Научная статья на тему 'Медицинские информационные технологии в экстренной медицинской помощи'

Медицинские информационные технологии в экстренной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
399
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстренная медицина / информационные технологии / электронная история болезни. / emergency medicine / information technologies / electronic medical card.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А. А. Абдуманонов, М. К. Карабаев

Статья посвящена внедрению медицинских информационно-коммуникационных технологий в экстренную медицинскую помощь Узбекистана. На основе практического внедрения комплексной медицинской информационной системы показано, что внедрение таких систем в лечебные учреждения является основой эффективного сбора, хранения, обработки и использования медицинской информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — А. А. Абдуманонов, М. К. Карабаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical information technologies in emergency medicine

The article is devoted to implementation of informative-communicational technologies into emergency medicine of Uzbekistan. On the background of practical implementation of complex medical informational system showed that introduction of such systems in the medical institutions is the base of effective collection, keeping, handling and using of medical information.

Текст научной работы на тему «Медицинские информационные технологии в экстренной медицинской помощи»

УДК: 61:681.3-083.98

МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

А.А.АБДУМАНОНОВ, М.К.КАРАБАЕВ

Medical information technologies in emergency medicine

A.A.ABDUMANONOV, M.K.KARABAEV

Ферганский филиал РНЦЭМП

Статья посвящена внедрению медицинских информационно-коммуникационных технологий в экстренную медицинскую помощь Узбекистана. На основе практического внедрения комплексной медицинской информационной системы показано, что внедрение таких систем в лечебные учреждения является основой эффективного сбора, хранения, обработки и использования медицинской информации.

Ключевые слова: экстренная медицина, информационные технологии, электронная история болезни.

The article is devoted to implementation of informative-communicational technologies into emergency medicine of Uzbekistan. On the background of practical implementation of complex medical informational system showed that introduction of such systems in the medical institutions is the base of effective collection, keeping, handling and using of medical information.

Keywords: emergency medicine, information technologies, electronic medical card.

Реформирование системы здравоохранения в Узбекистане, направленное на его структуризацию, специализацию, улучшение интеллектуальных и материальных ресурсов, модернизацию управления лечебно -диагностическими процессами, выдвинуло на первый план проблему информационного обеспечения всех уровней. В связи с этим необходимо усовершенствовать работу с информацией и изменить информационную среду, в которой протекает лечебно-диагностический процесс. Сегодня информационные технологии все больше определяют потенциал современной медицины, становясь главными помощниками в оказании медицинской помощи [5,6].

Особенности оказания экстренной медицинской помощи диктуют также необходимость привлечения для оптимизации лечебно-диагностических процедур современных технических средств и технологий сбора, обработки, использования и хранения медицинской информации и электронно-коммуникационных систем для их импорта и экспорта.

Отсюда видно, что одной из целей внедрения информационно-коммуникационной технологии является упорядочение информационного потока, преодоление неудовлетворённости положением дел в сфере информационного обмена и повышение скорости, объёма, содержания информационного обеспечения, повышение эффективности лечебно-диагностических процедур экстренной медицинской помощи. Для этого в свою очередь необходимо:

- упорядочить огромную информацию, повседневно порождаемую врачом;

- создать эффективные каналы обмена этой информацией между врачом и вспомогательными подразделениями, уровнями управления;

- своевременно и разносторонне обрабатывать эту информацию, обобщать и анализировать её для поиска внутренних резервов;

- оказывать врачу и руководителю информационную и интеллектуальную поддержку при принятии решений;

- перейти от управления по традиции и интуиции к эффективному управлению на основе достоверной и

содержательной информации.

Вторым важнейшим аспектом, позволяющим с успехом применять клиническую информационную систему, является ее комплексность. Под этим мы подразумеваем следующие требования: клиническая информационная система должна представлять собой единый комплекс специализированных, но использующих одну базу данных подсистем. Это важное архитектурное требование позволяет построить сложные в исполнении, но простые в использовании и эффективные решения для конкретных нужд отдельных подразделений или специалистов лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).

Для решения поставленных задач в Ферганском филиале РНЦЭМП разработана и поэтапно внедряется компьютерная информационно-коммуникационная технология, под условным названием ExterNET, обеспечивающая её функционирование программно-техническая система и локальная сеть. Эта сеть объединяет все клинические и вспомогательные отделения, операционный блок, приёмно-диагностическое отделение, аптеку, отделение переливания крови, отдел статистики и анализа, руководство филиала, оказывая им информационную и коммуникационную поддержку.

