Научная статья на тему 'Мечников Л. И. И русская цивилизация XIX в'

Мечников Л. И. И русская цивилизация XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мечников Л. И. И русская цивилизация XIX в»

М. И. Воробъева-Десятовская Л. И. МЕЧНИКОВ И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ XIX В.

Лев Ильич Мечников родился в Петербурге в 1838 г. В шаловливом ребенке, способном к учебе, никто еще не мог предугадать будущего путешественника, революционера, ученого, географа, первооткрывателя. Он был одним из выдающихся деятелей русской и мировой культуры середины XIX в. И мы должны сохранить о нем уважительную память.

Мечников поступил сразу в два университета — Петербургский и Московский, но не кончил ни одного из них. Его тянули к себе путешествия: сначала на Запад, а потом и на Восток. В Швейцарии он закончил математическое отделение Шевша-тельского университета. В то же время он был прирожденным филологом: изучил 18 европейских языков и 3 восточных. В Петербурге он как переводчик поступил на службу к Мансурову Б. П., возглавившему экспедицию для организации сообщений русских черноморских портов с портами Леванта. С экспедицией Мечников побывал в Константинополе, Афинах, Палестине, где прожил несколько месяцев. Но вскоре отношения Мечникова с Мансуровым разладились, и Мечников очутился в Бейруте без денег и знакомств. Ему пришлось устроиться агентом на тот каботажный флот, который он готовил с Мансуровым. Арабы относились к нему очень хорошо. Он пытался выучить их местный говор, но язык давался с трудом и арабы подсмеивались над его произношением. К тому же с детства Мечников хромал. После заболевания коленной чашечки, которое, как выяснилось позже, проявилось на почве туберкулеза, который и свел в конце концов Мечникова в могилу, одна нога стала короче другой, и Мечников хромал. Несмотря на это он выполнял тяжелую физическую работу и не покидал мечты о путешествиях. Добрый, отзывчивый, он пользовался большим авторитетом у местного населения. Поселился сначала в Искандеруне, где основным занятием жителей было изготовление хны, рыжей краски, которой красили ногти, бороды, подошвы ног. Затем переехал в Родос. От природы Мечников был прекрасным художником. Он делал зарисовки всего, что казалось ему интересным. Интерес к живописи привел Мечникова в Венецию Здесь он встретился с русской эмигранткой, поклонницей Герцена А. И. Ольгой Скарятиной, которая вскоре стала его женой. Но спокойная жизнь продолжалась недолго. Началась борьба за освобождение Италии от гнета Австрии. Отдельные части Италии находились под властью

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Том 12. Выпуск 1

23

местных феодалов, французов, Испании. 5 мая 1860 г. Джузеппе Гарибальди собрал около полутора тысяч добровольцев, посадил их на 2 парохода из Генуи и высадился на сицилийский берег. В красных рубашках, которые стали формой революционеров, войско Гарибальди начало успешно продвигаться к Неаполю. Мечников не мог удержаться: он тоже надел красную рубашку и влился в войска Гарибальди. Итальянская полиция выписала ордер на арест Мечникова, но друзья успели предупредить его и он бежал в Флоренцию: «Только сейчас я понял, друзья мои, что такое свобода и чего она стоит» — писал Мечников1.

Вскоре Мечников официально вступил в армию Гарибальди и был назначен командующим первой линии обороны под командой генерала Мильбица. Армия Гарибальди увеличивалась с каждым днем. К ней подходили все новые и новые люди в красных рубахах. В сражении при Вальтурно Мечников был тяжело ранен. С большим трудом его перевезли в Неаполь. Раны коснулись самых больных мест Мечникова: легких и ног. Когда тяжесть прошла и голова начала соображать, Мечников увидел перед собой необыкновенного гостя. Это был Александр Дюма, великий писатель, который побывал в России. Дюма долго разговаривал с Мечниковым, один из его рассказов включил в своих «Трех Мушкетеров». Дюма записывал рассказы русского героя. Он всячески способствовал выздоровлению будущего писателя и журналиста.

Участие в освобождении Италии познакомило и сблизило Мечникова со многими революционерами, журналистами, анархистами: Герценом А. И., Огаревым Н. П., Бакуниным М. А., Чернышевским Н. Г., Элизе Реклю, который стал его близким другом. Позже он познакомился с Кропоткиным П. А. и Плехановым Г. В..

