Научная статья на тему 'Материально-финансовое положение печатных средств массовой информации (сми) Красноярского края до и после экономического кризиса августа 1998 г'

Материально-финансовое положение печатных средств массовой информации (сми) Красноярского края до и после экономического кризиса августа 1998 г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОТАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ИЗНОШЕННОСТЬ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / PRINTING MASS-MEDIA / ECONOMIC CRISIS / STATE GRANTS / SUBSTANTIAL CRISIS / REGIONAL PRESS / TECHNICAL DETERIORATION / SALARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никуленков Василий Валентинович, Северьянов Михаил Дмитриевич

Статья посвящена изучению экономического состояния редакций печатных СМИ Красноярского края в дои послекризисный период 1998 года, а также определению основных причин внутреннего кризиса печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL POSITION OF PRINTING MASS MEDIA OF THE KRASNOYARSK REGION BEFORE AND AFTER THE ECONOMIC CRISIS OF AUGUST, 1998

The given article is devoted to studying of the economic condition of editions of printing mass-media of the Krasnoyarsk region before and after the crisis period of 1998, and also to the definition of the main reasons of the internal crisis of the press.

Текст научной работы на тему «Материально-финансовое положение печатных средств массовой информации (сми) Красноярского края до и после экономического кризиса августа 1998 г»

МАТЕРИАЛЬНО-ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ АО И ПОСЛЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

АВГУСТА 1998 г.

Печатные СМИ, экономический кризис, государственные дотации, региональная

печать, техническая изношенность, заработная плата.

СМИ в современном обществе называют четвертой властью. Однако их роль в обществе зависит от множества факторов, в числе которых их материально-финансовое положение. Конец 1990-х — начало XXI в. исследователи характеризуют «переходным периодом от государственно-плановой к либеральной модели развития общества. Для печатных СМИ этот период также стал переходным. Он характеризуется сменой форм собственности, источников финансирования, изменением содержания газет, редакций, читательских аудиторий, сети распространения и пр.

История печатных СМИ в Красноярском крае в «переходный период» изучена недостаточно. К этой теме обращались, как правило, практики-журналисты В. Павловский, А. Кошкаров, Д. Мальков, Ю. Авдюков [Павловский, 2001; Кош-каров, 2011; Мальков, 2003; Авдюков, 2002]. Анализ их работ свидетельствует о том, что материально-техническое положение печатных СМИ региона освещено фрагментарно, что не дает цельного представления о тенденциях развития печатных СМИ в эти годы; литература о красноярских печатных СМИ во всероссийской историографии занимает небольшой объем, хотя, как известно, в рассматриваемый период Красноярский край был своего рода испытательным полигоном для отработки разных политтехнологий во всероссийском масштабе.

Состояние историографии определило цель данной статьи — изучить материально-финансовое положение печатных СМИ Красноярского края до и после экономического кризиса августа 1998 г.

Основой для трансформации материально-финансового положения печатных СМИ стал «Закон СССР о печати и да утих средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г. До 1998 г. реализация этого закона в Красноярском крае для краевых, областных, окружных, районных и многотиражных газет шла неоднозначно и противоречиво.

Всякий «переходный период» от одной к другой модели развития общества характеризуется неопределенностью очертания будущего общества и его хозяйственного механизма, пережитком традиционных и появлением новых форм хозяйствования. Подобное в полном объеме наблюдалось и в истории печатных СМИ. В среде их ма-териально-финансового положения это проявилось в соотношении дотационных и собственных материально-финансовых средств. Отметим то, что на это соотношение заметно влияли как внешние (общий социально-экономический кризис в стране), так и внутренние (неравномерное развитие региональных печатных СМИ, их социально-политическая и иная ориентация) факторы.

Анализ государственной и муниципальной материально-финансовой поддержки печатных СМИ в регионе показывает, что до 1998 г. она приняла устойчивую и необратимую тенденцию сокращения. И в этом смысле характерна реализация в 1995—1998 гг. Закона «О поддержке городских и районных печатных СМИ», который был принят в 1995 г. [Рихтер, 2002, с. 63]. Облегчив сумму налоговых отчислений от деятельности печатных СМИ, закон фактически завершил период государственного и муниципального финансирования печати. И уже с

1996 г. собственные средства городских и районных газет края, заработанные на рекламной деятельности, превышали дотационные средства (в 1996 г. — в 1,7, в

1997 г. — в 1,8, в 1998 г. — в 2,8 раза) (Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края, 2008).

