Научная статья на тему 'Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге'

Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Таганрогский государственный педагогический институт В последние годы актуализируется необходимость консолидации общественности, педагогов, исследователей в области медиаобразования с целью оценки деятельности организаций, осуществляющих медиаобразовательную деятельность, являющихся базой для медиатворчества, создания медиаобразовательных проектов, системы переподготовки педагогических кадров. В современных условиях становится очень важным создание необходимых условий для системного развития медиаобразования, повышения медиакомпетентности всех участников образовательного сообщества. Одна из таких организаций, осуществляющих широкий спектр медиаобразовательной деятельности по всем вышеперечисленным направлениям, Региональный центр медиаобразования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Екатеринбург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге»

Практика медиаобразования Abstract Dr. Irina Chelysheva Media education center in Ekaterinburg

We need to consolidation of public, educators, researchers in the field of media education in order to assess the activities of organizations engaged in media education activities that are the basis for media creativity, media education projects, the system of media literacy teachers training. The creation the conditions for the systematic development of media education, improving media competence all participants in the educational community, is very important now. One of these organizations providing a wide range of media education activities in all of the above areas - Regional Center for Media Education in Ekaterinburg (Russia).

Медиаобразовательный центр в Екатеринбурге

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук,

доцент

В последние годы актуализируется необходимость консолидации общественности, педагогов, исследователей в области медиаобразования с целью оценки деятельности организации, осуществляющих медиаобразовательную деятельность, являющихся базой для медиатворчества, создания

медиаобразовательных проектов, системы переподготовки педагогических кадров. В современных условиях становится очень важным создание необходимых условий для системного развития медиаобразования, повышения медиакомпетентности всех участников образовательного сообщества.

Одна из таких организаций, осуществляющих широкий спектр медиаобразовательной деятельности по всем вышеперечисленным направлениям, - Региональный центр медиаобразования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (Екатеринбург).

За последние несколько лет существования РЦМО стал базой информационных, организационных, исследовательских, научно-методических, образовательных инициатив, направленных на развитие медиаобразования в Уральском регионе. К деятельности РЦМО активно привлекаются ведущие ученые, исследователи в области медиапедагогики, журналисты, социологоги, культурологи, режиссеры, педагоги-практики, общественные деятели и т.д.

В РЦМО накоплен обширный опыт медиаобразовательной деятельности. На основе практических и теоретических наработок создана медиаобразовательная модель, включающая в себя образовательную

деятельность, курсы повышения квалификации педагогического сообщества Уральского региона, разработку и внедрение медиапроектов, подготовку телевизионных программ, документальных фильмов и т.д.

Региональным центром медиаобразования подготовлена обширная база учебно-методического материала по тематике медиаобразования, имеющая большое значение для дальнейшего развития медиапедагогики в нашей стране. С целью формирования новых составляющих современного, востребованного обществом качества образования, в РЦМО создана уникальная интерактивная медиасистема с такими базовыми сегментами, как телевидение (образовательный проект «Камертон»), печать (ежеквартальный журнал «Медиа. Образование. Общество. Пространство сотрудничества»), интернет-сайт (www.omo-ps.ru).

Важным направлением деятельности РЦМО является реализация творческих медиапроектов, направленных на сохранение культурных и духовных традиций, формирование гражданского сознания подрастающего поколения. Потребность в телевизионном образовательном канале обусловлена несколькими факторами: необходимостью повышения общей информационной культуры аудитории, консолидацией сил педагогического сообщества и широкой общественности по развитию медиаобразованности, медиакомпетентности подрастающего поколения, необходимостью интеграции социокультурных и общественных структур по формирования регионального образовательного пространства, взаимодействием с общественностью с целью разрешения назревших проблем в образовательной сфере. Например, РЦМО уже несколько лет осуществляет подготовку и выход в телеэфир телевизионных программ: «Камертон», «Кабинет» «Час Дворца» и др. Диалоговый и полилоговый режим программ позволяет выносить на обсуждение общественности актуальные социальные проблемы, знакомит телезрителей с деятелями науки, культуры, политики.

