Научная статья на тему 'МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ'

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / здоровый образ жизни / медико-гигиенические технологии / гигиенические факторы / санитарно-гигиенические требования / профилактика по укреплению и поддержанию здоровья / health / healthy lifestyle / medical and hygienic technologies / hygienic factors / sanitary and hygienic requirements / prevention to strengthen and maintain health

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е.Д. Кондрашова, Д.В. Логинов, М.С. Пешина

Данная статья посвящена изучению места медико-гигиенических технологий в глобальной системе по охране здоровья и здорового образа жизни среди студентов вуза, а также выявлению особенностей МГТ и исследования её уникального значения как отдельной составляющей в системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е.Д. Кондрашова, Д.В. Логинов, М.С. Пешина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND HYGIENE TECHNOLOGIES

This article is devoted to the study of the place of medical and hygienic technologies in the global system of health protection and healthy lifestyles among university students, as well as the identification of the features of MHT and the study of its unique value as a separate component in the system.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»

УДК 796.005

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Е.Д. Кондрашова, Д.В. Логинов, М.С. Пешина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп.им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tatianva.martirosova@mail.ru

Данная статья посвящена изучению места медико-гигиенических технологий в глобальной системе по охране здоровья и здорового образа жизни среди студентов вуза, а также выявлению особенностей МГТ и исследования её уникального значения как отдельной составляющей в системе.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, медико-гигиенические технологии, гигиенические факторы, санитарно-гигиенические требования, профилактика по укреплению и поддержанию здоровья.

MEDICAL AND HYGIENE TECHNOLOGIES

E. D. Kondrashova, D. V. Loginov, M. S. Peshina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

This article is devoted to the study of the place of medical and hygienic technologies in the global system of health protection and healthy lifestyles among university students, as well as the identification of the features of MHT and the study of its unique value as a separate component in the system.

Keywords: health, healthy lifestyle, medical and hygienic technologies, hygienic factors, sanitary and hygienic requirements, prevention to strengthen and maintain health.

В последнее время всё большее количество учёных и медицинских работников интересуется проблемой состояния здоровья молодёжи. После многочисленных исследований стало ясно, что такая важная составляющая как физическая подготовленность учащихся в вузах студентов заметно снизилась за последние годы и в настоящее время всё также продолжает падать. Это проявляется в прогрессивном росте заболеваемости среди студентов и в снижении уровня физической подготовленности абитуриентов. Кроме того, возрастает численность обучающихся, полностью освобождённых от практических занятий по физической культуре: по состоянию здоровья; также количество занимающихся, отнесённых к специальным медицинским группам [1,2].

После многочисленных исследований специалистами здравоохранения было выявлено, что здоровье человека наполовину зависит от здорового образа жизни. Следовательно, наиглавнейшей задачей стало сохранение и укрепление здоровья студентов [3].

Также исследователям быстро стало ясно, что используемые методики устаревают и уже не так эффективны в работе, поэтому, чтобы качественно по-новому решить данную проблему, а именно выраженное ухудшенное здоровье у студентов и поступающих в вуз, требуется провести оперативный и масштабный поиск новых, более действенных и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

мотивирующих методов, которые помогут взрастить, а после и воспитать здоровую, энергичную и активную российскую молодёжь.

Вскоре после этого была разработана и запущена новая технология, получившая название «здоровьезберегающая», отвечающая всем запросам современности. Она объединила в себе комплекс мер по формированию здорового образа жизни, укреплению и развитию своего организма в физическом и духовном смыслах, развитие мотивации и мышления, характеризующее современного молодого человека, который пристально следит за своим здоровьем и поддерживает его в должном состоянии [4].

Среди здоровьесберегающих технологий выделяется несколько групп, применяемых в образовательных учреждениях. В каждой из них используются разные формы работы с обучающимися, а также многочисленные подходы к охране здоровья. В этой статье будет подробно рассмотрена первая группа данной классификации, а именно - медико-гигиенические технологии.

Медико-гигиенические технологии - это комплекс мер, приёмов, мероприятий и технологий, обеспечивающий постоянный контроль и профилактику здоровья студентов, а также включающий в себя совместную деятельность педагогов и медицинских работников, которые вместе призваны помогать и направлять студентов: предоставлять надлежащие санитарно-гигиенические условия для обучения, организовывать профилактические мероприятия по гигиеническому-просвещению студентов, ставить прививки, в случае необходимости оказывать неотложную медицинскую помощь.