Следует отметить, что перевод печатных СМИ на самофинансирование, образно выражаясь, можно сравнивать с процессом перевода домашнего скота на подножный корм тогда, когда в полях лежит еще снег. В Красноярском крае рекламный рынок сформировался позже, чем в европейской части России, только в 1994 г. При этом социально-экономический кризис в регионе был значительно глубже, чем в целом по РФ. С 1993 г. в регионе началась депопуляция населения. Полностью или частично были разрушены целые отрасли народного хозяйства (химическая, легкая, текстильная, аграрная), военно-промышленный комплекс. Активно шел процесс деиндустриализации и превращения экономики края в экспортно-сырьевую (ныне это 68 %).

Все это отразилось и на печатных СМИ, жизненном уровне их работников. В отдельных печатных СМИ заработная плата задерживалась до рекордных сроков в Российской Федерации при средней ежемесячной зарплате в 1000— 1200 руб. журналистов краевых печатных СМИ, учредителями которых являлись органы власти региона. Задержка с выплатой заработной платы в Кемеровской области (700-800 руб.) была 8-10 мес., в Новосибирской области (700 руб.) -до 2 мес., Читинской области (600 руб.) - до 2-4 мес. Задержка с оплатой была критической в Красноярском крае (2 года) и Республике Хакасия (3 года) [Профессиональный союз журналистов, 1999].

Рис. Динамика заработной платы журналистов и работников типографий в 1996-1998 гг. Красноярского края [Павловский, 2001]

Отметим, что повсеместно в РФ заработная плата журналистов была выше зарплаты типографских работников. Разрыв в оплате труда журналистов и сотрудников типографий в Красноярском крае можно наблюдать на рисунке.

На материально-финансовое положение печатных СМИ в эти годы заметное влияние оказывала общественно-политическая ситуация в стране и регионе. В условиях многопартийности часть общественно-политических организаций и партий учреждала свои печатные органы. Стоит отметить, что за всю историю региона, такого количества выборов, как в рассматриваемый период, не было. Особенно сильное влияние оказывали разные избирательные кампании. В конце 1980-х - начале XXI в. страну вводили в своего рода избирательную вакханалию. Это было нечто подобное пиру во время чумы. Страна вступила в системный социально-экономический кризис. Из 86 регионов только 6 были донорскими. Остальные территории жили на дотации и кредиты. В этих условиях избирательная вакханалия захватила всех, начиная от производственных предприятий, разных учреждений, сельских администраций до высших органов власти включительно. Огромные финансовые потоки заемных средств были израсходованы впустую, так как вновь избранная правящая элита оказывалась либо малоэффективной в управлении, либо коррумпированной, отрабатывающей зарубежные займы на выборы, либо занималась личным обогащением. В период избирательных кампаний кандидаты в органы управления широко опирались на СМИ, в том числе и на печатные. Поэтому в предвыборные периоды очередные материально-финансовые потоки текли в печатные СМИ. Так, например, в Красноярском крае с 1990 по 1998 гг. было зарегистрировано 214 изданий негосударственной прессы, а с 1998 по 2002 гг. - 337 газет и журналов [Лазовский, 1999]. В период выборов преуспевали те производственно-издательские комплексы («Офсет», «Сибирь», «Платина» и другие), которым поручалось размножение разной избирательной продукции.

