Научная статья на тему 'Медиаобразовательные технологии в подготовке будущих учителей как условие эффективного функционирования системы непрерывного образования'

Медиаобразовательные технологии в подготовке будущих учителей как условие эффективного функционирования системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / медиаобразовательные технологии / профессиональная подготовка / будущие учителя / continuous education / media education technology / training / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бешок Татьяна Виталиевна

В статье раскрыто современное состояние и возможности применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей как одно из условий эффективного функционирования системы непрерывного образования. Обобщены результаты анкетирования, проведенного с учителями и студентами по их подготовленности к использованию медиаобразовательных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the current state and potential of media education technologies in the training of future teachers as one of the conditions for the efficient functioning of con-tinuous education system. The results of the survey conducted with teachers and students according to their readiness to use media educational technologies in educational process are presented.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные технологии в подготовке будущих учителей как условие эффективного функционирования системы непрерывного образования»

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. В. Бешок

В статье раскрыто современное состояние и возможности применения медиаобразовательных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей как одно из условий эффективного функционирования системы непрерывного образования. Обобщены результаты анкетирования, проведенного с учителями и студентами по их подготовленности к использованию медиаобразовательных технологий в учебном процессе.

The article deals with the current state and potential of media education technologies in the training of future teachers as one of the conditions for the efficient functioning of continuous education system. The results of the survey conducted with teachers and students according to their readiness to use media educational technologies in educational process are presented.

Ключевые слова: непрерывное образование, медиаобразовательные

технологии, профессиональная подготовка, будущие учителя.

Key words: continuous education, media education technology, training, future teachers.

Современные медиатехнологии требуют высокого уровня абстрактного мышления, скорости реакции, готовности к постоянному повышению уровня образования [2]. Это требует общего усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей. По соображениями А.В. Литвина, «для того, чтобы ученики научились отличать реальность от той информации, которая подается телевидением или другими масс-медиа, педагоги должны использовать средства коммуникации в учебном процессе в дидактически целесообразных, дифференцированных соотношениях с объектами предметного мира (материальными средствами обучения), ИКТ и другими дидактическими средствами, монтируя новые технологии (в нашем случае медиаобразовательные) в традиционные дидактические приемы и технические средства обучения ...». Задача педагогов - научить самостоятельном обработке, дифференциации, оценке и систематизации информации [4, с. 333]. Основным в профессиональной подготовке учителя является не сами медиаобразовательные технологии, а способность к их использованию, умение критически их воспринимать, анализировать, знать особенности применения в учебновоспитательном процессе на протяжении всей жизни. Это должно побуждать к глубинному изучению и эффективному применению в будущей профессионально-педагогической деятельности средств массовой информации. Педагог, как считает Г. П. Васянович, несет морально-правовую ответственность за внедрение в практику обучения и воспитания технологий, направленных прежде всего на гуманизацию жизнедеятельности человека, осознание будущим специалистом настоящего и будущего развития нации и человечества

140

[1, с. 20, 21]. Медиаграмотный будущий учитель должен владеть комплексом медиазнаний, умений и навыков, иметь сформированные медиаценности с целью формирования медиакультуры у школьников и их родителей в условиях развития современного информационного общества.

С целью выявления современного состояния подготовки будущих учителей к применению информационных, компьютерных и медиаобразовательных технологий мы проанализировали учебные планы и программы педагогических вузов (Тернопольского национального педагогического университета им. Владимира Гнатюка, Кременецкого областного гуманитарнопедагогического института им. Тараса Шевченка, Евпаторийского института социальных наук, Сарненского педагогического колледжа РГГУ). В одном из исследованных заведений не предусматривается изучение дисциплин медиаобразования, ключевых понятий, связанных с медиаобразованием. Проведенные со студентами беседы позволяют констатировать низкий уровень знаний в области информационных, компьютерных и медиаобразовательных технологий. Это связано с тем, что на изучение информационных дисциплин отводится незначительное количество часов, к тому же не всегда к ведению курсов привлекаются специалисты из этой области знаний. По нашему мнению, важнейшим фактором успешности медиаобразования является ее кадровый потенциал. Без организационного решения проблемы подготовки профессиональных медиапедагогов дальнейший прогресс в этой области невозможен. На сегодня ни в одном из вузов на факультетах подготовки журналистов не открыто специальности медиапедагог.

Актуальной становится эта проблемы и на законодательном уровне: необходимо принять законопроект, который предусматривал бы внедрение медиаобразования на всех уровнях обучения начиная с дошкольного образования и заканчивая самообразованием.

