Научная статья на тему 'Медиа - общество - образование'

Медиа - общество - образование Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
327
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Месеняшина Л. А.

Факультет журналистики Челябинского государственного университета ознаменовал 20-летие высшего журналистского образования на Южном Урале проведением Международной научно-практической конференции «СМИ общество образование: модели взаимодействия» (30 ноября 2 декабря 2007 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа - общество - образование»

Зарубежная журналистика; 7. Проблемы массового и профессионального медиаобразования; 8. Теория и практика медиакритики. Во втором томе сборника (объём - 140 с.), под редакцией профессора М.Ю. Казак, научные работы публикуются в трёх основных разделах: 9. Реклама и PR в СМИ; 10. Национально-культурные особенности массмедийного текста и дискурса; 11. Язык и стиль массовых коммуникаций.

По окончании научных дискуссий участники конференции «Журналистика и медиаобразование-2007» совершили экскурсионную поездку на Прохоровское поле - историческое место величайшего танкового сражения, определившего исход второй мировой войны.

Актуальные новости

Медиа - общество - образование

Л.А.Месеняшина профессор

Факультет журналистики Челябинского государственного университета ознаменовал 20-летие высшего журналистского образования на Южном Урале проведением Международной научно-практической конференции «СМИ - общество - образование: модели взаимодействия» (30 ноября - 2 декабря 2007 года).

Молодой факультет Челябинского госуниверситета впервые проводит научное мероприятие такого масштаба, и, по единодушному мнению участников итогового заседания, конференция, несомненно, удалась. В сборнике ее материалов опубликовано более 50 докладов ученых из четырех стран (Австрии, Казахстана, России, Чехии). Интерес к проблеме соотношения медиа и образования нашел свое отражение, в частности, в том, что среди участников конференции были представители 15 учебных заведений из 12 городов.

Участников конференции приветствовал первый проректор Челябинского госуниверситета профессор А.Ю.Шумаков. Общий тон пленарному заседанию и высокий уровень научной дискуссии был задан философским докладом доктора политических наук, профессора кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета С.Г.Корконосенко, посвященным проблемам деонтологии журналистики, соотношению категорий нравственного долга и служебных обязанностей. Именно в этом ключе многочисленная аудитория, собравшая и преподавателей, и студентов, и представителей администрации, вела обсуждение этого и всех последовавших докладов, посвященных разнообразным проблемам медиаобразования.

Кандидат филологических наук, декан факультета журналистики ЧелГУ, главный редактор газеты «Челябинский рабочий», почетный профессор ЧелГУ Б.Н.Киршин сосредоточил внимание на реальных достижениях Челябинского университета в сфере подготовки кадров для медиа в федеральном и региональном масштабах. Начальник Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Правительства Челябинской области кандидат педагогических наук С.И.Кимайкин рассказал о создании системы подготовки и переподготовки кадров для СМИ в Челябинской области. Зам. декана факультета журналистики Южно-Уральского госуниверситета Е.П.Соколова сообщила о работе и достижениях недавно созданного в ЮУрГУ факультета журналистики, подкрепив рассказ представлением образцов телепередач, созданных студентами факультета. Зав. кафедрой журналистики ЧелГУ кандидат филологических наук И.А.Фатеева, чей энтузиазм в вопросах массового медиаобразования широко известен не только в уральском регионе, но и за его пределами, в своем докладе говорила о том, в каких формах в нашей стране осуществляется приобщение разных возрастных и социальных категорий к массовому медиаобразованию и какого рода проблемы затрудняют процесс вовлечения в медиаобразование все более широких слоев населения.

Дальнейшая работа конференции развернулась в составе следующих секций: «СМИ и общество: единство и борьба интересов», «СМИ и профессиональное медиаобразование», «СМИ и общество: просветительская функция СМИ», «СМИ и массовая коммуникация в зеркале науки», «СМИ и массовое медиаобразование».

Участники секции «СМИ и общество: единство и борьба интересов» единодушно отметили доброжелательный, неформальный характер атмосферы, царившей на заседаниях секции. Разнообразие профессиональных интересов (в составе секции работали как журналисты, так и литературоведы, историки, лингвисты, специалисты по связям с общественностью) не только не мешало понимать друг друга, но, напротив, усиливало взаимный интерес. Несмотря на разнообразие тематики докладов, каждый из них был тесно связан с тем или иным аспектом темы секции.

Так, история периодики была представлена в увлекательном докладе доктора исторических наук профессора кафедры дореволюционной истории России (ЧелГУ) А.И.Конюченко «Образы архиереев русской православной церкви на страницах периодической печати России в 70-е -80-е годы XIX века». Большой интерес аудитории вызвал доклад аспирантки Е.Ю. Пановой «Публицистика Серебряного века как провокация общественного мнения (особенности стилевой манеры З.Н. Гиппиус)». Доклад доцента кафедры теории массовых коммуникаций ЧелГУ И.М.Удлер был посвящен истории становления афро-американской журналистики в 19 веке и связям ее с российской культурой.

