Научная статья на тему 'Материнство в древнеегипетском обществе'

Материнство в древнеегипетском обществе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1980
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ / СТАТУС ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ / БРАК / СЕМЬЯ / БЕРЕМЕННОСТЬ / МАТЕРИНСТВО / ANCIENT EGYPT / STATUS OF WOMAN AND MOTHER / MARRIAGE / FAMILY / PREGNANCY / MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джарман О.А., Микиртичан Г.Л.

В статье на основании использования многочисленных источников рассматривается статус женщины в Древнем Египте, отношение к деторождению, к женщине в период беременности. Египетская семья была нуклеарной и моногамной. Любая мать была соотнесена с мифом об Исиде. Женщина, имеющая детей, считалась «успешной», и вызывала восхищение. Женщины высших классов общества были грамотны, могли занимать жреческие должности. Однако материнство считалось исключительным призванием женщины, а брак средством для осуществления этого призвания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTHERHOOD IN ANCIENT EGYPTIAN SOCIETY

Based on numerous sources, the article discusses the status of woman in Ancient Egypt, treatment of women, pregnancy and birth. Egyptian family was nuclear and monogamous. Every mother was included in Isis’ myth. A woman who had many children was considered successful, evoking everyone’s admiration. Women of the elite were literate and could have the position of priestesses. However, motherhood was considered the main female vocation and marriage was the way to fulfill it.

Текст научной работы на тему «Материнство в древнеегипетском обществе»

УДК 392.3+396.6] (32).

МАТЕРИНСТВО В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Джарман О.А., Микиртичан Г.Л.

ФГБОУВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский

университет Минздрава России 194100, Россия, Санкт-Петербург, ул. Литовская., д.2

Резюме: В статье на основании использования многочисленных источников рассматривается статус женщины в Древнем Египте, отношение к деторождению, к женщине в период беременности. Египетская семья была нуклеарной и моногамной. Любая мать была соотнесена с мифом об Исиде. Женщина, имеющая детей, считалась «успешной», и вызывала восхищение. Женщины высших классов общества были грамотны, могли занимать жреческие должности. Однако материнство считалось исключительным призванием женщины, а брак - средством для осуществления этого призвания.

Ключевые слова: Древний Египет, статус женщины-матери, брак, семья, беременность, материнство.

MOTHERHOOD IN ANCIENT EGYPTIAN SOCIETY

Jarman O. A. Mikirtichan G. L.

FSEI of HE Saint Petersburg State Pediatric Medical University

Russian Ministry of Health 194100, Russia St. Petersburg, Lithuanian st., 2

Abstract: Based on numerous sources, the article discusses the status of woman in Ancient Egypt, treatment of women, pregnancy and birth. Egyptian family was nuclear and monogamous. Every mother was included in Isis' myth. A woman who had many children was considered successful, evoking everyone's admiration. Women of the elite were literate and could have the position of priestesses. However, motherhood was considered the main female vocation and marriage was the way to fulfill it.

Key words: Ancient Egypt, status of woman and mother, marriage, family, pregnancy, motherhood.

Дошедшие до нас сведения о статусе женщины в Древнем Египте содержатся в самых разнообразных источниках - это художественные тексты (литература премудрости, сказки, поэзия), переписка знатных и простых людей, произведения искусства, археологические данные, в том числе изображения в усыпальницах, на которых представлены эпизоды из повседневной жизни египтян, данные, полученные при раскопках в поселениях, папирусы, т.ч. медицинские, где имеется важная информация, касающаяся зачатия, беременности, родов и др.

Мировосприятие древней египтянки - дочери, жены, матери, и тех, кто ее окружал, -относится к другому культурному миру, нежели тот, в котором живем мы, европейцы, наследники эпохи Просвещения. Это необходимо учитывать для того, чтобы глубже понять мировоззрение людей древних великих культур - в том числе, такой, как египетская.

Египтянин древности, по мнению крупнейшего специалиста-египтолога XX века, S.Morenz, был в высшей степени homo religious, и именно религия Древнего Египта была той базой, на которой развились все удивительные достижения египтян в искусствах,

науках, ремеслах [11]. Известный современный египтолог R.H. Wilkinson также пишет: «Для древних египтян их боги были значительно больше, чем просто набор мифов и изображений. Сохранившиеся памятники дают возможность нам увидеть лишь малую толику великой власти богов Египта. Когда боги Египта были живы в умах древних египтян, то влияние их было, поистине, уникальным. Для большинства египтян (если не для каждого египтянина!) боги Египта были самим дыханием жизни. Поэтому мы можем понять культуру и общество Древнего Египта только в той мере, в какой мы понимаем древние египетские божества» [14].