При разработке и внедрении информационной системы (ИС) на ExterNET ставилась задача комплексного перехода на электронный документооборот на основе работы лечебного учреждения неотложной помощи. Для решения поставленной задачи мы проанализировали оказание неотложной медицинской помощи как определённую технологическую цепочку, начинающуюся от момента поступления больного и далее работы различных групп сотрудников-участников лечебно-диагностического процесса, так или иначе причастных к оказанию неотложной помощи. Рассмотрели, с какой целью они включаются в процесс, какая информация им необходима и какой информацией они пополняют «банк» данных о пациенте, не нарушая при этом основной принцип использования информации: воспользоваться можно только строго регламентированным объёмом её в зависимо-

сти от прав доступа. Это позволило нам упорядочить и оптимизировать информационный обмен внутри учреждения, разработать его регламенты, а также правила одновременного его укомплектования для экспорта внешним пользователям, которым в наших случаях могут являться другие структурные подразделения.

Документирование лечебно-диагностического процесса является базисным информационным процессом как для всего медперсонала ЛПУ, так и для управления лечебным процессом. Основным и обязательным носителем этого сложно организованного информационного обмена традиционно является бумажная история болезни (ИБ). Однако ей присущ ряд недостатков. Так, наличие ИБ в единственном экземпляре не позволяет оперативно обмениваться информацией и пользоваться ею одновременно нескольким участникам лечебно-диагностического процесса (ЛДП); произвольная форма записей, трудночитаемая, произвольное содержание, отсутствие формализации сведений, что затрудняет использование его для анализа в научных целях. Доказано [2], что количество читаемой информации в бумажном варианте около 75%, коэффициент полезного хранения информации - 82%, т.е. 18% информации прочитать практически невозможно.

Таким образом, в свете современных требований бумажная история болезни должна быть усовершенствована. Сделать это радикально можно только переходом на электронный формат, который позволяет более оперативно, в режиме on-line, качественно и наглядно собирать, хранить и представлять медицинскую информацию. Кроме того, наличие информации на электронном носителе, структурирование согласно разделам и позициям утверждённой формы истории болезни, позволяют автоматизировать организацию процесса оказания неотложной медицинской помощи.

Мы приводим результаты работы по созданию мультимедийной электронной истории болезни для медицинских информационных технологий.

Электронная история болезни (ЭИБ) - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных решений, позволяющих полностью отказаться от использования традиционных носителей информации в лечебно-диагностическом процессе [1].

Создавая ЭИБ, мы, прежде всего, руководствовались тем, какие сотрудники экстренной больницы будут ею пользоваться. Условно их можно разделить на четыре группы:

-медперсонал (врачи, медсёстры, лаборанты и т.д); -руководство (зав. отделением, главврач, его заместители, медстатисты, регистраторы и т.д.); -научные сотрудники; -планово-экономические службы.

Медперсонал получает нужный доступ для заполнения компонента ЭИБ.

Разработка и использование ЭИБ позволяет решать следующие задачи:

- поддержка лечебно-диагностических мероприятий;

- поддержка лабораторных и диагностических исследований;

- информационная, коммуникационная и интеллектуальная поддержка работы врачей;

- обеспечение поддержки контроля процесса лечения со стороны более опытных специалистов, зав. отделений и других должностных лиц;

— автоматизация оценки эффективности лечения и оценки деятельности как учреждения, отделения, так и отдельных врачей;

— обеспечение контроля выполнения регламентов ЛДП;

— административно-хозяйственные и др.

Таким образом, применение ЭИБ обеспечивает повышение качества оказания медицинской помощи, эффективность работы медицинского персонала, увеличивает пропускную способность диагностических служб и лечебных отделений, обеспечивает информационную прозрачность деятельности для внутреннего и внешнего пользования за счет реализации новых медицинских информационных технологий.

Анализ стандартов медицинских ИС показал, что практически все они так или иначе связаны с ведением электронной истории болезни, но до сих пор не существует единого, общепринятого её определения. Одни стандарты описывают терминологию, которая должна быть в ней использована, другие - передачу медицинских документов и изображений в электронную историю болезни, третьи - способы организации данных в электронной истории болезни, четвертые -обеспечение доступа медицинских работников и самих пациентов к электронной истории болезни и т.д.

Наиболее успешно стандартизация передачи сообщений медицинских информационных систем осуществляется в США и в странах Европейского Союза. Для передачи медицинских документов в США разработан и принят в качестве национального стандарт HL7, для передачи медицинских изображений был разработан стандарт DICOM. Как и номенклатура SNOMED, эти стандарты стали де-факто международными [8].

В настоящее время в ФФ РНЦЭМП начаты работы по систематизации утвержденных или общепринятых стандартов медицинской информации, представляющей интерес для лечебно-диагностического процесса в экстренной медицине:

— создается общедоступный банк нормативных документов, отраслевых классификаторов, кодификаторов, справочников и других «общеупотребительных» программных модулей;

— разрабатываются технологии информационной совместимости, стандартизации и унификации медицинских записей.

