Научная статья на тему 'Медиа будущего: современные тенденции в основе новых СМИ'

Медиа будущего: современные тенденции в основе новых СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1570
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЕДИА БУДУЩЕГО" / МЕДИАСФЕРА / ИММЕРСИВНОСТЬ / КОНТЕНТ / МЕДИА ПОТОК / REAL-TIME ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яковлева Т.Б., Герцев Н.Э.

В статье предпринята попытка рассмотреть специфику «медиа будущего», в основе которых будут новые электронные технологии. Авторы считают, что развитие медиасферы будет тесно связано с сегодняшними тенденциями развития коммуникационных и интернет-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиа будущего: современные тенденции в основе новых СМИ»

МЕДИА БУДУЩЕГО: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОСНОВЕ НОВЫХ СМИ

© Яковлева Т.Б.*, Герцев Н.Э.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье предпринята попытка рассмотреть специфику «медиа будущего», в основе которых будут новые электронные технологии. Авторы считают, что развитие медиасферы будет тесно связано с сегодняшними тенденциями развития коммуникационных и интернет-технологий.

Ключевые слова: «медиа будущего», медиасфера, иммерсивность, контент, медиа поток, real-time журналистика.

Термин «Новые медиа» вошел в обиход еще в конце XX века, когда стали появляться первые интерактивные электронные издания. Очевидно, что под новыми медиа понимается не конкретный вид СМИ, а новые электронные технологии, освоенные для нужд современной журналистики, или процесс этого освоения.

Так или иначе, в разговоре о том, как изменится медиасфера с учетом новых технологий и потребностей аудитории, мы считаем нецелесообразным использовать термин «новые медиа», обозначающий в большей степени переходный процесс «электронизации» СМИ. Для обозначения предмета статьи возьмем термин «медиа будущего».

Итак, какими признаками будут обладать «медиа будущего»?

В первую очередь, очевидно и неоспоримо то, что развитие медиасферы будет подчинено развитию коммуникационных и интернет-технологий. Главные направления, в котором движутся эти технологии сегодня - мобильность, интерактивность, иммерсивность и т.д.

Доктор технических наук, академик РАЕН М.Б. Игнатьев в своей работе «Компьютерные технологии в искусстве и средствах массовой информации -новое направление в образовании и науке» пишет об основных тенденциях компьютерных технологий, которые, по нашему мнению, согласуются с тенденциями в сфере СМИ:

- ликвидация промежуточных звеньев между производителем и информационным продуктом и потребителем - непосредственность использования;

- конвергенция - исчезновение различий между изделием и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей;

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.

* Студент факультета Журналистики.

- переход при организации пользовательского интерфейса от метафоры «рабочий стол» к метафоре «экранная интерактивная среда»;

- независимость данных от их местоположения и представление способом, обеспечивающим легкий поиск.

Очевидно, что в таких условиях медиа будущего, скорее всего, будут опираться на работу с мобильными устройствами и сильно трансформируются, в первую очередь, в плане дизайна и формата сообщений. Не исключено, что отдельным производителям информации вообще не придется задумываться о дизайне: они будут поставлять информацию на определенный универсальный пользовательский интерфейс. Пользователь же сам будет выбирать, из каких источников формировать медиапоток на свое мобильное устройство. При этом, чтобы быть конкурентно способным, контент определенного СМИ должен быть доступным на всех устройствах и во всех форматах.

В содержательной же части сообщения СМИ, как нам видится, будет уменьшаться значение текста. Скорее всего, информация будет передаваться в виде интерактивной графики (data-журналистика) с текстовым комментарием. У читателя появится возможность не только реагировать на сообщение, но и влиять на ход трансляции этих сообщений, быть вовлеченным в процесс создания контента (это и подразумевается под термином «иммер-сивность»).

Разумеется, все большую роль станет приобретать real-time журналистика. Текстовые, фото- и видеотрансляции уже популярны, однако еще не вошли в массовое потребление платформы, специализирующиеся на он-лайн-трансляциях и отвечающие всем запросам пользователя.

«Сегодня для того, чтобы выдерживать конкуренцию с социальными сетями, СМИ должны освещать события в тот момент, когда они происходят. Если известный человек умирает, женится или теряет свой пост, на странице, посвященной ему, в Википедии соответствующая информация появляется через считанные секунды. Политик в собственном Twitter-аккаунте или на странице Facebook напишет о своем решении баллотироваться на выборах раньше, чем информацию об этом распространят новостные агентства.

Для профессиональных журналистов это означает, что необходимо переходить к сообщению новостей в реальном времени» [5].

Развитие мобильных информационных систем обуславливает и требование к независимости данных от их местоположения и представление способом, обеспечивающим легкий поиск.