На научных конференциях, форумах, встречах исследователей медиаобразования неоднократно подчеркивалась необходимость подготовки медиакомпетентных педагогических кадров и организации повышения квалификации медиапедагогов, предоставления им возможности обмениваться педагогическим опытом, знакомиться с научно-теоретическими, методическими и практическими разработками в области медиапедагогики. Уральский региональный центр медиаобразования внес существенный вклад в решение этой важной задачи.

За три года деятельности РЦМО были организованы и проведены три цикла переподготовки педагогических кадров из разных городов и районов области (в Екатеринбурге и Качканаре). В качестве слушателей в работе курсов принимали участие учителя, работники управления образованием, дополнительного образования, представители общественных организаций из разных городов и районов области: Екатеринбурга, Краснотурьинска, Нижнего Тагила, Качканара, Камышлова, Красноуфимска, Каменска-Уральского и других.

В разработке и реализации модульной программы повышения квалификации педагогических кадров «Основы медиаобразования» принимали участие ведущие российские и зарубежные специалисты в области кинообразования и медиапедагогики: Н.М.Кроутер - продюсер, сценарист, тренер отдела обучения вещательной корпорации BBС (канал «Дискавери»), В.Э.Матизен - медиакритик, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, обозреватель газеты «Новые Известия»; члены Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидаты педагогических наук -Е.А.Бондаренко (зав. лабораторией ТСО и медиаобразования Российской Академии образования) и И.В.Челышева (зав.кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института) и другие.

В процессе работы курсов повышения педагогической квалификации Региональным центром медиаобразования были обеспечены необходимые педагогические, учебно-методические и технологические условия реализации образовательной программы, активно задействована аудио/видео/проекционная аппаратура, компьютерный класс с выходом в интернет, мультимедийное сопровождение. По окончании работы все слушатели курсов были в полном объеме обеспечены учебно-методическими комплексами на печатных и электронных носителях.

По материалам работы курсов повышения квалификации были опубликованы обзорные и аналитические материалы в журналах «Медиаобразование» и «Образование. Медиа. Общество. Пространство сотрудничества». Организаторами курсов был подготовлен ряд телевизионных сюжетов для телепрограмм «Камертон» и «Час Дворца», выходящих на областном телевизионном канале «ОТВ».

Вся деятельность Регионального центра медиаобразования направлена на достижения актуальной цели, обозначенной в перспективной программе развития медиаобразования области, достижение которой особенно важно в современном информационном обществе - создания условий для формирования эффективной педагогической системы информационной безопасности детей посредством активного взаимодействия образования и медиасферы, консолидации усилий педагогов, журналистов, всех заинтересованных сил вокруг создания современной модели медиаобразования и медиатворчества.

Региональный центр медиаобразования, созданный по инициативе и активной поддержке областного Министерства общего и профессионального образования, достиг значительных успехов и представляет на сегодняшний день одну из уникальных медиаобразовательных структур, не имеющих аналогов в нашей стране. Плодотворная деятельность РЦМО свидетельствует о том, что центр способен в перспективе взять на себя функцию интеграции усилий учреждений образования и специалистов медиасферы по системному развитию медиаобразования и телевизионного образования в области, сделать медиаобразование и телевизионное образование органичной составной частью

образования и самообразования современного гражданина, повышения его общей культуры.

В декабре 2009 года в Екатеринбурге была организована конференция «Актуальные задачи медиаобразования в условиях расширения общественного участия в управлении образованием». Тематика конференции была посвящена обобщению опыта муниципальных образований области по формированию медиапространства; обсуждению направлений и содержания деятельности по развитию регионального медиаобразования в условиях расширения общественного участия в управлении образованием; обсуждению итогов реализации модели развития медиаобразования в 2007-2009 гг. и перспектив реализации Программы развития медиаобразования Свердловской области на период 2010-2014 гг. В этой конференции приняли участие представители общественности, научного сообщества, представители органов управления образованием, педагоги - практики, внедряющие опыт медиаобразования в Уральском регионе.

