Научная статья на тему 'Медиацентр в начальной школе как условие эффективного перехода на ФГОС нового поколения (из опыта работы школы №16 Д. Кулиш Иркутской области)'

Медиацентр в начальной школе как условие эффективного перехода на ФГОС нового поколения (из опыта работы школы №16 Д. Кулиш Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦЕНТР / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич А. А.

В современной начальной школе необходимо учитывать интересы учащихся и учителей в различных формах представления информации, в том числе, на основе новых информационных технологий. В этой связи наиболее значимой представляется проблема создания и развития на базе начальной школы медиацентра. Предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, школьный медиацентр может внести конструктивные изменения, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами в начальное общее образование в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиацентр в начальной школе как условие эффективного перехода на ФГОС нового поколения (из опыта работы школы №16 Д. Кулиш Иркутской области)»

МЕДИАЦЕНТР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (из опыта работы школы №16 д. Кулиш Иркутской области)

А.А. Немирич,

аспирант кафедры педагогики Алтайской государственной академии образования им. В.М. Шукшина, Бийск, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Аннотация. В современной начальной школе необходимо учитывать интересы учащихся и учителей в различных формах представления информации, в том числе, на основе новых информационных технологий. В этой связи наиболее значимой представляется проблема создания и развития на базе начальной школы медиацентра. Предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, школьный медиацентр может внести конструктивные изменения, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами в начальное общее образование в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты.

Ключевые слова: медиацентр, медиаобразование, начальная школа, новые образовательные стандарты, информатизация образования, виртуальная среда.

School Media Center in Kulish Village, Irkutsk Region

Anastasia Nemirich, Ph.D. student, Altai State Academy of Education, Biysk

Abstract. In today's elementary school is necessary to consider the interests of students and teachers in various forms of information, including on the basis of new information technologies. In this regard, the most significant problem is the creation and development on the basis of an elementary school media center. Providing appropriate conditions for the realization of the independence of students in training for their cognitive and creative activities with broad support for communication, the school media center can make design changes associated with both academic work and individual interests in elementary general education in accordance with the transition to new educational standards.

Keywords: media center, media education, elementary school, new educational standards, the computerization of education, the virtual environment.

Сегодня, в эпоху глобального инновационного уклада системы образования, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, задача последнего — научить человека ориентироваться в потоке информации, мобильно и грамотно осуществлять информа-

тизацию образовательного пространства, вступить на путь новой медиа и информационной цивилизации и создать благодаря этому принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида. Важнейшее

условие продвижения по пути информатизации и медиаобразова-ния - качество образования и подготовка кадров, т.к. ни одна из сфер общественно-политической или образовательной жизни не может успешно функционировать без научно-обоснованной системы их подготовки [Возчиков, 2000; Федоров, 2006; 2007; Шариков, 2005].

Между тем, информатизация образования, связанная с перехо-дом на ФГОС нового поколения одним педагогам открыла новые возможности, вторым дал стимул к освоению новой профессиональной области, а третьих, которых составило большинство, испугал, что явилось причиной дискомфорта, неуверенности, психологического напряжения учителя начальных классов, депрессии, так как в условиях современной социокультурной ситуации функционал учителя начальных классов существенно расширен. Ведь учитель сегодня - это не только преподаватель предмета, классный руководитель, но и методист, учёный - исследователь и т.п.

В современных условиях социально-экономических, политических изменений в нашем обществе повысился спрос на активную, творческую личность, способную свободно и креативно мыслить, моделировать учебно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Современное образование развивается по пути информатизации. Дети, даже сельские, живут в цифровом мире, и школа должна соответствовать этому миру, иначе

она утратит свое назначение. Завтрашний день образования - это е-1еагп1пд, обучение в Интернете онлайн или офлайн с презентациями; такое обучение должно вестись на соответствующем электронном оборудовании.

Ребенок сегодня не только в школе, но и дома окружён различными телекоммуникационными устройствами, и задача школы - готовить выпускников, обладающих компетенциями для жизни в информационном обществе, а значит - повысить мотивацию учащихся и, как следствие, - результативность обучения и воспитания по предметным дисциплинам на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. Начальной школой сегодня востребован учитель, обладающий должным уровнем профессиональной компетентности, в том числе - в области ИКТ.

