Научная статья на тему 'Медицина и здоровье для жителей Челябинской области (социологический аспект эффективности реализации национального проекта «Здоровье»)'

Медицина и здоровье для жителей Челябинской области (социологический аспект эффективности реализации национального проекта «Здоровье») Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуревич Михаил Аркадьевич, Радиловская Татьяна Юрьевна

В статье авторы изложили некоторые результаты социологического мониторинга отношения населения Челябинской области к качеству медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях, а также проанализировали эффективность двух направлений национального проекта «Здоровье» диспансеризации и вакцинации. Как показало исследование, качество оказания медицинской помощи респондентами оценивается как удовлетворительное, но кардинальных улучшений в сфере медицинского обслуживания пока не наблюдается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицина и здоровье для жителей Челябинской области (социологический аспект эффективности реализации национального проекта «Здоровье»)»

М. А. Гуревич, Т. Ю. Радиловская

МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»)

В статье авторы изложили некоторые результаты социологического мониторинга отношения населения Челябинской области к качеству медицинских услуг в государственных медицинских учреждениях, а также проанализировали эффективность двух направлений национального проекта «Здоровье» - диспансеризации и вакцинации. Как показало исследование, качество оказания медицинской помощи респондентами оценивается как удовлетворительное, но кардинальных улучшений в сфере медицинского обслуживания пока не наблюдается.

Ключевые слова: здоровье населения, здравоохранение, медицинское обслуживание, социологический мониторинг, качество медицинской помощи.

На протяжении последнего десятилетия в нашей стране и обществе здоровье не являлось приоритетной жизненной ценностью. Недостаточное финансирование системы здравоохранения России привело к тому, что медицинская помощь зачастую оказывается только на стадии запущенной болезни, мало уделяется внимания профилактике здорового образа жизни, лечению на начальной стадии болезни. С 1 января 2006 года начал действовать национальный проект «Здоровье», который призван улучшить качество медицинской помощи и способствовать выходу России из демографического кризиса, в котором она находится.

В период реформирования системы здравоохранения и повышения ее эффективности многое определяется не только нормативно-правовой базой, но и уровнем управления здравоохранением Челябинской области. В этих условиях важно знать и опираться на мнение населения по вопросам профилактики и работы системы здравоохранения, то есть иметь «обратную связь» по принимаемым решениям.

В Челябинской области для понимания остроты проблемы здоровья крайне важна экологическая составляющая. До сих пор, в ряде городов и районов (печально известные Муслюмово, Карабаш, Озерск) последствия экологической катастрофы 1957 года отражаются тяжелыми заболеваниями жителей этих территорий. Кроме специфических экологических проблем области большое влияние на состояние здоровья населения оказывает общий кризис экологии крупного промышленного региона: различные вредные вещества, находящиеся в почве, некачественная питьевая вода, электромагнитные излучения и загрязнения, отсутствие или недостаточное внедрение природоохранных мероприятий на крупных предприятиях. Из этого становится понятно, что забота о здоровье населения является одной из приоритетных задач, требующих решения на всех уровнях власти.

Ежемесячные мониторинги социально-экономической жизнедеятельности Челябинской области, проводимые социологами Челябинского филиала Института экономики Уральского отделения РАН выявляют, что в пятерку приоритетных задач региональной власти наряду со сдерживанием роста цен, решением жилищной и экологической проблем, неизменно участники исследований называют необходимость развития медицинского обслуживания (за последние 5 лет от 25 до 50 % от общего числа опрошенных).

Система социологического мониторинга, несомненно, становится инструментом в управлении здравоохранением и уровнем здоровья населения региона. Социо-

логические методы позволяют выявить и оценить степень социальноэкономического благополучия организации здравоохранения на территориях, получить разного рода прогнозные оценки и в конечном итоге разработать систему эффективных управленческих действий. В связи с этим, по заданию Министерства здравоохранения Челябинской области Челябинским филиалом Института экономики Уральского отделения Российской академии наук в 2006 году был проведен первый мониторинг общественного мнения населения Челябинской области о степени доступности и качества медицинского обслуживания в регионе, выявление потребностей населения в платных и бесплатных медицинских услугах. В ходе исследования изучено общественное мнение населения девяти городских округов и пяти муниципальных районов Челябинской области. Репрезентативная квотная выборка представлена 2753 жителями региона и 832 экспертами - медицинскими работниками. Повторно в 2007 году по этой же методике было опрошено 2152 жителей области.