У египтян среди множества божеств выделялись покровители женщин, имеющие отношение ко всем поворотным пунктам в судьбе девочки, девушки, женщины, в первую очередь, к беременности и родам. Прежде всего, это Исида, играющая одну из ключевых ролей в центральном мифе об Осирисе, вокруг которого строилась жизнь и смерть египтян. Исида, мать Гора, была сестрой и женой Осириса. Любая мать, ожидающая или нянчащая младенца, была соотнесена с Исидой, что придавало ей крайне высокий статус, укорененный в ключевом мифе древнеегипетского мировоззрения. [6] Мироощущение древних египтян было иконично - каждое животное, растение, природное явление содержало в себе проявление священного [8]. Женщина Древнего Египта была живой иконой Исиды, так же как и нежность коровы, любящей и облизывающей своего теленка, была явлением в мир людей божественной нежной любви в образе богини Хатхор, а безудержная ярость гиппопотама, детенышу которого угрожала лишь тень опасности от врагов, была образом божественной защищающей любви, сметающей все преграды на своем пути, получившей свое отображение в Тауэрэт - неотмирного, многосоставного существа с чертами беременной самки гиппопотама, покровительствующего рождению, беременным женщинам и новорождённым [9]. Существовало много божественных существ, отражающих те или иные аспекты священного действа родов. С беременностью и родами ассоциировалась Месхенет - богиня, встречавшая человека при его появлении на свет, покровительница рожениц и помощница повитух, изображалась в человеческом облике как женщина с маткой коровы на голове. Существовал и культ Хекет, богини воды и плодородия, помогающей при родах, она изображалась в виде лягушки или женщины с головой лягушки. Женщины, помогающие роженице, назывались «слуги Хекет». Также свою роль имели Нефтида, сестра Исиды, помогавшая ей воспитать младенца-Гора в тайне от Сета (в Мендесе она почиталась как богиня врачевания); Хнум - бог-творец; Бэс, призванный охранять человека от всяческих бед, покровитель семьи, помогал при родах, заботился о детях, изображался уродливым, кривоногим карликом, считалось, что его уродство отпугивает злых духов; Хатхор или семь Хатхор, семь молодых богинь, увенчанных коронами в виде коровьих рогов, наделенных пророческим даром; бог Шу и главное божество - бог мудрости Амун. Ко всем этим божествам, несомненно, возносились молитвы и совершались не дошедшие или частично дошедшие до нас ритуалы [3, 4].

Особенности семейного права в Египте. Семья в Древнем Египте была основой общества, к браку относились, как к священным узам. Автор «Поучения Ани», памятника эпохи Нового Царства (1569-1081 гг. до н.э.), написанного во время правления Рамессидов и относящегося к так называемой «литературе премудрости», писал: «Возьми себе супругу, когда ты молод, чтобы могла она дать тебе сына. Да родит она для тебя, пока ты еще молод. Мудро иметь потомство. Тот человек благополучен, чье потомство многочисленно: чем больше детей у него, тем больше слава его». Молодой человек из знатной египетской семьи женился тогда, когда он мог обеспечивать семью. Так как к концу обучения юношам было около 20 лет, то примерно в этом возрасте большинство из них и женились. Девочек обычно выдавали замуж вскоре после достижения ею зрелости (наступления менархе), между 12 и 14 годами, но были случаи и более раннего вступления в брак. Таким образом, девушка была защищена от недозволенных половых связей, а период ее фертильности был максимален. В Древнем Египте в I тысячелетии до н.э., судя

по сохранившимся документам, были разрешены браки между двоюродными братьями и сестрами, дядей и племянницей, братом и сестрой по отцу. Особым случаем являлись царские браки. Браки между родными братьями и сестрами в нецарских семьях были крайне редки во времена фараонов, но стали весьма распространены во времена правления Птолемеев (IV-I вв. до н.э.). Возможно, это происходило из экономических соображений и необходимости сохранять земельные участки неразделенными. Римлянам, жившим в Египте, не разрешались браки с родными сестрами и братьями [6].

Положение женщины в древнеегипетском обществе, различия между мужчинами и женщинами отражены в памятниках искусства, текстах, археологических находках. Из сохранившихся до наших дней записей, датируемых Древним Царством (2687-2191 гг. до н.э.) и далее, можно заключить, что юридический статус египетской женщины (не важно -будь то незамужней, замужней, разведенной или вдовы) был почти идентичен статусу египетского мужчины. В документах замужние женщины, так же как и их мужья, официально называются «граждане», «горожане» («'nh.t n njwt»). Мужчин отличала должность, дававшая им положение в обществе и доход. Женщины не имели должностей на государственной службе.