В 1990-1998 гг. в Кркасноярском крае в типографско-издательском деле стали формироваться рыночные отношения. С закрытием производственных предприятий и ряда учреждений закрылась и часть их типографий. Одновременно шел процесс роста частных производственно-издательских комплексов, таких как ИА «Плюс», «Андрей Дубенский», «Нота Бена». Стоит отметить общее падение тиражей в крае. В 1989 г. на одного читателя региона приходилось 3 газеты и журнала, а в 1997 г. на 1000 человек - только 200 экземпляров [Пресс-центр КК КПСС, 1989]. На снижение тиражей местных газет влияли не только экономические условия, но и сам содержательный момент. С одной стороны, расширилась тематика печати: на пике популярности были криминал и легкая эротика. Рейтинговые материалы почти полностью вытесняли со страниц печати портретные очерки, выездные репортажи. Часть газет завоевывали популярность путем публикации статей простых граждан. Например, «Красноярской газете», которая в отельные периоды была единственной оппозиционной газетой Зауралья, стабильный уровень розничной продажи и подписки обеспечивал «народный рейтинг». Газета «Экономика и жизнь в Сибири» — приложение к газете «Экономика и жизнь — имела постоянных читателей за счет наличия аналитических материалов к концу 1990-х гг. Информационно-рекламный еженедельник «Комок», зарегистрированный в Красноярске еще в 1992 г., в отдельные годы достигал тиража в 47-50 тыс. экземпляров при объеме от 80 до 100 полос. «Комок» распростра-

нялся во многих сибирских регионах и имел читательскую аудиторию в 400 ООО человек.

Социально-экономический кризис 1998 г. негативно сказался на материально-финансовом положении печатных СМИ края, хотя и менее остро, чем в других регионах России. На наш взгляд, этому способствовала протекционалистская политика в отношении печатных СМИ губернатора Красноярского края генерала А.И. Лебедя (1998-2002). При А.И. Лебеде начинается процесс упорядочивания деятельности местной печати и установления взаимопонимания во взаимоотношениях печатных СМИ и администрации. Администрации сельских районов стали соучредителями большинства печатных СМИ и начали активно влиять на информационную политику на своих территориях.

Другой причиной, повлиявшей на развитие печатных СМИ в условиях социально-экономического кризиса, стало формирование в эти годы в Красноярском крае рынка бизнес-СМИ. В центральной части России он был сформирован еще в середине 1990-х гг. В регионе же — в конце 1990-х гг. — начале XXI в. Значительную часть регионального рынка стала занимать продукция таких издательских групп, как ИА «Плюс», «Андрей Дубенский», «Нота Бена». Читатели и рекламодатели Красноярского края начали активно знакомиться с глянцевыми изданиями и специализированными журналами и каталогами. Например, «Строительство+ремонт», журнал для семейного чтения «День и ночь», архитек-турно-дизайнерский журнал «Дом снаружи и внутри». С марта 1999 г. издание «Строительство + ремонт» занимает лидирующие позиции среди изданий строительного рынка. Тираж издания достигал 15 000 экз. с учетом бесплатного распространения через офисные комплексы, которые в конце 1990-х гг. в большом количестве начали появляться в Красноярске. Ряд журналов впоследствии перешел к прямой курьерской доставке («Деловой квартал», «Сфера влияния», «Топ-менеджер»), Рынок бизнес-журналов представили: «Красноярские ярмарки», «Красноярский бизнес-журнал», «Проекты большого края», «Промышленные страницы Сибири», «Промышленный край», «Экономическое обозрение», «Социальное партнерство», «The Chief», «Бизнес Продукты», «Бизнес-каталог», «Биз-нес-Рост», «Вестснаб». Другое направление журнального рынка, с одной стороны, обосновали западные веяния, которые отражались в провинциальном сознании читателей модными терминами: элита, люкс, топ-менеджмент. С другой — в регионе сформировалась прослойка предпринимателей, руководителей, коммерсантов, которые находились на ином уровне потребления относительно большинства читателей. Информационные запросы такой аудитории удовлетворяли журналы: «Имена & лица», «Красота и здоровье», «Первые лица», «Ювелирный мир Сибири», «Fashion collection», «ОфисЫУЕ», «Миллион», «Лаборатория стиля», «Дорогое удовольствие в Красноярске». Манифестом для таких изданий послужила формулировка целевой аудитории журнала «Premium», который стал журналом для тех, кто не был стеснен материальной скромностью, кто привык получать от жизни больше, чем другие [Premium, 2007].

