Научная статья на тему 'Материалы круглого стола «Перспективы развития спортивно-оздоровительного сервиса в регионе»'

Материалы круглого стола «Перспективы развития спортивно-оздоровительного сервиса в регионе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материалы круглого стола «Перспективы развития спортивно-оздоровительного сервиса в регионе»»

УДК 796/799

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО

СЕРВИСА В РЕГИОНЕ»1

Бойцова Т.М.: Добрый день уважаемые коллеги и гости нашего Форума. Наша с вами встреча проходит в рамках большого мероприятия, Международного форума «Сервис и АТЭС», на котором главной задачей является обсуждение г. Владивостока как центра предстоящего саммита АТЭС. Сегодня наш город растет и развивается, развивается и его инфраструктура, однако вопрос о том, что делать в дальнейшем с масштабными инфраструктурными объектами саммита пока остается открытым. На наш взгляд использование их в целях развития спортивнооздоровительного сервиса в регионе, и, соответственно, воспитание здорового поколения является приоритетной и наиболее важной для нашего вуза. Давайте приступим к обсуждению наиболее важных вопросов, слово предоставляется модератору нашего круглого стола главному врачу Приморского краевого диагностического центра, заведующему кафедрой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС Эдуарду Викторовичу Лучанинову.

Лучанинов Э.В.: Спасибо. Добрый день. Прежде всего, следует отметить, что основная цель нашего круглого стола — привлечь внимание к проблемам развития спортивно-оздоровительного сервиса в регионе, важно обозначить существующие проблемы, выразить готовность к взаимодействию и сотрудничеству в рамках социального партнерства вузов, администрации города и края, бизнеса и некоммерческих организаций. Сегодня присутствуют представители разных общественных и административных структур, надеюсь, наше общение позволит вывести взаимодействие на новый уровень и решение проблем спортивнооздоровительного сервиса станет практикой, не только вузов, но и ведущих спортивных клубов и центров, а последующие наши встречи будут конструктивными и полномасштабными. Сегодня Правительством России разработана целая стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, эта стратегия затрагивает работу вузов и

1 Модератор: Эдуард Викторович Лучанинов, д-р. мед. наук, профессор, главный врач Приморского краевого диагностического центра, заведующий кафедрой физкультурнооздоровительной и спортивной работы ВГУЭС, E-mail: lev4@inbox.ru.

Вступительное слово: Бойцова Татьяна Марьяновна, д-р. техн. наук, профессор, директор института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС, E-mail: Tatyana.Boytsova@vvsu.ru.

определяет развитие спорта в России в целом. Основным побудительным стимулом создания данной стратегии является наличие в России проблем, среди которых: ухудшение состояние здоровья населения, отсутствие эффективной системы детского и юношеского спорта, нарастание конкуренции в спорте, существенное снижение спортивных результатов российских спортсменов. Спорт высоких достижений, конечно, присутствует во ВГУЭС, но данная проблема, на мой взгляд, не является первостепенной для вузовской среды, потому давайте уделим большее внимание проблеме воспитания здорового поколения и проблеме

формирования эффективной системы детского и юношеского спорта. Цель стратегии — создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта.

На сегодняшний день в городе Владивостоке существует

достаточное количество спортивных комплексов, стадионов, баз, бассейнов и т. д., работу ведут множество спортивных федераций, однако по-прежнему очевидна тенденция по снижению здоровья молодого поколения. При наличии хорошей спортивной базы, перспектива по заболеваемости молодого поколения выглядит достаточно печально. Мы старались собрать в этом зале людей, не имеющих отношение к спорту

высоких достижений, а занимающихся именно развитием

оздоровительного спорта и, я думаю многие, из них согласятся, что существует острая проблема не столько в развитии спортивной инфраструктуры, сколько в специалистах, способных эту инфраструктуру обеспечить. ВГУЭС сегодня готовит специалистов, которые могут работать и создавать оздоровительные центры и комплексы, я уверен, что специалисты по данному направлению нужны и востребованы именно потому, что имеют специальные компетенции по необходимым направлениям. Наш университет является единственным на Дальнем Востоке, готовящим специалистов по направлению спортивнооздоровительный сервис, это специалисты, которые в перспективе могут работать над воспитанием здорового поколения и формированием здорового образа жизни нации. Мы готовим специалистов согласно образовательному стандарту, однако нам необходимо знать и мнение потенциальных работодателей наших выпускников, откликаться на их запросы и потребности. Образовательные программы позволяют учесть требования работодателя и подготовить необходимого специалиста. Сегодня мы только начинаем наш диалог и в дальнейшем, я думаю, он будет плодотворным. Слово предоставляется старшему преподавателю кафедры физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС Рудых Татьяне Николаевне.