Официальные титулы при упоминании имен женщин были короче, чем у мужчин, а именно, как правило, только «госпожа дома» и «горожанка». Часто к имени жены добавлялся титул мужа или отца, дававший ей соответствующий социальный статус. В «Поучениях Ани», говорится: «женщину спрашивают о муже ее, мужчину о должности его». Однако в юридической сфере и женщины, и мужчины могли действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки. Это представляет собой разительный контраст с другими древними обществами, например, с Древней Грецией или Месопотамией, где женщина не являлась юридическим лицом, не имела недвижимости, и для того, чтобы совершать юридические действия, всегда нуждалась в представителе-мужчине (отце, брате, муже, сыне), который назывался ее «господином». Египетские женщины имели право приобретать, владеть и распоряжаться собственностью как частной, так и недвижимостью, от своего имени. Они могли заключать контракты от своего имени, начинать гражданские дела в суде, на них можно было подавать в суд. Жена могла быть хорошо осведомлена о деятельности мужа, в его отсутствие она могла заниматься делами мужа, о чем сообщают документы из рабочей деревни в Deir el-Medina. Крестьянки помогали своим мужьям в полевых работах и в уходе за скотом, когда это требовалось. В случае ранней смерти мужа мать несла ответственность за своих детей и их наследство. На различных рельефах на стенах гробниц мы находим изображения женщин рядом со своими мужьями по время различных праздников, церемоний и деловых занятий (осмотр полей и т.д.) [7]. С VII в. до н.э. муж и жена подписывали брачный контракт, который могли хранить у себя, отдать третьему лицу или на сохранение в храм. Часто он заключался после того, как у пары рождались дети. В контракте регулировались права жены и ее детей в браке и в случае развода. В то же время, хотя женщины по закону были равны мужчинам и могли распоряжаться собственностью, социально-общественная роль женщин была иной. Царством жены был дом и хозяйство. Например, в «Поучении Птаххотепа», относящемся к Среднему Царству (2061-1665 гг. до н.э), говорится о женщине и жене, как о существе, зависимом от мужчины, о котором он должен нежно заботиться. В египетской письменности большая часть иероглифов, изображающих женщину, относится к роли женщины, как матери, носящей плод, рождающей, кормящей грудью [6].

Женщина, однако, могла не только управлять своим домашним хозяйством, но и занимать культовые должности (жриц разных уровней, в том числе и самых высоких); неясны свидетельства о случаях занятия женщиной государственных должностей чиновников.

Египетская семья была нуклеарной и моногамной, она состояла из отца, матери и их детей. Моногамность касалась всех жителей Древнего Египта, кроме царя, имевшего

«гарем». Трогательные отношения между супругами засвидетельствованы в надгробных текстах, как от лица мужа, так и жены. Одно из таких свидетельств - запись, найденная в усыпальнице умершей женщины (так называемое «Письмо мертвым», печальный рассказ ведется от лица ее мужа): «Когда заболела ты, призвал я главного врача, и лечил он тебя» Сохранился и ответ жены, в надгробной надписи от ее имени говорится: «Когда начальники врачей пришли ко мне, не утешилось сердце мое лекарствами их; не нашли как помочь мне и жрецы-чтецы; не познано страдание мое». Особое внимание привлекает стела Таимхотеп, рано умершей жены жреца бога Птаха. В надписи на этой (ныне находящийся в Британском музее) стеле выбит текст, включающий как религиозные, так и биографические элементы. От имени Таимхотеп повествуется, как после их с супругом молитв к Имхотепу в сам праздник великого сына Птаха у них родился долгожданный сын, которого назвали Имхотеп-Педибаст, далее рассказывается о кратком семейном счастье, и от лица Таимхотеп следует последнее обращение к мужу, призванное утешить его в скорби, которое начинается с трогательных слов, свидетельствующих о духовной близости жены и мужа - «О, брат, супруг, друг!». Такое обращение к возлюбленной и супруге, как «сестра», широко распространено в лирической поэзии Древнего Египта [10]. Жена для египтянина была равной помощницей и подругой жизни.

В древнеегипетские семьи входили, кроме детей, престарелые или больные родители, или сестры, не достигшие брачного возраста. Эти большие семьи часто изображаются в заупокойной живописи. В листе переписи из Кахуна упоминается некий мужчина по имени Снефра, вместе с которым проживали его овдовевшие бабушка и мать, три тетки, и его собственная жена с детьми.