При этом у СМИ появляются новые возможности. На международном форуме «Медиа Будущего» руководитель MediaLab РИА Новости Василий Гатов отметил, что современные СМИ (а тем более СМИ будущего) очень хорошо знают свою аудиторию: с какой платформы перешел человек, с какой точки планеты он в и шел в Интернет.

Уже сейчас интернет-СМИ без дорогостоящих исследований могут определять половозрастную структуру аудитории, а соответственно ее интере-

сы, могут отслеживать поведение пользователей на сайте, что, соответственно, дает большие возможности для формирования адресных сообщений и адресного рекламного потока.

Изменения коснутся и структуры редакций. Большие информационные порталы уступят маленьким, узким в тематическом плане приложениям, таким образом, развивать сегодня нужно не сайты, а apps и аккаунты в mobile-friendly сетях; не нагромождаться, а распадаться и множиться, как призрак, мираж и дивид [6].

В целом же медиа будущего будут менять и сразу несколько направлений журналистской работы. «Во-первых, меняется то, как журналисты делают свою работу. Во-вторых, новые медиа становятся причиной реструктуризации журналистских организаций и институций. В-третьих, растет количество новых форм медийного контента. В-четвертых, происходит перестройка отношений между журналистами, журналистскими организациями и связанными с ними социальными группами, особенно этими пяти: читательская аудитория, источники, регулирующие государственные органы, инвесторы и конкуренты [7].

И, конечно, говоря о моделях новых медиа сегодня, мы подразумеваем следующие ключевые принципы формирования и распространения нового медиаконтента:

- любой может создавать информацию;

- любая история может быть рассказана и услышана;

- любая информация может получить реальную стоимость;

- любая информация превращается в коммуникацию [8].

Таким образом медиа-среда будущего скорее будет подконтрольна пользователю, чем создателю контента. Однако многие из описанных тенденций едва наметились, а значит, у менеджеров СМИ есть возможность встать у самых стоков нового поколения медиа. Вовремя «пойманная» тенденция принесет медиа-каналу и своих читателей, и, соответственно, рекламодателей, которые с готовностью будут инвестировать в передовые медиа-технологии.

Список литературы:

1. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 160 с. - (Серия «Высшее образование»).

2. Короченский А.П. Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ 2006. - 368 с.

3. Яковлева Т.Б., Уварчев Л.Ю. Сайт RIA56.ru как пример региональных Интернет-СМИ // Тенденции, наработки, инновации, практика в науке = Tendencje, zbiory danych, innowacje, praktyka w nauce. 29.04.2014-30.04.2014. -Люблин / Lublin.

4. Яковлева Т.Б., Мешкова А.В. Специфика современного журналистского текста // Язык и культура (Новосибирск). - 2013. - № 5. - С. 54-57.

5. http://vemsky.ru/pubs/1022/Realtime-zhurnalistika_novye_zhanry_v_ no-vyh_media.

6. http://www.chaskor.ru/article/manifest_novyh_media_30805.

7. Pavlic J.V New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Volume 1 & 2 / Ed. By William F. Eadie. - Los Angeles, 2009. - P. 643-651.

8. http://www.mediascope.ru/node/524.

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННЫХ СПОРТИВНЫХ СМИ

© Яковлева Т.Б.*, Казанкина Е.В.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В статье предпринята попытка анализа специфики работы электронных спортивных СМИ. Авторы представили основные формы подачи материала в сетевых СМИ по проблемам спортивной жизни, а также анализ спортивных программ на каналах Оренбургского телевидения.

Ключевые слова радиорынок, региональных массмедиа, сетевые СМИ, спортивная интернет-журналистика, прямое включение.

Электронные СМИ в массовых спортивных коммуникациях (радио, телевидение, Интернет) обладают набором собственных характеристик, функциональных особенностей. В системе региональных массмедиа радио продолжает оставаться самым популярным и широкодоступным средством информирования различных слоев населения.

Отсутствие специализированных спортивных радиостанций компенсируется большим количеством спортивных радиопрограмм, которые способны познакомить радиослушателей с полной информацией из мира спорта. Существующая структура радиорынка имеет значительный потенциал в решении актуальных задач по организации и координации спортивной деятельности на региональном уровне.

Телевидение, являясь в настоящее время наиболее массовым СМИ, выступает одним из организующих и стабилизирующих факторов в развитии спортивной массовой коммуникации на региональном уровне. Современная система регионального телевидения обладает всеми необходимыми качествами, обусловливающими ее полноценное функционирование. Главное -многоканальность: в одном регионе могут одновременно работать от трех до десяти местных каналов. Техническая база способна создавать качественный, конкурентоспособный продукт, используя такие технические прие-

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.

* Студент факультета Журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.