Таким образом, стандартизация подразумевает создание базиса для единой информационной системы, что включает такие действия, как стандартизация основных принципов функционирования информационных систем (платформ, баз данных, протоколов передачи данных и т.д.), формулирование перечня обязательных требований к информационным системам. Важным элементом системы является стандартизация процессов информационного обмена между участниками системы.

Для этого в разрабатываемой МИС ExterNET с самого начала, руководствуясь стандартом HL7 и DICOM, по определенным правилам были присвоены идентификаторы данным объекта информационного обмена, определена структура и кодирование набора данных, передающих информацию об объекте с помощью сетевых коммуникаций.

На стадии формализации ключевым является создание единого принципа кодирования информации в системе, разработка классификаций данных систе-

Shoshilinch tibbiyot axborotnomasi, 2012, № 1

67

А.А. Абдуманонов, М.К. Карабаев

мы, протоколирование основных действий. Внедрение одной мощной информационной системы во всех лечебно-профилактических учреждениях позволяет стандартизировать процессы обмена информацией между отдельными ЛПУ и для всех медицинских учреждении республики.

Отметим, что для создания единого информационного пространства в сфере здравоохранения республики необходимо, с учетом международного опыта, разработать национальный стандарт на организацию электронных записей и документов, а также их взаимообмен в медицинских информационных системах.

Разработанная нами ЭИБ отвечает всем известным требованиям [5], предъявляемым к импорту, экспорту и обработки хранения информации в медицинских информационных системах.

Создание программных терминалов, или автоматизированных рабочих мест (АРМ), через которые собственно информация генерируется, вводится в ЭИБ. АРМ - это своеобразные инструменты, позволяющие пользователю работать в системе, автоматизировать определённые задачи по документообороту, получению и передаче информации о пациенте, параллельно обеспечивая ценной информационной поддержкой. В итоге у сотрудника увеличивается время, необходимое для выполнения своих непосредственных функций. Следовательно, АРМ должно содержать адекватные средства для удовлетворения потребности медицинского сотрудника, на которого он рассчитан. Нами разработана целая серия АРМ таких как «Директор», «Главный врач», «Заместитель директора по хирургии», «Ответственный хирург», «Заведующий отделением», «Статистика», «Регистратура», «Врач», «Лаборатория», «Старшая медсестра», «Медсестра», «Отделение функциональной диагностики», «Переливание крови», «Диета», «Канцелярия», «Отдел кадров», «Метрология», «Диета», «Администратор», обеспечивающие использование ЭИБ в полном объёме.

Источником оперативного обеспечения информацией лиц, принимающих решения, являются базы данных (БД), интегрирующие необходимые сведения из существующих источников информации. Формальное представление системы подобных медицинских знаний может служить основой для оптимизации принятия оперативных и достоверных решений. Формирование баз данных организованно в виде системы управления базами данных (СУБД), поддерживающий язык запросов SQL. В системе имеется четыре основных - БД 1 БД пациентов, 2 БД лекарственных препаратов, 3 БД классификатор болезни МКБ10 и 4 БД графических файлов (FTP).

Общая структура базы данных выглядит следующим образом:

- движение пациентов (поступление, выписка, перевод);

- порядок поступления;

- данные клинических наблюдений;

- интерфейс для данных общего назначения;

- информацию для руководящего персонала;

- назначения, операции и лечебные процедуры;

- система эпикризов.

Для единого понимания и интерпретации данных были регламентированы:

- кодирование величин и значений;

- структура и применение набора данных;

- использование элементов данных и их соотношения с другими элементами;

- конструкция и применение внедренных данных (тех, которые являются составной частью какого-либо параметра);

- конструкция и использование наборов данных, содержащих изображение;

- уникальные идентификаторы.

Все отдельные модули МИС совместимы друг с другом, т.к. разработаны по стандарту базы данных, и применяются на основе системы MSSQL server. Процессы взаимного обмена информацией между серверами являются одним из наиболее защищенных решений.

Вводимая в ЭИБ медицинская информация нами унифицирована и формализована (шаблонирована), что позволяет обеспечить интероперабельность и синхронность программных систем, используемых как в работе с медицинскими документами, так и для интеллектуально-информационной поддержки деятельности врача.

Под термином «шаблон» не подразумевается ни трафаретного описания, ни шаблонного ведения больного. Это специально заготовленный набор медицинских терминов и выражений для оформления врачебного осмотра, дневников, эпикризов, описания результатов лабораторного и инструментального обследования и т. д. Будучи разработанными ведущими специалистами-медиками, они не только облегчают оформление, но и напоминают, что надо выяснить, спросить, обследовать и помогают выбрать оптимальную тактику. Это некая технология человеко-компьютерного взаимодействия — элемента программирования действий врача. В основе описания терминологии врачебного осмотра был использован стандарт SNOWMED.