Фрагментарное применение медиаобразовательных технологий в высшей школе связано с низким уровнем информационной грамотности преподавателей, нежеланием изучать информационные технологии, осваивать возможности их применения на занятиях, отсутствием разработанной методики, программного и методического обеспечения, методических рекомендаций, факультативов, спецкурсов, медиаобразовательного учебной среды. Согласно исследованию «Инновации в образовании» [5], проведенному в 2011 г. по инициативе Microsoft, 61 % преподавателей назвали собственную недостаточную техническую подготовку серьезным препятствием для внедрения информационных технологий в образование [6]. Беседы, наблюдение, анкетирование, проведенные нами с учителями и студентами, позволяют утверждать, что значительная их часть (66 %) вообще не изучала информационные технологии и возможности их применения в профессиональной деятельности, поэтому не подготовлена к использованию медиаобразовательных технологий в учебном процессе и повседневной жизни. Указанное частично связано с нежеланием учителей изучать компьютерные и медиаобразовательные технологии, чрезвычайной их занятостью учебной, воспитательной, методической, организационной и документальной работой, недостаточным

141

материально-техническим обеспечением школ и вузов (недостаточное количество компьютеров, проблемы доступа к сети Интернет) и др. Большинство педагогов (62 %) не готовы объяснить сущность и содержание терминов «медиаобразование», «технология», иногда лишь интуитивно высказывают мнения, частично приближенные к правильному их пониманию. Большинство педагогов (72 %) не понимают, что такое «медиаобразование», для чего оно нужно, не проявляют желания углублять знания в этой области.

Интеграция медиаобразования в учебные планы вузов, по словам А. А. Франчук, заключается в том, чтобы находить как можно больше точек соприкосновения учебной информации и информационных потоков, с которыми сталкивается студент ежедневно вне учебного заведения [8, с. 45].

Согласно социально-педагогической классификации, современные медиа делятся: по типу основного средства (пресса, радио, кино, телевидения, видео, компьютерные сети и др.); по каналу восприятия (аудио, видео, аудиовизуальные, знаковые, текстовые, графические) по месту использования (индивидуальные, групповые, массовые, домашние, рабочие, транспортные и др.), по содержанию информации, направлением социализации (идеологические, политические, морально-воспитательные, познавательно-обучающие, эстетические, экологические) [7].

Наличие большого количества негативной информации в современных средствах массовой информации побуждает не только к обучению учащихся и студентов восприятию информации с медиа, но и к созданию специальных медиаобразовательных проектов, применению учебно-познавательной информации из периодических источников, программ радио, кино, телевидения, сайтов сети Интернет при преподавании лекционных, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, а также работы с современными средствами массовой информации с целью выявления фальсификации, способов манипуляции, негативного воздействия на подсознание детей и взрослых. Это способствует формированию критического мышления, собственных мыслей, взглядов, убеждений, что положительно влияет на развитие лидерских качеств студентов. По мнению А. В. Куценко, «... идеальная форма медиаобразования - это система, выстроенная от начальной школы до выпускных классов, а это, в свою очередь, повлечет за собой и изменение подготовки учителей из всех школьных предметов, активно привлекая их к основам медиаграмотности» [3]. Указанное побуждает к анализу имеющихся в современном медиапространстве медиаобразовательных технологий с целью разработки методики их применения в профессиональной подготовке будущих учителей и повседневной жизни и как следствие усовершенствование системы непрерывного образования.

Список литературы

1. Васянович Г. П. Морально-правова вщповщальнють педагога (теоретико-

методололчний аспект) : монографiя. - К.; Л^в : Армия Украини, 1997. - 163 с.

2. Вартова Е. Л. Информационное общество в стратегии Европейского Союза [Електрон-ний ресурс] // Законодательство и практика средств массовой информации. - 1998. -URL : http://istina.msu.ru/publications/article/1087434/. - Назва з екрану.

142

3 Куценко Е. В. Интеграция основ медиаграмотности в школьную систему образования : матерiали науково-практичного семЫару “М^апсихолопя i медiаосвiта в сучасному украТнському просторГ [Електронний ресурс]. - 25 травня 2011 року. - Режим доступу : http://ispp.org.ua/podiy_30_publ.htm - Назва з екрану.

4. Литвин А. В. 1нформатиза^я професмно-техычних навчальних закгвдв будiвельного профтю : монографiя. - Львiв : Компартiя “Манускрипт”, 2011. - 498 с.

5. Недостатня комп'ютериза^я украТнських шкiл перешкоджае розвитку ЫновацмноТ освiти [Електронний ресурс] // Новини середньоТ освiти. - Режим доступу : http://osvita.ua/school/news/18790/. - Назва з титул. екрану.

6. Новини середньоТ школи. До ганця цього року вчителi мають оволодiти комп'ютером [Електронний ресурс] // Мiнiстерство освiти i науки. - Режим доступу : http://osvita.ua/school/news/19598/ - Назва з екрану.

7. Онкович Г. В. Медiаосвiта (загальний курс) : програма навчального курсу для студенев вищих навчальних закладiв / Г. В. Онкович. - К. : 1ВО НАПН УкраТни, 2010. - 24 с.

8. Франчук О. А. Використання медiаосвiтнiх технолопй у навчальному закладi як один з ефективних шляхiв соцюлопзацп учыв // Медiа-атака : матерiали мiжнародноТ конференцiТ “Медiаосвiта як частина громадськоТ освп^и”. - Львiв : Нова журналiстика, 2002. - 56 с.

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.