Местные газеты конца 1990-х гг. пытались создать новую модель районного издания, когда интересы читателей учитывались в последнюю очередь, так как слабый интерес аудитории был не таким сильным ударом для красноярской прессы. После августа 1998 г. кризис переживал рекламный рынок, который, по оценке аналитиков, в России упал на 70 %, в Красноярском крае - в диапазоне от 3 до 70 %. В среднем же объемы рекламы сократились на 15 %, что почти точ-

но соответствовало сокращению количества газет (на 17 %) [Независимые медиаизмерения, 1999]. В 1998-2000 гг. в прессе Красноярского края реклама товаров занимала преобладающее количество площадей (62 %). Остальное место занимали услуги [СМИ России: Аудитория и реклама, 2000].

После кризиса 1998 г. в Красноярском крае появляются издательские дома: «Нота Бена», «Андрей Дубенский», «Рио Пресс», «Первая полоса», «Гротеск» и другие, которые объединили в себе несколько видов СМИ, вспомогательные средства производства: службы распространения, отделы рекламы, типографское производство.

К 2000—2001 гг. материально-техническое печати стабилизировалось. К концу 1990-х гг. большинство краевых редакций были оснащены персональными компьютерами с необходимым графическими программами [Авдюков, 2001, с. 154].

Губернатор А.И. Лебедь особую заботу проявлял о краевой газете «Красноярский рабочий» путем размещения в ней рекламы. Редактор В. Павловский пишет, что дотации из бюджета крупнейшая краевая газета не получала. Недостатка в рекламе «КР» не испытывал, поскольку долгое существование газеты (95 лет) обеспечило устойчивость бренда. Широкая география распространения гарантировала эффективную отдачу рекламодателям. Экономический эффект приносил такой метод продажи, как информационное обслуживание, то есть размещение рекламных материалов компаний на договорной основе без вмешательства в редакционную политику [Павловский, 1999, с. 11]. 95 % тиража «Красноярского рабочего» составляли подписчики. В целом цена за подписку в 2001 г. выросла на 150 руб. Количество читателей стало снижаться по причине высокой стоимости газеты. Еще через несколько лет «КР» вошел в тяжелый экономический и редакционный кризис и был вынужден прибегнуть к более открытому диалогу с властью.

Таким образом, после августа 1998 г. материально-финансовое положение краевой печати не разрушалось, а развивалось. К началу XXI в. печать региона вышла на новый уровень технического, содержательного, коммерческого развития, который был прерван мировым экономическим кризисом.

Библиографический список

1. Авдюков Ю.П. Красноярская пресса XXI век // Сборник материалов по истории СМИ Красноярского края. Красноярск, 2002.

2. Кошкаров А. Свободные копьеносцы и наемники // Красноярский рабочий. 2011. 18 января.

3. Лазовский Э. Медиакарта печатных СМИ Красноярского края: Личный архив сотрудника управления по мониторингу СМИ при администрации Красноярского края, 1998-2002.

4. Лазовский Э. Рабочий список зарегистрированных СМИ с 1990-2002 гг.: Личный архив сотрудника управления по мониторингу СМИ при администрации Красноярского края, 1998-2002.

5. Мальков Д. Куда идут региональные СМИ. Особенности развития СМИ в крае // Экономика и жизнь Сибири. 2003. № 21-22. С. 3.

6. Независимые медиаизмерения. Издания-лидеры по доходам от рекламы // Журналист. 1999. № 9. С. 20.

7. Павловский В.Е. Не зависимость, а деловое партнерство. Может ли частная редакция выпускать государственную газету? // Журналист. 1999. № 7—8.

8. Павловский В.Е. Ножки протягиваем по одежде, или Зарплата журналистов «Красноярского рабочего» // Журналист. 2001. № 5. С. 61.

9. Пресс-центр КК КПСС. ГАКК. Ф. р. П-26. Оп. 16. Д. 636. JL 24 об. Укрепление материально-технической базы редакций и типографии: материалы пресс-центра КК КПСС, 1989-1991.

10. Профессиональный союз журналистов: данные о средней ежемесячной зарплате журналистов печатных СМИ, учредителями которых являются органы власти // Журналист. 1999. № 9. С. 78.

11. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Изд-во МГУ, 2002.

12. СМИ России: Аудитория и реклама: аналит. сб. (годовой отчет «Независимые измерения»), М., 2000.

13. Premium. 2007. URL: http://www.premium-life.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.