В нашем насёленном пункте отсутствует дошкольное образовательное учреждение, поэтому в 2007-м году на базе общеобразовательной школы мы организовали систему поддержки развития детей, не имеющих возможности посещать детский сад. Коллектив нашей школы должен был решить сразу несколько задач:

- обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования;

- оказать своевременную методическую и информационную поддержку учителям, ведущим занятия с детьми дошкольного возраста, а также родителям детей, не посещающих детский сад;

- повысить уровень компьютерной и медиакомпетентности

учителей, организующих занятия с детьми дошкольного возраста;

- помочь родителям детей в освоении семейной компьютерной и медиаграмотности;

- создать благоприятные условия для решения задач дошкольного медиаобразования как актуального направления дошкольной педагогики.

Наш педагогический коллектив (учителя начальных классов, организатор-методист дошкольного образования, воспитатель) осуществляет целенаправленный воспитательно-образовательный процесс, стараясь предоставлять детям качественные, полноценные, отвечающие психолого-педагогическим особенностям детей дошкольного возраста занятия, в том числе дополнительные, творческие и проектные.

Тем временем, современное дошкольное и начальное образование движутся по пути интерактивности и разнообразия ресурсов. Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы становятся эффективными техническими средствами, при помощи которых можно не только значительно разнообразить процесс обучения и воспитания дошкольников и младших школьников, но и повысить имидж образовательного учреждения. Кроме того, приоритетными направлениями развития ИКТ в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года являются расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых

форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования.

Однако, интерактивное и мультимедийное оборудование, как и любая техника, не самоценно. Положительных результатов в развитии ребенка можно добиться только при грамотном использовании этих технических средств в учебно-воспитательном процессе. Для того, чтобы внедрить инновационные методы и приемы в процесс обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, нашим учителям нужны были время, желание и самое главное - наличие благоприятных условий для индивидуализации и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.

Отечественные и зарубежные психологи предлагают решать психолого-педагогические проблемы педагогических работников дошкольного и начального общего образования, связанные с информатизацией образования и переходом на ФГОС нового поколения, с помощью внедрения программ повышения квалификации в области информационно-коммуникативных технологий обучения и воспитания. Они, по мнению специалистов, способствуют корректировке отношения педагога к образовательному процессу, преодолению неуверенности в своей способности освоить новые технологии и стандарты, повышению профессиональной компетентности, в том числе медиакомпетентно-сти. Тем не менее, предлагаемые меры срабатывают далеко не всегда: подавляющее большинство учи-

телей после окончания курсов повышения квалификации не меняют своего отношения к инновационному образовательному процессу и не становятся медиакомпетентными, что негативно сказывается на учебно-воспитательном процессе и не способствует становлению нового стиля педагогической деятельности, необходимого для эффективного перехода начальной школы на новые образовательные стандарты.

Тем временем, смыслом переживаемой нами эпохи, требованием и приметой нашего времени становится переход от знаниево- к лич-ностно-ориентированной модели образования. В центре образовательного процесса - личность как целостная система интеллектуальных, психофизиологических, нравственных, социально-коммуникативных качеств.

Целью образования сегодня является воспитание активного, творческого человека с проектно-ориентированным интеллектом, способного к самоосуществлению в культуре и социуме, к позитивному взаимодействию с людьми и культурами. Под новыми стандартами начального образования понимается достижение обучающимися таких воспитательных и образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях становления информационного общества.

В современной начальной школе необходимо учитывать интересы учащихся и учителей начальной школы в различных формах представления информации, в том числе, на основе новых информа-

ционных технологий. Учителя, учащиеся начальных классов, а также дети старшего дошкольного возраста, посещающие группы кратковременного пребывания на базе начальной школы должны иметь возможность свободного (но контролируемого) доступа к медийной информации разного вида и жанра, в том числе печатной продукции, иметь возможность для самовыражения, коммуникации и социальной адаптации с помощью медиа-образовательных и информационно-технических ресурсов [Немирич, 2001].

В этой связи наиболее значимой представляется проблема создания и развития на базе начальной школы медиацентра. Предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, школьный медиа-центр может внести конструктивные изменения, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами в начальное общее образование в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты.

