Научная статья на тему 'Медиасоциализация и культурно-доминирующий способ представления - на пути от традиционных медиа к семиотическому пространству (на примере телешоу «Поп-звёзды»)'

Медиасоциализация и культурно-доминирующий способ представления - на пути от традиционных медиа к семиотическому пространству (на примере телешоу «Поп-звёзды») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
240
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бахмайер Б.

Культурные отношениях между медиа и его пользователями находятся в переходном состоянии. Одно влияние наблюдается в изменении качества взаимодействия медиа, предметов потребления и событий. Настоящая статья это попытка показать качество этого развития, используя две точки зрения. Во-первых, культурная форма (Williams, 1975) отношений между медиа, предметами потребления и ситуацией, примером которой является шоу «Поп-звёзды». В этом переходном состоянии культурная форма «Поп-звезды» не совсем уникальна, и она могла бы быть заменена понятием «Покемоны», программой, предложенной для детской аудитории, которая состояла из телевидения и Nintendo Gameboy, а также из предметов, подобных игральным картам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиасоциализация и культурно-доминирующий способ представления - на пути от традиционных медиа к семиотическому пространству (на примере телешоу «Поп-звёзды»)»

Медиапедагогика за рубежом

Медиасоциализация и культурно-доминирующий способ представления - на пути от традиционных медиа к семиотическому пространству (на примере телешоу «Поп-звёзды») *

* Статья Б.Бахмайера (с его любезного разрешения) перепечатывается в сокращенном переводе О.Н.Парасоцкой из журнала MedienPädagogik («Медиапедагогика»): Bachmair B. (2006). Media socialisation and the culturally dominant mode of representation - On the way from the coherent media to semiotic spaces, the example of Popstarsю In: MedienPädagogik 7.6.2006. ISSN 1424-3636 www.medienpaed.com/06-1/bachmair2.pdf

Бен Бахмайер профессор, доктор наук

Бахмайер, Бен (Ben Bachmair) - изучал педагогику и психологию, проводил исследования по медиаобразованию в рамках продукции учебных фильмов и разработки учебного плана для дошкольников в университете Киля. С 1978 года - профессор воспитания и медиапедагогики в Касселе (Kassel). Декан факультета воспитания и гуманитарных наук. Приглашенный профессор университетов в Клагенфурте и Флоренции. В рамках грантовых исследований работал в Лондонском университете и научно-исследовательском институте в Мюнхене. Совместно с М.Чарлтоном опубликовал книгу «Медиа в быту. Интерпретационные исследования общения детей и молодежи с медиа» (Мюнхен, 1990). Автор книг «Культура ТВ. Личность в мире движущихся изображений» (1996) и «ТВ и дети» (1993), которая спустя 4 года была опубликована в Турине в переводе на итальянский язык. Б.Бахмайер - участник многих международных конференций в области медиакультуры и медиаобразования. На сегодняшний день он бесспорно, входит в число лидеров европейской медиапедагогики. Избранные работы Б.Бахмайера Bachmair, B. (1993). TV Kids. Ravensburg: Buchverlag.

Bachmair, B. (1997). Cosa fa TV ai bambini? Edutrice elle di ci. Torino: Leumann.

Bachmair, B., Charlton, M. (1990). Mediaenkommunikation im alltag. Munchen: Sur Verlag.

Bachmair, B., Kress, G. (1996) Holen-inszenierung wrestling. Beitrage zur padagogishen genre-forschung.

Opladen.

Аннотация

Культурные отношениях между медиа и его пользователями находятся в переходном состоянии. Одно влияние наблюдается в изменении качества взаимодействия медиа, предметов потребления и событий. Настоящая статья - это попытка показать качество этого развития, используя две точки зрения. Во-первых, культурная форма (Williams, 1975) отношений между медиа, предметами потребления и ситуацией, примером которой является шоу «Поп-звёзды». В этом переходном состоянии культурная форма «Поп-звезды» не совсем уникальна, и она могла бы быть заменена понятием «Покемоны», программой, предложенной для детской аудитории, которая состояла из телевидения и Nintendo Gameboy, а также из предметов, подобных игральным картам. Для объяснения этих явлений необходимо

несколько более или менее адекватных или метафорических модных понятий, таких, как медийная конвергенция (например, Uwe Hasebrink et al., 2004, Goldstein et al., 2004, p.2), Мультимедийная эпоха (например, Julian Sefton-Green, 1998, Paus-Hasebrink et al, 2003), Интертекстуальные медийные отношения (например, Meinhof et al., 2000, Marsha Kinder, 1991), Медийное окружение (например, Livingstone 2002; Hutchby et al., 2001. p.13), Медиа для детей и поп-культуры (например, Hutchby et al., 2001; Buckingham, Sefton-Green 2002; Mitchel et al. 2002), Медийное окружение (Facer et al. 2003, p.67) или Культурное пространство, окружающее ребенка (Mitchel et al., 2002).

Во-вторых, процесс социализации, рассматривается как результат этой переходной культурной формы. Выражаясь другими, более актуальными формулировками доступных теорий, особенность процесса социализации проявляется в комплексном мультимедиа, интертекстуальных культурных продуктах, медийном контексте и в установленных культурных пространствах, окружающих ребенка. Вообще, понятие социализации связано с типичной и жизнеспособной в обществе личностью. В рамках индустриального общества с разнообразием стандартизированного программного предложения и культурных продуктов, которые используются и приобретаются человеком, средства массовой информации как наиболее доступная часть этих процессов, возможно, влияют на формирование характера типичной личности1.

Взаимосвязь программного предложения, культурных продуктов, ситуаций деятельности, приема и приобретения находится в движении. В этом процессе адекватность традиционных медиа, подобно фильму с четкой сюжетной линией, снижается. Поэтому адекватным аргументом для открытия новой объединенной культурной динамики между медиасферой и социализацией является снижение функции традиционных СМИ. Глядя на конгломерат медиа, предметов потребления и событий шоу «Поп-звёзды», или похожих явлений - кастинг-шоу, игровым программам («YU-Gi-Oh», реалити-шоу «Большой Брат»), этот очерк предлагает особые мультимедиа и мультимодельные программы, функционирующие как культурное пространство.

Под влиянием концепции представления Стюарта Холла и концепции метода опосредованного представления Гюнтера Кресса жанр шоу «Поп-звезды» функционирует как семиотическое пространство. В теоретической трактовке С.Холла это пространство является результатом взаимосвязи элементов программы как «значимых культурных объектов» и «методов выражения» производителей и пользователей жанра и его элементов. Г.Кресс выделяет семиотическую функцию материального качества такого знака, как

1 Далее в очерке используется субъективность термина, чтобы выразить спорное влияние социализации на людей «продукт обработки внутренней и внешней действительности» (Hurrelmann, Klaus: Einführung in die Sozialisationstheorie. Über den Zusammenhang von Sozialstruktur und Persönlichkeit. Weinheim (Belz Verlag) 1998 (6th edition). p. 62

образ, физический элемент или орган, как последовательность напечатанных слов или как действие на сцене2.

Идея семиотического пространства относится к эпохе Ренессанса, где доминирующим способом представления является центральная перспектива. Флорентийские художники эпохи Возрождения представляли зрителя как предмет в противоположность изображенному объекту. Зритель должен был восстановить отношение между художником и изображенным объектом через особое отношение пространственного наблюдения. Но эта культурная традиция предметно-объектных отношений находится в переходном периоде, в который свой вклад вносят медийная фрагментация, что коррелируется с интегративным способом культурных продуктов и адекватных моделей жизненного опыта.

Фрагментированные культурные продукты получаются путем эстетического подобия, который открывает функциональную структуру для определенных пользователей. Интегративные способы культурных продуктов функционируют только через определенные модели опытов, основывающихся на личном формировании значения в рамках жизни человека. Центральная перспектива предлагает интегрировать анализ культурных доминирующих способов представления с концепцией социализации, как результатом этой представленной модели. Доминирующий способ построения изображений рассматривается как представление доминирующей культурной формы, влияющей на социализацию через обнаружение изображения как культурного продукта.

Этот концептуальный и методологический путь особенно поддерживается историческим анализом Н.Элиаса об изменении культурного процесса в конце Средневековья. Анализ Н.Элиаса основывается на наблюдении объектов повседневной жизни и поддерживает отношение между фактическим развитием медиа и социализацией. Эта концепция подразумевает методологическую значимость. Культурный продукт (как объект) открыт для интерпретационного анализа, который также действует на отдельные элементы, на его взаимосвязи и на его статус, потому что культурный продукт воплощает определенную культурную форму, в которой или посредством которой он произведен.