Ряд докладов анализировал состояние современной журналистики вплоть до сегодняшнего дня, - например, доцент кафедры журналистики ЧелГУ А.Д.Соловьева делала доклад о языке современной газетной публицистики на материале газеты «Аргументы и факты». Доклад старшего преподавателя кафедры журналистики Е.Б.Футерман о новых аудиовизуальных технологиях слушатели признали взглядом в завтрашний день. Несовпадение в возрасте и уровне квалификации участников секции придало ей дополнительную функцию мастер-класса.

В секции «СМИ и массовая коммуникация в зеркале науки» живой интерес вызвали доклады аспирантов Д.Г.Загороднова «Интернет-формат новостных сообщений (на примере региональных новостных сайтов)» и И.С.Козловой «Авторская песня в системе массовой коммуникации: художественная вербализация ценностного кризиса». Молодым исследователям было задано множество вопросов, которые, по признанию самих докладчиков, помогли им лучше представить структуру и перспективу их исследований. Вот такие заинтересованные обсуждения, как отметила зав. кафедрой теории массовых коммуникаций Челябинского госуниверситета профессор М.В.Загидуллина, и дают то, что мы называем апробацией научной работы.

Секция «СМИ и профессиональное медиаобразование» особенно активно обсуждала доклады доцента кафедры теории массовых коммуникаций Челябинского госуниверситета кандидата педагогических наук Т.М.Артишевской «Профессиональная мотивация журналиста»; профессора М.В.Загидуллиной «Центростремительная и центробежная модели современного журналистского образования»; преподавателя кафедры журналистики ЧелГУ А.Е.Гусенковой в соавторстве с начальником Управления по связям с общественностью ЧелГУ, кандидатом педагогических наук Д.Е.Филипповым «Взаимодействие учебной газеты факультета журналистики и университетской газеты (на материале изданий Челябинского госуниверситета)» и старшего преподавателя факультета журналистики Уральского госуниверситета (Екатеринбург) Р.Л.Исхакова «Проблемы адаптации меидиапрактики к инновациям в образовании».

Актуальность этих докладов была обусловлена вниманием к перспективам профессионального медиаобразования в условиях перестройки всей системы высшего образования в современной России, в частности изменения соотношения между теоретической и практической составляющими в современной медиаобразовании.

Секция «СМИ и массовое медиаобразование» развернула перед аудиторией широкий спектр разнообразных видов массового медиаобразования. Так, в докладе Н.И.Бардаковой, руководителя телестудии МОУ №24 Челябинска, было представлено основное формальное медиаобразование на базе средней общеобразовательной школы и было показано, как работа этой телестудии входит в систему образования в рамках всей школы. Дополнительное формальное

образование на базе среднего нашло свое отражение в докладах педагогов различных центров дополнительного образования (доклад Е.С. Бесовой -педагога Центра детских средств массовой информации г.Копейска). Внеформальное массовое медиаобразование было представлено редакторами детско-юношеских отделов городских и районных газет (например, В.В.Гревцевой, г.Верхнеуральск Челябинской области).

Довузовская подготовка абитуриентов к творческому конкурсу, или в терминологии И.А.Фатеевой, компенсаторное медиаобразование, было представлено в докладе профессора кафедры журналистики ЧелГУ Л.А.Месеняшиной, где анализировался уровень общей и речевой культуры в юнкоровских газетах Челябинской области. Был в секции и доклад представителя общественных организаций, а именно Челябинского отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» - Г.Д.Павловой. В результате активной дискуссии секция пришла к выводу о необходимости более тесного взаимодействия двух видов медиаобразования: профессионального и массового.

На итоговом заседании выступавшие отмечали высокий уровень докладов, особенно подчеркивалось высокое качество докладов молодых ученых и активное участие их в научной дискуссии. Все единодушно выражали восхищение и благодарность за отличную организацию конференции, высоко оценивая, в числе прочих достоинств, удачное решение провести второй и третий день конференции в загородном пансионате «Лесная застава», что позволило, в частности, значительно расширить временные рамки заседаний.

Вместе с тем высказывались пожелания, связанные с перспективами дальнейшего сотрудничества. Так, профессор С.Г. Корконосенко предложил обратить внимание на вопросы, связанные с общественным положением прессы, вопросы организации профессионального труда и редакционного производства в целом, а также вопросы правового и экономического характера, часто очень болезненные. Санкт-Петербургский ученый обратил внимание на то, что вербальному медийному аспекту уделяется значительно большее внимания, нежели визуальному, что плохо согласуется с тенденциями современной массовой культуры. Кроме того, в выступлении С.Г. Корконосенко подчеркивалась мысль о том, что «эстетика... восприятия окружающего мира... в огромной степени формируется средствами массовой информации».

Участники конференции приняли решение, в котором подчеркивается возрастание общественной роли медиаграмотности и медиакомпетентности в современную эпоху, что делает социально назревшей необходимость изменения отношения общества к проблемам медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.