Новые знакомства сделали из Мечникова революционера и даже немного анархиста. Заинтересовавшись социологией, он стал писать статьи в Неапольские журналы, но обычно подписывал их вымышленными именами. Местная полиция продолжала охотиться за ним. В статьях Мечникова доставалось и податливым либералам, и королевским чиновникам, и самому королевскому правительству. С 1863 г. Мечников начал писать для герценовского журнала «Колокол». Его интересовала теория цивилизации и прогресса. Ближе всего в этом отношении были для него взгляды Мужоля П., который писал, «что понятие цивилизации является одним из самых сложных; оно охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений; оно определяет сумму идей, находящихся в обращении, и сумму технических приемов; это понятие выражает также степень совершенства науки, искусства и промышленной техники; оно показывает данное состояние семейного и социального строя и вообще всех существующих социальных учреждений. Наконец, оно резюмирует состояние частной и общественной жизни, взятых в их совокупности»2

Мечником был необыкновенным человеком. Его интересовало все: языки, природа, человек. Теория Дарвина сделала его натуралистом и географом. Заветным желанием Мечникова стало посещение Японии. Почти год он затратил на изучение японского языка. Японец-учитель не поверил, что этот русский сможет так быстро выучить и разговорный язык, и письменный. Но Мечников смог. Географическое положение Японии уже не было скрыто от глаз иноземцев. Однако японцы изолировали себя от внешнего мира и в течение долгого времени никто не знал о внутренней жизни Японии. Между тем вплоть до XVII в. Япония была раздроблена на отдельные фео-

1 Карташева К. С. Дороги Льва Мечникова.— М.: Мысль, 1981.— С. 11.

2 Mougeolle P. Statique des Civilisations.— Paris, 1883.— С. 215.

дальные княжества, которые вели между собой постоянные войны. Только в 1600 г. Изясу Токугава разбил своих соперников и провозгласил себя сёгуном или верховным правителем. В XIX в. стало ясно, что отрыв от внешнего мира наносит большой вред Японии из-за отставания в науке, технике, культуре. Мечников попал в Японию в сложный период, когда революция Мэйдзи (1867-1868) еще не утвердилась окончательно и феодальное прошлое и древняя самобытная культура полностью не были утрачены. Мечников стал преподавателем русского отделения токийской школы иностранных языков. Он проявил блестящие педагогические способности, вел свои занятия интересно и пользовался большим авторитетом. В свободное время он путешествовал по Японии, заглянул во все отделенные уголки, наслаждался горячими источниками. Японские корабли напоминали ему галеры Греции и Рима. С интересом прочел массу литературы и особенно увлекался японской поэзией. Насколько это было возможно, Мечников старался приобщиться к японской науке. Он даже начал составлять айнский и нивхский словари. Никогда еще Мечников не чувствовал себя таким счастливым: он был поглощен интересной работой. Однако климат Японии не подходил Мечникову. Прожив в Японии 2 года, он почувствовал такую слабость, что дальше оставаться здесь было невозможным. Он сел на корабль и отправился в сторону Америки. По пути он старался не пропустить ничего интересного и в каюте писал книгу про Японию. Первое издание книги было блеклым и мало интересным, чувствовалось, что ее писал больной человек. И действительно, здоровье его настолько ухудшилось, что в Америке пришлось сгружать путешественника на носилках.

Немного оправившись, Мечников тот час же принялся за работу. В 1883 г. ему предложили место преподавателя сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете. Он проработал в Лозанне 5 лет, читая лекции на двух факультетах. Он работал без устали, готовил новый вариант книги о Японии и продолжал работу над айно-нивском словарем. Книга о Японии получилась первоклассной. Мечников расцветил ее рисунками, фотографиями. Прекрасный художник и писатель, он описал Японию, ее народ, ее религию, ее культуру. Это была первая книга в Европе, при том и художественная, и научная.3

Наконец, Мечников занялся новой, никем не опробованной темой — сравнительной географией. Написанная им книга — «Географический синтез истории»4— включала несколько проблем. Во-первых, метод сравнительной географии. Главной темой стало влияние среды на человека и общество, влияние растительного и животного мира и, наконец развитие цивилизации, которое происходило неравномерно. Мечников попытался выяснить причины этой неравномерности.