Зная, что эмпирическое исследование предпочитает одновременно и конкретное исследование результатов процесса приема, правомерно руководствоваться следующим вопросом: Что воплощает элемент программы? Подозрительный опытно-ориентированный читатель может рассматривать результаты как эвристическую часть развития конкретной гипотезы, которая имеет смысл, например, в контексте Основной Теории и др. Структура очерка

2

Подобный подход в перспективе культуры и литературы был предложен Гансом Ульрихом. Гумбрехтом и Людвигом К. Пфайфером в 1988 году (Gumbrecht, Hans Ulrich, Pfeiffer, K. Ludwig (Hrsg.): Materialität von

Kommunikation. Frankfurt a. M. (Suhrkamp) 1988).

Цель этого очерка состоит в том, чтобы обсудить актуальные медиа, связанные с культурным переходом посредством семиотического пространства, «поглощаемого» традиционными СМИ. Модель медийной социализации спроектирована на основе концепции культурного анализа повседневной жизни Норберта Элиаса. Существующие примеры (шоу «Поп-звёзды») и примеры из далекого (образы Дюрера) и ближайшего прошлого (в 80-е годы XX века мальчик рассказывает о своих любимых фильмах) представлены в аспекте принятых воздействий социализации, которые цепляются за воплощенную культурную форму. Далее будут рассмотрены определенные образцы такой культурной формы («обстановка», стиль жизни), т.к. функция социализации культурного продукта зависит от тенденции его приема и приобретения.

1. Старомодное телевидение как нормальная особенность повседневной жизни - только напоминание

Уже при поверхностном взгляде на кастинг-шоу, типа «Поп-звёзды», или детские игры, такие как «Покемон», можно сделать вывод, что данный тип медиатекстов нуждается в более глубоком объяснении, чем только наблюдение нового жанра. Уже при первом взгляде обнаруживается одна особенная черта, например, что программа, доминирующая на телевидении, собирается стать только одним элементом в среде многих других, включая рекламу. Диапазон предложений в области популярных развлечений радикально меняется, ведь прежде медиа состояли только лишь из традиционных и легко читаемых культурных продуктов. На сегодняшний день больше одного поколения детей уже развили медийные привычки и ту или иную ступень медиаграмотности на этом культурном основании. В будущем традиционные, установленные формы детского восприятия телевидения покажутся старомодными; этот способ теперь ближе к традиционному прочтению книг, чем к потреблению представленного продукта. Назад в 80-е

11-летний Дженс в качестве зрителя, наблюдающего собственное исследование, иллюстрирует главную особенность этого вида старомодного восприятия и развития медиа. Дети ищут, приобретают и вырабатывают что-то среднее в своем индивидуальном взгляде на любую важную тему в их жизни. Дженс любит комедию «Выдающийся Джентльмен» с Эдди Мерфи (США 1992), где главный герой, который в прошлом являлся мошенником, в будущем достигает успеха. В роли политического деятеля герой картины, представленный Э. Мерфи, слушает девочку, страдающую от рака, которая париком скрывает потерю волос. Что является значимым для 11-летнего мальчика? Уязвимая девочка? Успешный мошенник? Этические нормы людей? Прежде всего, Дженс читает фильм как историю, которая соответствует существующей проблеме его жизни: перемещение в неизвестный город, переживание чувства отчужденности и, вероятно, опасение необходимости скрывать свое культурное происхождение и самобытность в неизвестной восточной части Германии. Однако при

позитивном отношении к происходящему можно добиться успеха, что и делает герой.

Два из семи отобранных утверждений

Пятое утверждение Дженса: «И затем он опоздал на встречу по выбору офисов, и в результате получил худший. Он даже не был отделан при строительстве. Поэтому герой выполнил отделочные работы сам. И только после этого смог зарегистрировать офис».

Шестое утверждение Дженса: «и однажды к нему пришли люди, среди которых была девочка, болевшая раковым заболеванием. Она заболела на детской игровой площадке, где были какие-то металлические электрические линии, вызывающие рак».

На основе его жанровой компетентности Дженс трансформирует историю фильма в его собственную историю жизни, используя главные последствия фильма во время его просмотра.

Его семь утверждений заканчиваются своего рода личным коротким фильмом, который может быть предложен в качестве одного или нескольких сообщений слушателю. Устно представленный короткий фильм Дженса легко восстанавливается из видеоэпизодов. С помощью этого восстановленного короткого личного фильма Дженса можно понять и то, что волнует его здесь и сейчас, и то, что будет волновать его всегда. Можно обобщить эту особенность приема и обработки: пользователь медиа устанавливает отношение к медиа:

- в представлении его или ее фактической ситуации и в истории его или ее личной жизни, т.е. его или ее собственной личной темы;

- на основе уже достигнутой компетентности в пределах социальных рамок своей жизни, т.е. семье и социума и

- собственное отношение к основе медиатекста.

2. Модель для медиасоциализации, которая соответствует объяснению «Процесса Цивилизации» Норберта Элиаса (1937)

Эта модель приема и обработки выдвигает на первый план особую ситуацию телевидения как ведущую среду массовой коммуникации. В этой функции телевидение было символически связано с повседневной жизнью людей. Это было не совпадение и не запланированный процесс развития, а процесс, принадлежащий долгосрочной динамике нашей культуры и, однако, меняющий эту динамику. Конечно, люди утвердились в рамках нашего индустриального общества посредством своих «символических способностей», особенно в манере общения, интерпретации вещей для себя или других и в способе получения наслаждения движущимися изображениями. Но это соответствует специфически развитой личности с повседневной жизнью, подобной царству действительности индустриального общества . Такого рода развитие было теоретически обоснованно Н.Элиасом,

3

Это ключевой аргумент социологии западных обществ Альфреда Шутса 1930-х г.г. (Schütz, Alfred: Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt a. M. (Suhrkamp) 1974. 1st Edition Wien 1932. English version: The Phenomenology of the Social World. Evanston, Northwestern University Press 1970).

который интерпретировал конец Средневековья и процветание эпохи Ренессанса так же, как развитие новых инструментов повседневной жизни.

На чем основывается модель социализации после культурного исторического развития? Иными словами, как особое знание и опыты отражаются в новых инструментах, например, в использовании ножа и вилки для еды? Теоретически мне бы необходимо было заменить термин отраженный на воплощенный. Это воплощало определенное знание и опыт, приобретенные через использование культурного объекта (вилка, нож) в повседневной жизни. Концепция социализации строится именно на этом отношении: повседневный инструмент воплощает культурные особенности его производства и использования родительским поколением. В этой окружающей среде и в этих процессах социализации особый вид субъективности становится доминирующим.

Согласно Н.Элиасу, как обыденные инструменты (вилка и нож) необходимы для развития субъективности в пределах культуры, также и медиа формируют культурные объекты, в которых унаследован личный опыт носителей культуры. При использовании этих объектов повседневной жизни «предписанный» или воплощенный культурный опыт еще обрабатывается детским поколением. Социализация работает в пределах поколений, (а) производством родительского поколения культурного продукта и процедуры использования в повседневной жизни и (Ь) детским приобретением культурного наследия в повседневной жизненной деятельности.

Но вернемся к медиасоциализации. С 1960-х до сегодняшнего времени телевидение является главным культурным объектом для социализации, вначале это были художественные фильмы, которые смотрелись всей семьей, а позднее, с приходом рекламы, телевидение стало и окном в мир торговли. Ведущая проблема телевидения как средства социализации - его культурный опыт. В основе здесь лежит определенное отношение человека к миру, где личные эмоции, желания, мечты и опыт находят свое отражение в экономической, социальной и культурной сфере жизни. Включая отношение личности к себе и к внешнему миру, медиа вносят вклад в формирование определенной, культурно доминирующей субъективности. Большинство медиатекстов в нашей культуре способно выполнить важную функцию социализации благодаря их интеграции в повседневную жизнь общества. К тому же есть три пункта, объединяющих медиа и повседневную жизнь:

- интеграция медиа в значимые действия, подобно приему и взаимодействию;

- установление социальных отношений в обществе, например между промышленным производством программ и их индивидуальным потреблением в независимом контексте;

- объединение поколений. Быстрое появление и изменение технических сторон медиа вносят вклад в отношения поколений, потому, что оба поколения - и родители, и дети - должны приобрести навыки использования

новых медиа, но в пределах их различных контекстов и способов использования. Интернет и использование персонального компьютера (ПК) -недавний пример. Например, молодежь использует ПК, прежде всего, для развлечения, они знакомятся с функцией Интернет и ПК через игру. Старшее поколение ищет информацию и знание; они учатся использовать Интернет и ПК в хаотической манере.

