Научная статья на тему 'Медиаобразование: изменение в тематических предпочтениях - управляемый и прогнозируемый процесс'

Медиаобразование: изменение в тематических предпочтениях - управляемый и прогнозируемый процесс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНТЕРЕС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ПРЕССОДИДАКТИКА / МЕДИАДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онкович Г. В.

Тема и проблема важные факторы, определяющие интерес потребителей к материалам масс-медиа. Зная тематические предпочтения аудитории, легче добиться внимания к той или иной проблеме, т.к. именно интересы программируют деятельность человека в поиске, отборе, усвоении той или иной информации, определяют авторитетность ее источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование: изменение в тематических предпочтениях - управляемый и прогнозируемый процесс»

Медиаобразование: изменение в тематических предпочтениях -управляемый и прогнозируемый процесс

Г.В.Онкович,

доктор педагогических наук, профессор, Национальная Академия педагогических наук Украины, Киев

Аннотация. Тема и проблема - важные факторы, определяющие интерес потребителей к материалам масс-медиа. Зная тематические предпочтения аудитории, легче добиться внимания к той или иной проблеме, т.к. именно интересы программируют деятельность человека в поиске, отборе, усвоении той или иной информации, определяют авторитетность ее источников.

Ключевые слова: медиаобразование, информационный интерес, информационные потребности, тематические предпочтения, медиаобразовательные технологии, периодические издания, прессодидактика, медиадидактика.

Media education: change the subject matter priorities is guided and predicted process

Prof. Dr. Ganna Onkovich,

Pedagogical Academy of Ukraine, Kiev

Abstract. Subject matter and problem are important factors defining the interest of customers to the mass media production. It is easier to catch attention to this or that problem knowing the subject matter preferences of the audience because such interests programme people activities in search, choice and learning this or that information, define the authority of its sources.

Key words: media education, information interest, information needs, subject matter priorities, media educational technologies, periodicals, press didactics, media didactic.

Проявлением и одним из индикаторов ценностной ориентации личности являются тематические интересы, «представляющие собой фиксированную направленность личности на информацию», связанную со строго определёнными сферами общественной жизни. Тематические интересы - это интересы к информации об определенных сферах общественной жизни [Здра-вомыслов,1986]. Они в значительной мере предопределяют и выбор источников информации, и меру

согласия - несогласия с той или иной информацией.

Тема и проблема - важные факторы, определяющие интерес к материалам источников массовой коммуникации. Именно интерес обусловливает наиболее полное восприятие информации. Обнаружив интересующие сведения в том или ином источнике, потенциальные «потребители» как бы сравнивают характер наличествующей в источнике информации со своими информационными потребностями

и, на основе сравнения, решают, удовлетворяет ли она и насколько их ожидания, их интерес. Как справедливо отмечает Е.И. Пронин, «... интерес может измениться лишь под воздействием той информации, которая повышает степень осознания субъектом его положения, его потребностей и способа их удовлетворения, которая может быть использована и используется при регулировании действия и выдерживает в ходе действия проверку на истинность» [ Пронин, 1971, с.13]. Удовлетворение и развитие интереса -непременное условие для выработки ценностной ориентации личности. Интерес к тому или иному сообщению, новизна информации, доступность для понимания и т.п. в немалой степени предваряются прошлым опытом человека.

Учет тематических интересов -один из факторов формирования интереса аудитории к различным сферам общественной жизни. Зная тематические предпочтения аудитории, легче добиться внимания к той или иной проблеме, т.к. именно интересы и программируют деятельность человека в поиске, отборе, усвоении той или иной информации, определяют авторитетность ее источников. В этой связи особое место принадлежит читательскому интересу, который авторы пособия «Работа с читателем» определяют, как избирательно-положительное отношение субъекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия с его духовными потребностями и особенностями его

читательской психологии [Работа с читателем, с.113-114]. Для формирования нового читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживает яркое сочетание заинтересованности чтением с ранее сложившимися интересами.

Читательский интерес выполняет специфическую роль в любом процессе усвоения информации человеком. «Фактически читательский интерес, - пишет Е.И.Пронин, - есть частное проявление внутренней активности субъекта при поиске, восприятии и переработке информации. Он есть длящееся выражение избирательного характера восприятия информации и освоения информации человеком» [Пронин, 1971, с.16]. Как видим, это положение и вообще на информацию, получаемую человеком из источников СМИ, т.к. медиаинтерес (читательский, зрительский, слушательский) является «выражением социального способа индивидуального восприятия информации».

