orenburg State University. 11. pp. 107-110.

8. Zlygosteva, I.A. (2006) Informatsionnaya deyatel'nost' i mediakampanii pravykh partiy Rossii vpoliticheskom tsikle 1996-2003 gg. [Information

activities and media campaigns of right-wing parties in Russia in the political cycle of 1996-2003]. Political Science Cand. Diss. St. Petersburg.

9. Novikov, S.V. (2002) Politicheskie partii, obshchestvenno-politicheskie dvizheniya, pressa, izbiratel' Zapadnoy Sibiri: problemy vzaimovliyaniya.

1988-1996 [Political parties, socio-political movements, the press, the voter of Western Siberia: the problems of mutual influence. 1988-1996]. Omsk: Omsk State Agrarian University.

10. State Archive of Kemerovo Oblast (GAKO). Fund R-1296. List 1. File 15. Protokol sobraniya 1 Prokop'evskoy gorodskoy organizatsii Kemerov-skogo regional'nogo otdeleniya OOPD "Yabloko" ot 27 iyunya 1998 goda [Minutes of meeting No. 1 of the Prokopyevsk city organization of the Kemerovo regional branch of Yabloko. June 27, 1998].

11. State Archive of Kemerovo Oblast (GAKO). Fund R-1296. List 1. File 15. Obrazets blanka na zapros polucheniya gazety partii "Yabloko" be-splatno [A sample of the form for requesting the newspaper of the Yabloko party free of charge].

12. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5864. List 1. File 56. Protokol 7 zasedaniya politsoveta Tomskogo otdeleniya "Yabloko" ot 30.11.2001 [Minutes No. 7 of the meeting of the political council of the Tomsk branch of Yabloko of 30.11.2001].

13. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5859. List 1. File 14. Prilozhenie 9 k protokolu 5 zasedaniya Federal'nogo politicheskogo soveta "Soyuzpravykh sil" ot 21.03.2002 "Ob organizatsii informatsionnogo obmena v SPS" [Appendix No. 9 to Protocol No. 5 of the meeting of the Federal Political Council of the Union of Right Forces of March 21, 2002 "On the organization of information exchange in SPS"].

14. Demokraticheskiy vybor. (n.d.). Moscow.

15. Pravoe delo. (n.d.). Moscow.

16. Yabloko Rossii. (n.d.). Moscow.

17. Novaya gazeta. (2001) Special Issue. 20-23 December.

18. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5754. List 1. File 18. Protokol 1 zasedaniya ispolkoma TO DVR ot 05.04.1995 [Minutes No. 1 of the meeting of the Executive Committee of Tomsk branch of DVR of 05.04.1995].

19. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5864. List 1. File 7. Otchet o rabote Tomskogo ob "edineniya

"Yabloko " za 1995 g. [Report on the work of the Tomsk association Yabloko for 1995].

20. Sibirskoe obozrenie. (n.d.). Tomsk.

21. EPITsentr. (n.d.). Tomsk.

22. Krasnoe znamya. (n.d.). Tomsk.

23. My vmeste. (n.d.). Novosibirsk.

24. State Archive of Kemerovo Oblast (GAKO). Fund R-1296. List 1. File 34. Poruchenie V.A. Ogarkovu [The request to V.A. Ogarkov].

25. State Archive of Kemerovo Oblast (GAKO). Fund R-1296. List 1. File 34. Polozhenie o gazete "Politicheskiy vestnikKuzbassa" [Regulations on the newspaper "Politicheskiy vestnik Kuzbassa"].

26. Za oppozitsiyu. (n.d.) Tomsk.

27. My oppozitsiya. (n.d.) Novosibirsk.

28. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5754. List 1. File 37. Plan raboty TO DVR na noyabr' — dek-abr' 1997 goda [The work plan of the DVR Tomsk branch for November-December 1997].

29. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5754. List 1. File 46. Pokazateli tekushchey deyatel'nosti Tomskogo otdeleniya partii "Demokraticheskiy vybor Rossii" za IV kvartal 1998 goda [Indicators of the current activities of the Tomsk branch of the Democratic Choice of Russia for the IV quarter of 1998].

30. Documentation Centre of the Modern History of Tomsk Oblast (TsDNI TO). Fund 5859. List 1. File 40. Dogovor s 22 aprelya po 5 dekabrya 2003 goda [The contract from April 22 to December 5, 2003].

31. Tomskiy vestnik. (n.d.) Vkladysh tomskogo otdeleniya SPS "Pravyy bereg" [The insert of the Tomsk branch of SPS "Pravyy Bereg"].

32. Nasha gazeta. (n.d.). Kemerovo.

33. Kuzbass. (n.d.). Kemerovo.

Received: 16 May 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.