В 1930-е годы Н.Элиас не только описал модель социализации и культурного развития, он также изобразил современный тип индивидуальности, который появился в эпоху Ренессанса посредствам использования и приобретения культурного продукта. Его особенно интересовало то, как современная самоуправляемая и самоорганизованная личность стала доминирующей. Главная особенность этой современной личности определена через разобщение ее социального и материального мира. Современность представляет собой мир, как явление противоположности. Самоорганизация, самообладание и разобщение - как определенные элементы современной личности - стали предпосылками для успешного индустриального общества, в котором черные и белые воротнички обрели самостоятельность собственным целенаправленным профессиональным трудом.

Важная предпосылка состоит в том, чтобы вырасти, например, с вилкой, как жизненно необходимым инструментом для получения еды, уже в раннем возрасте. Но недавнее развитие промышленного производства продуктов также указывает на большое культурное изменение в динамике социализации, которая оставляет позади разобщения и различия как главные особенности современной личности. Вместо этого становится важной интеграция в структурные системы. Культурное и социальное изменение от различия до интеграции в системных структурах укрепляется новым продуктом, т.е. своего рода «сетью Макдональдс», которая позволяет выбирать свободно объединяющиеся элементы в пределах системы. Но при этом нет больше социальной потребности знакомиться с различиями, используя «вилку».

В истории культуры одним из критических механизмов для развития чувства дифференциации и разобщения с миром была центральная перспектива эпохи Возрождения. В течение многих столетий в западных обществах центральная перспектива обеспечивала дифференциацию, как способ получить опыт. Живопись и рисование картин с помощью способа изображения центральной перспективы ставит зрителя в противоположность миру. Создание образа поддерживает пространственно созданный мир в представлениях зрителя. Расшифровывая основной образ через использование центральной перспективы, зритель учится трансформировать построенный образ в его собственное пространственное воображение. С помощью изображения центральной перспективы, которая считалась само собой разумеющимся, зритель больше не являлся интегральной частью мира, а скорее выступал его наблюдателем, который мог его понять...

3. Культурное наследие эпохи Ренессанса: от центральной перспективы до семиотического пространства

Выделив модель медийной социализации, мы могли бы выделить критическую и формирующую динамику развития нашей западной культуры. Западная культура определяет пространство как один из ключевых способов опыта, который также является наследием эпохи Ренессанса. Предложенная концепция семиотического пространства относится, как уже было упомянуто, к понятию центральной перспективы, которая была предложена флорентийскими художниками эпохи Возрождения. Они помещали зрителя как предмет в противоположность изображенному объекту. Зритель должен был восстановить отношение между художником и изображенным объектом через определенное отношение наблюдения и восприятия. Для понимания специфической идеи относительно пространства размышление немецкого художника эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера (1471-1528) полезно, потому что он развивал свою теорию о том, как строить реальность и красоту, используя пространственную рамку. Благодаря вековой обоснованности, пространственное отношение, которое было воплощено замечательными художниками, представляет социализацию через вышеописанный способ приобретения культурного продукта повседневной жизни.

Пространственное отношение центральной перспективы и ее фактическая уместность - своего рода якорь для указания фактического изменения главных особенностей социализации. Мир центральной перспективы

Альбрехт Дюрер смотрит со своего автопортрета, написанного в 1500 году шедевра немецкого Ренессанса, подобно как современный человек смотрит на сегодняшнего наблюдателя. Это возможно из-за организации картины и высокой степени корреляции между субъективностью эпохи Ренессанса и сегодняшнего дня. Одной главной корреляцией является центральная перспектива и ее представление мира с отдаленной точки наблюдения до фактов и происходящих событий. Последователи эпохи Ренессанса использовали центральную перспективу как Архимедову точку, сначала чтобы анализировать, а затем восстанавливать мир. Поскольку человек не является отдельной частью мира, он способен отразить мир аналитически и осознанно создать его. Это требует субъективности и способа восприятия, которые основываются на различии в эмоциональном восприятии. В своих картинах А.Дюрер отражал этот способ восприятия и построения. Например, в 1538 он нарисовал художника, использующего решетку между собой и изображенным объектом, например вазу или лютню. Направляющая линия помогала передать надежность в обработке расстояния.

Та же самая конструктивная совокупность создавала привлекательный образ женщины, отделенной от живописца решеткой. Это расстояние, приобретенное техникой центральной перспективы как ведущим способом опыта, считается самим собой разумеющимся. А.Дюрер показал техническую процедуру построения реалистичного и красивого образа подобно его автопортрету. Человеческое тело показано фронтально и в профиль с

добавленными названиями для частей тела. Отметка названий и части тела сделано с помощью чисел.

Вообще этот способ изображения мира основывается на пространственной организации живописцем изображенных объектов с помощью центральной перспективы. С эпохи Ренессанса до конца XIX столетия это было определенным основанием для представления красоты и действительности.

Главные изменения в средствах массовой информации и в социализации

В настоящее время эта пространственно устроенная культурная традиция субъект-объектного отношения подчинена трансформации. Один из механизмов - фрагментация отчетливости, традиционности медиа и интеграция мультимедийных представлений в сложные устройства. Фрагментация традиционных медиа коррелирует не только с интегральным способом культурного продукта, но также и с адекватными способами личного опыта. Фрагментированный культурный продукт получает традиционность через эстетическое подобие, которое открывает функциональную рамку для особых пользователей. Интегральные эффекты культурного продукта функционируют через определенные модели опыта, которые базируются на личном формировании значения в пределах индивидуально прожитой жизни. Следующая схема проектирует обе стороны фактической трансформации медиакультуры. Функциональные изменения в медиа:

- Объединение мультимедийной массовой коммуникации и рынка предметов потребления отталкивает традиционные усредненные и усиливает сложные отношения медиа, предметов потребления и событий. Мероприятия подобно шоу «Поп-звёзды» предлагают своего рода испытательный полигон, состоящий из элементов и их взаимосвязи друг с другом.

- Медиа просто становятся одним из поставщиков среди других символических материалов повседневного мира. Более или менее все предметы потребления и услуги могут быть использованы и предложены в своей общей, символической функции. Эта символическая функция растет вне практической функции, и она теперь определяет продукты культуры. Таким образом, футболка со словом «Поп-звёзды» более важна как социальный знак, чем как часть одежды, которая защищает тело.

- Традиционная и привычная картина отношения знака, человека, дающего автограф и подписываемого объекта больше не надежно, не только из-за отсутствия четких регионально-культурных рамок, но и из-за мероприятий подобных шоу «Поп-звёзды», которые работают как временная структура для создания отношения культурных продуктов, человека, дающего автограф, и подписываемого объекта. В этом смысле мероприятия медиа, предметов потребления и события - своего рода культурный круг символов, который представлен и управляем производителями и аудиторией. Изменения в детской и молодежной среде

- Главная тенденция - появление новых моделей опыта со следующими характеристиками: внимательное восприятие объекта, например

медиапрограммы, становится только одним из подходов в пределах разнообразных образцов приобретения и деятельности. Внимательное восприятие - это наследие из эпохи Ренессанса, когда художник и зритель противопоставлялись миру как объект, который теряет свое преимущество в приобретенных новых моделях.

Поэтому далее более пристально рассмотрим элементы кастинг-шоу «Поп-звёзды» как пример такого медийной структуры, событий и культурных продуктов, которые предлагают место для значимых действий.

- В пределах фрагментированного культурного социума без общих и допустимых рамок конструктивные способы проживания и активного движения выходят на передний план. Совместно с ростом и разнообразием символической функции предметов потребления, услуг и событий, личное формирование значимых отношений к культурному продукту - необходимая задача для молодежного поколения.

- Переходный культурно-социальный мир нуждается в личностях таких, как высокоответственные актеры в их собственном жизненном мире. Главный социальный центр смещается от воплощенных потребностей, ценностей, обязательств, и определения общих рамок к индивидуальному актерскому миру в его или ее личном смысле. Объяснение и понимание мира происходит через личный опыт и динамическую оценку. В этом смысле молодое поколение приобретает факты, предметы потребления, культуру, общество и т.д., главным образом через свой личный опыт. Современный индивидуализированный мир существует через конкретный зрительный, слуховой, тактильный и социально-индивидуальный опыт.

4. Кастинг шоу «Поп-зёезды» - анализ программных предложений4

Медиа находятся на пути становления как один символический источник в пределах сложного комплекса разнообразных СМИ, событий и предметов потребления. Эти элементы формируют и предлагают семиотическое пространство, в котором и на которое получатель может реагировать формированием личностного значения. Каковы механизмы, которые комбинируют разнообразные элементы в последовательное пространство? Последовательность обеспечивается эстетикой. Но тут важны не только интегральные эстетические особенности. Данные производителями поставляют семиотическое пространство, а получатели формируют последовательность, интерпретируя данные продукты и их общие эстетические особенности. Кроме этого, формируется собственное значение, например, называя кастинговое агентство, закупая компакт-диск как предпосылку для того, чтобы голосовать за более предпочитаемый ансамбль или стать частью группы болельщиков.