Многие исследователи занимаются изучением читательского интереса для того, чтобы повысить эффективность воздействия средств массовой коммуникации, максимально удовлетворять интересы аудитории и в то же время эффективно выполнить свои информационно-пропагандистские задачи. Проблема рассматривается и в контексте управления социальными процессами, в связи с совершенствованием и демократизацией общества. Социологами, журналистами и другими специалистами обсуждаются проблемы, связанные с влиянием читательского интереса на медиа.

У преподавателей русского языка как иностранного - другая задача. Они не должны «приспосабливать» медиатексты под интерес своей аудитории, а приучить аудиторию пользоваться источниками информации на изучаемом языке. Это - несколько иной подход к проблеме читательского интереса в сфере массовых коммуникаций.

Применяя метод изучения тематических предпочтений, используемый социологами, мы выявляли тематические интересы пользователей СМИ. Опрашиваемые из перечня тем выбирали те, которые их наиболее интересовали, а социологи на основе выявленных предпочтений получали возможность говорить о лидирующих темах, о проблема, не вызывающих интереса и т.п. Предполагалось, что на характер тематических предпочтений (информационных интерсов) окажут влияние региональные особенности контингента опрошенных, что не все учащиеся в состоянии удовлетворять свою потребность в информации, обращаясь к русскоязычным СМИ.

Приступая к исследованию, мы исходили из концепции, что средства массовой информации как важнейший источник разнообразных сведений имеют большие потенциальные возможности влиять на познавательную деятельность обучаемых, их кругозор, эстетические вкусы, нормы поведения и пр. Реализуется ли этот потенциал, каково отношение зарубежных учащихся к периодическим изданиям на русском языке, какой тематике они оказывают предпочтение, обращаясь к медиатекстам на изучаемом языке, - эти и другие вопро-

сы предстояло решить в ходе исследования и, опираясь на полученняе данные, разработать рекомендации по эффективному использованию материалов „живых" СМИ на занятиях в процессе обучения иностранцев русскому языку

В свое время мы предложили опрашиваемым иностранцам перечень, в котором следовало отметить темы, интересовавшие учащихся на родине, и после года занятий на подготовительном факультете. Предполагалось, что читательский интерес иностранных учащихся изменяется (повышается) и что эти изменения можно регулировать и прогнозировать. Для выявления предпочтительных тематических предлагалось знаками + («плюс») или - («минус») отметить тематику информацию по которой они получали из привычных изданий на родине и в течение первого года учебы в СССР

Естественно, год на подготовительном факультете оказывался самым насыщенным разнообразной информацией, т.к. жизнь в новой стране, в новом социальном окружении, вызывала повышенный интерес у прибывших на учебу. И хотя результаты говорили о некоторой завышенности представлений о реальном объеме и развитости тематических интересов иностранных учащихся, мы имели возможность - с помощью преподавателей кафедры русского языка, имеющих различный педагогический стаж, -сделать некоторые обобщения.

Опрос, проведенный в 1984 году (Опрос-1984) показал, что через год учебы интерес студентов изменился следующим образом: повысился у 45% опрошенных, остался неиз-

менным - у 30 % и понизился - у 26%. Данные опроса-1985 свидетельствовали о повышении интереса у 44,4 % опрошенных, об уменьшении - 20 %, о неизменности - у 35,6 %. Результаты Опроса-1986 указывали на более значительное, по сравнению с предыдущими годами, повышение интереса у опрошенных - 59,6 %, понижение зафиксировано у 10,5% опрошенных, стабильность - у 29,8 %. По результатам Опроса-1987 отмечено повышение интереса у 43 % опрошенных, понижение и неизменность - у 28,5 %. В результате четырех опросов получены следующие усредненные данные: повышение интереса зафиксировано у 46,35 % орошенных, понижение - у 23,5 %, стабильность (неизменность) - у 30,15 %.

Обработав статистические данные, мы получили возможность уточнить тематику, вызывающую наибольший интерес у иностранных учащихся. Были зафиксированы темы-лидеры у представителей разных регионов планеты. В сводной таблице представлены шесть темы-лидеров, выявленных в результате четырёхкратного опроса, показатель проявления интереса к которым был самым высоким.

Сопоставление графических и статистических материалов давало основание утверждать, что информационные интересы учащихся в целом значительно возросли. Анализ ответов подтверждал и определенные изменения в выборе тематических предпочтений. Это объяснялось, во-первых, информационной потребностью молодежи вообще, во-вторых, информационной насыщенностью учебного процесса по русскому язы-

ку как иностранному в-третьих, привлечением к использованию в качестве учебных материалов СМИ, в-четвертых, комплексом внеаудиторных мероприятий по ознакомлению с советской действительностью. На тематические предпочтения оказывала влияние вся сумма знаний, получаемых иностранными учащимися в учебное и внеучебное время.