Женщина как мать. Каждая семейная пара должна иметь несколько детей, желательно мальчиков. Наличие детей в семье увеличивало респектабельность супружеской пары в глазах общества, отсутствие детей было позором. Древние египтяне считали намеренный отказ от рождения детей эгоистичным и осуждали его. Поскольку дети в древнем Египте считались благословением, каждая женщина в браке должна была беременеть. Бесплодие не только вызывало осуждение общества, оно еще было знаком божественного гнева, и поэтому молодые женщины очень боялись оказаться бесплодными. Напротив, женщина, имеющая детей, считалась «успешной», и вызывала восхищение. Мужчина также должен был проявить свою мужественность, зачав как можно больше детей. Вина за бесплодие в основном ложилась на женщину. Египтяне, однако, знали, что в бесплодии может быть виновата не только мать, но и отец [9]. Также и в случае трагически закончившихся родов вина ложилась на роженицу, а не на богов. [1] Бездетности страшились, так как из-за отсутствия детей прерывался заупокойный культ, являвшийся ключевым для мировосприятия египтян. «Нет у меня силы (забеременеть), нет у меня сына-защитника» -писала своему умершему предку-Осирису местного культа молодая бесплодная женщина в надежде зачать от своего мужа Продолжателем этого культа был старший сын, однако дочь тоже могла выполнять эту роль, если она была единственным ребенком. Бездетная пара могла усыновить ребенка [6].

Роль женщины в зачатии. Суть менструации была неизвестна египтянам и сравнивалась с символикой «разлива Нила», который был как благоприятным, так и опасным; женщина в это время должна быть особенно осторожной. Слово <^тп» («hesmen»), обозначавшее менархе или менструацию, могло означать одновременно и «очищение», а также кровотечение при выкидыше и родах, что приводит к определенной неясности в терминах. Не всегда ясно, как относились к менструирующим женщинам. Они могли отделяться от общества, для «очищения» - однако это не означает, что древнеегипетская женщина, подобно тому, как это было в других культурах Древнего Востока, считалась ритуально нечистой. Возможно, это был как отдых от работы, так и праздник женственности, на который собирались менструирующие подруги. После окончания менструации следовал ритуальный праздник очищения в храме. Во время

менструации египтянки использовали в качестве средств гигиены прокладки и тампоны из льна [7].

О зачатии в литературе Древнего Египта говорится обычно кратко, например, так: «и он спал с женою своею, и зачала она», упоминается о прекращении месячных как о признаке беременности - так, в одной из египетских сказок повествуется, что царь возрадовался, узнав, что его супруга более не удаляется с менструирующими женщинами в особые покои, и, следовательно, беременна наследником. Романтичны и в то же время целомудренны изображения зачатия царем и царицей будущего фараона - супруги сидят рядом, держась за руки и взирая друг на друга, а божества поддерживают их ноги. В папирусе Setne II, в демотическом рассказе, относящемуся к римской эпохе (I век н.э.), женщина, молящаяся о ребенке, видит во сне человека, который велит ей найти особую тыкву и приготовить из нее лекарство, растворить его в воде и выпить. «Тогда», - говорит человек из сновидения, - «ты зачнешь от мужа твоего в ту же ночь дитя». В зачатии ребенка, по представлению древних египтян, участвовал не только отец, но и бог Хнум -бог-творец, бог-гончар - он творил как человека, так и его «ка», (сложное понятие, включающее в себя «двойника», «личность», «судьбу», «суть»). Его животворящее мощное дыхание смешивалось с кровью матери будущего ребенка, носительницы жизни, для того, чтобы связать семя, которое, по мнению египтян, изошло из костей отца и образовывало скелет будущего ребенка. В родословиях египтяне писали: «такой-то сотворен отцом (имя отца)» и «такой-то рожден матерью (имя матери)». В папирусе Jumilhac (III в. до н.э) написано, что кости ребенка образуются из семени отца, а плоть и кожа возникают из тела матери. По представлениям древних египтян, в матке образовывалась плоть ребенка, происходящая из крови и молока, а молоко, которое, по мнению древних египтян, продуцировали все органы беременной женщины, покрывало кости будущего ребенка [6]. Участие женщины в зачатии, как принимающей семя мужчины, в некоторых аспектах сходно с авторами Сборника Гиппократа [2]. Именно мать, по мнению египтян, детерминировала пол ребенка. Определяющим фактором здесь было качество материнского молока, считалось, что от самого лучшего молока, воздействовавшего внутриутробно, рождались мальчики. Тампон Исиды, который использовали беременные, был также амулетом, хранящим плод во чреве матери. В Египте статуэтки беременных женщин известны со времен доисторических, на сохранившихся рельефах беременность изображена всего три раза. Это рельеф VI династии в гробнице Анхмахор и два изображения мифа о царственном рождении в храмах XVIII царя Аменхотепа III и царицы Хатшепсут.