Относительно доминирующего способа представления и попытки сформулировать сначала неэкспериментальным путем подтверждение

4

Fiona и Sánchez уже исследовали элементы телешоу «Поп-звёзд» (Popstars). Sánchez Weikgenannt, Fiona A.:

Multimediale, multimodale Programmangebote in der Perspektive von Ökonomie und Sozialisation. Eine empirische Betrachtung von Popstars - Das Duell. Dissertation Universität Kassel 2006.

предположения о возможной функции элементов социализации. Конечно, каждого должно интересовать, является ли эта аналитическая процедура адекватной для сложной последовательности элементов, которая предлагается производителем агентством, так и индивидуальным пользователем в процессе формирования личного значения. Каково методологическое различие между этими сложными рамками в традиционных медиа подобно кино? Для отдельных СМИ возможно исследовать обе стороны опытным путем, это означает анализировать предлагаемый кинопродукт как значимый культурный объект и обнаруживать общепринятые кинопродукты5.

Далее мы попытаемся проанализировать элементы кастинг-шоу «Поп-звёзды», которые были переданы главным немецким телеканалом Рго81вЬвп для немецкоговорящей аудитории на основании австралийской модели.

В случае разнообразия элементов программы анализ отдельных элементов заставляет почувствовать сложность комплексного анализа шоу «Поп-звезды». Различные пользователи могут поместить разные элементы на передний план согласно своей личной схеме. Поэтому (особенно в педагогическом подходе) необходимо отражать программу и взаимосвязанные элементы, как личное приобретение. К тому же анализ должен быть сделан в перспективе имеющих значение для аудитории бесед. В пределах этих бесед элементы программы могут принять различные позиции адекватности и вступить в различные отношения друг с другом и с агентством, создавшим программу. К примеру, для производителя телевидение имеет высокую значимость, хотя получатель может предпочесть вместо этого какое-то личное событие жизни или Интернет. Поэтому объекты анализа являются элементами программы, и их потенциал социализации воздействует в пределах контекста всей предложенной программы.

В случае шоу «Поп-звёзды» информация относительно восприятия малодоступна, за исключением стандартизированных данных восприятия (рыночные акции) главного телепредставления, которое рассматривается ниже. Эти данные поверхностны, но являются эмпирическими индикаторами для бесед с аудиторией. Они показывают преобладание женской части аудитории. Например, в возрастной группе от 14 до 29 лет почти 33% - это женщины, в той же самой возрастной группе - мужчин приблизительно на 12% меньше.

5 Методологическая модель описана в: Bachmair, Ben, Hofmann Burkhard, v. d. Hövel, Martina, v. Waasen, Michaela: Medienanalyse im Handlungskontext - Handeln und Sprachbilder eines Mädchens verstehen. In: Charlton, Michael; Bachmair, Ben (Hrsg.): Medienkommunikation im Alltag - Interpretative Studien zum Medienhandeln von Kindern und Jugendlichen. Schriftenreihe des Internationalen Zentralinstituts für das Jugend-und Bildungsfernsehen, Bd. 24, München (Saur Verlag) 1990, pages146-171. English version: Media Analysis within an Activity-Context - Understanding a Girl's Behaviour and Verbal Images. In: Charlton, Michael, Bachmair, Ben (eds.): Media Communication in Everyday Life - Interpretative Studies on Children's and Young People's Media Actions. Communication Research and Broadcasting No 9, München, New York (Saur Verlag) 1990, pages 116-136.

Суммируя общую структуру этого анализа, можно увидеть, что в начале эмпирического исследования предложенной программы важна сочетаемость любительского метода и исследуемого объекта, которая начинается с определения объекта анализа.

Этот объект определен как семиотическая система (семиотическое пространство), которая состоит из культурных объектов (медиа, предметы потребления, события и т.д) в сочетании с различными рассуждениями о кодировании и декодировании. Этот подход относится к модели массовой коммуникации Стюарта Холла о кодировании и декодировании рассуждений (методы, имеющие практическое значение), которые связаны важными культурными объектами подобно традиционным медиа или жизненным событиям.

Следующая попытка показать и проанализировать элементы шоу «Поп-звёзды», базируется, как уже было сказано, на элементах реальности закодированных рассуждений. Каждый элемент «Поп-звезды» необходимо обсудить, потому что элементы могут быть приобретены пользователями различными способами и могут стимулировать потенциальную функцию для установления общего имиджа личности, что и будет означать социализацию.

Обращаясь к теории Н.Элиаса о процессе цивилизации и к его аналитическому методу, можно сделать следующие предположения о потенциально социализированных импульсах, которые возникают от воплощения функций в повседневную жизнь. Наконец потенциально социализированные импульсы элемента будут суммированы в образец социализации целого запрограммированного предложения.

При комплексном анализе элементов и программы в целом можно использовать два подхода. Один находится в промежутке от точки очевидный до точки замаскированный. (Эта замаскированность требует сложного аналитического усилия для раскрытия скрытого истинного содержания). Другой аналитический подход раскрывает возможность элемента находиться в центре или на периферии. Решение относительно статуса элемента в пределах этих подходов (очевидный - замаскированный; центр - периферия) зависит от поднятых вопросов о производстве, распределении и приеме. (Согласно С. Холлу эти категории рассуждения о производстве, распределении и приеме кодируются и декодируются). Все это является результатом цели, которая очевидна и находится в центре подхода к процессу социализации.

(1) Краткое описание логотипа (эмблемы)6.

Эмблема состоит из красного фона с красными и белыми знаками. Она содержит название шоу «Поп-звёзды» (красные знаки на белом полотне, представляющим собой красно-белую звезду). Главный заголовок является подзаголовком для текущего ряда: Das Duell (поединок), который указывает на изысканный, скорее благородный вид сражения или соревнования. Этот

6 Эмблема (логотип) проходит в большей или меньшей степени через все способы представления и не является автономным элементом.

подзаголовок написан самыми большими знаками белого цвета. Его обязательно изображают рядом с маленькими белыми знаками: «Жизнь вашей мечты», которые также показывают как бегущую строку во время всего шоу.

Принятые импульсы для социализации

По-немецки название «Поп-звёзды» также несет значение: становиться звездой в мире поп-музыки. Это подчеркивается символом звезды. «Das Duell» (поединок) представляет собой сравнительно сильное существительное для обозначения борьбы, но борьбы аристократов. Поединок преобразован из драки в цивилизованное соревнование в соответствии со строгими и благородными правилами. Соревнование - это дополнительно созданное обязательство, чтобы изобразить личную мечту как реальную жизнь, а не как день мечты или наблюдение за вымышленной программой. (2) Телепрограммы (2.1) Еженедельная телепрограмма

Третьи серии международно-лицензированного кастинга программы «Поп-звёзды» транслировались в Германии с августа по ноябрь 2003 года. Каждый понедельник в 20:15 шоу длительностью от 60 до 90 минут представлялось на главном частном телеканале ProSieben в течение 14 недель. Из-за большого успеха программы пять дополнительных эпизодов были соединены моментально и показаны на экране в течение самого выгодного программного времени в пятницу. «Самое эмоциональное кастинг-шоу Германии», как его называют, разделено на три секции. Первая секция показывает процесс отбора из 12000 кандидатов в четырех национальные городах Германии. Лучшие 46 молодых людей конкурируют друг против друга на кастинге, проводимом в аэропорту Дюссельдорфа. Приблизительно половина из них готовы сесть в самолет, который является частью шоу и частью программы.

Второй этап начинается с прибытия самолета в Орландо, штат Флорида. В течение четырех недель потенциальные «Поп-звезды» учатся танцевать, петь и конкурировать друг с другом. Измученные кандидаты, которые не соответствуют требованиям следующего раунда, плачут, когда их отправляют домой. Две группы для девочек и мальчиков, под соответствующими названиями Preluders и Overground, состоят из восьми лучших оставшихся кандидатов. До тех пор пока группы не сформированы таким образом, как это понравится продюсерам, еще два дополнительных кандидата: юноша и девушка - добавляются в группы, для того чтобы усилить давление и волнение. Третий раунд состоит из показательных выступлений этих двух ансамблей. После записи и выпуска дисков, победитель финального шоу выбирается в прямом эфире программы. Группой-победителем становится та, что продает наибольшее количество компакт-дисков и набирает наибольшее число телефонных голосов в день показа. Оба ансамбля получают контракт, но более успешная группа получает возможность выпустить первой свой новый сольный альбом.