В соответствии с вышеприведёнными технологиями в образовательных учреждениях обязательно должны осуществляться следующие мероприятия:

1. Обеспечение санитарно-гигиенического состояния территории образовательного учреждения;

2. Поддержание на постоянной основе санитарно-гигиенического режима, который включает в себя световой и тепловой режим помещения, систему проветривания, надзор за состоянием мебели, окон и прочей мебели, а также организацию работу санитарных постов и дежурств;

3. Периодический смотр кабинетов или так называемая аттестация рабочих мест: проверка их на соответствие санитарно-гигиеническим, психофизическим и эстетическим требованиям;

4. Строгое и чёткое выполнение предложений ГСЭН и Госпожарнадзора по улучшению санитарно-гигиенического и противопожарного состояния проверяемого образовательного учреждения;

5. Организация горячего питания и питьевого режима студентов;

6. Обязательное распределение учащихся по группам комитет здоровья;

7. Обязательное создание базы данных о физическом развитии и подготовленности студентов;

8. Проведение профилактических медицинских осмотров;

9. Проведение профилактических работ во время эпидемий;

10. Проведение профилактических прививок у студентов и преподавателей вуза;

11. Организация занятий с обучающимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

12. Организация образовательно-ознакомительных профилактических мероприятий со студентами по таким важным темам как личная гигиена и вредные привычки;

13. Проведение диспансеризации преподавательского состава и студенческих групп, в случае обнаружения заболевшего в группе или самого педагога;

14. Обеспечение образовательного учреждения препаратами, необходимыми для оказания неотложной и лечебно-профилактической помощи.

Секция «Здоровьесберегающие технологии в физичеаком воспитании обучающахая образователыаьаа ...»

15. Контроль за набором абитуриентов по критериям медико-педагогической готовности к обучению в вузе.

Средствами медико-гигиенических здоровьесберегающих технологий являются гигиенические факторы. К ним относят выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личную гигиену; проветривание и влажную уборку учебных помещений; соблюдение общего режима питания, сна и двигательной активности у обучающихся и мн. др.

Несоблюдение данных гигиенических требований к проведению учебных занятий и образа жизни в целом может привести к снижению положительного эффекта здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Основываясь на всём вышеперечисленном, стоит ещё раз сказать о том, что значимость медико-гигиенических технологий не стоит недооценивать. Комплекс МГТ является очень важным компонентом здорового образа жизни и общего состояния здоровья молодёжи в целом. Усердно и кропотливо соблюдая все требования, прописанные и закреплённые в данной области, можно добиться не только действительно положительных эффектов, но и качественно новых результатов в процессе не только обучения и преподавания, но и на уровне обратной связи. Кроме того, чем больше в образовательные программы будут внедряться эти самые здоровьесберегающие технологии, тем больше будет повышаться уровень мотивации у студентов следить за своим здоровьем (личной гигиеной, питанием, режимом дня, сна и отдыха, тренировками и т.д.) укреплять его, поддерживать и развиваться только в лучшую сторону.

В настоящее время в образовательной системе существует огромное количество моделей, методик и образовательных программ по улучшению и поддержанию здоровья обучающихся, по распространению медико-гигиенических и здоровьесберегающих технологий в целом. Следовательно, каждый педагогический коллектив любого образовательного учреждения может ими воспользоваться для улучшения качества образования, а также привносить собственные разработки и модели в это направление, чтобы способствовать воспитанию поистине здорового молодого поколения.

Библиографические ссылки

1. Дубровский В.М. Лечебная физическая культура: учебник для вузов / - М: Владов. 19 с.

2. Ильинич, В. И. Физическая культура студента / . - М. : Гордорики, 2003. 448с.

3. Егорьев, А. О. Здоровье студентов с позиции профессионализма / // Теория и практика физической культуры, 2003. №2. С. 53 - 56

4. Лисицин, Ю. П. Слово о здоровье / . - М: Советская Россия, 1986. 192 с.

© Кондрашова Е.Д., Логинов Д.В., Пешина М.С.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.