Проведенный социологический опрос населения области зафиксировал, что превалирующей оценкой респондентов является «здоровье нормальное, лечиться приходится редко» (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценки населением состояния своего здоровья (в %)

Варианты ответа Чел.обл. 2006 Чел.обл. 2007

Здоровье хорошее, лечиться почти не приходится 14,1 21,4

Здоровье нормальное, лечиться приходится скорее редко, чем часто 36,0 30,3

Здоровье не очень хорошее, довольно часто приходится лечиться 24,9 25,9

Здоровье плохое, есть хронические заболевания, лечиться приходится очень часто 25,0 22,4

Таких ответов по области получено 36 %, в областном центре их чуть больше -42 %, что связано в первую очередь с большей обеспеченностью и доступностью мер профилактики и лечения. Однако, второе место по численности (четверть опрошенных) заняла категория тех, кто называет здоровье плохим, имея хронические заболевания, очень часто требующие лечения. Такая же доля опрошенных жалуется на не очень хорошее здоровье, лечиться приходится довольно часто. Наименьшей оказалась доля тех, кто отмечает, что их здоровье хорошее и лечиться им почти не приходится - 14 % опрошенных, то есть абсолютно здоровым в регионе себя считает лишь каждый седьмой. Если же говорить о соотношении тех, кто считает свое здоровье нормальным и тех, кто напротив оценивает его как плохое, то оно примерно «пятьдесят на пятьдесят».

Наши данные подтверждают и независимые источники. Так по данным Росгосстраха, 7 % взрослых россиян совсем не обращаются за помощью к врачам. Примерно 66 % опрошенных пользуются услугами больниц и поликлиник не чаще пары раз в год. Среднестатистический россиянин посещает докторов 5-6 раз в год. Причем в 2007 году жители страны обращались к врачам чаще - 6,3 раза в год.

На вопрос о качестве бесплатного медицинского обслуживания в 2007 году получены следующие ответы: удовлетворительным считают его 42 % респондентов, тогда как в 2006 году этот показатель был несколько меньше (39 %). Каждый третий обратившийся за бесплатной медицинской помощью остался неудовлетворенным ее

качеством. Заметим, доля таких ответов в малых городах составляет практически половину от общей доли опрошенных. Для жителей Челябинской области уже давно посещение государственного медицинского учреждения связано с многочасовыми очередями сначала в регистратуру за талонами, потом перед кабинетом к врачу и сдачей анализов. В стационарах по-прежнему, как и в начале реформ здравоохранения, не хватает лекарственных препаратов, обслуживающего персонала, плохие условия пребывания, питания и.т.д. Однако, нельзя не отметить, что медицинская помощь оказываемая в этих учреждениях здравоохранения достаточно действенна и высокоэффективна. Именно поэтому основная часть жителей Челябинской области удовлетворены оказанными медицинскими услугами в них.

Таблица 2

Оценки населением отношения к себе в государственных (бесплатных) медицинских ________________________________учреждениях: (в %)_________________________________

Варианты ответа Чел.обл. 2006 Чел.обл. 2007

Очень хорошее 1,2 2,9

Достаточно хорошее 19,6 12,3

Безразличное 45,5 35,3

Недоброжелательное 16,0 11,6

У довлетворительное Н/д 15,5

Затрудняюсь ответить 17,6 22,4

Оценивая отношение врачей к пациентам в «бесплатных» медицинских учреждениях большая часть опрошенных определили его как безразличное. Каждый пятый респондент в 2006 году был встречен медиками доброжелательно. В 2007 году этот показатель несколько сократился, каждый шестой житель области остался удовлетворен отношением к себе со стороны врачей.

Таблица 3

Мнение населения об уровне квалификации и профессиональных знаний современ-_______________________________ных врачей (в %)________________________________

Варианты ответа Россия Чел. обл. 2006 Чел. обл. 2007

Высокий 34,0 18,5 12,7

Низкий 45,0 27,1 27,2

Средний н/д н/д 25,6

Затрудняюсь ответить 21,0 54,5 34,4

Мнение населения о квалификации врачебного персонала также отражает уровень предоставления медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию. Проведенный опрос показал, что наиболее распространенными высказываниями на этот счет сегодня являются высказывания о низком (27 %) или среднем (26 %) профессиональном уровне медицинских работников. Несмотря на далеко не блестящую оценку врачей в Челябинской области, это показатель существенно лучше, чем в целом по России, где о низкой квалификации медиков говорят 45 % жителей.

Таблица 4

Мнение населения об улучшении или ухудшении положения дел в здравоохранении _____________________________в последнее время (в %)_______________________________

Варианты ответа Чел. обл. 2006 Чел. обл. 2007

Улучшается 22,1 21,9

Не меняется 41,6 32,4

Ухудшается 11,3 11,6

Затрудняюсь ответить 25,0 34,1

Данная позиция опроса очень показательна для оценки действенности мер, предпринимаемых в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» в нашей стране в целом и в Челябинской области в частности.