В частности, на пленарном заседании конференции выступил министр общего и профессионального образования Свердловской области, профессор, доктор физико-математических наук А.Б.Соболев, отметивший в своем выступлении возрастающую роль медиа в жизни современного общества, актуализацию решения проблем, связанных с увеличением информационного потока и его влияния на все сферы деятельности современного человека.

В выступлении научного руководителя программы «Развитие медиаобразования в Свердловской области на 2010-2014 гг.», профессора, доктора социологических наук, декана социологического факультета Уральского государственного университета А.В.Меренкова, были обозначены концептуальные основы развития медиаобразования в области, представлен отчет о многогранной просветительской, образовательной, учебно-методической и творческой работе Центра, намечены основные направления и перспективы его дальнейшего развития.

Участники конференции рассмотрели ряд важных вопросов дальнейшего развития медиаобразования. В частности, в выступлении кандидата педагогических наук, профессора, зав.кафедрой социокультурного развития образования ИРРО, С.Т.Погорелова рассматривались проблемы формирования социокультурных компетентностей личности путем внедрения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс, Доклад И.В.Челышевой был посвящен развитию регионального медиаобразования и определению его перспектив в стратегии развития отечественной системы медиапедагогики.

Ряд выступлений на конференции был посвящен анализу деятельности РЦМО. Этой проблеме были посвящены доклады руководителя регионального центра медиаобразования А.Р. Кантор («Эффекты реализации проекта РЦМО на первом этапе развития»), кандидата педагогических наук Е.А.Бондаренко («РЦМО как модель реализации новой образовательной стратегии в России»); члена Союза кинематографистов РФ, известного уральского художника

мультипликатора С.С.Айнутдинова («РЦМО как фактор влияния на формирование медиакультуры дошкольников») и др.

Особый интерес участников конференции привлекли выступления педагогов, реализующих опыт медиаобразования в образовательных учреждениях области. Многие из них участвовали в модульных программах повышения квалификации, организуемые РЦМО. Представители школ, ставших экспериментальными площадками по внедрению медиаобразования, рассказали о работе школьных телестудий, интеграции медиапедагогики в программы школьных предметов, использования потенциала медиаобразования в организации внешкольных мероприятий, продемонстрировали собранные ими методические материалы, ознакомили слушателей с разработанными программами и видеосюжетами.

Однако работа конференции не ограничилась только выступлениями участников. Вниманию аудитории был предложен мастер-класс «Формирование медийных способностей», который очень интересно провели режиссер РЦМО В.В.Неустроев и зав. отделом РЦМО, телеведущая Т.П.Климина.

В финале конференции были подведены ее итоги, приняты рекомендации экспертов, вручены свидетельства экспериментальных площадок школам и учебным учреждениям области.

Говоря о перспективах развития отечественного медиаобразования и тенденциях медиаобразовательной деятельности научных, учебно-методических и образовательных центров, можно выделить следующие основные направления:

- дальнейшая разработка научно-методологического, методического инструментария школьного, вузовского и непрерывного медиаобразования;

- работа по совершенствованию системы переподготовки педагогических кадров в области медиаобразования;

- использование опыта ведущих центров медиаобразования в осуществлении и популяризации социально-значимых медиапроектов, способствующих становлению правового, гражданского самосознания подрастающего поколения, развитию его интеллектуального и творческого потенциала;

- обеспечение преемственности школьного, вузовского и непрерывного медиаобразования граждан нашей страны;

-создание условий в образовательных учреждениях для развития медиатворчества, создания собственных медиапродуктов, направленных на решение первоочередных социокультурных, образовательных, развивающих задач, способствующих сохранению духовного и культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.