Медиацентр в начальной школе - это не только структурное подразделение, это специальным образом организованные условия, которые активно способствуют формированию медиаграмотности учащихся, их самостоятельной познавательной активности, креативного медиатворчества, а также меди-акомпетентности учителей на материале и через средства медиа и информационных технологий.

Итак, задачи нашего школьного медиацентра:

• концентрация документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе - на сетевых, предоставление доступа к удаленным ресурсам образования;

• приобщение дошкольников и младших школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского языка, как национального достояния и средства межнационального общения;

• содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня медиа и информационной культуры, т.е. получению знаний умений и навыков в области поиска, анализа, переработки медийной информации, создания и распространения новой медиапродукции.

Пользование ресурсами меди-

ацентра в нашей школе ориентировано на учебную работу, как по основным предметам, так и по курсу углублённого изучения; на индивидуальную и широкую самостоятельную деятельность как индивидуально, так и в группах. Учителя начальных классов, воспитатели групп кратковременного пребывания, учитель информатики, психолог в медиацентре получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, что позволяет более полноценно готовиться к урокам и в то же время систематически повышать свой профессиональный уровень.

Здесь созданы условия и для индивидуальной работы учителя по просмотру оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время; для создания собственных средств творческой деятельности учителя, таких как презентации для включения в урочную или внеклассную деятельность, докладов и сообщений на педагогических советах и методических совещаниях. Из медиа-центра учитель может связаться с педагогами других городов и стран, работая в рамках телекоммуникационных проектов. В медиацентре проводится работа с детьми, посещающими группы кратковременного пребывания в рамках занятий и творческих проектов, нацеленных на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, их подготовку к обучению в школе, а также разнообразные формы уроков, требующие работы с о средствами массовой информации: книгами, детской печатной продукцией, аудиома-териалами, диафильмами, обучающими программами и электронными тренажёрами по определённой теме учебной программы или форме внеклассного мероприятия. Учитель может и руководить процессом познания, и оказывать влияние на формирование новых универсальных знаний и умений посредством организации самостоятельной творческой деятельности.

В рамках деятельности медиа-центра нами создан первый российский интернет-ресурс по меди-аобразованию детей дошкольного и младшего школьного возраста, внедрению ИКТ и медиаобразова-

тельных технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения и начальной школы - «Ме-диадошкольник. РФ»

(www.mediapreschooler.ru ).

Сайт представляет собой творческую моделирующую среду, активно используется в работе, является электронно-образовательным ресурсом; медиатекой и для учащихся, и для родителей, и для педагогических работников дошкольного образования. Особую ценность для воспитательно-образовательного процесса представляют разделы: «Медиатека дошкольника», «Творческая медиамастерская», «В помощь медиапедагогу». Это своего рода виртуальный медиацентр, который является незаменимой частью медиацентра «реального», созданного в нашей школе.

Таким образом, медиацентр стал качественно новым, экономически и методически обоснованным обеспечением для эффективного перехода нашей начальной школы на Федеральные государственные стандарты нового поколения в условиях информатизации дошкольного и начального общего образования.

Дальнейшее развитие медиа-центра как основы информационно-образовательной среды начальной школы зависит от развития общества, научно-технического прогресса, распространения новых идей в педагогических и смежных науках и, безусловно, от образовательной политики нашего государства.

Литература Возчиков В.А. Медиаобразование в педагогическом вузе: Методические рекомендации. Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. 64 с Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста // Медиаобразование. 2011. №2. С.47-55. Фёдоров, А. В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 228 с. Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228. Шариков, А. В. Так что же такое медиаобразование? // Медиаобразование. 2005. № 2. С.77-83.

References Fedorov, A.V. (2006). Media Education: Creative Assignments for Students and Pupils / / Innovation in Education, 2006, N 4, p.175-228.

Fedorov, A.V. (2007). Media Education: Sociology Surveys. Taganrog: Kuchma Publishing House, 2007. 228 p. Nemirich, A.A. (2011). Literacy as a result of media education of preschool children / / Media Education. 2011, № 2, p.47-55. Sharicov, A.V. (2005). So what is media education? // Media Education. 2005, № 2, p.77-83.

Wozchikov, V.A. (2000). Media Education at the Teachers college: Methodical recommendations. Biysk: BiGPI, 2000, 64 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.