В настоящее время реализация проекта «Здоровье», конечно, привела к явным изменениям в отрасли, заметно оживив её и сформировав позитивные тенденции развития. В среднем около 22 % жителей Южного Урала в 2007 году отметили эти улучшения.

Однако наиболее многочисленной пока остается категория людей, которые уверены, что за последнее время кардинально положение дел в здравоохранении не меняется. Это около трети населения в среднем по области. Печально, что стабильно высокой (12 %) остается доля респондентов, которые считают, что ситуация в здравоохранении становится из года в год хуже.

Одним из направлений нацпроекта «Здоровье» стало широкое применение диспансеризации как метода выявления различных заболеваний. Результаты исследования показали, что 2007 году диспансеризацию проходили 38 % челябинцев и несколько меньше - 28 % - жителей области в целом. Такая же доля челябинцев - 39 % - диспансеризацию не проходили достаточно давно. Выше процент таких ответов по области - 43 %. Вообще не знакомы с процессом диспансеризации около 17 % опрошенного населения. В итоге, лишь около трети населения могут быть более-менее уверены в своем состоянии здоровья.

На наш взгляд, причины достаточно низкого охвата диспансеризацией населения связаны не только с неактивностью, ленью граждан, а недостаточно серьезной информационной и организационной работой медицинских учреждений, которые не предоставляют действительно качественных и оперативных услуг по профилактическому осмотру.

На сегодняшний день в целом по области добровольно пройти диспансеризацию готовы более половины жителей области. При этом еще 14 % хотели бы ограничиться консультацией только у некоторых из врачей. Около 15 % населения области не смогли четко сказать, будут ли участвовать в диспансеризации, если она будет проводиться по месту работы или нет. 18 % отказываются от столь важного мероприятия. Нельзя упускать момент, что некоторые граждане не доверяет качеству профилактических осмотров или самоуверенно полагают, что в медицинской помощи не нуждаются.

Другим направлением национального проекта «Здоровье» стало развитие вакцинации как метода профилактики различных заболеваний. В целом по области те или иные виды прививок в последние годы получали около 70 % населения. Наиболее распространенными среди них являются прививки от гриппа, гепатита, клещево-

го энцефалита. По сравнению с прошлым годом количество людей, получающих вакцины от того или иного вида болезней, увеличилось на 13 %, в основном, судя по ответам опрошенных, за счет более активного применения прививок от гепатита, дифтерии и туберкулеза. В 2007 году около 70 % населения области готовы и дальше продолжать практику вакцинации примерно с той же востребованностью различных видов прививок.

Однако, нельзя не отметить тот факт, что среди населения продолжает бытовать мнение о вреде и опасности прививок для здоровья. Видимо связанного с тем, что в последние годы в СМИ неоднократно публиковались материалы о негативных последствиях некачественных вакцин, либо о халатности медицинских работников разрешающих вакцинацию лицам с аллергией на эти препараты и ослабленным иммунитетом. По сравнению с 2006 годом доля таких ответов в 2007 году возросла с 19 % до 33 %. Такая картина свидетельствует о том, что необходимо активизировать просветительскую и информационную работу с населением.

Резюмируя изложенные в статье позиции авторы отмечают, что общее восприятие населением ситуации в современном здравоохранении отличается пока не очень оптимистичными характеристиками. Тем не менее, за прошедшее время оценка состояния сферы медицинских услуг стала выше, что говорит о медленном улучшении ситуации.

И все-таки уровень имеющихся улучшений еще недостаточен. Пока наибольшее число высказываний респондентов о качестве медицинских услуг имеют значение «удовлетворительное» (47 %), «плохое» (12 %) или «очень плохое» (12 %), а значит, потребность в дальнейшей работе по развитию здравоохранения по-прежнему существует. Качество медицинских услуг сегодня устраивает 42 % респондентов. Весомая доля участников опроса (каждый третий), которые когда-либо обращались за медицинской помощью по месту жительства, остаются неудовлетворенными уровнем её предоставления.

Мнение населения области о качестве получаемой ими бесплатной медицинской помощи сводится по большей части к удовлетворительным оценкам (половина ответов в целом по области).

Исследователи считают, что реформа здравоохранения, как показал опыт первых лет внедрения рыночных отношений, должна носить преимущественно эволюционный характер с учетом сопряженности развития и непосредственной зависимости этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества от социальной политики и экономического благополучия государства. Конечной целью реформаторских преобразований в здравоохранении должно стать повышение качества медицинской помощи населению, сохранение и укрепление здоровья людей, увеличение средней продолжительности их активной жизни путем фундаментальных преобразований системы финансирования и правовой базы отрасли. Все преобразования должны быть направлены на демократизацию управления, внедрение современных медицинских технологий, развитие конкуренции в здравоохранении, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача на фоне доступности цен и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.