Вся программа организована больше в документальном стиле, чем как шоу. Истории показывают в хронологической последовательности, сосредотачиваясь на эмоциональных сценах. Ведущий как таковой отсутствует, используется только голос, который сопровождает эпизоды программы. Жюри честно комментирует выступление и внешний вид кандидатов, тем самым часто затрагивая чувства молодых людей. Жюри состоит из известной немецкой королевы рэпа Сабрины Зетлер и очень строгого и твердого тренера танцев Детлефа Д Зутса, по прозвищу «тренер-инструктор». Третий член жюри - Уве Петерсен-Фаренкрог, единственный немецкий продюсер, который сумел достичь признания на американском рынке музыки с хитом № 1 80-х «99 красных воздушных шаров» в исполнении Нены. Именно он создал энергичную песню, название которой используется как заголовок к программе «Leb Deinen Traum» (т. e. «Жизнь вашей мечты»), так же как и первый хит для девочки-солистки ансамбля Preluders. Кандидаты очень уважают всех членов жюри.

Рынок акции шоу «Поп-звезды» - Das Duell» на ProSieben.

Основные зрители программы принадлежат к возрастной группе от 14 - 29 лет. Одна треть (32,9 %) телезрителей - это женская аудитория в возрасте от 14-29 лет (см. 3-ю колонку таблицы 1), среди которых шоу имеет высокий рейтинг. Второе место занимают дети (мальчики и девочки от 3 - 13 лет -21,1%), см. 2-ю колонку). Это означает, что приблизительно одна пятая телезрителей - это детская аудитория. На третьем месте - группа молодежи (возраст 14-29 лет, см. 6-ю колонку), которая включает около одной пятой (20,9 %) телезрителей этой возрастной группы. Для группы телезрителей в возрасте от 30 до 49 лет шоу «Поп-звезды» не интересно (9,1 %, см. 7-ю колонку). Для мужчин и женщин в возрасте старше 50 лет шоу «Поп-звезды» кажется совсем непривлекательным (1 %, см. 8-ю колонку).

Таблица 1. Аудитория телешоу «Поп-звёзды»

Взрослые от 14-49 лет Дети от 313 лет Женщины от 14-29 лет Женщины от 30-49 лет Женщины в возрасте более 50 лет Мужчины от 14-29 лет Мужчины от 30-49 лет Мужчины в возрасте старше 50 лет

1 2 3 4 5 6 7 8

15,1% 21,1% 32,9% 12,1% 1,5% 20,9% 9,1% 1%

Принятые импульсы для социализации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Становление звездой посредством собственных действий и достижений,

- Формализованное изучение и работа как предпосылка, чтобы стать

звездой; давление и волнение сопутствуют успеху,

- Способность к соперничеству и социальной интеграции,

- Необходимость наличия привлекательного тела как предпосылки для привлекательной жизни,

- Стремление к эмоциональности, отсутствие робости,

- Быть женщиной во всех ее проявлениях,

7 Акция - это процент населения, настроенного к специфической программе или каналу из всех тех, кто смотрят телевидение

- Доминирование стиля действия над тревогой ожидания8

(2.2) Телевидение: рекламные ролики, сопровождающие программу

Есть несколько рекламных роликов, представляющих собой тщательно отобранные образы из кастинг-шоу и выступлений поп-группы, которые отображают календарь проведения шоу. Принятые импульсы для социализации

- Реклама очень уместна для комплекса, а не для однородного продукта подобно шоу «Поп-звёзды», потому что она поддерживает деятельность зрителей. Зритель должен сформировать последовательную систему из разнообразных программных элементов. Реклама программы обеспечивает аудиторию адекватной информацией, которая принадлежит программной системе и т. д.

- Они поставляют социальное содержание для ориентации и интеграции. (2.3) Взаимодействие в создании программы

В течение периода трансляции шоу «Поп-звёзды» - Das Duell на телеканале ProSieben, термин «Поп-звёзды» может часто употреблялся в программах, созданных и транслируемых на это канале. Ежедневный показ на экране журнала «Taff», отправка sms-сообщений, викторины через мобильную связь, риалтоны участников шоу «Поп-звезды» и рассылка новостей, связанных с данной программой, были рекламой для шоу «Поп-звёзды». Кроме того, каждый понедельник в 18:00 часов журнал показывал «Taff Spezial» - специальную программу, посвященную исключительно шоу «Поп-звёзды». Также популярное шоу «TV Total», транслируемое поздно ночью с понедельника по четверг в 22:15, включало отрывки шоу «Поп-звёзды», что провоцировало появление новых кандидатов и членов жюри.

Кульминационным моментом этого шоу стал день заключительного показа программы в ноябре 2003 года. В этот день, начиная с 11:25, все программы, связанные с шоу «Поп-звезды», подчеркивали важность финала. Бывшие кандидаты, члены жюри или один из двух ансамблей выступали в различных программах. Принятые импульсы для социализации

- Различие между программой, ее объявлениями и связанное с ней рекламирование больше не дифференцируется, а сливается. Знание различий становится уместным только в определенных контекстах подобно процессу покупки.

(3) Ceefax

Ceefax дает краткий обзор событий шоу «Поп-звёзды», связанный с информацией о программе. Большой черный экран разделен на четыре секции, которые отделены друг от друга яркими красными границами. В то время как главная секция экрана показывает эмблему канала телевидения, красная «7», и некоторую короткую информацию, нацеленную на активное вовлечение читателя в кастинги, нижняя часть экрана содержит только

8

См. «схему нервного напряжения» в: Schulze, Gerhard: Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt a. M. (Campus) 1992, page 157 ff.

стрелки, чтобы провести через Ceefax страницы. Справа размещены две отдельные секции одинакового размера. Верхняя обеспечивает заголовки типа «Новости», «Погода» или «Футбол», нижняя показывают картину дистанционного управления, чтобы вызывать желаемые страницы. Принятые импульсы для социализации

- Грамотное чтение: прерывистые тексты,

- Поиск и использование дополнительной информации, которая представлена на простом уровне рефлексии.

(4) Короткое описание элементов печати

(4.1) Рекламные плакаты программы

Чтобы представить программу, используются большие наружные плакаты шоу, расклеенные на остановках общественного транспорта. Существует два различных вида плакатов, изображающих певца или певицу, выступающих перед огромной толпой болельщиков. Две фигуры показаны ниже уровня глаз. Из-за длинных красных волос, худого лица, девочка, одетая в стиле диско, не может быть незамечена. Хорошо сложенный мужчина, одетый в частично расстегнутую красную рубашку и черные брюки также хорошо узнаваем. Две фигуры, кажется, стоят на сцене и поют в микрофон. Болельщики приветствуют их высоко поднятыми руками. Лозунг «Lebe Deinen Traum» напечатан большими белыми буквами поперек живота главного героя плаката, слоган «Поп-звёзды» напечатан ниже его ног. Кроме того дана программа, содержащая информация - «Начало каждый понедельник в 20:15 с 8 ноября»). Принятые импульсы для социализации

- Быть знакомым с важной особенностью рекламирования и деталей графики телеканала. Главное не чтение, а способность «прочитать» плакат без текста.

- При взгляде на плакат становится очевидным желание быть частью аудитории, которая находится в физической близости к звезде.

(4.2) Официальный журнал болельщика

Два выпуска официального журнала «Поп-звёзды» издаются на немецком языке. Журнал состоит из 68 цветных страниц, его тираж составляет 280000 и стоит 2 евро. Первый выпуск доступен сразу же после того, как два молодежных ансамбля на шоу объявлены. Журнал появляется в двух различных версиях. В то время как одна из них представляет группу девочек Preluders на обложке, другая представляет мужской ансамбль Overground. Второй выпуск издается после финала, когда выбран победитель, и поэтому представляет фотографию победителя. Оба выпуска имеют все особенности журналов, предусмотренных для молодой аудитории. Название журнала напечатано большими красными буквами поперек обложки. Слева рядом с фотографией ансамбля представлено содержание журнала. С целью привлечения интереса к журналу большую его часть занимает плакат.

Журнал дает большое количество дополнительной информации относительно девяти кандидатов, которые приобрели квалификацию в этих двух ансамблей. Подробности личной жизни кандидатов предложены

читателю для возможности соотнесения себя с ними. Кроме того, в издание включена информация о прежних ансамблях шоу «Поп-звёзды», а также тесты их песен.

Принятые импульсы для социализации

- Адресатом является группа молодежи и детей, которые, как ожидается, дольше будут читать прерывистый текст, состоящий из соединенных образов и знаков.