Посмотрим на географическую карту земного шара — огромное количество различных стихий: горы, реки, моря. Их территории занимают различные страны. Природные условия определяют условия их жизни. В зависимости от условий жизни неравномерно распределяется цивилизация. Наибольшее значение в исторических и социальных судьбах народов на земном шаре имеют следующие факторы:

1) Астрономические влияния. Наша Вселенная представляет собой часть Солнечной системы и больше всего испытывает на себе влияние Солнца. Различия в географической среде сказывались и на различиях расселения людей. Это была

3 Японская империя (на французском языке).— Женева, 1894.

4 Географический синтез истории. Цивилизация и великие исторические реки. La civikisation et 1 les grands fleuves historiques.— Paris, 1889.

плодотворная идея Мечникова, которая продолжает существовать и по сей день. Околополярные области на крайнем севере и на крайнем юге получают незначительную долю солнечного тепла и растительный и животный мир развит там слабо. Отсюда и появление там первых людей невозможно. На экваторе, в жарком поясе, богат растительный и животный мир. Трудно предсказать при таких условиях появление первого человека. Хотя последние исследования русских ученых не отрицают этот факт. К сожалению, Мечников вел свои исследования тогда, когда наука была еще не очень развита, особенно археология, биология, геология, описание истории Вселенной. Те факты, которые получены учеными в наше время, еще не являются конечными, они устанавливают только цепочку возникновения и распространения первых людей5. Современные исследователи нашли остатки первобытного человека в восточной части Африки, вблизи берега Атлантического океана, в течении рек Сен-Луи, Дакар, Банжул. Эти люди только что выделились из мира животных, не знали огня, не умели говорить. Исследование остатков черепов показали, что эти люди могли произносить только каркающие звуки, без гласных. В это же время останки первобытного человека были обнаружены в Южной Африке. По всей вероятности, они находились на таком же уровне развития. Что было дальше? Большую часть Африки занимала пустыня Сахара. Однако нужно помнить, что с этого времени произошли несколько изменений климата. Первому из них подверглась Сахара, которая превратилась в заболоченную местность. Впрочем, очевидно, ненадолго. Через эту заболоченную пустыню первобытный человек двинулся на Восток. Перебравшись через Красное море, человек попал на Аравийский полуостров, который к этому времени так же, как и Сахара, слегка заболотился и дал первобытному человеку пройти в Иран, а затем в Индию... Вполне вероятно, что начало пути на восток было именно таким. Образовался умеренный пояс, который впоследствии и стал центром цивилизации. Отметим, что древнейшие цивилизации умеренного пояса — египетская, ассиро-вавилонская, древние арийские культуры Ирана и Индии, были первыми и процветали при средней температуре 22 °С. Наступил «классический» период распространения человека, и от Египта и Ассиро-Вавилонии распространение человека постепенно идет к Средиземному морю, а затем через Западную Европу к Соединенным Штатам Северной Америки Интересно, что две великие цивилизации Востока двигались навстречу друг другу: от берегов Хуанхэ из Китая и от Пенджаба, от берегов рек Инда и Ганга — к Цейлону и островам Малайского архипелага.

2) Влияние физической среды. К этой среде относится геосфера, гидросфера, и атмосфера. «Ученые доказали, что физическая сфера оказывает влияние на исторические и социальные судьбы человечества»6. В социологии и в политике мы привыкли смотреть на высокие горные цепи как на естественные границами между государствами, расами и культурами. В большинстве случаев это не так. Горы служат преградой для ветров, холода. Они выполняют роль климатических и природных барьеров.

Нельзя упускать и влияние растительного и животного мира, влияние антропологических условий. Эти факторы способствуют увеличению населения, живущего охотой и земледелием.

5 Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.— М., 1987.— С. 230-231.

6 Цивилизация и Великие исторические реки. С. 277.