В ходе исследования были выявлены лидирующие сферы в информационных интересах иностранных учащихся на родине и в течение первого года обучения в СССР Анализ показал, что на родине, до приезда на учебу в СССР, стабильно высоким у молодых людей был интерес к международной жизни, спорту, вопросам промышленности, строительства, транспорта (т.е. вопросам, связанным с будущей специальностью), вопросам образования. В СССР «цепочка лидеров» иная: вопросы политики, проблемы науки, международная жизнь, спорт, вопросы промышленности, строительства, транспорта (т.е. вопросы, связанные с будущей специальностью). Совпадение, свидетельствующее о стойком интересе к определенной тематике, зафиксировано к вопросам международной жизни, спорта, промышленности, строительства и транспорта.

Анализ показал, что динамика интересов стажеров и аспирантов несколько отличалась от студенческой: у этого контингента «на родине» и «здесь» лидерами были вопросы по специальности, проблемы науки, международной жизни. И стопроцентный показатель к концу первого года обучения дали вопросы, касающиеся проблем науки: все

опрошенные отметили, что их интересуют именно эти вопросы. На прежнем высоком уровне остался интерес к проблемам, связанным со специальностью, международной жизнью, спортом. Не изменился интерес и к вопросам, связанным с работой общественных организаций, охраной окружающей среды. Незначительное повышение было зафиксировано к вопросам политики, исторической тематике, к вопросам жилья, зарплаты, здравоохранения. К остальным темам зафиксировано понижение интереса (вопросы сельского хозяйства, культуры, искусства, литературы и др.).

Таким образом, анализ тематических предпочтений аспирантов и стажеров-иностранцев подтвердил, что у взрослых людей со сформировавшимся мировоззрением интерес более избирателен, целенаправлен и стабилен. У этого контингента наблюдается повышение интереса к специальным, отраслевым изданиям.

Исследователям аудитории известно, что если время опроса совпадает с каким-либо важным событием, спрос на соответствующую информацию значительно возрастает, а интерес проявляется в самых высоких показателях читательских предпочтений. Отношение к этим событиям может быть разным, но декларируемый интерес - наивысший у всех. Например, это касалось тематики охраны окружающей среды.

Показательно, что в результате социологического исследования, проведенного в 1968-1973 и 19791986 гг. в Киевском государственном университете имени Т.Г. Шевченко под руководством Г И. Макаровой

[Макарова, 1986], были получены данные, которые полностью совпадали с нашими. Анкетирование 1180 студентов, аспирантов и стажеров из 53 стран мира констатирован наибольший интерес учащихся гуманитарных специальностей к вопросам международной политики, национальных взаимоотношений, науки и др.

Анализ тематических предпочтений, проведённый нами, подтвердил, что студенты из перечня предложенных тем выбирали как наиболее предпочтительные те, которые полностью соответствовали ранговости интереса зарубежных учащихся к советской действительности (по эксперименту КГУ).

Таким образом, анализ показывает, что, привлекая внимание учащихся к материалам СМИ, мы не только удовлетворяли их потребность в информации, но и побуждали интерес к определённой тематике, формируя тем самым образ страны в сознании зарубежных граждан.

Низменно высоким оставался интерес к вопросам промышленности, строительства, транспорта. В нашем случае - к вопросам, связанным с будущей специальностью обучаемых. Будущая профессия накладывает определенный отпечаток на формирование круга потребностей учащихся, поэтому профессионально-страноведческие знания из медиаисточников на изучаемом языке играют важную роль в формировании мировоззрения будущих специалистов. Социологи называют такие потребности «специализированными».

Опираясь на результат эксперимента, мы можем говорить о необ-

ходимости изучать не только те читательские интересы иностранных учащихся, которые выявились в результате опроса, - они в определенной мере запрограммированы опросником, но и их потенциальные интересы, которые гораздо шире. Медиа оказывают определенное влияние на формирование потенциальных интересов обучаемых, посредством СМИ осуществляется управление процессом формирования информационных интересов. Как отмечала Г.И.Макарова, для обеспечения управления процессом обучения важно учесть исходные внутренние факторы, влияющие на процесс формирования образа страны в сознании студента-иностранца. Такими факторами, по мнению исследователя, являются: 1) исходные знания студента-иностранца о стране обучения; 2) знание студентом оценок этих фактов и явлений; 3) степень усвоения студентами этих оценок как своих собственных; 4) исходные умения студента самостоятельно оценивать факты и явления; 5) исходные познавательные интересы студента в этой области; 6) характер эмоций, ассоциированных в психике студента с перечисленными выше знаниями и умениями [Макарова, 1986].