- Журнал болельщиков предлагает образ знаменитости персонифицированным и некритическим способом через бульварную прессу.

(4.3) Поддержка коммерческой печати: трансформация шоу «Поп-звёзды» в «Молодой Лизе»

«Молодая Лиза» - карманный глянцевый журнал, популярный среди девушек, ориентированный на успех аудитории - одна из трех компаний, спонсирующих тур «Поп-звёзды». В декабре 2003 он включал одну страницу полноформатной рекламы, отражающей события. Фоны страниц ярко-красные, а содержание объявлений о туре написаны большими белыми буквами. В центре страницы помещены фотографии двух ансамблей шоу «Поп-звёзды», включающих эмблему программы. Кроме того, призовая игра, показывающая «эксклюзивную встречу и приветствие» с членами ансамбля, рекламируется как основной момент события. Нижняя часть третьей страницы дает дальнейшую информацию о датах тура и предлагает интернет-адреса, ведущие к более детальной информации о событиях. В двух верхних углах представлены эмблемы «Молодой Лизы» и «Фиата», кредо журналиста «Мы любим развлекать Вас» и эмблема компании ProSieben напечатаны по краям страницы. Почти такое содержание и расположение использовались для эмблем и афиш, рекламирующих туры групп. Принятые импульсы для социализации

- Слава становится частью личности, а тело связано с опытом, который представляет впечатление от увиденного. Журнал пододвигает мир знаменитостей к повседневной жизни.

- Создание художественного образа и фантазий, реальных для личностного восприятия.

(4.4) Афиши для привлечения новых членов Клуба ProSieben

Первая страница Din-A6, из 4-х имеющихся страниц, предназначена для рекламы, как и в журнале «Молодая Лиза». Картонный титульный лист более детализирует даты тура и местоположения, а также предлагает адреса страниц Интернет. В рекламном листке красного цвета содержится информация относительно «живых» представлений ансамблей «Поп-звезды». Кроме того, три пункта программы внесены в список как «забавные факторы». Вся эта информация сопровождается соответствующими фотографиями. Гости, которые хотели бы участвовать во «встрече и приветствии» с ансамблями Preluder, или Overground, приглашаются к кабине «Фиата», где им дают футболку, которая необходима для получения приза. Стильный зал «Молодой Лизы» используется в качестве места, где работают стилисты над образом поп-звезды. На этой же афише

рекламируется соревнование певцов и танцоров. Афиша может быть разделена на отдельные части так, чтобы заключительную страницу можно было использовать как открытку. Для того чтобы стать членом клуба ProSieben, эта открытка должна быть заполнена. Так как рекламный листок упоминает, что члены добираются до места тура за полцены, это привлекает большую часть молодежи и болельщиков, стесненных в средствах. Чтобы получить футболку, которая бы стала пропуском в эту группу «встреча и приветствие» необходимо, чтобы заполненная ими анкета была вытянута во время розыгрыша.

Принятые импульсы для социализации

- На передний план выходят принятые импульсы для социализации, такие как чтение прерывистого текста, возможность быть частью реальной группы болельщиков. Это связывает реальную жизнь сегодняшнего мира, например, получение билета за полцены, с реальными событиями группы «звезд», в которых можно непосредственно встретиться со звездами.

(5) Элементы on-line

(5.1) Дополнительная информация относительно диалогового содержания программы

Большое количество информации относительно программы «Поп-звёзды» предлагается в форме диалога. Начиная с домашней страницы в сети Интернет канала телевидения ProSieben www.prosieben.de, программа «Поп-звёзды» может быть выбрана из меню, расположенного внизу. После ее выбора пользователь переходит к сетевой странице соглашения. Экран разделен на четыре части. Наверху находится заголовок со ссылками к различным программным категориям в пределах от «фильма и кино» и «общение и даты», до «покупки и далее». «Поп-звёзды» - часть секции «музыка и звук», а эмблемы программы обслуживаются дополнительными подсекционными заголовками. Ниже эмблемы «Поп-звёзды» предлагаются ссылки типа «кастинг», «студия», «жюри» или «игры». При выборе одной из этих ссылок другая открывается как подкатегория. Однако чтобы помочь пользователю остаться в выбранной секции, в пределах которой он перемещается, выбранная дорожка категории остается открытой. Дорожка к секции отображается в маленьком сообщении в правом углу эмблемы (т. е. «домой > музыка и звук > Поп-звёзды > мобильный телефон > sms-викторина»). Информация, предоставляемая в специальной программной секции типа «кастинг» или «студия», содержит главным образом какой-то письменный фон, информация относительно стадии программы сопровождается фотографиями. Чем меньше кандидатов остается в программе, тем более детальной и индивидуальной становится информация о них.

Принятые импульсы для социализации

- Грамотное чтение: прерывистые тексты,

- Поиск и использование дополнительной информации, которая представлена на простом уровне рефлексии.

(5.2) Коллективы «Поп-звезды» и основа для обсуждения

Чтобы войти на страницы коллектива «Поп-звезды» on-line, заинтересованные пользователи должны сначала зарегистрироваться. После предоставления требуемой информации типа имя, логин, возраст, пол, и т.д. и выбора темы для беседы, пользователь входит в полную ProSieben зону общения. Вообще, диалоговая страница построена подобно фоновой информации относительно программы и соответствует содержанию on-line (описанному в пункте 4.1). Можно найти связь между форумами «Грэмми 2004», «Мадонна», «Евровидение» и «Поп-звезды». Они ранжируются от главной группы программы «Поп-звезды» - Das Duell до специальных форумов, имеющих дело исключительно с мужскими или с женскими ансамблями. Кроме того доступна секция форума относительно сольного исполнения.

Принятые импульсы для социализации

- Интеграция текстов и событий, которые в промышленном отношении произведены и распространены, в установленные способы общения. Укрепление конкретных моделей опыта и рефлексии.

(5.3) On-line чат с ансамблями «Поп-звёзды»

В октябре 2003 году, вскоре после того, как два ансамбля шоу «Поп-звёзды» покидают студию в Орландо, они собираются в одном из офисов телеканала Германии, чтобы связываться с болельщиками в on-line чате. Чаты для двух ансамблей организованы отдельно в течение двух последующих дней. Для облегчения связи журналист настраивает определенный форум на web-странице, которая является подобием форума «Поп-звезды». Приблизительно за неделю до on-line-чата зарегистрированные пользователи, имеют возможность отправить по почте сообщения для их любимого ансамбля и для любого члена группы. Форум очень популярен, почти 1.500 писем и сообщений отправляется по почте в последний день перед чатом. Вопросы, касающиеся частной жизни (типа их полного имени, адресов электронной почты и номеров мобильного телефона, просьбы войти в контакт) чаще всего задают женщины болельщицы. Принятые импульсы для социализации

- Интеграция текстов и событий, которые в промышленном отношении произведены и распространены, в установленные способы общения. Укрепление конкретных моделей опыта и рефлексии.

(5.4) Анкета-заявка на участие в кастинге

Перед тем как участвовать в кастинге, кандидату необходимо заполнить заявку-анкету. Данная анкета доступна для загрузки с web-страницы телеканала ProSieben, но можно также получить возможность участвовать в кастинге непосредственно. Вверху страницы можно увидеть красный заголовок «Поп-звёзды» - Das Duell и эмблему, далее слева изображена красная «7» - эмблема телеканала. Ниже эмблемы находится форма, в которую вписывается личная информации типа имени, даты рождения, а также информации для связи. Кроме того, необходимо назвать возможных агентов, а также профессиональные актерские школы, которые вы посещали до кастинга. В основании страницы размещена декларация согласия,

напечатанная маленькими буквами. Подписывая форму, кандидат лишается любых прав относительно картины или материала фона, на котором он или она появляются. Красочные эмблемы компании и рекламные партнеры напечатаны внизу страницы. Принятые импульсы для социализации

- Активная деятельность для достижения целей собственного развития,

- Грамотное чтение и письмо. Далее on-line элементы

(5.5) Рассылка по электронной почте информационных бюллетеней по понедельникам

(5.6) Содержание инструкции загружается с мобильного телефона

(5.7) «Конференц-зал» обеспечивающий информацию (в письменном, аудио и видео формате) для журналистов

(6) Компакт-диск и рекламная продукция

(6.1) Продажа компакт-диска как инструмента голосования для определения ансамбля-победителя в финале

Макдонолдс до января 2004 года продавал компакт-диски, которые функционировали как инструмент голосования, чтобы определить, какой ансамбль выиграл финал. В течение трех недель соревнования во время показов программы на большом экране распространилось более чем 600 тысяч копий компакт-дисков Preluders и более чем 400 тысяч копий компакт-дисков группы Overground. Оба сингла достигли золотого и платинового ярлыка и номера 1 на диаграмме.