Египетское образование касалось в основном мальчиков из высшего класса египетского общества. Сведений о женском образовании в Древнем Египте мало. Девочки были исключены из системы образования, хотя многие из них из знатных семей были грамотны. Они могли научиться грамоте как самостоятельно, так и при помощи отца, брата, мужа. В папирусе Эберса есть косвенное подтверждение семейственности медицинской профессии (параграф 206): «Ты приготовишь для него (пациента) лекарство в тайне от всех, кто у тебя в подчинении, кроме твоей собственной дочери» [13]. Неясно, почему здесь выделена дочь, а не сын, однако этот факт заслуживает внимания. Медицинские папирусы хранились не только во врачебных семьях. Так, некий писец Кен-Хер-Хепешеф во времена XXIX династии (1307- 1196 гг. до н.э.) женился на девушке по имени Ниут-нахт. Овдовев, она вторично вышла замуж и передала медицинский папирус одному из своих детей от второго брака. В двух поколениях этой семьи никто не был врачом. Этот папирус - не что иное, как известный медицинский папирус Честер-Битти (ок. 1300 г. до н.э.) [12]. Здесь интересен факт передачи в наследство от матери медицинской книги детям.

Таким образом, древние египтяне уделяли большое внимание женщине, особенно в ее роли матери, при этом в их мировоззрении сочетались и представления, которые мы характеризуем, как «рациональные», и те, которые мы относим к «мифологическим»,

«религиозным», «магическим». Очень точно о египетской женщине сказала знаменитая французская женщина-египтолог C. Decroches-Noblecourt: «В женском образе для древнего египтянина соединяются все образы любви: любовь, воспламеняющая мужчину, любовь женщины-матери, любовь одетой в траур плакальщицы. Женщина - эта та, к которой мужчину притягивает желание; это та, кто дает жизнь младенцу, это та, кто проводит ночи в бдении над умершим, провожая его в вечность. Она - воплощенное желание, она - воплощенное уважение, она - воплощенная защита. Она та, с которой неразрывно связаны понятия любви, заботы, утешения» [5]. Египтяне были обычными мужчинами и испытывали к женщинами всю гамму обычных для мужчин чувств, которые всегда вызывала женщина в мужском сердце: любовь и ненависть, желание и ревность, уважение и презрение. Но, несмотря на живость этих чувств, древнеегипетское общество считало материнство исключительным призванием женщины, а моногамный брак -средством для осуществления этого призвания.

Литература

1. Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока (Историко-психологический метод в историко-философском исследовании). СПб.: Алетейя; 1998.

2. Ковнер С.Г. История древней медицины. Медицина Востока и древней Греции до Гиппократа. Киев: Унив. тип. (И. Завадского); 1878—1882.

3. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. СПб.: Летний сад; 2000.

4. Ребрик В.В. Древнеегипетская магия и медицина. СПб.: Алетейя; 2016.

5. Decroches-Noblecourt C. La Femme au temps des pharaons. Paris: Stock/Laurence Pernoud; 2000.

6. Feucht E. Das Kind im Alten Agypten. Frankfurt & New York: Campus; 1995.

7. Graves-Brown C. Dancing for Hathor. Women in Ancient Egypt. NY-London: Continuum; 2010.

8. Hornung E. Der Eine und die Vielen - altagyptische Gotterwelt. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft; 2005

9. Janssen R. M., Janssen Jac. J. Growing up in Ancient Egypt. London: The Rubicon Press; 1990.

10.Lichtheim M. Ancient Egyptian Literature, Volume II: The New Kingdom. London: University of California Press; 1976.

11.Morenz, S. Aegyptische Religion. Stuttgart: W. Kohlhammer; 1960.

12.Nunn J.F. Ancient Egyptian Medicine. Bath: British Museum & University of Oklahoma Press; 2002.

13.Westendorf W. Handbuch der altagyptischen Medizin. Leiden-Boston-Koeln: Brill; 1998. Wilkinson R.H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. London: Thames & Hudson; 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.