Рудых Т.Н.: Добрый день уважаемые коллеги и участники Форума. Современная культурная ситуация рассматривается как переходная к новому типу взаимодействия человека, общества и культуры. Одно из свидетельств этого процесса — появление и распространение в научнотеоретическом обиходе такого бинома, как «социокультурный» или «социально-культурный». Этот факт понимается как показатель обретённого в наши дни нового понимания диалектики взаимовлияния и плодотворного взаимодействия культуры (в том числе и физической) и общества. Проявлением этого процесса стало также введение в перечень направлений вузовской подготовки специальности 100103 (230500)

«Социально-культурный сервис и туризм». Среди специализаций, предлагаемых абитуриенту по этой специальности, числится и «Спортивно-оздоровительный сервис».

Прежде всего, о самом понятии «спортивно-оздоровительный сервис». Согласно Государственному стандарту ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения», социально-культурный сервис — это предоставление услуг культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма. Из анализа положений Государственного стандарта ГОСТ Р 50646 «Услуги населению. Термины и определения» вытекает, что подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «физическая культура и спорт» (будем их называть в дальнейшем «услуги физической культуры и спорта»), относятся именно к социально-культурным услугам. Спортивнооздоровительные услуги — лишь часть услуг физической культуры и спорта, а спортивно-оздоровительный сервис — часть физкультурноспортивного сервиса.

Чтобы выявить специфику спортивно-оздоровительных услуг, нужно учесть, что эти услуги: удовлетворяют специфические потребности; связаны с оздоровлением и физическим развитием человека; относятся к услугам физической культуры и спорта. Опросы потребителей спортивнооздоровительных услуг, проведенные с участием студентов ГУФК, позволили разработать группировку мотивов обращения к спортивнооздоровительным услугам:

1) стремление к отдыху, разрядке, компенсации условий жизни;

2) стремление к изменению физической формы;

3) стремление к межличностному общению;

4) стремление в той или иной степени к познанию, обогащению;

5) стремление к самоутверждению, самореализации.

В реальной действительности, как правило, существуют несколько мотивов, обусловливающих выбор конкретной спортивно-оздоровительной услуги и взаимно усиливающих друг друга. Тем не менее, всегда есть главный, преобладающий мотив, который определяет вид или набор

избираемых услуг. Мотивация занятий, как видим, прежде всего, связана с движением, оздоровлением и физическим развитием. Немалое значение также имеют мотивы обретения спортивности, обогащения социальных связей.

Большое значение имеет определение содержания спортивнооздоровительных услуг. Спортивно-оздоровительные услуги — это, как правило, услуги платные, коммерческие, групповые или индивидуальные. Это — собственно физкультурноспортивные услуги, т.е. связанные с обеспечением занятий физическими упражнениями и видами спорта в целях оздоровления и физического развития, в разнообразных организационных формах. Это — активные занятия физическими упражнениями и видами спорта по определенной программе на базе научно обоснованных методик, регламентированного времени занятий, под руководством специалистов. Спортивнооздоровительные услуги могут включать в себя консультирование, а также дополнительные и сопутствующие услуги.

На основе этих соображение было предложено определение. Спортивно-оздоровительный сервис — это система экономически обоснованного создания, предоставления и потребления услуг, удовлетворяющих комплекс специальных потребностей человека и связанных с программированием занятий специалистом (тренером, инструктором) в целях оздоровления и физического развития. Иначе говоря, это — часть отрасли «физическая культура и спорт», которая производит свободно реализуемые на рынке спортивно-оздоровительные услуги, или тот сектор экономики, где в качестве товара выступают спортивно-оздоровительные услуги. Спортивнооздоровительная услуга в этом случае — своеобразный по форме и назначению товар, удовлетворяющий специальные потребности и существующий не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Теперь обратимся к учебной дисциплине, отражающей спортивнооздоровительный сервис в качестве своего объекта. В современных условиях есть все основания утверждать, что формируется отрасль знания, изучающая сущность, закономерности возникновения, развития и функционирования спортивнооздоровительного сервиса как специфического явления в сфере физической культуры и спорта — назовем ее с известной долей условности «теория и технология спортивнооздоровительного сервиса». Предметом интереса этой отрасли знания является деятельность по производству, продвижению и предоставлению спортивнооздоровительных услуг в ответ на потребности людей.