Так как в Узбекистане создана уникальная система бесплатного оказания экстренной медицинской помощи, специально для неё разработан и утвержден ряд стандартов по оказанию экстренной медицинской помощи, и при этом учтена точная схема самой системы, на этой основе созданы стандарты для диагностики и лечения.

В системе ExterNET в качестве нозологической классификации выбрана международная классификация болезней (МКБ-10). Система МКБ 10 представляет структурированную БД, состоящую из названия заболевания, описания и шифра болезни по МКБ-10.

Таким образом, создано некое информационное поле, в котором информация зарождается, формализуется, обновляется, используется, находится в таком приемлемом состоянии, что позволяет любому специалисту эффективно использовать и быстро обмениваться ею в интересах пациента.

Защита информации от несанкционированного доступа, изменения и переноса, осуществляется в рамках политики безопасности информации системы ExterNET как организационно, программно, так и технически.

Аппаратное обеспечение разных типов инструментального обследования осуществляется посредством сканера, видео- или web камер, TV тюнера, звуковых и видеокарт. Оно осуществляет внесение, обработку, передачу и хранение нетекстовой информации. Это делает ЭИБ мультимедийным документом.

Выводы:

Внедрение на основе медицинской информационной системы ExterNET разработанной нами ЭИБ даёт следующие возможности: комплексную автоматизацию организации работы отделений стационара, ла-бораторно - диагностических служб, приемного отделения, отделения статистики и администрации; полную автоматизацию ведения истории болезни пациента от момента регистрации до момента выписки с генерацией медицинских текстов; стандартизацию медицинской документации с полным учетом специфики и особенностей отделений; долговременное хранение историй болезни и другой документации в архиве, их оперативное получение; получение информации о работе лечебного учреждения по произвольным запросам; совершенствование наблюдения за пациентом и повышение преемственности на этапах оказания помощи различными подразделениями медицинского учреждения; повышение эффективности диагностики и лечения при одновременном снижении экономических затрат за счет целенаправленного обследования больных; многофакторный анализ причин заболеваемости и смертности, выявление факторов риска.

Литература

1. Алпатов П.А., Прокопчук Ю.А., Костра В.В. Госпитальные информационные системы: архитектура модели, решения. УГХТУ 2005; 257.

2. Гончаров Г.Н., Гулиев Я.И., Гуляев Ю.В, и др. Вопросы создания Единого информационного пространства в системе здравоохранения РАН. ИНФОРМАТИКА В МЕДИЦИНЕ.

3. Гусев А.В., Романов Ф.А., Дуданов И.П., Воронин А.В. Медицинские информационные системы. СПб 2005; 404.

4. Интерфейсы работы с медицинским оборудованием и стандарты передачи медицинской информации /// http://www.ci.ru/inform01_07/it.htm

5. Карабаев М., Раимжанов А.А., Тухтакулов А.Ю. и др.

Информационно-коммуникационные технологии поддержки деятельности врачей экстренной медицины. Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Высокие технологии в экстренной медицине. Материалы конф. Ургенч 2006; 240-244.

6. Карабаев М.К., Морозов А.В., Абдуманнонов А.А. и др. Разработка и формирование единого стандартизированного информационного пространства в учреждениях экстренной медицины. Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Вопросы стандартизации диагностики и лечения в экстренной медицине. 7-я Респ. науч.-практ. конф. Ташкент 2007.

7. Раимжанов А.А, Карабаев М, Хошимов В.Г. и др. Техническое требование на разработку мультимедийной электронной истории болезни медицинских информационных систем. Актуальные проблемы современной медицины. Материалы науч.-практ. конф. Фергана 2006.

8. Тавровский В.М. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. Тюмень 2009.

ШОШИЛИНЧ ТИББИЙ ЁРДАМ ТИЗИМИДА ИНФОРМАЦИОН ТЕХНОЛОГИЯЛАР

А.А.Абдуманонов, М.К.Карабаев РШТЁИМнинг Фартона филиали

Макола Узбекистан шошилинч тиббий ёрдам тизи-мига тиббий ахборот-коммуникация технологияларни тадбик килиш жараёнига багишланган. Тиббий ахборот мажмуаси тизимини амалий тадбик килиш асосида муассаса учун зарурий булган маълумотларни самарали жамлаш, саклаш, тахлил килиш ва фойдаланиш мумкинлиги курсатилган.

Контакт: Абдуманонов А.А. 112000, Фергана, ул. Юксалиш, 104. Ферганский филиал РНЦЭМП. Тел.: 224-19-63, Факс: 224-77-27.

Shoshilinch tibbiyot axborotnomasi, 2012, № 1

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.