При выявлении декларируемых тематических интересов определенный отпечаток накладывала и та информация, которую студенты получали не из советских источников: некоторые из них получали литературы из посольства, из дома, были и такие, которые удовлетворяли свой информационный интерес из зарубежных радиопрограмм и т.д.

В опроснике предлагалось также указать, по каким вопросам, кро-

ме предложенных в перечне, студенты хотели бы получать информацию из источников массовой коммуникации. 14,15 % опрошенных откликнулись на это предложение. Их «неудовлетворённые» информационные интересы можно сгруппировать по нескольким признакам: 1) темы, общие для представителей всех стран (такие, например, как освоение космоса, борьба за мир, религии, брак и семья, молодежи и ее проблемы); 2) темы, интересующие представителей одного региона (Проблемы стран Латинской Америки и под.); 3) темы, представляющие группы студентов, объединённых общим интересом; 4) «персональные» темы, интересующие конкретную личность.

Как видим, интерес не возникает на пустом месте, поэтому студентам нужны самые разнообразные сведения об источниках массовой информации с первых дней пребывания в новой стране. Предоставленная им возможность самим ориентироваться в медиапо-токе ориентировала на выбор газет и журналов для чтения, передач для просмотра или прослушивания в соответствии со своими склонностями для удовлетворения собственных потребностей в информации.

Итоги, полученные нами с помощью фиксирования тематических интересов, давали возможность говорить о типологии такой социальной подгруппы, какой являлись иностранные студенты, об общих тенденциях в формировании их информационных интересов. Медийные материалы все более активно использовались в учебном процессе для актуализации коммуникативных, направления эмоциональных,

расширения профессиональных интересов, часто способствовали переформированию ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. С осознанием широких возможностей использования СМИ в учебном процессе возникала потребность в разных формах и методах их привлечения в учебный процесс.

Медиаобразовательные технологии развивались и обогащались новыми формами и приемами. Выявление информационных интересов, тематических предпочтений, необходимость учитывать базовые интересы и знания и т.п. взрослых учащихся можно обозначить как медиаобразовательные технологии с элементами социологических методик. Социологические методы изучения аудитории, бесспорно, входят в круг медиаобразования и являются одной из составляющих медиадидактики.

Литература

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. М.: Мысль, 1983.

Макарова Г.И. Управление процессом обучения русскому языку как иностранного: Дис. ... д-ра пед. наук. К., 1986.

Онкович А.В. Формирование информационных интересов средствами журналистики в процессе обучения русскому языку иностранцев: Дис. . канд. филол. наук. К., 1987.

Парахина М.Ф., Стасенко О.А., Бушманова И.А. Русский язык ля студентов-иностранцев. Ч. 1. К.: КГУ, 1963.

Пронин Е.И. Печать и общественное мнение. М., 1971.

Работа с читателем / Под ред. Б.Ф.Сахарова. М.: Книга, 1981.

Смирнова М.Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. М.: МГУ, 1984.

Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации / Отв. ред В.С.Коробейников. М., 1979.

Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: советско-венгерские исследования массовой коммуникации. Т.4. Бу-дапешт-Л., 1983. С.7-23.

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникаций. М.: Мысль, 1973.

References

Korobeinokov, V.S. (1983). The editors and the audience: a sociological analysis. Mysl.

Korobeinokov, V.S. (Ed.) (1979). Sociological problems of public opinion and the media. Moscow.

Makarova, G.I. (1986). Managing the process of teaching Russian as a foreign language: Ph.D.Dis. Kiev.

Onkovich, A.V. (1987). Formation of information of interest by means of journalism in the process of teaching Russian as a Foreign Language: Ph.D. Dis. Kiev.

Parakhina, M.F., Stasenko, O.A., Bushmanova, I.A. (1963). A Russian language foreign students. Part 1. K.: KSU.

Person of a socialist society and the processes of mass communication: the Soviet-Hungarian study of mass communication. V.4. Budapest, 1983, p.7-23.

Pronin, E.I. (1971). Printing and public opinion. Moscow.

Sakharov, B.F. (Ed.) (1981). Working with a reader. Moscow: Book.

Sherkovin, Y. (1973). Psychological problems of mass communication. Mysl.

Smirnova, M.G. (1984). Sociological studies of press, radio and television in the developed capitalist countries. Moscow: Moscow State University.

Zdravomyslov, A.G. (1986). Needs. Interests. Values. M. Politizdat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.