Зримой формой практической организации спортивнооздоровительного сервиса являются многочисленные спортивные

организации, предприятия, фирмы, клубы, предоставляющие спортивнооздоровительные услуги. В своей практической деятельности сотрудники этих организаций каждый день решают взаимосвязанные задачи: производства, продвижения и предоставления спортивно-оздоровительных услуг; оздоровления, сближения человека с физической культурой, пропаганды здорового образа жизни и организации деятельности, достижения экономической устойчивости своего предприятия. В этом процессе происходит осознание, осмысление динамично развивающейся сферы спортивно-оздоровительного сервиса, привлекаются сведения из смежных областей, имеют место пробы, ошибки, удачи, делаются выводы, принимаются решения. В результате постепенно формируется массив знаний, нуждающийся в обобщении, систематизации, интеграции в особую отрасль знания, которая и может быть названа теорией и технологией спортивно-оздоровительного сервиса.

Этот комплекс или совокупность информации нуждается в оформлении и структурировании. Теория спортивно-оздоровительного сервиса как отрасль знания имеет различные аспекты, определяемые ее многоплановым содержанием:

- философско-культурологический;

- социологический

- социально-психологический

- социально-педагогический;

- управленческо-правовой;

- сервисный;

- физкультурно-оздоровительный.

Таков основной круг вопросов, на которые должна дать ответ теория и технология спортивно-оздоровительного сервиса — составная часть сервисологии. Значительная часть информации, объединяемой этой отраслью знания, нашла отражение в публикациях научной печати, в специальных изданиях, обсуждалась на научных конференциях. Многие положения, касающиеся спортивно-оздоровительного сервиса, можно считать общепризнанными. Именно они и легли в основу учебной дисциплины «Содержание и виды спортивно-оздоровительного сервиса», целью которой является разработка научно-обоснованных представлений о сущности и основных понятиях, характеризующих спортивнооздоровительный сервис; о процессах зарождения и развития спортивнооздоровительного сервиса в историческом пространстве-времени; о функционировании предприятий спортивно-оздоровительного сервиса в современных условиях как сферы их будущей профессиональной деятельности; о современных видах спортивно-оздоровительного сервиса.

Исходя из изложенного понимания спортивно-оздоровительного сервиса, выделены следующие компоненты системы спортивно-

оздоровительного сервиса.

1. Занятия и тренировки по видам спорта, осуществляемые в

соответствии с характеристиками спортивно-оздоровительного сервиса (платные услуги, связанные с программированием занятий специалистом-тренером, инструктором, в целях оздоровления и физического развития). Здесь в равной мере могут быть представлены циклические,

процессуальные, игровые виды спорта и единоборства.

2. Занятия и тренировки, использующие специфические

природногеографические возможности в целях оздоровления и физического развития, опираясь на организационные возможности

туризма. Это, как правило, — экстремальные, часто опасные для здоровья виды услуг с использованием возможностей гор, рек, моря, воздушной стихии, предоставляемые туристскими организациями и их партнерами (горные лыжи, рафтинг, дайвинг, кайтинг, виндсерфинг и т.п.). Сюда же можно отнести физкультурно-оздоровительные компоненты

анимационных услуг в туризме.

3. Фитнес как комплексы специализированных занятий физическими и

дыхательными упражнениями в целях оздоровления, поддержания

физической формы и физического развития: аэробика всевозможных направлений и разновидностей; танцевальные классы (танцевальные направления в фитнесе); силовые классы с использованием специального оборудования; специализированные занятия с опорой на западные и восточные оздоровительные системы (дыхательная гимнастика, пилатес, калланетика, йога и др.).

4. Веллнес-технологии как сочетание методик оздоровления организма и достижения состояния физического и душевного благополучия.