Получив толчок к распространению на восток и на запад, расселение человечества выбирало более или менее удобные места для поселения в зависимости от хозяйственной деятельности и сборов плодов, для выращивания которых труд не нужен. Здесь с ранних времен сыграли важную роль реки, озера и другие водные бассейны. Рассматривая роль рек, нельзя упускать из виду и другие факторы развития цивилизации, которые мы указали выше. Реки, с древних времен способные прокормить человека, сохранили свое значение и до наших дней. В Египте — это Нил, кормилец земледельцев. В Ассиро-Вавилонии — Тигр и Евфрат, в Индии — Инд и Ганг, в Китае — Хуанхэ и Янцзы. Восточный Туркестан снабжался водами Тарима. Озеро Лоб-Нор, которое в течение долгого времени кормило население Нии и Крорайны, пересохло и превратилось в болото. А ведь именно через него проходила южная ветвь Великого Шелкового Пути. Реки Сырдарья и Амударья, впадающие в Аральское море, тоже утратили свои воды. Аральское море почти высохло из-за непродуманной деятельности человека: воду забрали из него для выращивания хлопка, но в настоящее время выяснилось, что хлопок среднеазиатских полей плохого качества и годится только на мешковину. Хороший хлопок снова пришлось покупать у арабов. Сейчас опасность придвигается к озеру Байкал и рекам северной Сибири: Лене, Енисею, Ангаре, Оби. Строительство электростанций на великих Сибирских реках провели к созданию огромных водохранилищ и гибели миллионов гектаров драгоценного леса. Некоторые опасные для общества честолюбцы от науки мечтают сохранить свои имена в истории поворотом Сибирских рек. Надо надеяться, что у России хватит здравого смысла укротить этих людей. На перегонки с упомянутыми выше учеными честолюбцами «бегут» так называемые деловые люди, для которых высшей ценностью являются деньги, ради которых они способны не пощадить ни природу, ни цивилизацию.

К заслугам Мечникова следует отнести и глубокое понимание к необходимости разумного симбиоза природы и людей. Он понимал, что изменение природы меняет климат и приносит большой вред цивилизации: в древние времена вырубили леса и превратили в пустыню оазис Гоби.

В Сибири сохранились следы древних землетрясений и извержений вулканов. Так в северной Маньчжурии между Большим и Малым Хинганом Клеменц Д. А. описал большой участок, покрытый лавой. Огромные куски пузырчатой лавы темносинего цвета настолько тяжелы, что сдвинуть их с места смогут только 3 упряжки волов7. Здесь же Клеменц отметил 3 водных артерии — Сунгари, Ялу-цзянь и Тумен.

Мечников описал и другие реки, достаточно большие, которые однако не явились источником цивилизации. Это Амазонка и Миссисипи в Южной Америке. Очевидно, причиной этого стал климат, слишком жаркий и влажный. Джунгли были заселены опасными животными, зеями, гнусом. Заниматься хозяйством в таких условиях было совершенно невозможно.

Мечников был первым, кто отметил влияние рек на возникновение речных цивилизаций. Однако многого он еще не знал. Не отметил он и тот факт, что, появившись на белый свет, человечество превратилось во врага растительного и животного мира, которые их взрастили. Постепенно люди превращаются в губителей рек, вокруг которых сложились первые цивилизации.

Состояние здоровья Мечникова ухудшалось с каждым днем. Он продолжал упорно работать, но вскоре почувствовал, что не сможет завершить одну из любимых своих

7 Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН. Ф. 28. Оп. 1. Л. 72.

книг «Цивилизация и великие исторические реки». В письме к своему другу Элизе Реклю он попросил проверить текст книги и довести ее до печати. Реклю выполнил его просьбу. Книга вышла на французском языке в 1889 г. Русский перевод был напечатан только в 1924 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карташёва К. С. Дороги Льва Мечникова. — М.: Мысль, 1981.

2. Мечников Л. И. Цивилизация и Великие исторические реки. — М.: Пангея, 1995.

3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь. — М.: Наука, 1987.

4. La civilization et les grands fleuves historiques. — Paris, 1889.

5. L'empire japonais / texte et dessins par Leon Metchnikoff. — Geneva: Imprimerie Orientale de «l'Atsume Gusa», 1878.

6. Mougeolle P. Statique des Civilisations.— Paris, 1883.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.