(6.2) Рекламный продукт

Большой выбор способов рекламы шоу «Поп-звёзды», начиная от футболок, трикотажных рубашек, кружек кофе, подушек и календарей, рекламируется на страницах журналов и на web-странице телеканала. Высококачественные товары используются при печати эмблемы «Поп-звёзды» или анкеты-заявки «Мы Любим» в маркетинговой кампания ProSieben. Для печати этих двух эмблем главным образом используются ярко-красные буквы на белом фоне. (Этот элемент проекта сжат в эмблеме). Исключение составляет черная футболка и черная бейсболка, так же как и некоторые футболки, предлагаемые в популярных цветах сезона, т. е. в розовом и коричнево-зеленом. Все товары исключительно продаются через Интернет и по телефону 0180. Принятые импульсы для социализации

- Совместное потребление и участие,

- Демонстрация того, что каждый является частью события,

- Активное вмешательство программы в обычную жизнь.

(7) Мобильный телефон, обычный телефон (7.1) Мобильный телефон

Новости SMS, рингтоны SMS, эмблемы мобильного телефона, SMS игры и викторины, SMS соревнования среди болельщиков предлагают вопросы об отношении к шоу «Поп-звезды». Принятые импульсы для социализации

- Интеграция через телефонную связь

- Телефонный звонок - самовыражение

- Независимость от местоположения (7.2) Обычный телефон

Игры и викторины, закупка рекламы, звонки аудитории как инструмент голосования для определения ансамбля-победителя в финале.

(8) Живые события

(8.1) Кастинги

Кастинги, предлагаемые как начальная стадия заявки для потенциальных участников, проводятся в пяти городах Германии. Принятые импульсы для социализации

- Работа ради успеха и славы

- Начало с самого первого шага

- Соревнование и сотрудничество

(8.2) Туры шоу «Поп-звезды»

С конца ноября до середины декабря 2003 года четыре представления «Поп-звёзды» проводились в больших городах по всей Германии. Экранная и печатная реклама: плакаты, афиши, баннеры, бегущие строки, изображавшие происходящие события, связанные с шоу «Поп-звёзды», были размещены в доступных местах. Предпочтительные для молодой подростковой аудитории представления начинались в 20:00 ч. и были проведены на дискотеках, интересных молодым людям. Место проведения было оформлено с преобладанием красного цвета. Добавляли очарование в атмосферу представления большой баннер «Поп-звезды» и светящаяся пиктограмма «7». Программа включала «живую» работу ансамблей «Поп-звезды» так же как эксклюзивную «встречу и приветствие» с членами ансамбля-победителя. Чтобы участвовать в розыгрыше приза, гости должны носить одну из футболок, розданных в месте проведения шоу, с надписью «Ich bin Popstar» (т. e. «Я - поп-звезда»). Различные спонсоры объединились, чтобы помочь в проведении представления.

Принятые импульсы для социализации

- Физическая действительность - обитель для мира развлечения и знаменитости,

- За знаменитостями можно наблюдать через призму фантастического мира знаменитостей и большого концерта,

- Реальные функции регистрируются как мизансцена. Болельщики -только опора для мизансцены поддерживающая тур и стратегию маркетинга.

- Конкретное социальное изучение отношений образа жизни.

(9) Ключевые слова для принятия образа социализации целого программного предложения

- Выбрать адекватные элементы программы (например, кастинги или рекламные продукты) и реорганизовать предложения программы в перспективе этого элемента в личную схему адекватности,

- Читать письменные тексты,

- Наблюдать и предполагать, что такое успех и как он функционирует; стремиться к успешному становлению,

- Интегрировать соревнование с социальной жизнью группы,

- Чувствовать или понимать жизнь как сцену; стремиться быть привлекательным и находиться в центре внимания,

- Чувствовать собственное тело как центр мира проживания.

5. Эстетика поставляет последовательную структуру, которая коррелирует с образцами действительности, оценивает и экспериментирует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделим способ, с помощью которого беседа пользователя из приема может быть интегрирована в целостный подход к определенным и аналитическим мультимедиа и мультимодальным устройствам, таким как семиотическое пространство. Первая часть очерка относится к традиционному приему медиа подобно просмотру телепрограмм. Более десяти лет обсуждается качество, которое является функцией отношения медиа и пользователя9. Только один теоретический подход можно добавить в дальнейшем: концепция образа жизни и эстетики повседневной жизни. Каков главный аргумент? Разнообразие элементов функционирования медиа, предметов потребления, услуг, событий и т.д. обеспечивают пространство для приобретения и выражения действий, которые объединены символически последовательной особенностью. Символическая особенность эстетической повседневной жизни определена как общая структура, которая связывает программу функциональности медиа, событий, предметов потребления с основными функциями реального мир подобно ценностям, основным ориентациям, социальной интеграции или исключению.

Отправная точка аргументации С.Ливингстоун в этой области - «тезис индивидуализации», который «предполагает, что традиционные социальные различия» «уменьшаются как детерминанты траектории жизни молодых люди» (р. 109), но появляются «образы жизни», как новые «образцы деятельности».

Образ жизни - социальная структура, которая функционирует через эстетику. Эстетика базируется на элементах повседневной жизни подобно медиа и другим предметам потребления и относится к символической последовательной структуре. В контексте теории немецкой культуры, социолог Герхард Шульц, предоставил эмпирические данные10 о том, как определить и отличить культурные продукты в последовательной структуре для социальной сегментации в пределах динамики, фрагментации и индивидуализации. Фрагментированные культурные продукты взаимосвязаны с эстетическими особенностями и индивидуализацией и

9

Kim Schroeder et al., Michael Charlton, Ben Bachmair (1990), Michael Charlton, Silvia Schneider (1997), Rainer Winter (1995), Uwe Hasebrink and Friedrich Krotz (1996).

10 Данные недостаточно обоснованны для того, чтобы дать действительный вывод для фактической ситуации, но показана конкретная модель аргументации.

сопровождаются социальной обстановкой, которая предструктурирует типичные действия. Эстетические особенности вместе с социальной обстановкой и их типичными действиями ведут к кратким схемам образа жизни. Функционирования культурных продуктов, подобно шоу «Поп-звёзды», проявляется через эстетические схемы, которые соотносятся с одним или более социальными факторами и их привилегированными культурными продуктами, так же как их привилегированные моделями действия, приобретения и выражения. В этой перспективе социальные пространства организовываются с помощью корреляции эстетики, образцов деятельности и основных ценностей.

Функционирование культурных продуктов подобно шоу «Поп-звёзды» поставляет символическую, эстетическую взаимосвязь, которая предлагает пространственную структуру для приема, интерпретации, выражения, связи и другого действия пользователю. Из-за своей открытости и из-за своей культурной неуверенности функционирование культурных продуктов бросает вызов формированию значения для пользователя. Культурная неуверенность следует из-за недостатка традиционных культурных структур для использования и интерпретации культурных продуктов. Но посредством его эстетических черт функционирование подобно шоу «Поп-звёзды» предлагает основу, символическое пространство для действий и социальной интеграции или исключения 11 , подготовленное его взаимосвязанными элементами. Элементы достигают взаимосвязи эстетической последовательностью, которая открывает семиотическое пространство для значимых действий пользователей. Эти значащие действия стабилизируются социальными пространствами подобно обстановкам, к которым принадлежат или соответствуют устройства, такие как шоу «Поп-звёзды». Обстановки и схемы образа жизни

Как уже упоминалось обстановки организовываются с помощью корреляции эстетики, образцов деятельности и основных ценностей. Опираясь на данные, накопленные в конце 1980-х Г.Шульц описывает взаимосвязь следующих элементов с традиционной особенностью обстановки и их специфическими стилями, которые являются результатом значимых действий пользователей. Пользователь соединяет:

- символический материал культурных продуктов подобных медиатекстам,

- их эстетически дифференцируемые схемы,

- их основные подходы к ориентации в мире,

- их ведущие образы, ориентированые на мифы или ценности.

Обстановки и их соответствующие образы жизни возникают посредством

производителей и действий пользователей, чтобы комбинировать символический материал медиа с другими культурными продуктами (одежда, ценности, мифы и лидирующими образами). Следующие категории

11 Рыночная акция шоу «Поп-звезды» как главного телесериала сезона указывает, что реагируют определенные возраста и группы, соглашаясь или соглашаясь в смысле принадлежности к социальному пространству, которое шоу «Поп-звезды» коррелирует с его эстетической особенностью.