Проблема развития социокультурного сервиса, качества оказываемых услуг и удовлетворенность клиентов, напрямую связана с подготовкой специалистов по данному направлению расширением специальностей. Особое значение приобретает подготовка специалистов в свете подготовки к саммиту АТЭС. Сегодня важно чтобы специалист, работающий в области социокультурного сервиса, был

высокообразованным человеком, способным удовлетворять требованиям современных спортивно-оздоровительных комплексов. Спасибо за внимание.

Лучанинов Э.В.: Большое спасибо, Татьяна Николаевна. Вопросы, пожалуйста. Нет вопросов. Слово предоставляется Матвеевой Людмиле Владимировне советнику ректора по попечительству, кандидату педагогических наук, доценту кафедры культурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС.

Матвеева Л.В.: Добрый день! Специальность «Социоально-

культурыный сервис» это специальность 21 века. Специальность новая, но уже четвертый год ВГУЭС готовит специалистов по этому направлению, включая специализацию «Спортивно-оздоровительный сервис. Во ВГУЭС существует достаточный опыт подготовки специалистов по данному направлению и соответствующая инфраструктурная база.

Лучанинов Э.В.: Спасибо! Сейчас слово предоставляется нашему специальному гостю Кушнарёвой Ирине Юрьевне, исполнительному директору Некоммерческого партнёрства «Окно в Евразию».

Кушнарёва Э.Ю.: Добрый день. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему, относящуюся скорее к пожеланиям, нежели к конкретным требованиям или проблемам. Сегодня туристический бизнес активно развивается, в том числе и в Приморском крае. Если говорить о спортивном туризме, то в зависимости от цели путешествия, он делится на виды — активный туризма и пассивный. Активный — все, что связано с движением — будь-то сплав по реке, подъем в гору или пешие прогулки, то есть туристы сами представляют какой либо вид спорта. Пассивный вид спортивного туризма предполагает участие в спортивных мероприятиях туристов, но в качестве зрителей и болельщиков. Однако этот вид туризма также является весьма важным и значимым, он также требует соответствующей подготовки и высокого уровня организации. Прежде всего, мы ждем от университетов, в том числе от вашей кафедры и специалистов данного направления. В настоящее время существует закон о туристической деятельности, в котором в свою очередь есть формулировка

— инструктор-проводник (профессионально подготовленное лицо). Очень хотелось бы, чтобы ВГУЭС готовил именно специалистов такого профиля, которые в настоящее время весьма востребованы туристическим бизнесом. Я знаю, что в ближайшее время будут готовы образовательные стандарты по данному направлению, и очень хотелось бы, чтобы образовательная среда отнеслась к ним с особым вниманием. Я думаю, что хотя бы в качестве дополнительных программ, подготовка по данному направлению очень актуальна.

Сегодня инструкторы имеют достаточно хорошую техническую подготовку, однако практически полностью отсутствуют экскурсионные навыки. Не менее важен и вопрос анимации туристов во время стоянок или ночевок, к сожалению, вопрос организации досуга туристов является в основном заботой самих туристов. Хотелось бы, чтобы в образовательном процессе вопросы анимации в спортивном туризме уделялось значительное внимание. Помимо этого, весьма важным аспектом является паспортизация маршрутов. Не всегда мы имеем представление о том, насколько безопасен маршрут, недостаточно отрегулированы вопросы ответственности в случае чрезвычайной ситуации, возникающей на маршрутах.

Существует потребность в так называемом волонтерском движении. Проводники зачастую не справляются с маршрутами самостоятельно, а найма дополнительного персонала зачастую бывает нецелесообразным.

В свете предстоящего Саммита особое внимание хочется уделить подготовке именно специалистов в области туризма, так как потребность подобных специалистов возрастает, а предложение пока оставляет желать лучшего. Мы готовы к сотрудничеству и готовы содействовать вузам во всех обозначенных направлениях. Большое спасибо за внимание. Лучанинов Э.В.: Спасибо! Я отмечу, что все обозначенные сегодня или на других площадках актуальные вопросы будут учтены коллективом университета и преподавателями кафедры. Мы готовы работать в заявленных направлениях и в отношении дополнительных образовательных программ и в отношении паспортизации. Надеюсь это не последняя наша встреча и многие вопросы мы рассмотрим более подробно. Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчикам? Вопросов нет. Большое спасибо за участие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.