устройства культурных продуктов Г.Шульца, появились посредствам производства, предложения и использования в пределах:

Эстетически дифференцируемых схем со следующими альтернативами:

- классическая музыка в схеме высокой культуры,

- народная музыка в схеме мелочей,

- действие или диско в схеме неопределенности. Экзистенциальные подходы со следующими альтернативами:

(a) Проявляться в пределах внешнего мира. Возможные способы этого подхода:

- Существование в иерархии и стремлении к более высокому рангу,

- Удовлетворять социальные ожидания и поиск для соответствия,

- Мир представляется трудным и опасным, что ведет к борьбе за комфорт,

(b) Проявляться в чьем-то собственном мире. Возможные способы этого подхода:

- Развитие центра идентичности и борьбы за самореализацию,

- Выполнять желания и потребности, стремящиеся к стимуляции. Лидирующие ценности, образы и ориентированные мифы, их способы реализации

- Источники и целевые области: (а) политика и общество, (b) религия, (с) индивидуальная свобода,

- Способы реализации ценностей, ведущих образов и ориентированных мифов:

Альтернативные способы отражения: (а) сложный и контролируемый; (b) простой, прямой, без согласования, борющийся за облегчение,

Альтернативные способы действия: (а) безопасность и стандарты, (b) спонтанные, самоопределяющиеся действия,

Эстетически дифференцированные схемы, экзистенциальные подходы и передовые ценности, образы и ориентированные мифы - это основная

особенность формирования мира жизни в пределах Западных промышленно-

12

развитых обществ . Они пробуют объяснить явления подобно шоу «Поп-

13

звезды» и «Yu-Gi-Oh», или «Покемон» и «WWFW-реслинг» , которые можно со временем счесть устаревшими.

В заключении можно сказать, что семиотическое пространство функционирует в рамках и структурах массовой коммуникации, которые уравнивают функции медиа, предметов потребления, событий, услуг и т.д. как значимых культурных продуктов в пределах определенного разнообразия имеющих значение методов, что связано с кодированием и декодированием. Согласно центральной идеи Р.Уильямса, семиотическое пространство -

12

Эти аргументы следуют из теоретических предложений Альфреда Шульца, «Der sinnhafte Aufbau der

sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie». Frankfurt a. M. (Suhrkamp) 1974. 1. Edition Wien

1932. Английская версия: Феноменология Социального Мира. Эванстон, Северо-западный Университет

Печати, 1970. 13 Т"г

По поводу WWF-Wrestling, см. Bachmair, Ben, Kress, Gunther (eds): Höllen-Inszenierung Wrestling. Beiträge zur pädagogischen Genre-Forschung. Opladen (Leske + Budrich) 1996.

новая культурная форма, предлагающая социализацию в непрерывности эпохи Ренессанса, но перемещающая личный мир человека к главному медиакультурному образцу.

Примечания

Bachmair, Ben; Kress, Gunther (eds): Höllen-Inszenierung Wrestling. Beiträge zur pädagogischen Genre-Forschung. Opladen (Leske + Budrich), 1996.

Buckingham, David, Julian Sefton-Green: Series «Media, Education and Culture. London, New York (Routledge).

Charlton, Michael; Bachmair, Ben (Hrsg.). Medienkommunikation im Alltag - Interpretative Studien zum Medienhandeln von Kindern und Jugendlichen. Schriftenreihe des Internationalen Zentralinstituts für das Jugend- und Bildungsfernsehen, Bd. 24, München (Saur Verlag), 1990, pp.146-171. English version: Charlton, Michael, Bachmair, Ben (eds.): Media Communication in Everyday Life - Interpretative Studies on Children's and Young People's Media Actions. Communication Research and Broadcasting No 9, München, New York (Saur Verlag), 1990, pp.116-136.

Charlton, Michael; Schneider, Silvia: Rezeptionsforschung. Theorien und Untersuchungen zum Umgang mit Massenmedien. Opladen (Westdeutscher Verlag), 1997.

Elias, Norbert: Über den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. Vol. 1: Wandlungen des Verhaltens in den weltlichen Oberschichten des Abendlandes. Vol. 2: Wandlungen der Gesellschaft. Entwurf einer Theorie der Zivilisation. Frankfurt a. M. (Suhrkamp), 1979, 6. ed.; 1. edition 1937.

Facer, Keri; Furlong, John; Furlong Ruth; Sutherland, Rosamund: Children and Computing in the Home. London, New York (RoutledgeFalmer), 2003.

Glaser, Barney, G.; Stauss, Anselm, L.: The Discovery of Grounded Theory. New York (Aldine Publ.), 1967.

Gumbrecht, Hans Ulrich; Pfeiffer, K. Ludwig (Hrsg.): Materialität von Kommunikation. Frankfurt a. M. (Suhrkamp), 1988.

Hall, Stuart (ed.): Representation. Cultural Representations and Signifying Practices. Sage. London: 1997. p. 13 ff., p. 36.

Hall, Stuart et al. (ed.): Culture, Media, Language. London (Hutchinson) Working papers in cultural studies, 1972-1979, eds. S. Hall et al. [This article comprises an edited extract from Hall, S. (1973) <Encoding and decoding in television discourse). CCCS Stencilled Paper no. 7.] London: Hutchison. 1980, S. 128-139.

Hasebrink, Uwe; Krotz, Friedrich (Hrsg.): Die Zuschauer als Fernsehregisseure? Zum Verständnis individueller Nutzungs- und Rezeptionsmuster. Baden-Baden, Hamburg (Nomos), 1996.

Hasebrink, Uwe; Mikos, Lothar; Promme, Elisabeth (ed.): Mediennutzung in konvergierenden Medienumgebungen. München ( Verlag Reinhard Fischer), 2004.

Hurrelmann, Klaus: Einführung in die Sozialisationstheorie. Über den Zusammenhang von Sozialstruktur und Persönlichkeit. Weinheim (Belz Verlag), 1998 (6. edition). p. 62.

Hutchby, Ian; Moran-Ellis, Jo (ed.): Children, Technologies and Culture. The Impact of Technologies in Children's Everyday Lives. London, New York (Routledge), 2001.

Kinder, Marsha: Playing With Power in Movies, Television, and Video Games: From Muppet Babies to Teenage Mutant Ninja Turtles. Berkely (University of California Press), 1991.

Kress, Gunter; van Leeuwen, Theo: Reading Images. The Grammar of the Visual Design. Routledge. London. 1996.

Kress, Gunther; van Leeuwen, Theo: Multimodal Discourses. The Modes and Media of Contemporary Communication. London (Arnold), 2001

Krotz, Friedrich: Neue Theorien entwickeln. Köln (Herbert von Halem Verlag), 2005

Livingstone, Sonia: Young People and New Media. Childhood and the Changing Media Environment. London (Sage publications), 2002, reprint 2003.

Meinhoff, Ulrike; Smith, Jonathan (eds): Intertextuality and the media. From Genre to Everyday life. Manchester, New York (Manchester University Press), 2000.

Mitchel, Claudia; Reid-Walsh, Jacqueline: Researching Children's Popular Culture. The Cultural Space of Childhood. London, New York (Routledge), 2002.

Paus-Hasebrink, Ingrid; Neumann-Braun, Klaus; Hasebrink, Uwe; Aufenanger, Stefan: Medienkindheit - Markenkindheit. Untersuchung zur multimedialen Verwertung von Markenzeichen für Kinder. München, 2003.

Sefton-Green, Julian ( ed.) Digital Diversions: Youth Culture in the Age of Multimedia. London (UCL Press), 1998.

Sánchez, Fiona: Multimediale, multimodale Programmangebote in der Perspektive von Ökonomie und Sozialisation. Eine empirische Bewww. medienpaed.com/06-1/bachmair2.pdf 36 / 36 trachtung von Popstars - Das Duell. Dissertation Universität Kassel, 2006.

Schütz, Alfred: Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt a. M. (Suhrkamp) 1974. 1st Edition Wien 1932. English version: The Phenomenology of the Social World. Evanston, Northwestern University Press 1970.

Schulze, Gerhard: Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt a. M. (Campus), 1992.

Schroeder, Kim; Drotner, Kirsten; Kline, Steve; Murray, Catherine: Researching Audiences. A practical guide to the study of audiences and users. London (Arnold), 2003.

Williams, Raymond. Television: Technology and Cultural Form. 1st ed 1975 (Schocken Books). 2nd edition London (Routledge), 1990.

Winter, Rainer: Der produktive Zuschauer. Medienaneignung als kultureller und ästhetischer Prozess. München (Ouintessenz), 1995.

Перевод с английского: О.Н.Парасоцкая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.